Продолжаю публикацию отзывов на статью «Ностальгия,ностальгия
,блин по службе на подводной лодке".Сегодня предоставляю своему читателю комментарий контр-адмирала
в отставке Владлен Васильевича Наумова.за спиной.которого многие годы службы на
подводных лодках,в том числе и на лодке 613 пр.
Я проходил практику в Балаклаве, стажировку в Лиепае
на 613 проекте, служил на 613 проекте на Камчатке и на 641 проекте на Севере.Кают-кампания для старшин команд была и на Черноморской
лодке, и на 641 проекте. На 613 проекте кают для офицеров хватало не всем, например
в автономке на Камчатке у меня не было каюты и я спал на койках матросов,
стоящих на вахте, которые сменяясь с вахты великодушно меня не будили , а
ложились на койку заступившего на вахту. Меня это устраивало потому что я мог
выбирать койку где комфортнее спать в зависимости от качки и температуры.
Насчёт грязи, пота и запахов? Да, вонь стояла ужасная от запаха масел, топлива,
электролита, отходов пищи,которые проносили через отсеки,вместе с блевотиной от
качки и выбрасывались за борт пролезая через рубочные люки. Дуки на этих
лодках отсутствовали. Причем на 613 проекте не было штурманской рубки, а была
выгородка со штурманским столом, рядом с нижним рубочным люком, в котором
при работающих дизелях, засасываемый воздух из бадеек с мусором выдувал часть
отходов и бросал под ноги штурману, над головой которого висел поддон машинки
клапана вентиляции СГБ, для сбора масляных протечек.Стол у штурмана был
небольшой и в моё время деревянный, впоследствии видимо сменившийся на железный
для возможности хранить в его ящике секретные карты.
Под ногами акустики не
было и штурман был командиром БЧ 1-4, а РТС числилась за помощником. Другое
дело если помощник по какой-то причине отсутствовал, я ведь тоже на Камчатке на
время отсутствия доктора принимал у него дела. А вот на 641 проекте у к-ра БЧ-1
и рубка была с автопрокладчиком и К-р БЧ-4- РТС в корабельном штате
присутствовал. На 641 проекте была и душевая выгородка для мытья морской водой,
правда мало кто ею пользовался, уж очень вода солёная и не смывающая грязь. А
на 613 проекте в автономке для мытья кожного покрова каждый член экипажа
получил на 10-й и 20-й день похода по 1-му 3-х литровому чайнику пресной воды,
расходуя её для помывки над унитазом в корме дизельного отсека,расположенным в
отсеке без каких либо загородок. От холода на дизелях страдали не очень сильно,
разве что на мостике и при работе дизелей в 4-м отсеке при протяжке воздуха, а
вот как бороться в Средиземке и в южных тёплых морях с жарой соблюдая
скрытность более сложный вопрос. Продолжительность боевой службы дизельных
лодок составляла сначала полгода, скоро дошла до года, причём в составе
соединений по 8-9 единиц в Средиземном море при обеспечении кораблями и
вспомогательными судами в определённых местах коллективных якорных стоянок с
заходами сначала в Албанию и Югославию, а по мере изгнания оттуда
заходили, отдыхали и ремонтировались в египетской Александрии, а под конец
только в сирийском Тартусе, который и сейчас числится арендованной Россией
базой, правда без кораблей.На всех дизельных лодках имелись койки в1-м 4-м 7-м
отсеках для матросов и старшин, ничем не отгороженные от проходов в отсеках, но
как и по-видимому на всех лодках хватает не всем. Кажется, на малютках вообще
предусматривалось количество коек только для двух боевых смен. Ну и последнее
все жены говорили с дизельных лодок подводники приносят домой на одежде
какой-то специфический запах. ( Там ведь нет спецодежды) Да и насчёт еды на дизелях. На атомоходах снабжение значительно богаче и качественнее (правда
воруют больше) А на дизелях мне запомнилась обжираловка в Риге после второго
курса, на Черном море, а в Либаве, на Камчатке такого впечатления не осталось.
Другое дело в кубинском походе мы из за жары неделями ничего не ели, поэтому
автор столкнулся с такой же ситуацией в Средиземке, где тоже жарко. А в своих
воспоминаниях Березовский написал, что при встрече в море дизельной лодки
он требовал от экипажа головного корабля 667-го проекта(атомная) приветствовать её первым.
Кто-то написал, что часть экипажа атомохода возмущавшуюся каким-то
неудобством на корабле , Березовский отправил в экскурсию на дизельную лодку, откуда они
вернулись ошарашенные и подавленные и больше ничем и никогда не возмущались.
Всех благ С
уважением. Владлен.
Немає коментарів:
Дописати коментар