вівторок, листопада 06, 2012


Военный флот с ядерными установками на борту



Согласно данным, опубликованным в 1993 г., только бывший СССР (теперь – Россия) имеет 235 судов различного назначения с атомными двигателями на борту, в том числе 228 (среди них подводные лодки) – с 394 реакторами в составе Военно-морского флота (ВМФ) и 7 кораблей с 13 реакторами в составе гражданского флота. В целом это составляет 60-454 % мирового атомного флота. Известно, что 116 из 285 атомоходов, в том числе подводные лодки, базируются на Кольском полуострове. По данным американского справочника "Джейн", атомные подводные лодки к 1986 г. имели также: США – 150, Великобритания – 18, Китай – 10 и Франция – 11. К 1996 г. часть из них списана или затонула, но все равно военный потенциал и экологическая разрушительная мощь этого совокупного флота колоссальны. По соглашению между СССР (ныне – Россия) и США по ОСВ-2 количество этих подводных монстров будет для каждой стороны ограничено примерно 18 субмаринами. Естественно, каждый из них будет по мощности замещать не менее 10 списываемых атомоходов, иначе договор" никогда бы не появился на свет. Что ж, время идет, и техника совершенствуется. Но что делать с армадой потенциальных взрывных устройств, источников радионуклидов, способных уничтожить жизнь в районе базирования, которая в лучшем случае снимается с эксплуатации? Кто это знает или может их утилизировать?


По материалам сайта

При эксплуатации только на российских судах с ядерными установками ежегодно образуются до 20 тыс. м жидких радиоактивных отходов и до 6 тыс. т твердых. Кроме того, ежегодно из числа действующих исключаются 6–8 подводных лодок при мощности заводов, занимающихся их утилизацией, не более 2 субмарин в год. По ценам 1992 г. содержание одной списанной лодки в безопасном состоянии обходится до 5 млн руб. в год, а разделка – 800 млн руб. Когда строили этих монстров, об их неизбежном конце не думали, а что делать с ними сейчас – не знают. К тому же все хранилища флотских ядерных отходов заполнены на 100 %, и вновь образующиеся девать уже некуда. Затопление их в море, как это делалось раньше и делается потихоньку в настоящее время всеми странами, – чревато скандалом и радиоактивным загрязнением океана. Правда, в 1985 г. Россия договорилась с Японией о совместном затоплении отходов в Японском море (запустив реактор на быстрых нейтронах, Япония поумерила свой природоохранный пыл). Естественно, когда создаются подводные корабли, необходимый уровень их безопасности рассчитывают, как это кажется окружающим и предписывается инструкциями, с большим запасом надежности. Однако при этом никак не учитывается, что гарантированный инженерным расчетом уровень безопасности практически сводится к очень малой величине, прежде всего вследствие недостаточной подготовки экипажа, его непрофессиональности, низкой культуры, разгильдяйства и безответственности, нередко поощряемой сверху, где стремятся отрапортовать, закрывая глаза на отступления от инструкций, нарушения правил эксплуатации и др. Это характерно для армий и флотов всего мира. Интересно, что хотя на бывшем ВМФ СССР положение с аварийностью было гораздо лучше, чем в других странах, и флоты последних даже перенимали опыт, тяжелых происшествий все же случалось отнюдь не меньше, просто их до недавнего времени умело скрывали.
В период с 1945 по 1988 г. на море зарегистрировано свыше 2 тыс. инцидентов, в том числе с судами с ядерными двигательными установками или с ядерным оружием на борту, среди них – 77 судов ВМФ бывшего СССР. Погибли по крайней мере две атомные подводные лодки США. На северном театре произошло столкновение советской и американской атомных подводных лодок, чем мир был поставлен на грань глобального ядерного конфликта. С тех пор этот печальный список существенно пополнился. Достаточно вспомнить нашумевшую трагедию с суперсовременной подводной лодкой "Комсомолец" 07.04.1989 г., тайна гибели которой до конца еще не раскрыта. После долгих дебатов, расследований и исследований с выездом на место аварии лодку решено все же не поднимать на поверхность, и в июле 1994 г. с помощью специальных подводных манипуляторов были затампонированы отверстия торпедных аппаратов – наиболее опасных источников поступления радиоактивных материалов в море. Но как показывает практика, выводов из той аварии не было сделано. После нее на Северном флоте произошел ряд аварий с подводными лодками, одна из которых взорвалась и затонула непосредственно у причала. Хорошо еще, что без ядерных устройств на борту. В обоих этих случаях, по официальной версии, существенной утечки радиоактивных материалов во внешнюю среду не зарегистрировано.

Немає коментарів: