субота, вересня 22, 2012

ВПРОЧЕМ ОБ АВАРИЯХ НА АТОМНОМ ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.

До сегодняшнего дня на флоте так и не получили ни одного объективного разбора произошедших катастроф с нашими АПЛ. Моряков ни в училищах, ни на кораблях не готовят к возможности возникновения подобных ЧП. Подготовка к борьбе за живучесть идет "в общем", без привязки к конкретным слабым конструктивным особенностям наших АПЛ. Виной этому все та же секретность - и боязнь высоких начальников признать факт несовершенства техники.


Почему? Во-первых, потому, что лейтенанты, выросшие на первом поколении АПЛ и ставшие сегодня адмиралами, уверены в том, что аварийность - это норма подводной службы. А во-вторых, ни один офицер-подводник за всю историю существования нашего подплава, прекрасно зная о дефектах корабельного оборудования, не отказался от выполнения боевой задачи. А как это сделать, если каждый поход АПЛ за год до его проведения планируется Генштабом - отвечать придется перед таким количеством начальников...


- Каждый из нас давал присягу и поэтому должен выполнить задачу, - не колеблясь, ответил один из высокопоставленных офицеров флота на вопрос корреспондента "Известий", пытался ли он протестовать против вывода в море небоеготовых кораблей. - И я горжусь тем, что экипажи АПЛ моей дивизии ни разу не отказывались выходить в море. Молиться надо на такой народ...


- В ВВС, например, при приеме в эксплуатацию нового истребителя всегда предупреждают пилота о том, при каких режимах полета самолет эксплуатировать нельзя, - рассказал "Известиям" подводник, автор книги "Тайны подводных катастроф", Герой Советского Союза, вице-адмирал Евгений Чернов. - И как действовать, если машина в них все-таки оказалась. На флоте ничего этого нет. Между тем атомная подводная лодка значительно сложнее любого истребителя...


К сожалению, есть и другая причина. В СССР, да и в современной России люди все еще расходный материал. Судить об этом можно по той же катастрофе 12 августа 2000 года атомной подводной лодки Северного флота "Курск", унесшей жизни 118 подводников. Трудно поверить, что командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин не знал о проблемах с торпедой (по официальной версии, именно из-за ее взрыва произошла трагедия), но тем не менее не отказался от проведения учебной стрельбы. Откажись он - и обещанная за предыдущую боевую службу в Средиземном море Звезда Героя ему бы не досталась. А сам подводник стал бы предметом постоянного склонения на всех подведениях итогов боевой подготовки флота как командир, неспособный выполнить элементарное упражнение - пуск учебно-боевой торпеды.


За другими примерами также далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить недавнюю стратегическую командно-штабную тренировку (СКШТ), проводившуюся в январе-феврале 2004 года под руководством президента Владимира Путина. В ходе СКШТ стратегическая атомная подводная лодка "Новомосковск" вышла в море на проведение зачетной стрельбы баллистическими ракетами с неработающим навигационным комплексом. Следом за ней другая лодка - "Карелия" - производит пуск ракеты из "неудачной" серии, но ведь предыдущая машина из этой же партии, запущенная ранее, самоликвидировалась, дав тот самый один процент неудачных пусков для самой совершенной морской ракеты РСМ-54. Разве об этом не знали моряки? Почему нужно было вновь запускать ракету, пока не выяснены причины сбоя в ходе предыдущего пуска? Ответа на этот вопрос как не было, так и нет. Официальные итоги разбора тех учений не дают уверенности в том, что они объективны. Виновные ни среди представителей промышленности, ни среди командования или членов экипажа не найдены. Точно так же, как никто не ответил ни за одну прошлую подводную катастрофу нашего флота...

 Неуставное соответствие

- Наши ПЛ обладают самым большим в мире запасом плавучести и сами не тонут! Их топят "доблестные герои-подводники": двоечники, плохо знающие специальность и спящие на лекциях... - примерно так начинали свои лекции преподаватели с кафедры боевых средств флота в Военно-морской академии им. Дзержинского.


В постановлении о приостановлении расследования уголовного дела, возбужденного по факту гибели АПЛ "Комсомолец", сказано: "Конструктивное исполнение устройств и систем подводной лодки К-278 не явилось причиной гибели ее и экипажа. Нарушение требований руководящих документов ВМФ по боевой подготовке привело к тому, что 28 февраля 1989 года на подводной лодке в море был направлен потерявший свою линейность (то есть требующий дополнительной подготовки для выхода в море. - "Известия") второй экипаж капитана 1 ранга Ванина Е.А. Такое состояние экипажа явилось следствием систематических нарушений требований руководящих документов, регламентирующих правила подготовки экипажей подводных лодок, и отсутствия должного контроля за результатами боевой подготовки. Недостаточно подготовленные к действиям в сложных условиях должностные лица и личный состав подводной лодки не обеспечили решения задач при борьбе с пожаром при поступлении воздуха высокого давления и забортной воды, спасения личного состава. Это привело к гибели АПЛ и части личного состава".


- В случае с "Комсомольцем" было нарушено основное требование курса боевой подготовки ВМФ в части превышения предельного срока перерыва в плавании - 8 месяцев, - пояснил ситуацию Чернов. - У второго экипажа корабля перерыв между выходами в море составил 9 месяцев. Поэтому этот экипаж должен был быть выведен из линии и перед выходом в море должен был отработать полный курс задач боевой подготовки, но этого не было сделано. В экипаже было 7 моряков, не допущенных к несению боевого дежурства. Все это привело к тому, что на начальном этапе борьбы с пожаром моряки с задачей не справились, не хватило опыта и слаженности в действиях. В результате первичное возгорание переросло в катастрофический пожар, и как следствие - гибель атомохода.



Между жизнью и смертью


Есть и еще причина, которую нельзя не учитывать, рассказывая о подводных катастрофах. Специалисты считают, что виной гибели подводных кораблей и их экипажей становятся не только внешние неблагоприятные факторы - они сопутствуют любому подводному плаванию, - техническое состояние или подготовленность людей. Как это ни парадоксально звучит, но опасность представляет сам факт существования этой техники. Любая субмарина, по словам специалистов, похожа на пороховой погреб, в котором кто-то постоянно курит.


Из-за крайне ограниченных размеров отсеков конструкторам приходится размещать приборы и оборудование, сочетание которых противопоказано: их работа в непосредственной близости друг от друга может привести к аварийной ситуации. Экипаж корабля заведомо подвергается при этом высокому риску. Подводники прекрасно знают об этом, и только их высокий профессионализм, выучка и техническая подготовка позволяют соблюсти тот баланс безопасности, который в итоге и позволяет им выполнять поставленные перед ними боевые задачи, живыми возвращаться в родные базы.


Станут ли подводные лодки со временем безопаснее для эксплуатации? На этот риторический вопрос есть только один ответ - нет. Несмотря на все достижения науки и техники, подводные лодки всех последующих проектов будут наследовать единственный недостаток всех своих предшественниц - крайне ограниченные объемы отсеков, в которые надо будет уместить максимально возможное, а часто и невозможное количество различных приборов и механизмов. А ведь - парадоксальное дело - порой их еще и дублировать надо. Говорят, что АПЛ "Комсомолец" погубил неисправный газоанализатор, вовремя не подавший сигнал тревоги о повышении допустимого уровня концентрации газа в отсеке, что и привело к возникновению пожара...


Источник: korabel.ru.



Немає коментарів: