30.08.2012 08:58
В разгар предвыборной раздачи подарков (а как иначе склонить электорат к «правильному» голосованию?) власть объявила об увеличении выплат военным пенсионерам. Сотни тысяч бывших военных и милиционеров схватились за калькуляторы и начали нервно подсчитывать, насколько богаче они станут в течение полугода. И что?!.
У армянского радио спрашивают:
«Правда ли, что товарищ Петросян выиграл вчера в лотерею новую «Волгу»?»
Армянское радио отвечает:
«Правда. Только не Петросян, а Саркисян. И не вчера, а три года назад. И не в лотерею, а в карты. И не «Волгу», а три рубля. И не новыми, а старыми. И не выиграл, а проиграл».
Анекдот 70-х годов.
«Правда ли, что товарищ Петросян выиграл вчера в лотерею новую «Волгу»?»
Армянское радио отвечает:
«Правда. Только не Петросян, а Саркисян. И не вчера, а три года назад. И не в лотерею, а в карты. И не «Волгу», а три рубля. И не новыми, а старыми. И не выиграл, а проиграл».
Анекдот 70-х годов.
В разгар предвыборной раздачи подарков (а как иначе склонить электорат к «правильному» голосованию?) власть объявила об увеличении выплат военным пенсионерам. Сомнительная честь огласить это заявление и разъяснить порядок повышений выпала вице-премьеру Сергею Тигипко.
Он этой честью воспользовался, и в телерадиоэфире, в печатных СМИ, в Интернете замелькала информация, в которой сообщалось, что с 1 июля военная пенсия повысится на 11%, с 1 сентября – на 23%, а с 1 января 2013 года – на 35%. Сотни тысяч бывших военных и милиционеров схватились за калькуляторы и начали нервно подсчитывать, насколько богаче они станут в течение полугода.
Наиболее трезвомыслящие обратили внимание на то, что последний «транш» намечен на начало нового года, когда после выборов Верховного Совета будет «расписан» новый госбюджет, вдруг сменится правительство, все инициативы власти нынешней будут обозваны «популизмом», и станется так, что обещанное получать будет не с кого. Но даже 23-х процентное повышение (почти четверть!) на дороге не валяется. Небольшая часть трезвомыслящих попыталась прочитать правительственное постановление, которым юридически закреплялось звонкое обещание, и наткнулась на то, что, несмотря на активную трескотню, реквизиты документа почему-то не афишируются, и, чтобы с ним ознакомиться, нужно еще изрядно порыться в потоке нормативно-правовых актов.
Те же, кто добрался до текста, обнаружили, что его смысл можно понять лишь при немалом усердии. Документ этот закручен почище хитрой головоломки, в нем перемешаны ссылки на два прежних постановления Кабмина (оба с громоздкими названиями и чередой изменений), а исполнен он таким «нечитаемым» языком, что невольно вспоминается: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Ну, а кто излагает путано, у того, похоже, в мозгах сумерки.
Поэтому, бОльшая часть пенсионеров документ не читали, а доверились разъяснениям Тигипко, у него ведь и речь внятная, и лицо серьезное, и взгляд как будто вдумчивый и честный. Не подумали бывшие вояки и менты, что врать Тигипко начинал еще в ленинском комсомоле, где опытные «педагоги-демагоги» учили ложь прятать за теплыми словами и сочувственно-понимающими взорами.
В начале июля масса военных пенсионеров ринулась за своими кровными и была неприятно удивлена: пенсия повысилась лишь у небольшой части и вовсе не на 11%. Но, если быть точным, Тигипко ни разу не сказал, что пенсия будет повышена ВСЕМ. Как, впрочем, и не сказал он, что она повысится лишь у НЕКОТОРЫХ. То есть, в строго юридическом смысле он как будто никого не обманул. Но так уж сложилось, что в украинской и русской разговорной речи если без уточнений называется группа людей или предметов, то понимается это всегда как общая их особенность или характеристика. То есть, если без какой-либо конкретизации говорится о военных пенсионерах, значит, говорится о ВСЕХ военных пенсионерах.
Тигипко попросту «развел на словах» простодушных получателей спецпенсий. То есть выступил он как классический мошенник, вроде не обманувший, но злоупотребивший доверием людей. Получилось, как в игре «в наперстки». Там тоже выигрыш разрекламирован, но не гарантирован. А кому-то все-таки везет. Везет, когда катала захочет, чтобы ему повезло.
Скорее всего, заявления Тигипко о повышении военных пенсий были рассчитаны как пиар-ход, нацеленный на какой-то размытый электорат, непосредственного отношения к военной службе не имеющий. Все, кто слышал предвыборное заявление члена правительства (похоже, Тигипко, действительно, член, а мозг правительства – кто-то другой), восприняли его как еще один шаг к процветанию украинского общества «під патронатом Партії Регіонів».
А сами бывшие военные розовые очки примеряли недолго. Ведь после 1 июля реально пенсия увеличилась едва ли у трети из них, с 1 сентября количество «счастливчиков» будет еще меньше, а к новому году их останется совсем немного. То есть даже самый тупой военный пенсионер еще до выборов поймет, что «повышение» – яркая конфетная обертка без самой конфетки. Да и вообще термин «повышение» употреблять некорректно. На самом деле правительство лишь выравнивает пенсионные выплаты, то есть немного возвращает бывшим защитникам отечества из того, что годами им недодавало. Поэтому следует слово «повышение» брать в кавычки.
На этом мошеннические приемы в процессе «повышения» не оканчиваются. Смысл предвыборного «агитпроповского» Постановления Кабмина № 355, несмотря на его безумный язык, вовсе несложен. За основу перерасчета берется размер пенсии, установленный Постановлением 2007 года № 1294, именно от него насчитываются соответственно 11, 23 и 35%. Даже если реально пенсионер получал до 2007 года пенсию бОльшую, все равно новые проценты ему будут насчитываться по нормам 2007-го, то есть реально «повышение» может быть и 8%, и 1%.
При этом расчет имеет ограничительный «потолок», это размер пенсии, который условно мог бы быть назначен каждому 1 апреля 2012 года. У кого пенсия «образца 2007 года» ниже современной, того «повышение» коснется. По разному, но коснется. Пока «потолок» не помешает росту. Если же размер пенсии-2007 равен сегодняшнему «потолку» или выше его, то останется он на прежнем уровне.
Здесь необходимо подробней упомянуть Постановление 2007 года, ведь именно оно используется как базовое при нынешнем «повышении». Постановлением этим кроме прочего обозначаются границы дополнительных видов жалованья: премии и надбавки за выполнение особо важных заданий (ОВЗ). При этом их размер для пенсионеров рассчитывался как СРЕДНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОРГАНУ на январь 2008 года.
Термин же «государственный орган» пунктом 2 Постановления жестко определен: это Минобороны, МВД и т.д., то есть центральный орган власти. Можно критиковать рациональность и справедливость этого Постановления, но нужно признать, что, во всяком случае, пенсии хотя бы должны были назначаться по единому внутриведомственному расчету. Мошенническим текст его назвать нельзя.
Но работа правительства заключается не только в том, чтобы «рожать» умные постановления, а и в том, чтобы контролировать их выполнение. В данном случае этого как раз не произошло. Ушлые ведомства стали «мудрить» с размерами премий и ОВЗ и назначать их не в среднем размере, как велел Кабмин, а персонально: одним пенсионерам больше, другим меньше. То есть исполнение Постановления оказалось вполне шулерским. Чтобы не быть голословным, привожу пример такого «дифференцированного» исполнения документа. Кто из чиновников хочет проверить – пусть проверяет!
А., пенсионное дело № 2883: премия – 0%, ОВЗ – 5%.
Ж., пенсионное дело № 5972: премия – 20,3%, ОВЗ – 50%.
Ж., пенсионное дело № 5972: премия – 20,3%, ОВЗ – 50%.
Разница, и немалая разница налицо. Можно еще привести примеры. При этом важно, что упомянутые пенсионеры из одного силового ведомства, то есть слагаемые их пенсий никак не должны разниться. Не должны, но ведь как разнятся! На языке пенсионной политики это называется дискриминация. Причем дискриминация примитивная и наглая. А авторы этого действа – какие?
Я умышленно не называю это ведомство, потому что в контексте данной статьи важна роль Кабмина как начала, организующего все ведомства. Ведь именно Кабмин еще в 2008 году обязан был выявить такие беспардонные нарушения своего постановления, больно «надавать по попе» непослушным ребятишкам и восстановить законный порядок. Не выявил. Не надавал. Не восстановил. «Скромно» промолчал и Пенсионный Фонд, а ведь он должен контролировать законность и обоснованность назначения специальных пенсий.
Сергей Тигипко, выступивший рупором (и, надо думать, инициатором) нынешних военно-пенсионных реформ, в 2007-08 годах к Кабмину как будто отношения не имел, и, стало быть, ответственность за его «слепоту» нести не может (премьер-министром в то время трудился некто В. Янукович). Но, он персонально несет ответственность за подготовку и реализацию «своих» правовых актов. И при их подготовке (а у него ведь целый штат «шнурков»-помощников с важными дипломами, «толстыми» зарплатами и сытыми мордами) должен был понимать, что основываясь на лжи правду никак не построишь. Начисляя проценты на дискриминационные пенсии можно только усилить перекос и несправедливость. И поэтому он, Тигипко, должен был досконально изучить историю вопроса.
Когда был Сергей Леонидович моложе и успешно функционировал в комсомоле, то много читал Владимира Ильича и подобострастно его цитировал. Вот бы и вспомнить ему: «Ведомства – говно, декреты – говно… Проверять работу — в этом все» (В.И. Ленин, ПСС, т.44, с.369). А он попробовал приспособленчески адаптировать ленинскую мудрость к украинским реалиям: «Ведомства – повидло сладкое, постановления – мед душистый. А, значит, и не нужно анализ этого продукта делать».
Возможно, Тигипко и иже с ним старались сделать «как лучше». Понятно, что под выборы, понятно, что не так, как всем хотелось бы, но все же лучше. Получилось, увы, как всегда плохо. Ни руководство Кабмина, ни его многочисленные технические работники не хотят и не могут понимать, как функционирует структура денежного содержания людей в погонах. И не способны «привязать» эту структуру к реалиям «государства развитого коррупционизма».
А ведь достаточно вспомнить советский опыт. Жалованье служивых складывалось тогда из оклада по должности, оклада за звание и надбавки за выслугу лет. Ну, еще немного добавляла классность. Как бы ни хотел командир или начальник выделить своего подчиненного в лучшую или худшую сторону, он не мог изменить его зарплату. Коррупция на этом участке административной деятельности исключалась полностью. И, соответственно, расчет пенсий никак не страдал от коррупционных изысков.
Конечно же, такая система оплаты была чисто «совдеповской», она на корню губила всякое рвение и инициативу. Умный, честный, энергичный офицер получал столько же, сколько пьяница, лодырь и вор. Но, увы, от плохого мы пришли к еще худшему. Теперь умный, честный и потому неудобный для начальника офицер получает всегда меньше, чем удобный тупица и взяточник. И когда они увольняются со службы, то пенсия первого всегда будет меньше пенсии второго. Намного меньше.
Один из немногих реальных путей сокращения коррупции – ограничение разрешительных функций чиновников. А лучше вообще устранение таких функций. Вместо того чтобы раз за разом манипулировать премиями, надбавками, доплатами за мифические особенности службы, давая возможность начальственным коррупционерам в погонах «казнить и миловать» своих вассалов как им заблагорассудится, нужно отменить любые денежные надбавки, но увеличить «твердые» основные виды денежного содержания.
При этом оставаясь в пределах существующего финансирования. Власти (и нынешние, и все прошлые) упорно отменяют старые субъективно начисляемые доплаты и придумывают новые, заигрывая с действующими военнослужащими и правоохранителями. Делается это с одной целью – не повышать пенсии, ведь при увеличении любого основного вида жалованья их также нужно повышать.
Дошло до абсурда. В советское время оклад по занимаемой должности и оклад за звание были примерно равными. Соответственно значимость воинского и специального звания была высока. «Расстояние» между соседними «звездочками» составляло 10 рублей. Лейтенанта от генерала отделяли 60 рублей, за эти деньги до 1981 года можно было купить пятнадцать бутылок вполне приличной водки «Экстра».
Сейчас у украинских силовиков разница между «звездами» всего 5 гривен. Лейтенанта от генерала отделяют только 30 грн., за которые генерал сможет купить в месяц одну бутылку водки среднего качества. То есть, по «водочному» эквиваленту украинский генерал в пятнадцать раз дешевле советского. Да вообще украинский генерал-майор за звание получает позорные 140 гривен! От этого, правда, тщеславных недоумков, хамов и невежд, платящих огромные взятки за получение генеральского звания, меньше не стало, но это тема отдельного разговора.
* * * * *
А ситуация с «тигипковским» «повышением» военных пенсий, к сожалению, напоминает эпизод из старого доброго советского фильма «Сережа».
Дядя протягивает мальчику конфетку:
- Здравствуй детка, вот тебе конфетка!
Мальчик разворачивает фантик и видит, что внутри ничего нет. Обиженно смотрит на дядю и с детской непосредственностью спрашивает:
- Дядя Петя, ты дурак?
Дядя протягивает мальчику конфетку:
- Здравствуй детка, вот тебе конфетка!
Мальчик разворачивает фантик и видит, что внутри ничего нет. Обиженно смотрит на дядю и с детской непосредственностью спрашивает:
- Дядя Петя, ты дурак?
Автор: Владимир Ажиппо, ветеран МВД
Немає коментарів:
Дописати коментар