вівторок, грудня 18, 2012

ОЧЕРЕДНОЙ КОММЕНТАРИЙ НА ВОСПОМИНАНИЯ ПОДВОДНИКА "НОСТАЛЬГИЯ,НОСТАЛЬГИЯ,БЛИН ПО СЛУЖБЕ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ"

Продолжаю публикацию  отзывов на статью «Ностальгия,ностальгия ,блин по службе на подводной лодке".Сегодня  предоставляю своему читателю  комментарий контр-адмирала в отставке Владлен Васильевича Наумова.за спиной.которого многие годы службы на подводных лодках,в том числе и на лодке 613 пр.

Я проходил практику в Балаклаве, стажировку  в Лиепае на 613 проекте, служил на 613 проекте на Камчатке и на 641 проекте на Севере.Кают-кампания для старшин команд была  и на Черноморской лодке, и на 641 проекте. На 613 проекте кают для офицеров хватало не всем, например в автономке на Камчатке у меня не было каюты и я спал на койках матросов, стоящих на вахте, которые сменяясь с вахты великодушно меня не будили , а ложились на койку заступившего на вахту. Меня это устраивало потому что я мог выбирать койку где комфортнее спать в зависимости от качки и температуры. Насчёт грязи, пота и запахов? Да, вонь стояла ужасная от запаха масел, топлива, электролита, отходов пищи,которые проносили через отсеки,вместе с блевотиной от качки и выбрасывались за борт пролезая через рубочные люки. Дуки на этих лодках отсутствовали. Причем на 613 проекте не было штурманской рубки, а была выгородка со штурманским столом, рядом с нижним рубочным люком, в котором  при работающих дизелях, засасываемый воздух из бадеек с мусором выдувал часть отходов и бросал под ноги штурману, над головой которого висел поддон машинки клапана вентиляции СГБ, для сбора масляных протечек.Стол у штурмана был небольшой и в моё время деревянный, впоследствии видимо сменившийся на железный для возможности хранить в его ящике секретные карты.
Под ногами акустики не было и штурман был командиром БЧ 1-4, а РТС числилась за помощником. Другое дело если помощник по какой-то причине отсутствовал, я ведь тоже на Камчатке на время отсутствия доктора принимал у него дела. А вот на 641 проекте у к-ра БЧ-1 и рубка была с автопрокладчиком и  К-р БЧ-4- РТС в корабельном штате присутствовал. На 641 проекте была и душевая выгородка для мытья морской водой, правда мало кто ею пользовался, уж очень вода солёная и не смывающая грязь. А на 613 проекте в автономке для мытья кожного покрова каждый член экипажа получил на 10-й и 20-й день похода по 1-му 3-х литровому чайнику пресной воды, расходуя её для помывки над унитазом в корме дизельного отсека,расположенным в отсеке без каких либо загородок. От холода на дизелях страдали не очень сильно, разве что на мостике и при работе дизелей в 4-м отсеке при протяжке воздуха, а вот как бороться в Средиземке и в южных тёплых морях с жарой соблюдая скрытность более сложный вопрос. Продолжительность боевой службы дизельных лодок составляла сначала полгода, скоро дошла до года, причём в составе соединений по 8-9 единиц в Средиземном море при обеспечении кораблями и вспомогательными судами в определённых местах коллективных якорных стоянок с заходами сначала в Албанию и  Югославию, а по мере изгнания оттуда заходили, отдыхали и ремонтировались в египетской Александрии, а под конец только в сирийском Тартусе, который и сейчас числится арендованной Россией базой, правда без кораблей.На всех дизельных лодках имелись койки в1-м 4-м 7-м отсеках для матросов и старшин, ничем не отгороженные от проходов в отсеках, но как и по-видимому на всех лодках хватает не всем. Кажется, на малютках вообще предусматривалось количество коек только для двух боевых смен. Ну и последнее все жены говорили с дизельных лодок подводники приносят домой на одежде  какой-то  специфический запах. ( Там ведь нет спецодежды) Да и насчёт  еды на дизелях. На атомоходах снабжение значительно богаче и качественнее (правда воруют больше) А на дизелях мне запомнилась обжираловка в Риге после второго курса, на Черном море, а в Либаве, на Камчатке такого впечатления не осталось. Другое дело в кубинском походе мы из за жары неделями ничего не ели, поэтому автор столкнулся с такой же ситуацией в Средиземке, где тоже жарко. А в своих воспоминаниях Березовский написал, что при встрече в море дизельной лодки  он требовал от экипажа головного корабля 667-го проекта(атомная) приветствовать её первым. Кто-то  написал, что часть экипажа атомохода возмущавшуюся каким-то неудобством на корабле , Березовский отправил в экскурсию на дизельную лодку, откуда  они вернулись ошарашенные и подавленные и больше ничем и никогда не возмущались.
 Всех благ С уважением. Владлен.

 

Немає коментарів: