понеділок, жовтня 08, 2012

НАСТОЯЩИЙ БАТЯНЯ.

       По следам прочитанного
                
   Сегодня  стали реже говорить о войне в Афганистане и Чечне. Может потому , что другие события -  политические ,  протестные , вселенские скандалы ,  военные   затмевают те, кажущими вдруг далекими.....
   Может для кого-то и далекими, но не для матерей и отцов, которые до последнего вздоха несут в своем сердце  горечь и боль утраты. Не для тех, кто "опален" Афганом и " обожжен" Чечней. Не для их друзей, которые  делают все, чтобы увековечить память, не вернувшихся с войны.  Не для тех, для кого чужого горя не бывает.  Я говорю о передаче " Военная тайна", где есть  свое место для рассказов о Чеченской войне.  Я говорю о блоге ,( http://vnmazurenko.blogspot.com/)  который просто не позволяет угаснуть этой  памяти. "Бьют "  в глаза и по нервам  рубрики  " В ЖИЗНИ ВСЕГДА  ЕСТЬ  МЕСТО ПОДВИГАМ "  о беспримерных фактах героизма, мужества ,подвиге ,  " НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО " со скорбными списками погибших,  рассказы,  воспоминания  участников тех событий..... И ЭТО НЕОЦЕНИМО.
         Десяток дней назад   в блоге появилась публикация  " Питерская рота " ( автор Сергей Галицкий  )  ( http://www.blogger.com/blogger.g?blogID=4481721954473031017#editor/target=post;postID=9013933683735049011 ) 
В голове после прочитанного крутились строки известной песни группы "Любе " :   Комбат-батяня, батяня комбат... Ты сердце не прятал за спины ребят. Почему-то  слово "БАТЯНЯ "   не очень мне раньше нравилось. Какое-то архаично  из далеко прошлого,   деревенское. в городе  такого не услышишь.    А после " Питерской роты" , ну прямо прилипло   Командовал ротой морской пехоты НАСТОЯЩИЙ БАТЯНЯ - по другому никак не скажешь
     Капитан 1 ранга Сергей В. ( позывной " Вьетнам " ) еще в январе 1995 года был командиром водолазной роты, на тот момент единственной на весь Балтийский Флот. Но пришел приказ - из личного состава подразделений  Ленинградской  военно-морской  базы сформировать  роту морской пехоты для отправки в Чечню. Все пехотные офицеры Выборгского полка противодесантной обороны , которые и должны были бы ехать на войну - отказались....
       " А мне сказали : " У тебя какой -то опыт есть боевой. Принимай роту. ОТВЕЧАЕШЬ ЗА НИХ ГОЛОВОЙ !"  Вот так с самого прозаичного, будничного начал рассказывать моряк-подводник о том, как он  " пошел воевать ".
         С первой минуты " Встречи " с этим человеком  понимаешь :  есть  твердость в характере, прямолинейность , знает, что надо делать, и богатый жизненный опыт с   " острыми граблями", на которые дважды не наступает.
    В ночь с 11 на 12 января 1995 год принял роту.  Построил  матросов, и без всяких  вступлений  и рассуждений, ПРЯМО В ЛОБ  спросил : " Знаете, что идем на войну ?" 
   После вопроса командира  половина роты падает в обморок : " Ка-а-ак ?  На какую войну ? ". Их всех обманули, пообещав  кому дальнейшую учебу, кому что...  Впрочем, чему было удивляться.   В нашей стране не только  КОГО-ТО , весь народ   обманули  и продолжают  "сладострастно" врать.  ОСТАНОВИТЬСЯ НЕ МОГУТ !
   "  С   личным составом стало твориться что-то невообразимое:  кто-то плачет, кто-то в ступор пал..., -  рассказывает Сергей  В., - Конечно, были и просто законченные трусы. Из 150 человек их набралось 15. Но такие и мне не нужны. Этих бы и сам все равно не взял..."
  В  конце концов НА ВОЙНУ  отправились  99 человек!
          На войну через 3 дня.  А в роте   " стрелять - то все равно практически никто не умел... "     Началась  "интенсивная подготовка " . Уже на третий день  провели занятие по боевой стрельбе отделения, которое заканчивалось " боевым гранатометанием ".
  " После такой  " учебы". -  рассказывает командир, - у меня все руки были посечены осколками. Это от того,что мне приходилось сдергивать вниз ТЕХ, кто вставал на ноги не вовремя..." Но учеба - это еще полбеды. Вот уходит рота на обед. Я провожу "шмон". И нахожу под кроватями гранаты, взрывпакеты.. Это же пацаны, восемнадцатилетние. Оружие в первый раз увидели. С полигона приезжаем в час ночи. Бойцы не кормленные и никто их в бригаде особо кормить не собирается . Кое-как все-таки удавалось раздобыть съестное.   "  
       
Все очень просто. У командира были свои личные деньги. Кормил и офицеров и бойцов на свои. В начале этой публикации   уже прозвучала  слово " Бардак ".  Не на ветер.!  Бардак в армии, на флоте, в стране . в головах тех, кому по должности, штату и СОВЕСТИ нельзя было  даже в мыслях этого иметь. А ТУТ !  На войну  идут ребята !
 Особого  бы душевного настроя, заботы и внимания. Духа высокого  и  доброго настроения. А ПРО НИХ УЖЕ  ЗАБЫЛИ !
    Да и   он  уже  "черпал"  результаты своего труда :  " ..Тогда же я увидел, как людей сближает общая беда и общие трудности. Постепенно МОЯ разношерстная  рота стала превращаться в монолит. И потом на войне, я даже не командовал, а просто бросал взгляд - и меня понимали с полуслова ..." 
     
Дальше  еще интереснее.. Потрясающе-успокаивающие открытия.  Стало известно, что воевать роте придется  В ГОРАХ. И начали витать настроения , что погибших не будет, мол. не Грозный января 1995 года.  Думали предстоит победоносная прогулочка по горам. "  НО ДЛЯ МЕНЯ.- рассказывает командир,- ЭТО БЫЛА НЕ ПЕРВАЯ ВОЙНА. И Я ПРЕДЧУВСТВОВАЛ КАК ЭТО БУДЕТ ! По крайней мере мере для меня . Командир твердо решает, что перед отправкой на  войну ( а вылет по независящим от них причинам откладывался )  ОТВЕДЕТ  РОТУ В ЦЕРКОВЬ.
       Он
  вспомнил, что сам крестился поздно, и о том, как это крещение изменило его жизнь, когда он оказался в жизненном тупике. Как успокоилась его тогда душа , все стало на свои места, и стало понятно как жить дальше.
       Особенно ему хотелось, чтобы принял крещение Серега Стобецкий, который и слышать об этом  не хотел. Роту крестил тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.  И ДВАДЦАТЬ МАЛЬЧИШЕК приняли крещение. В церкви   им дали   крестики и иконки Георгия Победоносца. С ними через несколько  дней поехали на войну.
      Когда провожали, командующий Балтийским Флотом адмирал Егоров приказал накрыть стол. Ребятам выдали ЖЕТОНЫ. А полковник Артамонов, зам. комбрига отвел  " позывного "Вьетнам" в сторону и сказал : " СЕРЕГА. ВЕРНИСЬ , ПОЖАЛУЙСТА ! "   А когда он  уже шел к самолету, то скорее почувствовал, чем увидел, как адмирал Егоров перекрестил ребят.
  А дальше  ВОЙНА.  Ханкала.  На броню до Герменчуга   под Шали...  Первая ночь и ПЕРВЫЕ ПУЛИ ОТ СНАЙПЕРА.   Глаза " по полтиннику" у Стаса Голубева, когда пуля пролетела в двадцати сантиметров от него. Установил командир распорядок : подъем, зарядка, развод, физподготовка.   Другие командиры с  удивлением смотрели на это.  Но, когда через три недели, пошли в горы. все  ПОНЯЛИ - что, зачем и почему... Рота  НЕ ПОТЕРЯЛА НА МАРШЕ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА !
             " Все в тот момент уже хорошо  понимали, что  впереди не те перестрелки, которые были у нас накануне, - продолжает рассказ командир, - поэтому перед тем,  как выйти на исходную, я подошел к каждому бойцу, чтобы посмотреть ему в глаза и пожелать удачи  Я видел, что у некоторых живот скрутило от страха. ..Но  не считаю это чем-то позорным. Хорошо помню свой страх перед первым боем ! Болит так , как будто тебя ударили в пах, но только в десять раз сильнее.  Это одновременно и острая. и ноющая. и тупая боль.. И сделать ты с этим ничего не можешь, хоть ходишь, хоть сидишь, а у тебя ТАК болит... "  Когда   пошли в горы, на командире снаряжения было  около 60 килограмм.  Бойцы нагружены также. А вот парни  из 4-го гранатно-пулеметного  взвода тащили свои  гранатометы и крупнокалиберные пулеметы и плюс каждый по 2 минометные мины - еще 10 кг. Если сядут, никто сам уже подняться не может.
        Шли  в полной темноте по козьей тропе    " Своим, -  вспоминал командир, я сказал : " Если кто-то крикнет, пусть даже раненый, то я сам приду и собственноручно задушу !... Так что шли мы тихо. Даже, если кто-то и падал, то максимум, что было слышно - невнятное мычание. " По дороге мы видели " духовские" схроны. Бойцы : " Товарищ командир ! ". Я :  " Отставить !  Ничего не трогать !   Вперед ! "  И правильно. Позже узнали  о  двухсотых ( убитых ) , трехсотых ( раненых ) из  9-й роты в нашем батальоне. И нет, чтобы сначала  забросать блиндаж гранатами.., а пошли тупо, в открытую …
      И сколько таких  деталей  бесценного командирского  опыта, особого чутья, смекалки  и ПРОСТО  обыкновенной  ответственности за других. ДИВУ ДАЕШЬСЯ  !   Чтобы как-то отличить "свой" - "чужой" приказал всем нашить на руку и на  ногу по куску ТЕЛЬНЯШКИ.  Договорились и  о  сигнале "свой "  "чужой " : два выстрела в воздух - два выстрела в ответ..  ИЛИ ВОТ ЕЩЕ :  во время  марша   бегал  между  разведвзводом ( в голове колонны )    и    " минометкой"   ( замыкающей колонну ). А колонна растянулась на  2 километра. . Зачем ?УБЕДИТЬСЯ, что никого не потеряли, и отставших нет.  Опять же опыт войны - отставшие   ПРОСТО ПРОПАДАЛИ....
      А потом был КРОМЕШНЫЙ АД и первые потери ...Володя Шпилько, Олег Яковлев.. Ранен в руку Саша Огнев.   Серега Стобецкий, сам сине-черного цвета  сообщает  :  " Шпили " и "Быка" нет ...
         Вы, наверно, слышали   не раз святые, просто  клятвенные  слова    спецназовцев,  десантников  : " СВОИХ НЕ БРОСАЕМ ".  ТАК ЭТО БЫЛО  ПРАВИЛОМ  И  В РОТЕ  МОРСКОЙ ПЕХОТЫ   А в рассказе командира  просто и буднично : " Создаю  четыре группы  по 4 - 5 человек, снайпера Женю  Метликина ( по прозвищу " Узбек" ) в кустах  посадили  на всякий случай  и пошли  вытаскивать  погибших..."
      Ка бы знать  судьбу свою заранее.  ... Из боя вышли, передышка.  И тут майор-разведчик из десантников решил у костра погреться.  Батяня к нему : " Ты, что творишь ? Туши .."   Не понял .   А ведь именно на этот костерок  мины через несколько часов прилетели. Вот и вышло : костер жгли   одни, а  погибли другие.   Среди них и Серега Стобецкий...
      На войне, как на войне  Контузию и осколки в  спину  получает  и сам командир   В. ( позывной "Вьетнам " ).  Один осколок рукой  вытащил  врач-десантник, а  второй  осколок до сих пор в позвоночнике сидит.  Его уже в "вертушку " занесли, чтобы вместе с другими ранеными в госпиталь отправить. А  он, как   представил, что  будет  с  бойцами ,    шопотом   скомандовал : " Отставить госпиталь !".  Под ругань медиков  ребята вытащили обратно носилки из " вертушки "...  Взял автомат, сел с бойцами на БТР и поехал в Агишты.
           НА ТОТ МОМЕНТ ПОГИБШИХ В РОТЕ БЫЛО ТРИНАДЦАТЬ . ПОМНИТЕ, на войну отправлялись 99.   " Но  дальше, слава Богу, , говорит командир, - в моей роте погибших больше не  было."
    И еще один потрясающий момент в этой истории о войне  Помните   трагедию Буденовска и  захват  заложников ... Полстраны тогда  точно вздрогнули от  страха и ужаса.  А знаете ли вы, что одним из условий  наглеца  - бандита Басаева было требование - вывести из Чечни десантников и морпехов. По-моему по десантникам ему показали " фигу". а вот морских пехотинцев  стали  готовить к отправке  домой.
       А у командира (  позывной " Вьетнам " ) еще одна  жгучая забота.  В горах оставалось тело погибшего  Толи Романова. В течении двух недель просил   он комбата : " Дай я схожу и заберу его. Не надо мне взводов. Возьму только двоих с собой..." Отказывал. И вот близится вывод их из Чечни. Комбат дает добро.   Построил  командир роты  блок-пост и говорит : " Мне нужно пять добровольцев, я - шестой  ! ".    И ... ни один матрос не вышел из строя вперед.
      Из рассказа : "  Я пришел к себе в блиндаж и думаю : " Как же так ? " И только часа через полтора до меня дошло. Беру связь и всем говорю : " Вы, наверно, думаете, что я не боюсь ? А ведь мне есть, что терять, у меня дочка маленькая. И БОЮСЬ Я В ТЫСЯЧУ РАЗ БОЛЬШЕ. ПОТОМУ ЧТО БОЮСЬ ЕЩЕ И ЗА ВАС. ЗА ВСЕХ ! "  Проходит пять минут и подходит первый матрос : " Товарищ командир ! Я с вами пойду !".  Потом второй, третий....  Нашли  мы тело Толика Романова..." Духи" его даже мертвого всего изрешетили пулями ... ЭТО БЫЛ НАШ ПОСЛЕДНИЙ ДОЛГ   .... Когда мы  забрали Толика и выходили с гор, комбат мне сказал : " Серега, ты выходишь с гор последним. И Я ВЫТЯНУЛ ВСЕ ОСТАТКИ БАТАЛЬОНА... "
 ТРИНАДЦАТЬ   
молодых  девятнадцатилетних и чуть постарше  ребят ВЕЧНО  глядят   в глаза  командиру роты морской пехоты , тем, кто был с ними в одном строю, шел по тем козьим тропинкам в горах Чечни. Смотрят   с фотографий на памятниках и  в домах своих  родителей.  Вечная им память !
 Низкий  поклон  капитану 1 ранга  с позывным " Вьетнам "  сумевшем сберечь для матерей  сыновей   Для таких комбатов написал свои   стихи Александр Вырвич : " Чечня друзья, не только город Грозный. Не только в Грозном мы бои вели. Бой в городе, конечно, очень сложный вам скажут в Гудермесе и в Шали. Мы грязь и пыль месили сапогами, ведь нас сюда дороги не вели. Мы по по полям их проложили сами к Аргуну, Гудермесу и Шали. Пусть ярлыки нам вешают  любые, не надо нам, друзья, чужой земли. С боями шли мы к городам России - к Аргуну, Гудермесу и Шали. Мы верим, что потери не  напрасны, и все, что надо, сделать мы смогли. И ПУСТЬ ЖИВУТ ПО-СВОЕМУ ПРЕКРАСНЫ Аргун, и Гудермес, да и Шали. Пройдут года и мы расскажем внукам, какие мы  бои  в Чечне   вели... ВОТ ТОЛЬКО Б ВПРОК ПОШЛА  ЭТА  НАУКА   АРГУНУ,  ГУДЕРМЕСУ И  ШАЛИ "
      
      
     
     
  
     

     
     


Немає коментарів: