пʼятницю, грудня 28, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КАПИТАНА 1-ГО РАНГА ВАДИМА ТИМОФЕЕФИЧА КУЛИНЧЕНКО ПРИСЛАННЫХ АВТОРУ БЛОГА.

                                            Мои воспоминания относятся к тому времени, когда подводники были элитой флота, но сведения о них были за семью замками. Но государство их не забывало. Сегодня забыт весь флот, в том числе и подводный. Лодки находятся на иждивении отдельных регионов, носящих их названия: «Орёл», «Рязань», «Воронеж», «Кострома», «Архангельск» и другие. Регионы посылают служить  на лодки своих  ребят и поэтому вправе знать о  повседневном их быте. Попытаюсь раскрыть один эпизод из их жизни – Новогодние праздники в море. Хотя это было 50 лет назад, но традиции на подводном флоте живучи, только не придуманные….
                                            Автор.

                              Н О В Ы Й    Г О Д    П О Д     В О Д О Й.

         Удивительное и необычное – с кем это было или будет в Новогоднюю ночь, самого любимого всеми праздника. Все мы, даже уже давно вышедшие из детского возраста, становимся в эту ночь детьми и верим в чудеса. Написал и задумался…. Почему? Наверное, потому что в самые безрадостные времена этот праздник вселяет добрые надежды на будущее.
         Традиционно в ночь под Новый год и непосредственно в ноль часов ноль-ноль минут происходят вещи удивительные. Нет исключений и для тех, кто встречает этот праздник дома, который где-то на Востоке именуют праздником петуха, собаки и, как наступающий ныне, годом Свиньи, а у нас этот праздник испокон века считается семейным праздником. Жаль, что в последнее время об этом стали забывать. Многие добровольно встречают этот праздник где-то далёких от дома местах, может и экзотических, других – на это заставляет идти производственная необходимость. Сейчас празднование Нового года даже в космосе становится обычным – космонавты всех поздравляют с орбиты, а их все – на орбите.

         Но есть, вернее было, много людей, которые празднуют этот самый лучший праздник года и экзотично, и романтично, и по долгу службы, и по многим другим причинам и условиям столь уединённо и скрытно, что до сих пор о том, как же они всё-таки встречают этот праздник – Новый год, не написано ни в одной книге, нет репортажа или рассказа ни в одной газете. В 1988 году о них заговорили ( не хочется вспоминать о печальном под Новый год, пусть всё такое остаётся в прошлом) в связи с авариями на подводных лодках. А вот повседневная жизнь этих людей остаётся тайной, как и те суда, на которых они ходят – изобретение преподобного Ефимки Никонова – первые испытания «потаённого судна» проходили 282 года назад (1724). Столь так давно заговорили о подводном флоте, а мы мало знаем о нём, а его людях и того меньше.
         Мне дважды приходилось встречать Новый год, в прямом смысле, в толще океана. Это было в 60-70-х годах прошлого столетия. Может, будет мало юмора в моём рассказе, но воспоминания будут, будут и мечты, которые сбылись или нет – теперь уже ясно. Но не надо падать духом – «всё ещё впереди» - пел тогда Марк Бернес, поём мы эту песню и сейчас, несмотря на все трудности. Служба подводника и в мирные дни, как на войне, поэтому все они оптимисты, пессимистам нечего делать на субмаринах. Кто не верит в удачу, тот не подводник! Но как все моряки, подводники – народ очень суеверный, поэтому в приметы, особенно в Новый год, верят свято.

         Хорошо, когда, уходя в автономное плавание, знаешь, что Новый год придётся встречать там, в морских глубинах. Тогда и настрой уже готов, и подготовка соответственная. Родные не забывают вручить подарки-секреты с непременным условием – вскрыть с последним ударом часов в старом году. Замечу, что все, как бы этого не хотелось сделать раньше, делали точно, как их просили. А до этого были соответственно догадки, домыслы: «Как ты думаешь, что мои засекретили? А твои?». И сколько радости у бородатых дядь, к Новому году обычно все за месяц – полтора похода отращивают бороды, потому что традиционным новогодним конкурсом у подводников в автономке является конкурс на лучшую бороду и усы, когда в сюрпризе оказывается совсем не то, о чём переговорено с товарищами за долгие дни подводного плавания. И, как я убедился на собственном опыте, лучшим подарком для каждого подводника являются ни вещи, купленные, тогда говорили «достатые» в магазинах, а безделушки, сделанные руками жён и детей. Я потом нигде не встречал и не слышал столько хороших слов, воспоминаний и рассказов, казалось бы, об обыденных вещах в повседневной жизни, а здесь превращающихся в необычные повествования, как в новогодние чаепития на подводных лодках на глубине 150 – 200 метров, сегодня возможно и глубже. И все воспоминания сводились к родным и близким, как у офицеров, так и матросов. Ведь это про подводников написано «экипаж – одна семья». Все закупорены в одном стальном корпусе, и надо заметить, что за весь период плавания до 90 суток никто не получает весточки от родных, никто не видит солнца, никто не вдыхает свежего воздуха. И всё-таки Новый год, даже в таких условиях, остаётся самым весёлым и желанным праздником.
         Для этого делается много, в том числе и по линии общественности, но всё в тайне, и вся работа выявляется уже в Новом году. И даже старпом, по долгу службы обязанный знать всё, что происходит на подлодке, иногда бросает реплики: «А почему я об этом ничего не знал?». На что получает немедленный ответ: «А мы ведь подводники! Скрытность наше непременное качество!». «Да!.., – ворчит командир. – Я не знал, что у нас столько талантов. Вот придём домой…». Но его перебивают (В новый год всё можно), не надо загадывать, ведь мы ещё у власти Посейдона, а он может рассердиться.
         И ведь, действительно, у подводников в океане в этот момент получается двойственное подчинение. С одной стороны волшебство Деда Мороза, а с другой – власть Посейдона. Он даже президенту Бушу старшему и Михаилу Горбачёву в своё время помешал встретиться на боевых кораблях. Видно, уже действительно океан перегружен военными флотами, сегодня в основном флотом США. И уже тогда мы мечтали, думая о наших атомоходах: «Такую бы мощь, да на поля Украины!». Но эти мечты обвернулись другим образом. Верно, уж давно определил народ: «Мечтать мечтай, но о деле не забывай!».  Флот гибнет, Украина другое государство, а атомные лодки, в отличие от американских, плавающих в океане, гниют по грязным бухтам, в то время, когда бы одна такая субмарина могла дать свет для половины Петропавловска- Камчатского. Но верно говорят, что «Что когда нет царя в голове – его и под кроватью не сыщешь!».
         Всегда готовится новогодняя газета, полная шуток, юмора и хороших пожеланий. Но есть и стихи особые, в которых профессионализма может и мало, но души больше океана. Один из таких стихов сохранился в памяти:
                             «Грозный Бог Посейдон,
                               Ты на нас не гневись.
                               Нынче час уж такой…
                               Старый год за бортом, Новый входит в отсек!
                               А на Родине снег, а на Родине смех…
                               Мы же гости твои, будь поласковей к нам.
                               Не шуми, не бушуй, вместе с нами взгрустни,
                               И домой поскорей с миром нас отпусти!»

         Хуже, когда на Новый год гремишь прямо из одного похода в другой. Здесь вся надежда только на экспромт. Заделов и заготовок никаких, более того – отсутствие всякого подручного материала. Но как говорят – «Голь на выдумки хитра!». В экстренном порядке объявляется всеобщий аврал , и глядишь – из ничего появляется всё. И даже ёлка. К тому же пахучая, правда, она пахнет одеколоном «Лесной», который сохранился ещё у некоторых членов экипажа. В первом случае была настоящая красавица, которую прятали в трюме, держали в тёплой воде. Чтобы она сохранила свой естественный запах…. Но, не взирая ни на что, и здесь Новый год проходит на высоте, хотя глубина погружения приличная…
         В обоих случаях схожи мечты о доме, о семье – как они там? И не было большей мечты у каждого – увидеть бы хотя на экране дисплея движущихся и говорящих своих близких. Во сне их видели многие. Но тогда ещё техника не дошла до такого. А сейчас есть видеотехника, которая многое позволяет в этом плане – перенести во времени и пространстве дорогие картины и лица. Чем не фантастика и сказка?
         Сегодня мечтой остаётся и то, что наш Флот вновь вернётся в океан, остаётся одна надежда…. А пока море заменили причалом. А служба в базе для подводников тоже не мёд. Поэтому пожелаем нашим славным подводникам, где бы они, не были в час Нового года, славных дел и доброго здравия!
         Как сказал наш флотский поэт Николай Флёров:
                                  «Наш первый, самый лучший тост –
                                  «За тех, кто в море!»
         Но по традиции почему-то «За тех, кто в море и на вахте!» поднимают третий тост. Да разве дело в числе. Главное – всё было бы хорошо, и мы опять увидим солнце!    
         Удачи всем в Новом году!

                                            ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО
                                 капитан 1 ранга, ветеран-подводник.

                                   

Немає коментарів: