пʼятницю, жовтня 26, 2012

ТРАГЕДИЯ НА "НЕРПЕ": ФАКТЫ И ВОПРОСЫ-ЧАСТЬ 1-Я

Максим Климов

8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на атомной подлодке «Нерпа» погибли 20 членов сдаточной команды. Виновниками страшного ЧП следствие признало командира субмарины Дмитрия Лаврентьева и трюмного матроса Дмитрия Гробова. Однако недавно коллегия присяжных заседателей в Тихоокеанском флотском военном суде вынесла оправдательный вердикт по этому делу. Впрочем, прокуратура ТОФа намерена обжаловать данное решение в кассационном порядке. Но действительно ли Лаврентьев и Гробов должны понести наказание?
{{direct}}

Трудное рождение

Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (заказ заводской № 518), заложенная на стапелях Амурского судостроительного завода (АСЗ) в 1993 году, стала восьмой по счету АПЛ проекта 971 (разработчик ОАО «СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург) постройки АСЗ.
На рубеже 90-х годов цикл строительства подводных лодок проекта 971 занимал менее двух лет. Однако последующие события, происходившие в стране, исключили своевременную достройку К-152. Активные работы на «Нерпе» возобновились только в начале 2004 года, после заключения соглашения о ее достройке по модернизированному проекту 971И и передаче в лизинг индийским ВМС. Она первоначально планировалась на август 2007 года, но строительство затянулось.
Материал подготовил автор блога .Источник см.

Это было связано с разработкой и установкой совершенно новых систем (4-го поколения), проведением определенных ремонтных и модернизационных работ по «уже сделанному», но главным образом – с «провалом» в сфере строительства и сдачи АПЛ в 90-х – 2000-х годах. В нашем ОПК, подводном кораблестроении в начале 2000-х сложилась такая ситуация: многие (включая лиц, участвовавших в достройке) не верили, что работы на «Нерпе» удастся завершить и передать лодку индийцам. В ту пору, правда, мало кто верил, что «Бореи» (и тем более «Ясени») действительно будут строиться, что «Булава» полетит, что ПАК ФА «встанет на крыло». Не верилось, что мы вообще что-то можем в создании сложных технических систем и реализации столь масштабных и наукоемких проектов.
Если коротко – 518-й заказ шел очень тяжело. Причем «Нерпе», достраивавшейся по проекту 971И с установкой многих систем 4-го поколения, довелось стать головной АПЛ, вышедшей с этими системами в море.
Острота ситуации, перспектива непростых испытаний и сдачи «Нерпы» в сочетании со сложными взаимоотношениями с промышленностью (выполнением контракта) привели к тому, что командование ВМФ в 2005 году назначило на ключевые должности экипажа людей, обладавших достаточным опытом и высокими личными качествами, способных досконально освоить новую технику и научиться ходить на ней в море.
24 июня 2006 года в акватории АСЗ (Комсомольск-на-Амуре) «Нерпа» была спущена на воду. Четыре месяца спустя – в октябре для достройки и испытаний АПЛ переведена в транспортном доке на достроечную базу АСЗ в город Большой Камень (ЗСО «Восток»). 20 декабря 2007-го начались швартовные испытания. 18 июля 2008 года программа швартовых испытаний завершилась.
 Командование ВМФ в 2005 году назначило на ключевые должности экипажа людей, обладавших достаточным опытом и высокими личными качествами, способных досконально освоить новую технику 
Таким образом, первоначальные сроки передачи лодки были сорваны. Достройка, испытания и приемка систем и механизмов «Нерпы» шли очень непросто. В этой ситуации принципиальная позиция принимающей стороны – военной приемки ЗСО «Восток», экипажа и лично капитана 1-го ранга Дмитрия Лаврентьева – сыграла очень важную и положительную роль.
Эта принципиальная позиция по достойному выполнению важного государственного контракта и поставленной командованием ВМФ задачи у определенных лиц, стремившихся любой ценой «спихнуть» заказ, вызывала, мягко говоря, «непонимание» и негативное отношение к Лаврентьеву, что вполне проявилось в последующих событиях. Очень кое-кому хотелось иметь на его месте более «сговорчивого» офицера. А проблемы у АПЛ были, в том числе по автоматике…
С. Стольников, член сдаточной команды «Нерпы»: «Система не доведена, а основной доводчик «Молибдена-И» летом 2008 года умер, так что доработки системы последние три месяца не велись».
Из рапорта капитана 1-го ранга Лаврентьева от 15 сентября 2008 года: «Система дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами (СДАУ ОКС «Молибден-И») не обеспечивает живучесть корабля и имеет ряд конструктивных недостатков... В море данное обстоятельство способно привести к нежелательным последствиям как для экипажа, так и для корабля. Корабль к выходу в море не готов».
Необходимо отметить, что обнаруженные неполадки не являлись уникальным случаем. Проблемы с автоматикой существовали практически на всех головных заказах ВМФ, не исключая головную АПЛ проекта 971. Однако все серьезные недостатки были в итоге (в начале – середине 80-х годов) устранены и в последующем система управления техническими средствами АПЛ 3-го поколения, включающая систему «Молибден» (разработчик – концерн НПО «Аврора», Санкт-Петербург), зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, доказав, что относится к весьма достойным для своего времени изделиям ОПК, не уступающим западным аналогам.
На «Нерпе» был установлен новый компьютеризированный «Молибден-И» (4-го поколения), вопросы к отладке и доводке которого не удалось снять даже весной 2011-го – через 2,5 года после трагедии!

Не в первый раз

Разумеется, уместно спросить: как при такой принципиальности военной приемки ЗСО «Восток» и экипажа на борту лодки оказался ядовитый фреон, как пропустили сбои автоматики?
Коллаж Андрея Седых
Дело в том, что прием систем и механизмов осуществляется по определенным документам и инструкциям разработчика, а потому возможности экипажа и военной приемки требовать что-либо, выходящее за пределы этих документов, крайне ограниченны. Тем более что до передачи ВМФ подводная лодка являлась собственностью АСЗ со всеми вытекающими последствиями (включая допуск на борт и т. д.). Экипаж объективно был ограничен в возможных действиях. На многие вопросы мог бы ответить журнал замечаний экипажа (как и поставить новые вопросы)… Только вот юридической силы требовать устранения замечаний за пределами документов разработчика по устройству и приемке систем и он не имеет…
Уверен, что с учетом возникавших в автоматике «Нерпы» сбоев вопросы по целесообразности режима автоматического включения системы пожаротушения ЛОХ у экипажа возникали. Однако самостоятельно перевести систему ЛОХ на ручное управление экипаж не мог, поскольку «Нерпа» принадлежала заводу, а не ВМФ. Да и в страшном сне никому не могло присниться, что в системе окажется яд, а не малотоксичный хладон 114В2…
Следует отметить: «нештатное содержимое» не впервые попадает в системы пожаротушения кораблей нашего ВМФ. Малоизвестный факт – в 1977 году при проведении испытаний ТАКР «Минск» было обнаружено, что все огнетушители на крейсере заправлены не пенообразователем, а… керосином.
Совершенно непонятно, почему, несмотря на неоднократные срабатывания нового «автоматического ЛОХ» на нескольких новых атомных подлодках отечественного ВМФ на севере, эту информацию не довели до сведения экипажей АПЛ Тихоокеанского флота (и, конечно, «Нерпы»), строителей и сдаточного экипажа 518-го заказа. Соответственно доработку «Молибдена-И» на «Нерпе» по предупреждению несанкционированных срабатываний ЛОХ не выполнили.
По докладной записке от 15 сентября 2008 года: «...была проведена работа, выполнена программа стендовых испытаний и подписан акт о соответствии систем подлодки техническим требованиям. У меня как у командира появилась уверенность, что в море выходить можно» (капитан 1-го ранга Лаврентьев).
15 октября директор АСЗ приказал начать заводские ходовые испытания. «Нерпа» вышла в море 31 октября, совершила свое первое погружение.

Дело о ЧП

8 ноября 2008 года при проведении ходовых испытаний в Японском море в 20.30 по московскому (3.30 по местному) времени на «Нерпе» в результате «несанкционированного срабатывания системы пожаротушения с выбросом фреона» погибли 20 человек (17 из них – гражданские специалисты). Всего на борту корабля находились в общей сложности 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.
Лодка экстренно всплыла, началось вентилирование отсеков. На поверхность подняли около 80 человек в бессознательном состоянии. Испытания были остановлены. 9 ноября в 10.30 АПЛ своим ходом прибыла в Большой Камень.
По факту аварии и гибели людей в военном следственном управлении СКП РФ на ТОФе возбудили уголовное дело по статье 352 УК («Нарушение правил кораблевождения, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия»).
Уже 10 ноября следствие определилось с виновником. Трюмному машинисту матросу Дмитрию Гробову предъявили обвинение в «причинении смерти по неосторожности двум и более лицам» (часть 3 статьи 109 УК). Он был взят под стражу и вскоре «дал признательные показания», что «запустил систему пожаротушения ЛОХ» с местного поста управления.
Однако в СМИ попали лишь малые отголоски того, что реально происходило в те дни на «Нерпе» и вокруг нее.
«Известия» от 16 ноября 2008 года: «Моряки, рабочие и инженеры с «Нерпы», которых сейчас лечат в госпитале, узнали версию прокуратуры в ночь на пятницу. И тут же позвонили корреспонденту приморского издания «Известий» на мобильный, попросили приехать…
– Сегодня днем (13 ноября) у нас на лодке следователи проводили следственный эксперимент, где в качестве подозреваемого фигурировал наш сослуживец Дмитрий Гробов, – продолжает моряк, который отказался назвать свое имя и звание. – Дима успел сообщить нашему сослуживцу, что на него оказывается сильное давление… Мы считаем, что в сложившейся ситуации, когда чуть ли не называется планируемая дата установления виновников аварии, экипаж лодки просто обливают грязью. Знаем, что нашего командира хотят снять».
И правда: в конце января 2010 года военные следователи предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК («Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») капитану 1-го ранга Лаврентьеву и капитану 1-го ранга Захарченко – бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взяли подписку о неразглашении информации.
Капитана 1-го ранга Захарченко в конце 2009 года уволили в запас, в последующем обвинение с него сняли.
Матроса Гробова освободили из-под стражи и он продолжил службу в подплаве (в другом экипаже).
Капитан 1-го ранга Лаврентьев, несмотря на предъявленное обвинение, по-прежнему командовал АПЛ К-152, осуществляя ходовые и государственные испытания, обучая индийский экипаж.

«Удобная» фамилия

С самого начала расследования этого дела обозначились некоторые странные подходы со стороны следствия. В первую очередь это исключительное предпочтение версии виновности членов экипажа «Нерпы» синхронно с информационной кампанией руководства АСЗ по дискредитации моряков-подводников.
Причины «включения» матросом Гробовым системы ЛОХ назывались разные – от скуки, в результате употребления спиртных напитков, из любопытства… Прозвучали и абсолютно неадекватные заявления типа «вызова подменного вахтенного включением ревуна». Последнее, увы, не шутка, а слова, на полном серьезе произнесенные начальником пресс-службы АСЗ Мариной Радаевой, причем, несомненно, не по личной инициативе.
Бывший директор АСЗ Анатолий Адаменя тогда же утверждал: «Никто не смог привести ее (систему ЛОХ) в действие. Обученные офицеры, которые специально инструктированы, как и что включать, не смогли запустить систему пожаротушения… Все, кроме руководителя трюмной группы и Гробова, не подтвердили своих знаний».
То есть фактически руководство АСЗ стремилось доказать, что экипаж (и командир) «Нерпы» некомпетентен, в коллективе нет должной организованности и дисциплины. В одном ряду со всем этим и документ, подписанный следователем А. А. Романовым, где, по информации защиты, Лаврентьев обвиняется «в срыве сроков сдачи АПЛ заказчику – ВМФ и подрыве деловой репутации предприятия-изготовителя – Амурского судостроительного завода».
Вместе с тем следствие упорно не желало касаться темы фреона. Хотя голоса, свидетельствовавшие: в системе вместо штатного хладона 114В2 оказалось «что-то не то», прозвучали сразу:
«…приводится информация, что фреон тек по стенам и т. д. В случае с хладоном 114 этого быть не могло... Смею предположить, что в системе было другое вещество, которое не соответствовало техническим параметрам давления и форсунки» (blog.kp.ru 12.11.2008).
«…по моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана... На заводе уже обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки» (blog.kp.ru 19.11.2008).
Документы на фреон системы ЛОХ, предоставленные представителями АСЗ экипажу «Нерпы» перед выходом в море, соответствовали требованиям. Однако после прибытия в базу остатки содержимого ЛОХ были сданы на анализы в лабораторию Дальневосточного государственного университета (ДВГУ). Но не следствием, не сотрудниками АСЗ, а флотскими химиками. Результаты исследования стали известны уже в первые дни после трагедии на лодке: в пожаротушащей смеси всего 34,6 процента хладона 114В2 и 64,4 процента ядовитого растворителя тетрахлорэтилена.
Администрация АСЗ признала этот факт только через три недели, когда дал интервью главный инженер предприятия Меринов. Зато следствие подчеркнуто проигнорировало. Материалы по фреону были выделены в отдельное производство – в следственное управление УВД Комсомольска-на-Амуре. По информации СМИ, спустя три года после ЧП в этом деле нет даже подозреваемых.
Но коли фреон «не виноват», то следствию, видимо, «можно не искать» организаторов этой аферы. Ведь «виновный» есть, и с такой «удобной» фамилией...

Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/8237


Немає коментарів: