Карское море: могильник радиоактивных отходов обследован
photo: flickr
По последним данным на дне Карского и Баренцевого морей покоятся 3 атомные подводные лодки с ядерным топливом (ЯТ) в реакторах (Комсомолец, К-27, К-159), 1 реактор с ядерным топливом, 1 контейнер с экранной сборкой атомного ледокола «Ленин» с ЯТ, 5 реакторных отсеков, в которых, в том числе, находятся 3 реактора с ЯТ, 19 судов с твердыми радиоактивными отходами, 735 отдельных радиоактивных конструкций и блоков, более 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами. До последнего времени картина бедствия оставалась совершенно туманной: сколько точно захоронений было сделано - никто не знал, и места их расположения были неизвестны. Обследования опасных подводных радиоактивных объектов проводились в этом районе не один раз. И с каждым разом выявлялись все новые и новые.
В середине октября специалисты МЧС закончили очередное обследование радиоактивной свалки Карского моря в заливах Цивольки, Степового, Амбросимова, в Новоземельской впадине. Результаты обследования будут обработаны в скором времени и занесены в государственный реестр с указанием уровня опасности объектов. Но уже сейчас ясно, что удалось уточнить координаты и состояние объектов, взять пробы воды и грунта для определения уровня радиоактивного загрязнения. Специалистами установлены автономные датчики, через которые будет вестись подводный радиационный мониторинг.
Как известно, Карское море представляется весьма интересным объектом для добычи нефти и газа. Здесь разведаны гигантские месторождения углеводородного сырья – Русановское и Ленинградское. Но разработка и бурение в этом районе невозможны, поскольку существует вероятность разрушений радиационных могильников и отдельных опасных объектов.
Председатель правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин утверждает, что в первую очередь следует оценить возможность поднятия объектов, содержащих ядерное топливо. В частности подводной лодки К-27, в реакторах которой находится высокообогащенное топливо. Опасность нахождения этой лодки в затопленном состоянии заключается в том, что по последним исследованиям стало ясно, что фурфурол, которым заполнены реакторы, не настолько надежно изолирует топливо от воды, как это считалось ранее. А это означает, что при попадании воды в реактор и контакте её с топливом могут возникнуть локальные или объемные самопроизвольные цепные реакции деления (СЦР) в результате которых может произойти загрязнение акватории. Поэтому операцию по подъему опасных объектов надо начинать с К-27, а затем перейти к следующим объектам, содержащим ядерное топливо.
Проведение полного обследования на предмет выявления захоронений радиоактивных отходов и составления точных карт с расположением опасных объектов в этом районе позволят объективно оценить ситуацию. А главное - понять и оценить возможность реализации задачи по очистке акватории моря с точки зрения безопасности, существующих технологий и экономической целесообразности.
Подробнее: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2012/1350988228.03?printerfriendly=yes'
Немає коментарів:
Дописати коментар