Начало см.1,2,3,4,5,6 часть
Мичманы: Владимир Ламцов, Василий Астанков, Анатолий Мерзляков, Владимир Чайка, матросы срочной службы Николай Ганжа, Леонид Тюкин, Григорий Раина, Иван Ивченко, Василий Григоров, Анатолий Димура, Александр Осюков, Владимир Егоров и другие. После выхода корабля в Белое море Гуляев дал команду на погружение. Проверили прочность лёгкого корпуса, задраили верхний рубочный люк. Тогда все присутствующие, начиная от командира, думали, что с погружением начался их боевой испытательный поход в Атлантику. Но этого тогда не случилось...
Шли вторые сутки подводного плавания. Командир, понимая, что последние три месяца экипаж фактически жил без выходных и отдыха, не заставлял его заниматься боевой подготовкой. И ему за это были благодарны. Хотя... Как вспоминают участники того похода, какой то был "отдых". Все делились впечатлениями, предположениями о предстоящем походе, который ждали с таким нетерпением. Особенно радовались те моряки, у которых закончился срок службы. Первоначально было решено задержать их до возвращения из Атлантики, но потом решили оставить только несколько старослужащих моряков, у которых срок выходил осенью. Среди них: Егоров, Соя, Соловьёв, Слугин, Бровцин, Якубов и другие. Забегая наперёд, скажу, что Егорову и остальным ребятам, у которых закончился срок службы, не пришлось побывать в Атлантике. По возвращении в Гремиху они были демобилизованы, некоторые остались на сверхсрочную. Тот же Владимир Егоров, электрик, на гражданке получил звание младшего лейтенанта запаса ВМФ. Думаю, что лучше обратиться к воспоминаниям тех, кто непосредственно был участником тех далёких событий – ноября 1963 года, и первого испытательного похода АПЛ К-27 в Атлантику.
Со многими автор записок служил впоследствии, хорошо их знал, но то было время, когда о многом принято было не говорить как офицерам, так и матросам, и старшинам. Вот что пишет о том выходе в море его участник, ныне капитан 1-го ранга, командир БЧ-4 РТС Анатолий Иванович Гужеленко (Калининград):
«По пути в тот самый океан нас «тормознули» в Западной Лице, где мы и «зависли» на 2 месяца с гаком. Ушли в запас почти все старослужащие (кроме перешедших на сверхсрочную), а их было большинство из л/с – все мастера своего дела, причём все готовы были на месяц-другой задержаться с ДМБ ради завершения испытания лодки. Эта неразбериха побудила к уходу с корабля командира Гуляева И.И. (по болезни), механика Нагорских О.Л., ещё нескольких офицеров БЧ-5. К середине января 1964 года в Москве созрело решение по нашей дальнейшей судьбе: нас срочно вытолкали из Западной Лицы в родную базу Гремиху – в темпе осваивать и готовиться-таки к завершению испытаний лодки в океане.
Всё завертелось-закружилось: тут и перевозка семей из Северодвинска в Островную (квартиры сразу были выданы всем, даже холостякам), и отработка сильно обновившегося экипажа, были и довольно серьёзные поломки техники, проверки с пристрастием штабом флота, многочисленными комиссиями из Москвы.
Вся эта круговерть завершилась выходом в автономку 21 апреля 1964 года. Повёл нас в море возвратившийся в марте Гуляев И.И. На борту, кроме экипажа, были очень солидные «пассажиры»: председатель комиссии вице-адмирал Холостяков Г.Н., главный конструктор подводной лодки Назаров Александр Карпович, главный строитель корабля (по заводскому – заказа № 601), Овчинников Алексей Алексеевич, начальник 1 НИИ ВМФ контр-адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич, конструкторы энергетической установки и других систем.
Контр-адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич (1916-1978 ), дтн, специалист в области проектирования, создания, эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок. - Роль российской науки в создании отечественного подводного флота. / Под ред. Саркисова А.А.. — М: Наука, 2008.
22 апреля получили радио с поздравлением о присуждении Ленинской премии сразу шести участникам нашего похода за новую технику (такого не было ни до, ни после нас!). Вторым знаменательным событием этого похода было то, что мы были, наверное, единственным в СССР коллективом, по-настоящему с достоинством отметившим День Победы ещё за год до официального бума. У нас на борту было не менее десяти участников войны, и вдали от родных берегов мы такое услышали от ветеранов, что можно было услышать только лет через 15–20.
Сначала наш поход был рассчитан на 40 суток подводного плавания на различных режимах, потом дважды нам разрешали (Холостяков «пробивал») опуститься южнее и 17 мая 1964 года мы достигли широты 10 градусов (это уже экваториальные воды) и двое суток носились под водой на средних и полных ходах. На экватор нас не пустили (не доверяли технике, да и завистников было много), и традиционный морской праздник Нептуна мы отмечали 12 мая, пересекая тропик Рака. Кое-что сохранилось от этого праздника.
В этом походе было много чего впервые в истории советского подводного флота: 1000 миль непрерывно в подводном положении, затем 5000 миль, 10000 миль, 1000 часов под водой. 4 июня отмечали 42-й год рождения нашего любимого командира Гуляева Ивана Ивановича под водой на широте 42 градуса с.ш. (так совпало).
12 июня 1964 года в 11.00. отшвартовались в
А вот что вспоминает еще один участник того похода, помощник командира корабля, ныне капитан 1-го ранга Фытов Геннадий (Санкт-Петербург): "На пятые сутки мы всплыли на перископную глубину на сеанс и вновь погрузились. Через час Гуляев Иван Иванович зачитал шифровку, полученную на его имя от Главкома, в которой говорилось о том, что АПЛ надлежало к 19.00. 7 ноября 1963 года прибыть в Западную Лицу для дополнительной проверки корабля офицерами штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок по задаче 1 и готовности к несению боевой службы в океане... Это было полной неожиданностью как для командира, так и для руководителя похода Холостякова Г.Н. Но приказ Главкома, есть приказ. Ровно в 19.00. 7 ноября 1963 года атомная подводная лодка ошвартовалась к причалу в губе Западной Лицы...»
«...Содержание шифровки Главкома стало достоянием экипажа. И здесь снова проявилось умение Гуляева И.И. работать с людьми. Его сдержанность. Он объяснил офицерам (а обращался он к ним почти всегда по имени и отчеству), что надо проверить состояние отсеков, навести уставной порядок, проверить у личного состава форму одежды и быть перед проверяющими на высоте.»
Дальше Фытов Г.А. вспоминает, что «...7 ноября был тогда праздником. Уже накануне некоторые флагманские специалисты начали отмечать годовщину Октября... А тут им вводная: проверить АПЛ К-27. Но вместо того, чтобы прибыть на корабль, они, не утруждая себя в праздничный день, решили в рапорте о результатах проверки записать «типовые замечания», каких у них было достаточное количество. В составе флотилии уже тогда были две дивизии атомоходов, не менее 16 подводных лодок 627А и 658 проектов. Вот они и решили результаты проверок положить на стол командующему флотилии, указав там вместо АПЛ 627 проекта и номера лодки нашу АПЛ К-27! На этом и «сгорели».
Этот рапорт был прочитан как Гуляевым И., так и Холостяковым Г.Н. Тот, прочитав «недостатки», со злостью и гневом прямо сказал контр-адмиралу Петелину Г.Н.: «Это что – саботаж или провокация?» И заявил, что он немедленно едет в Москву с докладом Главкому о соответствующем безобразии. А «безобразие» заключалось в том, что в акт были включены замечания по механизмам, которых физически просто не могло быть на АПЛ К-27. Замечания по дизелю, а его просто нет на лодке. Замечания, что коллектор навесного генератора искрит, а его тоже нет на корабле. Там отсек турбогенераторный. Ну и так далее.»
Не знаю, что в дальнейшем случилось с этими проверяющими... История умалчивает, но тот, кто добивался срыва испытательного похода в Атлантику в ноябре 1963 года, – добился своего. Более того, Западная Лица, сама база была не приспособлена для приёма такой атомной лодки как К-27 с её уникальными ядерными реакторами. Не было технических средств для поддержания постоянного температурного режима сплава не ниже 125 градусов при стоянке в базе. Экипажу приходилось сжигать драгоценное топливо. Но об этом не думали.
Более двух месяцев "мурыжили" командира и его экипаж на базе. Гуляев И.И. даже слёг в госпиталь и подал рапорт на уход с корабля.
Прошло 46 лет, но найти ответ на вопрос "почему и кем был сорван выход уникальной атомной подводной лодки в океан?" – практически уже невозможно. Из бесед с непосредственными участниками того выхода, из материалов, которыми располагаю, можно предположить, что выход К-27 в океан тогда в далёком ноябре 1963 году был сорван преднамеренно. Может там, наверху, боялись нашего корабля, такого им непонятного? Боялись брать на себя ответственность? А может причиной была борьба двух направлений? Какие атомоходы и с какими реакторами (водо-водяным или с жидкометаллическим теплоносителем) должны быть взяты на вооружение? Может это и было основной причиной такого отношения руководства Флота СССР?
Приведу один из примеров такого поведения командующего Северного флота, в то время
«Касатонов подводил итоги проверки готовности АПЛ К-27 к выходу в океан (в который раз!), проявив при этом в присутствии многих грубость. О Касатонове на флоте шла слава «сумасшедшего с бритвой». Он, без всяких на то причин, в грубой форме снимает с похода капитан-лейтенанта Прибыш А.И. (КГДУ) и старшину торпедистов Семёнова, не считаясь с мнением командира Гуляева И.И., который пытался доказать, что этих моряков просто за сутки некем заменить. Но с доводами командира Касатонов не посчитался. Более того, прямо при всех заявил, что мы все утонем и будь его воля, он нас в море не выпустил бы, да вот – приказ Главкома...
После всего сказанного, Гуляев стоял на сцене перед личным составом белый как мел, сжав кулаки и скулы. После окончания разборки Касатонов решил одеть шинель, но никак не мог попасть в рукав и бросил через плечо: «Хоть бы кто-нибудь догадался подать шинель адмиралу!»
На сцене стоит Гуляев и сидит Холостяков Г.Н. – вице-адмирал. Ни тот, ни другой с места не сдвинулись."
Уже будучи в море, произошла смена командующего Северного флота: вместо Касатонова был назначен вице-адмирал Лобов Семён Михайлович. Это сообщение подводники К-27 встретили в отсеках громким "Ура!"."
И вот, наконец, наступил тот день, когда позади осталась многомесячная нервотрёпка со стороны чиновников, преодолена трудная изнурительная учёба экипажа перед выходом в океан.
Конечно, труднее всего было командиру Иван Ивановичу Гуляеву. Он мог за годы, проведённые без отдыха, при строительстве уникальной подводной лодки К-27 в один из дней просто написать рапорт и уйти, как уходили многие. Поводов для этого у него было предостаточно. При этом виной были не моряки, ставшего таким близким его экипажа, а чинуши из высоких военных ведомств.
Но Иван Иванович был человеком другой закалки. Он не допускал мысли, что уйдёт, оставив экипаж, не доведя до конца дело, которое он начал, когда его назначили командиром АПЛ К-27 в феврале 1958 года.
Подводники на фоне АПЛ К-27
Думаю, что долгожданный день выхода 21 апреля 1964 года его корабля в океан, был самым счастливым днём в жизни Гуляева Иван Ивановича, как и всех, кто пришёл с ним на АПЛ К-27, которая только готовилась к закладке. Маршрут, по которому должна пройти АПЛ К-27, знал лишь узкий круг командования, для остальных членов экипажа это являлось тайной.
Главной задачей похода были, в первую очередь, научные цели. С учётом этого надо было выбрать район, где можно было проводить проверки главной энергетической установки (ГЭУ), других систем и механизмов на различных глубинах и режимах, учитывая температуру забортной воды и гидрологию. Все понимали, что от успешного выполнения задания зависела не только судьба нового ядерного реактора. После этого похода в Центральную Атлантику на боевую службу должны были пойти другие атомные подводные лодки. Этим и определялись задачи, поставленные перед экипажем. Вот только основные из них:
– наблюдение за обстановкой в районах плавания;
– сбор информации о подводных и надводных кораблях вероятного противника;
– проверка надёжности радионавигационных приборов;
– отработка скрытного слежения за обнаруженными надводными и подводными кораблями;
– совершенствование действий экипажа по выполнению бесперископных торпедных атак и атак по данным зрительного наблюдения;
– определение наиболее благоприятного времени суток для радиоприёма (в зависимости от районов плавания);
– совершенствование борьбы за живучесть корабля в простых и сложных условиях;
– обеспечение полной радиационной безопасности экипажа;
– всесторонняя проверка ГЭУ и в целом всего корабля на предмет их надёжности.
Подводная лодка К-27 - Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - Северного машиностроительного предприятия (1942-2001). Справочник. /авт. - сост. Спирихин С.А.; [редкол.: Ю.В. Кондрашов (пред.) [и др.]] - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда» Севера», 2004.
Можно ещё и ещё перечислять то, с чем пришлось столкнуться кораблю в этом длительном походе. Все поставленные задачи экипаж успешно выполнил. Все трудности, связанные с испытанием новой техники, были преодолены. Возможно то, что я напишу ниже, у кого-то вызовет сегодня улыбку, но это было, как говорят "из песни слов не выбросишь". После прихода корабля в определённую точку в Атлантике моряки решили созвать специальный "пленум". Прошу не путать с пленумами ЦК КПСС. В отличие от партийных, этот пленум не обсуждал общих вопросов. Его задачей было решение вопросов, которые возникали или могли возникнуть в походе. В состав "пленума" вошли Г.Н.Холостяков, И.Д.Дорофеев, замполит лодки капитан 2-го ранга М.А.Петухов, командир БЧ-5 капитан 3-го ранга В.Э.Соколовский и другие представители флотских управлений, приёмки, которые находились в то время на корабле. Тот "пленум", который созвали моряки во время похода, и те вопросы, которые он решал, принципиально отличались от пустозвонных решений ЦК КПСС. Первое, что было решено, – обратиться к командованию с просьбой продлить срок плавания до 50 суток, ведь изначально поход К-27 был рассчитан на 40 суток. В результате настойчивости вице-адмирала Холостякова (при полной поддержке экипажа) плавание было продлено. И здесь бы я хотел немного остановиться на биографии вице-адмирала, флотоводца времён Великой Отечественной войны Георгия Никитича Холостякова.
В этом походе у Гуляева сложились очень хорошие взаимоотношения с Холостяковым – человеком легендарным, со сложной судьбой и биографией. Георгию Никитичу пришлось пережить репрессии тридцатых годов, пройти всю войну, попасть в немилость к главкому Сергею Георгиевичу Горшкову, с которым они когда-то на равных воевали, драматически погибнуть в преклонном возрасте. По характеру Холостяков был человеком прямым, порой резким, но не грубым. Подчинённые его любили. А на лодке он стал душой коллектива, умело смягчая напряжение плавания. Если что-то у офицеров не ладилось, он говорил: "Вот что, товарищи, вы соберитесь, поговорите, а потом мы проведём пленарное заседание. Вы нам всё доложите, а мы скажем, на что вы способны, а на что не способны".
Георгий Никитич любил общаться с моряками. Чистил с ними картошку, разговаривал в отсеках. У него о каждом матросе было представление: кто и как себя чувствует, что думает, откуда родом, из какой семьи... В этом отношении даже замполиту капитану 3-го ранга Петухову Михаилу Алексеевичу нелегко было с адмиралом тягаться. А Гуляеву Холостяков говорил: "Твоё дело сейчас, командир, – корабль. За него отвечаешь. Вот здесь и действуй. Все остальные мероприятия и без тебя проведём". На "пленарных заседаниях" Георгий Никитич далеко не всегда благодушествовал. Но разносов не устраивал, а по-деловому прямо, достойно преподносил уроки. И обид на него никто не держал. Недаром после похода на собрании личного состава экипажа моряки единодушно присвоили вице-адмиралу звание "почётный командир корабля". И хоть нигде ничем оно не предусмотрено, Георгий Никитич очень гордился такой честью.
В 1959 году, проработав до этого несколько лет в Высшей военной академии (ныне Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР), Георгий Никитич решил возвратиться на действующий флот, и был назначен заместителем начальника Постоянной комиссии приёмки кораблей. Начальником же комиссии был Герой Советского Союза вице-адмирал Г.И. Щедрин. Холостяков очень ревностно относился к своим обязанностям. Ему было уже за шестьдесят, а только в 1963–964 годах на подводных лодках, принимаемых от промышленности, он провёл в море почти 100 суток.
И поход его с Гуляевым на полную автономность был инициативой самого Холостякова. Главком ВМФ СССР долго осторожничал и, в конце концов, дал добро на 40 суток. Но именно из-за присутствия Холостякова на борту, чего, конечно, не знал Гуляев, их походу не было придано должного значения.
А плавание выделялось своей уникальностью даже на фоне уже известных походов атомоходов. Далеко не все дни, проведённые в походе, были спокойными. Экипажу пришлось пережить и серьёзные испытания. Там, далеко от родной базы, произошла серьёзная авария, - заброс сплава в систему правого борта, начали образовываться "пробки". Были предложения на одном реакторе вернуться в базу. Но никто не знал, как поведёт себя левый ядерный реактор? Тогда приняли решение разрезать газовую систему в местах образования "пробок" и начать их шомполить. Вот как рассказывает о тех событиях непосредственный ликвидатор аварии в реакторном отсеке спецтрюмный Григорий Раина: «...В отсеке, где я нёс тогда вахту, неожиданно повысилась радиоактивность. Командиру пришлось часть экипажа даже вывести в кормовые отсеки и запретить хождение по кораблю. Была создана спецгруппа во главе с капитаном 3-го ранга Шпаковым Александром Васильевичем. Туда вошли специалисты с завода, института, я, Саша Осюков и Николай Ганжа. Оделись в защитную сцецробу и начали работу по пробивке пробки в системе. Надо было вручную прошомполовать газовую трубку, вытолкать застывший металл, а потом сварить. Работа должна быть ювелирная. И всё это при большой жаре (около 80 градусов) и тесноте. О радиации никто не говорил. Работа была выполнена на отлично. Командир Иван Иванович поблагодарил нас, а грамоту, вручённую мне знаменитым адмиралом Холостяковым, до сих пор храню.»
Приведу ещё один случай, с которым столкнулись подводники К-27 во время первого похода. Тем более что многое из происходившего 46 лет назад актуально для атомного флота и сегодня. Самое страшное на подводном корабле – это пожар. Ещё после ходовых испытаний моряки находили в электрических станциях забытые во время монтажа
Но нашли, конечно, далеко не всё. Один из забытых ключей во время дифферента накоротко замкнул цепь работающего в 5-м отсеке мощного (300 кВт) электрокомпрессора. Возник пожар, отсек наполнился дымом. И только благодаря грамотным действиям трюмного – старшины 1-й статьи В.А.Баранова удалось избежать беды и тяжёлых последствий. При плавании в тёплых широтах давала сбой холодильная машина. Неоднократно срабатывала аварийная защита левого борта. Моряки быстро нашли выход из создавшейся ситуации. После прибытия в базу заводчанам, конструкторам корабля работы хватило надолго.
Плохое, тяжёлое забывается. А вот приятные моменты подводники хорошо помнят, их было достаточно в той незабываемой автономке, интересных и смешных. Вот некоторые из них.
На корабле служил молодой капитан-лейтенант, командир 3-го дивизиона БЧ-5 Юрий Михайлович Сорокин. Однажды матросы его отсека "в подарок" преподнесли миску... красной икры. На вопрос, почему они отдали ему такой деликатес, ответили, что им больше по душе икра "заморская", кабачковая. Ну а Сорокину совместно с капитаном медслужбы Борисом Ефремовым пришлось провести "показательные занятия" – как надо употреблять такой деликатес! Намазывая хлеб маслом, а потом икрой, они говорили: "Ребята, вот как надо есть, а вы всё ложками..."
А разве забудешь историю, которая случилась с коком В.А.Варой? На Пасху он покрасил яйца, используя шелуху от лука. Реакция политработников, присутствующих на лодке, была, сами понимаете, какая! Особенно "отличился" представитель политуправления ВМФ. Пришлось командиру, да и Холостякову тоже, выручать своего кока из той комичной ситуации, в которую он попал. Сегодня это выглядит смешно, а в 1964-м поступок Вары мог закончиться для командира и замполита серьёзной нервотрёпкой. Но всё обошлось. Представителю политуправления пришлось объяснить, что таким способом на флоте, в море, сохраняют куриные яйца. Поверил! Вопросов больше не задавал. А вот кок после этого на завтрак стал готовить яичницу, хотя до этого яйца варил.
О коках моего корабля хочется сказать особо. Это Сергеевич, Паша Федорчук, Вара, Гена Храмцов, Коля Остапчук. Без всякого преувеличения –это мужественные, героические люди. По ответственности, которая на них была возложена, они, наверное, стоят на втором месте после командира подводной лодки. Шутка ли, четыре раза в сутки точно к назначенному сроку требуется накормить чуть больше сотни здоровенных мужиков. Да не будь их, ни одна из поставленных командованием задач просто не была бы выполнена. А мужественная и героическая вот почему. Иногда, подводная лодка идёт в надводном положении, а за бортом шторм семь баллов, представьте себя на их месте! Или в отсеках жара 30 градусов, а у них на камбузе все 50, к тому же подводная лодка может срочно погружаться или быстро всплывать, а у них борщ в бачках кипит! Коки-подводники –это не просто коки, это коки высочайшей квалификации, специалисты экстра-класса, которые ежедневно работают в экстремальных условиях. У них, также как и у командира, вахта круглосуточная. Они не просто готовят, они готовят очень вкусно и сытно, а иногда приготовят блюдо, что просто диву даёшься –как такое можно приготовить на борту подводной лодки?
Геннадий Храмцов(слева), Николай Остапчук. Коки апл К-27.
Подводники К-27 во время похода встречали, как я писал выше, юбилеи и дни рождения. Коки, отнимая у себя личное время, которого у них и так практически нет, обязательно готовили что-то такое, что не входит в паёк, в меню, но напоминает о доме, семье, Родине. Готовили пирожки с различной начинкой, пельмени, вареники, блины и, конечно, пирог на именины.
Значение коков в подводном флоте трудно переоценить, эти люди заслуживают глубокого уважения и признательности. Более того, без преувеличения, от них напрямую зависит боеготовность корабля. Запомнился день рождения командира Гуляева, которому исполнилось 42 года. Поздравления шли из каждого отсека. Кок Вара выпек огромный торт, каждому моряку досталось. И, конечно, за командира выпили... свои положенные 50 грамм морских, а может и больше (шило) было в запасе. Конечно, много не разгонишься... всё-таки поход, но некоторые (касается "гостей" ) умудрялись напиться в стельку. Сначала понемногу, а потом оторвались по полной программе рабочие, учёные-специалисты, которые вышли в море. Некоторые ходили по отсекам и пели песни "дяде Мише" (замполиту – это капитан 2-го ранга Петухов Михаил Васильевич). Да и замполит был хорошо весёленький. Ему приходилось тяжелее всех, ведь пить надо было в каждом отсеке, а их девять! Тогда шутили: "Если бы американцы знали, что рядом возле их берега находится советская атомная субмарина с "весёлым" экипажем, то они бы в шоке разбежались" (конечно, это было преувеличение).
Длительный поход, нахождение в замкнутом пространстве, ограничение движений откладывали свой отпечаток на фигурах моряков. Не способствовало сохранению изящной фигуры и меню. Заботу о физической закалке подводников проявляли в море старпом Окованцев и доктор Ефремов. Придумывали различные соревнования, конечно, в тех объёмах, которые позволял отсек корабля. Очень популярным стало приседание на одной ноге. Рекордсменом в этом деле был комдив 3-го дивизиона Ю.М.Сорокин, весивший около центнера. Но всех удивил доктор – Борис Иванович Ефремов. Низкорослый и на вид-то не очень крупный, он посадил на плечи тяжёловесного Сорокина и присел десять раз!
Доктор Б.И.Ефремов
12 июня 1964 года уникальный поход в Атлантику был успешно завершён. О нём мною рассказана незначительная часть того, чем занимались подводники, что им приходилось испытать за эти 52-е суток. Кроме испытания новых уникальных реакторов стояли и другие задачи, например, военного характера –это как можно больше собрать данных о нашем противнике того времени. Но об этих вещах не рассказывают, подробно не описывают. По прибытии в базу – торжественная встреча, традиционный поросёнок, встреча с семьями и, конечно, отдых, отпуска. Но вот что поражает. Почему экипаж, показавший рекордную по тем временам автономность, экипаж который испытывал уникальный ядерный реактор, которому не было аналогов в мире, остался непризнанным и не оценённым Правительством, за совершённый при этом подвиг? Почему только вмешательство Министра Обороны Родиона Яковлевича Малиновского поставило точку в этом вопросе через два года, после того как атомная подводная лодка К-27 совершила уже пару автономок?
А всё заключалось в неприязни Главкома ВМФ СССР Горшкова к Холостякову ещё со времён Великой Отечественной войны, когда Горшков был в подчинении Холостякова. Все попытки Георгия Никитича добиться награждения экипажа К-27 натыкались на глухое сопротивление со стороны руководства ВМФ СССР. Помог случай. В 1965 году Малиновского и Холостякова пригласили в Будапешт (Венгрия) как активных участников освобождения этой страны. Там Малиновский поинтересовался, как служится Холостякову (они знали друг друга ещё со времён войны).
–Да вот, собираются увольнять меня со службы на пенсию...
–После этой поездки, ты зайди ко мне, – сказал Малиновский.
Холостяков, конечно, пришёл. Там он и рассказал об экипаже уникальной лодки, о её командире, о том, что вот уже полтора года не может добиться, чтобы этот экипаж за их подвиг наградили.
Продолжение следует
Немає коментарів:
Дописати коментар