26—30 июля 1931 года, по согласованию с правительством СССР над большей частью советской Арктики с целью научных исследований пролетел известный немецкий дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин».
Чтобы подтвердить чисто научную сторону этого облета на борт этого дирижабля были допущены исследователи из СССР, но когда наступило время поделиться результатами подробной фотосъемки, немцы «с сожалением» заявили, что пленки, на которые снималась территория Земли Франца-Иосифа, испорчены...
Позднее выяснилось, что итогом этого полета «Цеппелина» стало то, что большой район Арктики, принадлежавший СССР, по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Диксон — северная оконечность Новой Земли — остров Колгуев — Архангельск стал знаком командованию ВМС Германии не хуже акватории родной Кильской бухты...
Чтобы подтвердить чисто научную сторону этого облета на борт этого дирижабля были допущены исследователи из СССР, но когда наступило время поделиться результатами подробной фотосъемки, немцы «с сожалением» заявили, что пленки, на которые снималась территория Земли Франца-Иосифа, испорчены...
Позднее выяснилось, что итогом этого полета «Цеппелина» стало то, что большой район Арктики, принадлежавший СССР, по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Диксон — северная оконечность Новой Земли — остров Колгуев — Архангельск стал знаком командованию ВМС Германии не хуже акватории родной Кильской бухты...
С октября 1939 года по 5 сентября 1940 года в губе Большая Западная Лица, там, где в наше время размещена большая база атомных подводных лодок России, действовала сверхсекретная военно-морская база германских военно-морских сил под кодовым наименованием «Норд»...
На этой базе немцы весьма основательно отнеслись к вопросу строительства укрепсооружений, в том числе и к образованию скальных укрытий для субмарин, которые продолжали действовать на протяжении еще нескольких десятилетий: после окончания войны построенные немецкими инженерами сооружения пригодились советскому флоту, а скальные укрытия впоследствии расширили для того, чтобы они могли вмещать гигантские атомоходы. Этим укрытиям не страшен и ядерный удар...
На этой базе немцы весьма основательно отнеслись к вопросу строительства укрепсооружений, в том числе и к образованию скальных укрытий для субмарин, которые продолжали действовать на протяжении еще нескольких десятилетий: после окончания войны построенные немецкими инженерами сооружения пригодились советскому флоту, а скальные укрытия впоследствии расширили для того, чтобы они могли вмещать гигантские атомоходы. Этим укрытиям не страшен и ядерный удар...
В 1940 году на западной оконечности архипелага Франца-Иосифа, которая называется Земля Александры, высадилась немецкая метеорологическая группа в составе 10 человек, на базе которой вслед за тем была создана 24-я база метеорологической и пеленгаторной службы германских военно-морских сил (кригсмарине).
А обнаружили эту базу лишь только 11 лет спустя — в сентябре 1951 года!
Эта операция под кодовым названием «Кладоискатель» проводилась кригсмарине со всей тщательностью: были построены блиндажи и домики с теплоизоляцией, которые были присыпаны камнями, а в метеорологической рубке даже поставили камин.
В скором времени в районе архипелага была построена и база для ремонта и снабжения «волчьих стай» адмирала Карла Деница, которые выходили на охоту на советские коммуникации в Карском море. На данной базе имелось, в том числе, и скальное укрытие для субмарин.
В конце 1941 года немцы построили аэродром и радиостанцию на острове Междушарский, который расположен в юго-западной части Новой Земли, а вслед за тем и в других местах, в том числе и тайные аэродромы в Мезенском районе Архангельской области. В отдельных точках Севморпути они расположили автоматические метеорологические станции, которые не требовали непрерывного обслуживания.
А обнаружили эту базу лишь только 11 лет спустя — в сентябре 1951 года!
Эта операция под кодовым названием «Кладоискатель» проводилась кригсмарине со всей тщательностью: были построены блиндажи и домики с теплоизоляцией, которые были присыпаны камнями, а в метеорологической рубке даже поставили камин.
В скором времени в районе архипелага была построена и база для ремонта и снабжения «волчьих стай» адмирала Карла Деница, которые выходили на охоту на советские коммуникации в Карском море. На данной базе имелось, в том числе, и скальное укрытие для субмарин.
В конце 1941 года немцы построили аэродром и радиостанцию на острове Междушарский, который расположен в юго-западной части Новой Земли, а вслед за тем и в других местах, в том числе и тайные аэродромы в Мезенском районе Архангельской области. В отдельных точках Севморпути они расположили автоматические метеорологические станции, которые не требовали непрерывного обслуживания.
В годы Великой отечественной войны острова и архипелаги советской Арктики каждый год посещали по 5 — 6 немецких экспедиций: «Крестоносец», «Арктический волк», «Виолончелист», «Перелетные птицы» и много других.
В сентябре 1944 года, когда немецкая армия отступала по всей Европе, с одной из подводных лодок был высажен десант, который захватил и сутки удерживал советскую полярную станцию на мысе Стерлегова, в бухте Ложных Огней. Главной удачей этого десанта был захват секретных документов, в том числе и радиошифров.
В сентябре 1944 года, когда немецкая армия отступала по всей Европе, с одной из подводных лодок был высажен десант, который захватил и сутки удерживал советскую полярную станцию на мысе Стерлегова, в бухте Ложных Огней. Главной удачей этого десанта был захват секретных документов, в том числе и радиошифров.
По материалам журнала «Вокруг света»
Немає коментарів:
Дописати коментар