вівторок, грудня 18, 2012

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

26—30 июля 1931 года, по согласованию с правительством СССР над большей частью советской Арктики с целью научных исследований пролетел известный немецкий дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин».
Чтобы подтвердить чисто научную сторону этого облета на борт этого  дирижабля были допущены исследователи из СССР, но ког­да наступило время поделиться результатами под­робной фотосъемки, немцы «с сожалением» заявили, что пленки, на которые снималась территория Земли Франца-Иосифа, испорче­ны...
Позднее выяснилось, что итогом этого поле­та «Цеппелина» стало то, что большой район Арктики, принадлежавший СССР, по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Дик­сон — северная оконечность Новой Земли — остров Колгуев — Архангельск стал знаком командованию ВМС Германии не хуже аква­тории родной Кильской бухты...







В июне 1939 года в Карском море на борту советского зверо­бойного судна «Мурманец» вела научные исследования группа, сотрудники которой отчего-то очень походили на арийцев и объяснялись по-немецки без акцента. На «Мурманце»  перед самым выходом в море поставили эхолот, с помощью которого осуществлялся промер глубин на всем маршруте плавания. И что интересно, приемо-индикаторный блок эхолота размещался в отсеке, доступом куда обладали исключительно «исследователи» — прочих членов экипажа в него не пускали...
С октября 1939 года по 5 сентября 1940 года в губе Большая Западная Лица, там, где в наше время размещена большая база атомных подводных лодок России, действовала сверхсекретная военно-морская база германских военно-морских сил под кодовым наименовани­ем «Норд»...
На этой базе немцы весьма основательно отнеслись к вопросу строительства укрепсооружений, в том числе и к образованию скальных укрытий для субмарин, кото­рые продолжали действовать на протяжении еще нескольких десятилетий: после окончания войны построенные немецкими инженерами сооружения приго­дились советскому флоту, а скальные укрытия впоследствии расширили для того, чтобы они могли вмещать гигантские атомоходы. Этим укрытиям не страшен и ядерный удар...

В 1940 году на западной оконечно­сти архипелага Франца-Иосифа, которая называется Земля Александры, высадилась немецкая ме­теорологическая группа в составе 10 человек, на базе которой вслед за тем была создана 24-я база метеорологической и пеленгаторной службы германских военно-морских сил (кригсма­рине).
А обнаружили эту базу лишь только 11 лет спустя — в сентябре 1951 года!
Эта операция под кодовым названием «Кладоискатель» проводилась кригсма­рине со всей тщательностью: были построены блиндажи и домики с теплоизоляци­ей, которые были присыпаны камнями, а в метеорологической рубке даже поставили камин.
В скором времени в районе архипелага была построена и база для ремонта и снабжения «волчьих стай» адмирала Карла Деница, которые выходили на охоту на советские коммуникации в Карском море. На данной базе имелось, в том числе, и скальное укры­тие для субмарин.
В конце 1941 года немцы построили аэро­дром и радиостанцию на острове Междушарский, который расположен в юго-западной части Новой Земли, а вслед за тем и в других местах, в том числе и тайные аэродромы в Мезенском районе Архангельской области. В отдельных точках Севморпути они расположили автоматические метеорологические станции, которые не требовали непрерывного обслуживания.
В годы Великой отечественной войны острова и архипелаги совет­ской Арктики каждый год посещали по 5 — 6 немецких экспедиций: «Крестоносец», «Арктический волк», «Виолончелист», «Перелетные птицы» и много других.
В сентябре 1944 года, когда немецкая армия отступала по всей Европе, с одной из подводных лодок был высажен десант, который захватил и сутки удерживал советскую полярную станцию на мысе Стерлегова, в бух­те Ложных Огней. Главной уда­чей этого десанта был захват секретных документов, в том числе и радиошифров.



По материалам  журнала «Вокруг света»


Немає коментарів: