Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
субота, вересня 22, 2012
ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-36
В 1962 году вошла в состав 69 бригады ПЛ КСФ (бригада была создана для перехода на Кубу).
1 октября 1962 года начало операции «Кама» (знаменитого «Карибского» похода из Баренцева в Саргассово море и обратно).
2–5 октября 1962 года уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на Б-36 штормом сорвало крышку ВИПС в кормовом отсеке, ограничив глубину погружения 70 метрами.
20 октября 1962 года на двадцатые сутки плавания лодки (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4), в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям.
В октябре-ноябре 1962 года ПЛ имела контакт с силами ПЛО после прохождения Бермудского рубежа. Вынужденный задержаться на переходе из-за необходимости срочной операции аппендицита одного из членов экипажа, командир, чтобы наверстать график движения, принял решение всплыть и следовал дальше в надводном положении. Интересно, что, во время уклонения лодки от встреченных на переходе американских эсминцев, акустики Б-36 обнаружили, что местная гидрология позволяет гидроакустическими средствами обнаруживать цели намного дальше обычного. Командир лодки тут же стал активно использовать это и успешно уклоняться от преследователей. Это продолжалось до тех пор, пока из Москвы не поступил приказ занять выделенную лодке позицию и приступить к патрулированию. 36 часов подряд это удавалось. Однажды ночью, застигнутая врасплох в надводном положении, лодка даже уклонялась, как показалось акустикам, от выпущенной атаковавшим эсминцем торпеды. При каждой попытке подвсплыть американские противолодочные самолеты сбрасывали по курсу лодки гранаты или взрывпакеты. В конце концов, аккумуляторные батареи полностью разрядились и лодка была вынуждена всплыть почти у борта эсминца «Чарльз Б. Сесил». По воспоминаниям командира, американцы долго не позволяли ему установить радиосвязь с Москвой (радиограмму удалось передать с сорок восьмой попытки!). Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки ВИПСа и полной зарядки аккумуляторных батарей, командир неожиданно для американских кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под один из эсминцев, совершил классический отрыв от противолодочных сил с уходом на двухсотметровую глубину. Лодка продолжила патрулирование на указанной ей ранее позиции. После того, как 7 ноября вышли из строя сразу два из трех главных дизелей, Б-36 до самого получения приказа о возвращении несла службу под одним оставшимся дизелем, сопровождая на расстоянии вертолетоносец «Тетис Бей».
В 1993 году находилась в составе 153 бригады 14 дивизии подводных лодок Черноморского флота с базированием на на Южную бухту Севастополя.
В 1993 году выведена из состава флота, сдана на слом.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар