вівторок, листопада 06, 2012

ЩЕРБАВСКИХ Владимир Павлович. СТРАНА ВМФ И ЕЁ ОБЫЧАИ. Часть 1.

1. 

Старость – она и в Африке старость, и является неизбежным уделом всех, кто до неё доживает. Я дожил, однако, и вот привыкаю к ней понемногу. А что ещё остаётся? Привыкаю, и в процессе этого узнаю о старости много нового, чего раньше не знал и не мог знать, естественно. 

 

Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи. - Леонардо да Винчи. Картины, фрески и биография. Leonardo da Vinci. 

Раньше, на основании от кого-то услышанного, где-то прочитанного или увиденного со стороны, я думал, что мечты и желания присущи только молодости. Но, как убеждаюсь теперь, работа разума и душевные порывы присущи и старости. А поскольку старость ни руками не размахивает, ни глотку не дерёт, то со стороны кажется, что старики спокойны, бесстрастны и ко всему равнодушны. 
Одним из характерных признаков старости является особенность памяти. По себе знаю: всё, что было давно, помнится очень хорошо, даже ранее забытое вспоминается, а вот что было недавно, буквально вчера и даже сегодня, не удерживается в голове. Для поднаторевших в известных науках, это явление никакого удивления не вызывает. Тут им всё ясно раз и навсегда. С помощью соответствующей науки можно объяснить что угодно, и это давным-давно уже сделано и на данном явлении поставлен крест. 
Но так ли это? 
Когда-то слышал я то ли быль, то ли байку. 

 

Как-то гуляли жарким летним днём в дачном месте два академика и, разомлев от пекла, вернулись на дачу. А там, на столике, то ли под развесистой клюквой, то ли под ещё каким растением, графин запотевший стоит. Налили они по стакану, выпили и заинтересовались неожиданным феноменом. С неба солнце жарит, что есть мочи, а вода в графине холодная прехолодная. Но поскольку они учёные, то, не отвлекаясь на эмоции, открыли свои блокноты и ну свои вычисления вычислять. 
Там угол падения солнечного луча на графин прикинули, приняв во внимание его объём и форму двойного октаэдра. Учли разность между плотностями воды и воздуха с учётом коэффициента преломления стекла. Не забыли учесть угол наклона эклиптики на текущее столетие, умножив на квадрат коэффициента кривизны пространства в созвездии Волопаса, так как солнце как раз в той стороне находилось 
И всё стало на свои места. 
После извлечения кубического корня оказалось, что температура воды должна быть на 20 градусов ниже температуры воздуха. То есть так оно и было. Довольные собой они захлопнули блокноты и один другому говорит: Видишь, Пётр Петрович, что, значит, быть учёным? Полчаса, и разобрались с феноменом, а вот садовник Иван, который не учёный, ни за что бы не догадался, почему в жаркий день вода в графине холодная. А вот, кстати, он сам идёт. 
И обращается к подходящему садовнику: «Слышь, Иван, почему в такую жару вода вот в этом графине холодная? А?» 
А Иван и отвечает: «Да я, Андрей Андреевич, увидел, что вы возвращаетесь, уморившись, да и вынул этот графин из холодильника». 

 

Парнас — место обиталища муз. (Станца Рафаэля) 

Я к тому эту – то ли быль, то ли байку рассказал, чтобы намекнуть: наука может дать любой ответ на любой вопрос, на то она и наука. Но вот сомневаюсь я, все ли её ответы верны. И насчет особенности старческой памяти имею свои соображения, возможно не совпадающие с научными. Вспомнилась мне как-то одна арабская сказка, прочитанная в детстве, которая начинается так: 
«Тот, кто создал землю и всё сущее на ней, а также украсил небо звёздами, ничего не делал просто так. Всё, что и над нами и под нами и в нас самих, имеет своё предначертание». 
Поэтому я полагаю, что старческая память как раз имеет свое предначертание, а не просто патология. Она хранит следы и смысл далёкого прошлого потому, что это нужно для накопления полезного опыта и сохранения нужных традиций. Молодым вчерашнее помнить не надо, ибо это засоряет голову. Вчерашнее, не задерживаясь, уходит в подсознание. Молодые должны жить сегодняшним и будущим. Им нужно идти вперёд, не теряя времени на оглядывание назад. Им нужно успеть многое, познать новое и много сделать. Вот когда они сами начнут стареть, тогда всё, прошедшее мимо глаз, всплывет из подсознания и послужит уроком для следующего поколения, а пока они молоды, для них опыт и традиции хранят их старики. Так всегда развивалось человечество. 
Потому и чтили всегда стариков. Сейчас это перерождается в предрассудки. Вернее считается таковым, и смысл этого почитания забыт. Только на Востоке этот обычай еще сохраняется отчасти. Не случайно, что тамошние народы, которые лет сто назад были чуть грамотнее своих верблюдов, в настоящее время по цивилизованности и техническому уровню не только догнали мир белых людей, но уверенно начинают и опережать его. 
Это всё присказка. А теперь будет сама сказка, которая – известное дело – впереди. Она же быль, в которой есть намёк – добрым молодцам урок. 

2. 

 

Вся моя сознательная жизнь связана с военно-морским флотом практически. А теоретически и вообще с флотом. Но о «вообще» пока помолчу. Естественно, мне ближе история, чаяния и судьбы военно-морского флота. Вот о нём и пойдёт речь. Поэтому, ещё раз повторяясь, скажу: я вырос на флоте и воспитан им, 99 процентов своих знаний о жизни и окружающем меня многообразии мира приобрёл на флоте. Он сформировал мои взгляды, интересы и характер. Я живу воспоминаниями о флоте, ибо он моя радость и боль. 
Радость от того, что есть что вспомнить хорошее. Боль потому, что среди воспоминаний, кроме хорошего, есть и не очень. И ещё то, что, успев много узнать и многое понять, я ещё тогда не мог не предвидеть не очень хороший конец этого флота, которому отдал свою жизнь, а он сделал меня таким, какой я сейчас. 
Вот и поведу я сейчас разговор о флоте не со стороны, а изнутри. О том, как он рос и набирал силу и о том, как исподволь зарождалось в нём то, что привело его к развалу. И почему так было. 
Кто-то, не помню кто, но, думаю, человек не малого ума, однажды заметил, что об уровне развитости и мощи государства лучше всего судить можно по его флоту. Сказано точно, но я считаю, что было бы еще точнее, если бы имелся ввиду не вообще флот, а именно военно-морской. Что это именно так, свидетельствует то, что создание современного боевого корабля требует больших, разнообразных и основательных знаний и навыков, их практического использования в области практически всех современных наук. Даже биологии, казалось не имеющей никакого отношения к металлоконструкциям. 

 

Фрегат "Диана". - Морской интернет-клуб 

Даже постройка парусного корабля середины ХVШ века, хотя бы фрегата, требовала немалых знаний и практических навыков в области хотя бы математики. Ибо требовалось точно совместить и размеры, и вес, и форму, и сами очертания корабля с заданными качествами, такими, как плавучесть, остойчивость, непотопляемость, характер качки, способность наивыгоднейшим образом развивать нужную скорость, преодолевая сопротивление воды и ветра, поворотливость и устойчивость на курсе. Требовалось умение особым образом отливать и ковать различные металлические детали, разбираться в свойствах разных видов древесины и уметь обрабатывать её для изготовления судового набора, обшивки и рангоута; тщательно вить тросы различных видов для такелажа. 
Кожа тоже была особой выделки, причём от быков определённой породы и возраста. Она шла для обшивки трущихся частей рангоута и такелажа, мест крепления тросов к парусам, амортизаторов пушечных лафетов и уплотнений различных вырезов в корпусе. И парусина выделывалась с заданными свойствами. Так что стройный фрегат был творением и умелых рук человека и природы. 
В одном из английских городов установлена скульптура кошки, как дань благодарности от корабелов и моряков. Кошки истребляют мышей, которые разоряют гнёзда шмелей. Шмели же ценны тем, что являются единственными опылителями цветов клевера. Клевер же является лучшим кормом для крупного рогатого скота, кожа которого используется для корабельных нужд. Так что кошки тоже причастны к развитию флота. 
Насколько сложно и ответственно дело постройки, казалось бы, немудрёного парусника, как много для этого требуется знаний и умения, демонстрирует хрестоматийный пример линейного парусного корабля «Ваза», построенного в Стокгольме в начале ХVII века. 
По чьей-то вине были допущены ошибки в расчётах соответствия парусности, отвечающей остойчивости, и высоты расположения пушечных портов критическому углу крена. И когда при первом же выходе из гавани были подняты все необходимые для этого паруса, при резком порыве ветра судно сильно накренилось, и вода хлынула в открытые порты. Парусный красавец быстро затонул, унеся с собой в пучину немало членов экипажа. 

 

Кораблю Ваза... пришлось стать музеем 

Сейчас такие ошибки тем более недопустимы. Современные морские гиганты достигают десятков и сотен тысяч тонн веса. Мощность их двигателей достигает тоже сотен тысяч лошадиных сил. Их генераторы вырабатывают ток, которого хватит не только на освещение крупного города, но и на питание электроагрегатов его заводов. 
И бежит этот ток неимоверного напряжения по кабелям, длина которых достигает десятков километров. 
И чего только в эти гиганты не напихано. Радиолокация, радиоэлектроника, радиотехника, гидроакустика, всевозможные виды артиллерийских и ракетных установок. В их оборудовании используются металлы чуть не всей таблицы Менделеева. И не только металлы. Всевозможные формуляры, техническая литература и эксплуатационные журналы могут заполнить крупную городскую библиотеку. А уж какова огневая мощь такого монстра, лучше не говорить. Страшная мощь. 
Но без обученных, натренированных и организованных людей этот монстр – просто гора металла. Сложное и ответственное дело – постройка боевого корабля. Но подготовка полноценного экипажа для него во стократ сложнее и ответственнее. 

 

613-й Давид и 9013-й Голиаф (Мистраль) 

Возьмём среднюю дизельную подводную лодку 613 проекта (об атомной я уже не говорю). Судостроительный завод «Красное Сормово» в середине 1950-х годов прошлого века такую лодку спускал на воду через каждые 5 месяцев и к концу выпуска этой серии дошел до спуска 3-х лодок в год. И ещё через пару месяцев они, пройдя ходовые испытания, поступали на флот. 
А сколько требуется времени, чтобы эту лодку снабдить полноценным механиком, сиречь, командиром БЧ-V? Зачисляется в Высшее военно-морское инженерное училище не абы кто, а достойный, образованный, прошедший тщательную проверку молодой человек. Там он учится 5 лет, в течение которых ему дают необходимые знания и навыки, воспитывают его в соответствующем направлении около 20 человек, у которых это не хобби, а оплачиваемая работа. Там же его одевают, обувают, кормят и лечат. Потом приходит он на лодку лейтенантом и в среднем ещё 5 лет набирается необходимого опыта, прежде чем стать полноценным командиром БЧ-V. 
Уверен, что не ошибусь, а если ошибусь, то не на много, если скажу, что на всё это только денег государственных будет потрачено два миллиона рублей по теперешнему курсу. А ведь для этой лодки нужны ещё командир ПЛ, старпом, замполит, помощник командира, командиры боевых частей, групп. И ещё старшины и матросы. И это ещё не главное. Ведь это не просто группа людей, а экипаж, сплочённый, отработанный, отлаженный, как механизм сложного прибора, делающий общую, трудную, ответственную работу. 
И еще есть нечто, что с наскоку не разглядеть, тем более стороннему наблюдателю. 
Это костюм можно кроить и шить с нуля. Были бы материал и инструмент. Экипаж же сделать с нуля не под силу никакому мастеру. Тут требуется ещё преемственность. То есть до этого конкретного экипажа на кораблях данного типа должна пройти череда других экипажей и во времени и в пространстве. Экипажей с разными судьбами: и удачных и неудачных, и победивших и погибших. Ибо только в этом случае сложатся нужные навыки, опыт и традиции. Российский военно-морской флот, достигший своей вершины в 1970-1980-х годах прошлого столетия, достиг этого, пройдя длинную дорогу с 1690 года. 

 

Петр I. 1907. - Серов Валентин.

Немає коментарів: