понеділок, жовтня 29, 2012

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ


 
22 октября исполнилось бы 80 лет легендарному подводнику, капитану 1 ранга, Станиславу Павловичу Самсонову, командиру электромеханической боевой части атомной подводной лодки «К-116», Герою Советского Союза, участнику первого в истории ВМФ трансокеанского перехода атомных подводных лодок «К-116» и «К-133» с Северного флота на Тихоокеанский. 
Подводники обычно называют тот легендарный групповой переход  двух атомоходов первой советской подводной, то есть без всплытия в надводное положение, кругосветкой. Лодки прошли под водой около 20 тысяч миль, то есть расстояние, сравнимое с длиной экватора.
 Подводники – народ особенный, жить – так всем вместе, погибать – тоже. Поэтому рассказ о Станиславе Самсонове будет и рассказом практически обо всех подводниках, совершивших этот беспримерный подвиг.
 Командиром БЧ-5, то есть механикомракетной атомной подводной лодки «К-116» Самсонов был назначен в июне 1964 года. Когда встал вопрос, кого из механиков посылать на выполнение ответственнейшего задания, ответ не пришлось долго искать: Самсонов отлично знал всю материальную часть корабля, да и отношения в его коллективе сложились одновременно и дружеские, и деловые.
 Он не терпел некомпетентности, мог часами, в свое свободное время, лично заниматься не только с офицерами и старшинами, но и с любым молодым матросом, которому, скажем так, трудно давалась подводницкая наука.
 В период со 2 февраля по 26 марта 1966 года две советские атомные подводные лодки прошли, не всплывая на поверхность, вокруг Южной Америки на Тихий океан. Поход проходил по маршруту Североморск — Атлантика — пролив Дрейка — Тихий океан — Петропавловск-Камчатский.Решение о подобном плавании принималось на самом высоком государственном уровне. А готовились к нему, наверное, не менее круто, чем к полету космического корабля.



За время похода механик капитан 3 ранга Станислав Самсонов внёс много предложений по улучшению эксплуатации ядерной энергетической установки в различных климатических условиях плавания, обеспечив этим постоянную боевую готовность подводной лодки. Представьте себе: ранее советские лодки плавали в первую очередь по холодным морям, с низкими забортными температурами. Теперь же, дважды пересекая экватор, лодкам пришлось бороздить моря теплые, с загадочными течениями. Многое в том походе было впервые…

Это не являлось некой простой демонстративной акцией. По сути, осуществлялся стратегический маневр силами флота с целью укрепления соединений подлодок на Дальнем Востоке, крайне необходимого в разгар холодной войны. 
К тому времени североморцы довольно быстро получали новые атомные подводные лодки благодаря развитой судостроительной промышленности Ленинграда, Северодвинска, Горького. Так, например, за четыре года (1959-1963) только Северодвинский завод Севмаш сдал Северному флоту около двух десятков атомных торпедных и ракетных субмарин.

Тихоокеанский же флот пополнялся за счет перевода кораблей и судов Северным морским путем, который был достаточно хорошо освоен и подводниками. Но успех переброски АПЛ в значительной мере зависел от состояния ледового покрова в мелководной части Чукотского моря, где возможность его форсирования подо льдом определялась кратковременным периодом (август-сентябрь), да и то не каждый год.

Приняли решение отправить южным путем на Тихоокеанский флот две атомные субмарины: ракетную «К-116»проекта 675, под командованием капитана 2 ранга Владислава Виноградова и торпедную «К-133» проекта 627, командиром которой был капитан 1 ранга Лев Столяров. Возглавил отряд контр-адмирал Анатолий Сорокин, опытный подводник, атомщик, командовавший флотилией АПЛ Северного флота.

При подготовке к переходу строго соблюдался режим секретности. О целях и задачах плавания знал лишь узкий круг офицеров штаба и командование кораблями. Когда закрылись верхние рубочные люки и прервалась связь с берегом, стало возможным сообщить всему личному составу об истинных целях и задачах похода. По корабельной трансляции командиры зачитали обращение главкома ВМФ к личному составу отряда.

После погружения постепенно подводная жизнь стала обретать привычный ритм: вахта, уход за материальной частью, работа, отдых и снова вахта. Начались повседневные будни: очень равномерные, однообразные и утомительные. Монотонность их связана также с тем, что подводники, в отличие от моряков надводных кораблей, почти никогда не сталкиваются с изнуряющей качкой корабля, не испытывают морской болезни.

Прямо в центре Атлантики группа советских лодок вступила в так называемый акустический контакт с иностранной субмариной.  На Северном флоте было хорошо известно, что американские акустики, как правило, обнаруживали наши лодки значительно раньше, чем мы субмарины США. Тем не менее случались столкновения под водой из-за неграмотного маневрирования по вине обеих сторон, но чаще -- именно американцев. Но на сей раз пронесло.

Обсуждая происшедшее, подводники пришли к выводу, встретили атомную субмарину ВМС США - очевидно, ракетоносец, возвращавшийся с боевого патрулирования. Все были склонны считать это рандеву случайным. Специально за отрядом "супостат" не следил. Акустики заслужили похвалы.

Кстати, весь поход нашим лодкам удалось провести скрытно – так называемый потенциальный противник не смог засечь наши корабли. Между атомоходами поддерживалась связь по договоренности то на УКВ, то с помощью гидролокаторов.

Командованию подводных кораблей приходилось постоянно учитывать то обстоятельство, что, находясь в прочном корпусе, человек проявляет склонность замыкаться в себе. Во время продолжительного несения вахты подводником овладевают раздумья о доме, семье, родных и близких людях, он обостренно анализирует свою роль в коллективе, место в жизни, очень чувствительно реагирует на каждое слово, особенно замечания в свой адрес.

В ходе длительного подводного плавания в работе с личным составом учитывались подобные настроения. Были предусмотрены меры по снятию морально-психологической напряженности, поддержанию высокой работоспособности. Кстати, во время плавания на ракетоносце «К-116» отпраздновал свое 45-летие командир отряда Анатолий Сорокин.

Как отмечают участники того легендарного плавания,  хорошую морально-психологическую разрядку подводникам дали мероприятия, связанные с ритуалом пересечения экватора: шуточные репризы и награждение каждого члена экипажа грамотой Нептуна -- свидетельством, что данный моряк перебрался из Северного полушария в Южное на глубине 100-150 метров, удостоверенным печатью командира корабля.

Самый опасный участок похода – пролив Дрейка. Чтобы подводные лодки благополучно преодолели пролив, заранее в этот район были направлены танкер "Дунай" и экспедиционное судно "Гавриил Сорычев", которые должны были выступать в роли лидеров-провожатых. За ним на акустическом контакте под водой должны были следовать атомоходы. Это являлось важной мерой обеспечения безопасности, особенно от айсбергов. На судне "Сорычеве" находился второй экипаж подводников на случай непредвиденных обстоятельств.

Еще до подхода к проливу на «К-133» при замере обнаружили резкое понижение температуры забортной воды. Гидролокатор не давал показания на цель, но экран засвечивался. По опыту встреч с айсбергами на севере моряки знали, что эти кочующие горы в результате постоянного торошения льда издают сильный шумовой фон, который засвечивает экраны индикаторов. Выбрав направление, где температура воды повысилась, подводная лодка направилась на сближение с надводным кораблем, которых был своеобразным «вожаком».

Тихий океан прошли довольно спокойно, при подходе к точке назначения на Камчатке выяснилось, что прекрасно сработали штурмана обоих экипажей: ошибка была очень небольшой.

Успешное завершение беспрецедентного группового подводного похода советских атомоходов высоко оценило высшее руководство. Впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейское звание. «К-116» приняла флаг североморской лодки «К-22», а «К-133» - балтийской«Щ-303».

Всех членов экипажей атомных подлодок наградили орденами и медалями. Шесть человек, в том числе контр-адмирал Сорокин, капитан 2 ранга Виноградов, капитан 2 ранга Столяров, капитан 2 ранга Морозов и капитан 3 ранга Самсонов, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Что интересно, впоследствии передислокация АПЛ с Севера на Дальний Восток и обратно шла только по Северному морскому пути. Проводить «кругосветки» флотское руководство больше не решалось…

Он ушел из жизни  8 марта 2006 года. Похоронен на Аллее Героев городского кладбища «Кальфа» в Севастополе. 1 сентября 2008 года на здании гимназии города Рязани, где он родился, установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Станислава Самсонова. Память о нем жива, как и память о первой в мире подводной кругосветке…

По материалам «Правды.Ру»

Немає коментарів: