неділю, вересня 09, 2012

КОММЕНТАРИЙ СВЕТЛАНЫ КОРОЛЕВОЙ НА ОЧЕРКИ БОРИСА РАТМАНСКОГО "ЧТО ТАКОЕ АМЕРИКА. НАБЛЮДЕНИЯ ОЧЕВИДЦА"

Смотри очерки Б.Ратманского Часть 1,2,3,4



       С уважением отношусь к самой идеи  и желанию автора НАПИСАТЬ  свои наблюдения.  Во- первых, описывая свои будничные, привычные, повседневные наблюдения, удалось и разворошить память, заглянуть в свое прошлое, достать " из глубинок", может быть на время забытое,  что-то для сравнения и убедительности. А это очень полезно . Во-вторых, мне нравится, что  написано " Без охов и вздохов " : " Ах, Америка ... райские кущи ".... В третьих , есть нормальная, точная оценка увиденного, пережитого, без прикрас. Например, ..." большие компании позволяют поиграть  в видимость демократии, усыпить бдительность,создать иллюзию человеческой ценности. Это хитрый прием для продолжения успешного выжимания соков..." Не прибавишь - не убавишь.  Или ..." если нет пользы " головы отрываются "... " Америка пашет, как умалишенная ...."

      При этом автор дает и себе достаточно самокритичную оценку : ..." значительный период времени вне родной культуры повлиял на мое мышление..."  и уж, совсем неожиданное признание :  " но по сути я остался тем же советским человеком"...
( честно и смело, потому что у нас уже давно стараются откреститься от советского прошлого ).
       Автор не претендует   на то, что его наблюдения САМЫЕ ВЕРНЫЕ , с  долей сомнения  говорит  ..." я не думаю, что достаточно хорошо и правильно понимаю среду обитания ..." Или еще " .. я бы не сказал, что вынужденные симпатии других культур и наций друг  к другу находятся  на грани эйфории..."  И эта искренность несомненно  подкупает.
          Но есть и очень точные, верные наблюдения : " не сильно сдерживая традициями и МОРАЛЬНЫМИ  ПРИНЦИПАМИ  они строили новое общество, считаясь с  разнообразием культур и языков.." Все верно  и  о ТОЛЕРАНТНОСТИ ( термин означает терпимость к чужому  образу  жизни и поведению, обычаям, чувствам, идеям верованиям )
         А вот с наблюдением о том, ".. что ни в одной стране мира не найдется примеров положительного сосуществования полярных культур, религий, наций..." не могу согласиться. Тот же Советский Союз, где и вы жили.  Да  и Россия сегодняшняя ! Строятся православные храмы, но и множество мечетей. На моей улице, где мы раньше жили ,   а я уже 53 года живу в городе ,
с незапамятных времен  СТОИТ, ДЕЙСТВУЕТ  протестанская кирха. В ней  и сейчас проходят красивые службы.
       Не в обиду автору, но 30-летнее проживание в Америке, незнание  современной России сказались и на примерах, которые он приводит, рассказывая о культуре и быте, условиях проживания.  Например, о концертах, которые можно смотреть вне концертного зала.  У нас в Перми уже много лет подряд, когда приезжают знаменитые оркестры с концертами и невозможно достать билеты на них ( частенько потому что они дорогие ) вывешивают большой экран, ставят усилители и на площадке перед залом, можно, сидя на вынесенных стульях, и увидеть , и услышать все, что происходит на сцене. То же самое, когда заезжие знаменитости выступают в концертах органной музыки .
        Ну, а простите, биотуалеты  мы давным-давно освоили. У нас даже на даче имеется...
       А вот чего мы еще нескоро, видимо, достигнем это ... помните, бодрую, жизнеутверждающую  советскую  песню : ..." За столом никто у нас не лишний, по заслугам каждый награжден .... " Про " закон", о котором дальше говорилось,  как-то не хочется , тема  это отдельная и больная. Действительность, факты, события ежедневно доказывают обратное :  "лишними" за столом оказываются  престарелые и дети,  и "воротим носы" от бомжей и гастробайтеров, все меньше мест в больницах  для очень тяжело больных и беспомощных стариков.... Про "заслуги", которыми каждый заслуженный  "награжден ", говорить в данном комментарии не  хочется. Мы то , россияне, это все хорошо знаем.
      Есть у автора фраза " Чем больше денег, тем человек  успешнее ".    В  этом мы  не только Америку обогнали.  Больше двух десятилетий  у нас с уважением, подобострастием, почтением и угодничеством пожимают руки тем, у кого денег некуда девать. Уже  и в Великобритании, И Греции, и на Кипре, и в Турции.... ахают от сумм. которые  наши "нувориши" выкладывают за недвижимость в фешенебельных кварталах, изумляются  от цен на яхты, футбольные клубы,проведение свадеб и торжеств...
       Нам уже  страшно становится, что объем  денег становится   ЭТАКОЙ МЕРОЙ в том числе и поклонения.
     Прав автор и в том, что менталитет людей не может измениться в одночастье.  Есть люди, которые в жизни отращивают "крылья ". Есть, которые пускают корни. Я  из вторых.  Такие, как я, считают : " где родился, там и пригодился ". Не могу я  поменять  мои белые березы, рябины, звезды в ночном небе  и особую тишину ,которая есть только на даче, и лунную дорожку от луны, размером в большой блин с семейной сковородки, которая тянется от окна через всю комнату на все красоты Америки .И мне жаль, что вы не познакомитесь теперь уже с моей соседкой  Раисой Давыдовной, маленького роста, хрупкой (  еврейкой по национальности и старше меня по возрасту ) и не услышите , как она мило картавя говорит ,увидев меня ковыляющую" с сумкой  : " Светлана Павловна, вам же тяжело.  Давайте я вам помогу ! И вообще обращайтесь ко мне, если надо сходить в магазин или по дому помочь ...". И хороним мы  своих соседей всем двором, делясь  деньгами на расходы. ..
      Трогательно,  что вы дорожили томиком А.С Пушкина " Медный всадник", переведенным на английский язык. Чувствуется, что все, что было заложено воспитанием, осталось где-то в тайниках вашей души и сердца. Но  вам бы побывать на пушкинских балах в школе, где учится моя внучка. Это так красиво ! Старшеклассницы в красивых бальных платьях ( сшитых как будто в ту, пушкинскую пору ) , юноши в строгих костюмах , белых перчатках кружатся в огромном зале в вальсе. И это происходит ежегодно. А разве позволит вам, МЕНТАЛИТЕТ.  сидя под вечерним небом на своем огороде вместе с соседями во всю ширь  голоса запеть : " Ой, ты степь широкая... Степь раздольная...." или что-то в этом  роде.
      Можно было бы это все и покороче сказать , как в стихах нашего пермского поэта Алексея Решетова :  " Не искал, где живется  получше, не молился чужим парусам. За морями телушка - полушка, да невесело  русским глазам. Может быть, и в живых я остался, и беда не накрыла волной, оттого, что упрямо хватался за соломинку с крыши родной"      Они созвучны моей душе. Автору хочу пожелать  непременно ЗДОРОВЬЯ ( оно везде дорого ценится, но, как видно, в Америке БАСНОСЛОВНО дорого ), быть в ладу с собой и окружающим вас миром. Хорошей погоды в доме.
      А если взгрустнется,  ПИШИТЕ. Мы поймем и услышим. Этот  советско-российский " менталитет"  все еще с нами. И я думаю очень надолго.


Светлана Королева.Пермь,Россия.

Немає коментарів: