Значительным событием в истории советского флота
явилось расширенное заседание Реввоенсовета СССР совместно с командующими ряда
округов и флотов в мае 1928 г. По сути, тогда была определена общая
направленность развития флота.
"При развитии ВМС,- было записано в
решении,- стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и
минно-позиционной обороны, а также морской авиации".
Как пишет Адмирал Флота Советского Союза С. Г.
Горшков, "...уже в те годы утверждался принцип создания флота, состоящего
из гармонического развития разнородных сил".
К этому времени закончился восстановительный
период на флоте. В составе флота насчитывалось 104 боевых и 14 вспомогательных
судов.
Успехи индустриализации страны, особенно в
отраслях тяжелой промышленности, развитие науки и техники позволили перейти от
модернизации старых кораблей к созданию новых.
Обновление корабельного состава советского флота
началось со строительства подводных лодок.
5
марта 1927 г. в Ленинграде в присутствии С.М. Кирова и К. Е. Ворошилова
состоялась закладка первых однотипных советских подводных лодок Декабрист
(Д-1), Народоволец (Д-2)
и Красногвардеец (Д-3), спроектированных конструкторским бюро под руководством талантливого инженера-конструктора Б. М. Малинина, впоследствии профессора, доктора технических наук. В проектировании принимали участие А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович. Одновременно на юге для Черноморского флота строились лодки этого типа Революционер, Спартаковец и Якобинец.
и Красногвардеец (Д-3), спроектированных конструкторским бюро под руководством талантливого инженера-конструктора Б. М. Малинина, впоследствии профессора, доктора технических наук. В проектировании принимали участие А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович. Одновременно на юге для Черноморского флота строились лодки этого типа Революционер, Спартаковец и Якобинец.
Лодки типа Декабрист были
двухкорпусными, клепаной конструкции. Их прочный корпус разделялся на семь
отсеков шестью поперечными переборками. Вооружение состояло из восьми торпедных
аппаратов (шесть в носу и два в корме), одного 100-миллиметрового орудия с
дальностью стрельбы 118 кабельтовых и двух пулеметов. Экипаж насчитывал 53 чел.
Надводный ход со скоростью до 14,5 уз обеспечивали два отечественных дизеля
42-Б-6 мощностью по 810 кВт, подводный со скоростью до 9 уз - два
электродвигателя мощностью по 500 кВт. Валовые линии соединялись с двигателями
с помощью фрикционных муфт. Не пополняя запасов, Декабрист мог
пройти в надводном положении до 7000 миль с экономической скоростью 9,5 уз и
находиться в море до 40 сут. Была предусмотрена цистерна быстрого погружения.
Уход на глубину с надводного положения занимал 1,5 мин. Подводная автономность
достигала 3 сут. На лодке имелись средства регенерации воздуха, различные
навигационные приборы, средства радиосвязи и гидроакустическая аппаратура. На
некоторых подводных лодках типа Декабрист кроме
100-миллиметрового орудия была установлена и 45-миллиметровая пушка.
В процессе постройки корпус и корпусные
конструкции подводной лодки испытывали
на прочность и водонепроницаемость. Головная лодка подвергалась самым жестким макаровским испытаниям. Отдельные отсеки испытывали на водонепроницаемость сжатым воздухом, а топливные и масляные цистерны - подогретой нефтью под давлением. Корпус лодки испытывали внешним гидравлическим давлением.
на прочность и водонепроницаемость. Головная лодка подвергалась самым жестким макаровским испытаниям. Отдельные отсеки испытывали на водонепроницаемость сжатым воздухом, а топливные и масляные цистерны - подогретой нефтью под давлением. Корпус лодки испытывали внешним гидравлическим давлением.
Следует заметить, что в практике подобных
испытаний применима и заливка водой под давлением внутрь корпуса до полного
заполнения. При этом вместо крышек входных и торпедопогрузочных люков
ставятся временные заглушки на болтах, так как люки не рассчитаны на большое внутреннее давление.
ставятся временные заглушки на болтах, так как люки не рассчитаны на большое внутреннее давление.
Ходовые
приемо-сдаточные испытания первых подводных лодок типа Декабрист
проводились государственными комиссиями под председательством
уполномоченного Постоянной комиссии опытного балтийского подводника Я. К.
Зубарева. До прихода в Постоянную комиссию он служил командиром дивизиона
подводных лодок. В составе государственных комиссий работали
флагманские специалисты флота, представители научно-исследовательских институтов, комиссии по наблюдению за постройкой кораблей, члены экипажа лодки.
флагманские специалисты флота, представители научно-исследовательских институтов, комиссии по наблюдению за постройкой кораблей, члены экипажа лодки.
Испытания головного Декабриста в
надводном положении прошли успешно. Но при проверке маневренных качеств лодки в
подводном положении, опробовании систем погружения -
всплытия сразу обнаружились конструктивные дефекты. Во время первого погружения после открытия кингстонов цистерн главного балласта при закрытых клапанах вентиляции внезапно появился заметный крен на правый борт. Оказалось, что при проектировании не было учтено снижение поперечной остойчивости из-за свободного переливания воды из цистерн одного борта в цистерны противоположного борта.
всплытия сразу обнаружились конструктивные дефекты. Во время первого погружения после открытия кингстонов цистерн главного балласта при закрытых клапанах вентиляции внезапно появился заметный крен на правый борт. Оказалось, что при проектировании не было учтено снижение поперечной остойчивости из-за свободного переливания воды из цистерн одного борта в цистерны противоположного борта.
С этой проблемой конструкторы раньше не
сталкивались, лодки, подобные Декабристу, в России не
строились. Общими усилиями испытателей и конструкторов удалось найти
технические пути ее решения. Для предотвращения крена поставили раздельную
вентиляцию, разобщавшую цистерны по бортам и не позволявшую воздуху, а
следовательно, и воде перетекать с одного борта на другой. В местах
присоединения труб продувания цистерн к обшивке установили невозвратные
клапаны, что также исключало пропуск воздуха с борта на борт по трубам.
Возникали и другие неожиданности в период
испытаний. Однажды при подходе к предельной глубине погружения лодка вдруг
потеряла плавучесть и легла на грунт на глубине, несколько превышающей
предельную. После срочного всплытия выяснилось, что кингстон цистерны срочного
погружения, открывавшийся внутрь, отжало наружным давлением от седла и цистерна
заполнилась. Конструкцию кингстона пришлось изменить.
Много хлопот доставили поначалу упорные
подшипники Митчела, примененные впервые в подводном кораблестроении на лодках
типа Декабрист. Долго не могли найти причину резкого
повышения температуры масла после суточного испытания дизелей на номинальной
мощности. После тщательного исследования выяснилось, что в подшипники попадал
песок от формовочной земли с камер литого корпуса подшипников. Дефект был
устранен.
Наконец программа приемо-сдаточных испытаний
была полностью выполнена, результаты соответствовали проектным данным. Это дало
комиссии право 18 ноября 1930 г. подписать приемный акт. От начальника Морских
Сил РККА поступила приветственная телеграмма.
Поздравляю Морские Силы Балтийского моря с
вступлением в строй подводной лодки "Декабрист", первенца нового судостроения
и техники.
Уверен, что в руках революционных моряков Балтики "Декабрист" явится
грозным оружием против наших классовых врагов.
Уверен, что в руках революционных моряков Балтики "Декабрист" явится
грозным оружием против наших классовых врагов.
На митинге, посвященном подъему флага на Декабристе,
яркую речь произнес командующий Балтийским флотом Л. М. Галлер. Он призвал
подводников с честью оправдать доверие народа.
Через год прошли испытания и были приняты в
состав флота Народоволец и Красногвардеец.
Головная
черноморская подводная лодка Революционер вступила в строй
5 января 1931 г., а летом того же года Черноморский флот пополнился Спартаковцем
и Якобинцем. Их испытывали государственные комиссии,
которые возглавлял Н. И. Кюн.
По-разному сложились судьбы первых лодок типа Декабрист.
Д-1 перешла в 1933 г. с
Балтики на Север и вошла в состав первой экспедиции особого назначения (ЭОН-1)
Командовал лодкой Б. А. Секунов. В 1938 г. лодка
провела в море 120 сут, пройдя в надводном положении более 10 тыс. миль, а в
подводном- 1200 миль. Но через два года путь Д-1 трагически
оборвался. При отработке задач боевой подготовки в районе Мотовского залива
лодка погибла. Причины гибели остались неизвестными. Предполагается, что она
проскочила предельную глубину погружения.
Подводная лодка Д-2, так же
как и Д-1, в 1933 г. вошла в состав Северного флота, но
незадолго до начала войны вернулась на капитальный ремонт. На Балтике пришлось ей
пройти суровые военные испытания. Командовал лодкой капитан 3-го ранга Р. В.
Линденберг.
В первый боевой поход Д-2 вышла
23 сентября 1942 г. Он был исключительно трудным, но и удачным. Севернее острова
Гогланд, занятого противником, лодка попала в противолодочную сеть и несколько
часов не могла выбраться из нее. Когда удалось всплыть, заклинило вертикальный
руль. В результате героических усилий экипажа повреждение удалось устранить и лодка
смогла продолжать плавание. За время похода, длившегося 50 сут, Д-2
торпедировала транспорт и железнодорожный паром, на котором было уничтожено
900 гитлеровцев.
Второй
боевой поход Д-2 совершила в октябре 1944 г. К ее победному
счету прибавился еще один транспорт.
Подводная лодка Д-3 под
командованием В. Н. Котельникова участвовала в 1938 г. в операции по снятию
папанинцев с дрейфующей станции. Через год после начала войны Д-3
погибла, успев занять первое место среди североморских лодок по числу
одержанных побед. Командовали лодкой в военный период сначала капитан 3-го
ранга Ф. В. Константинов, а затем капитан 3-го ранга М. А. Бибеев. В боевые
походы Д-3 не раз выходил командир дивизиона, опытнейший
североморский подводник капитан 2-го ранга И. А. Колышкин, впоследствии
контр-адмирал, Герой Советского Союза.
Полным успехом завершился поход Д-3,
начавшийся 22 сентября 1941 г. Торпеда, посланная ею, настигла вражеский
транспорт у входа в Тана-фьорд. 27 сентября предпринята вторая атака, на дно
отправлен танкер у Конгс-фьорда. Через три дня лодка топит еще одно фашистское
судно. Четвертую победу она одерживает 11 октября.
Во время второго боевого похода в ноябре -
декабре 1941 г, было потоплено еще три вражеских судна. В январе 1942 г. лодка
была награждена орденом Красного Знамени, а в апреле удостоена звания
гвардейской.
Июньский поход Д-3 стал
последним. Она не вернулась на базу. Гибель ее осталась тайной. "Но одно
можно сказать твердо: героический экипаж встретил смерть в мужественной борьбе,
как подобает героям-подводникам",- пишет в своих воспоминаниях И. А.
Колышкин.
Таким образом, первенцы советского подводного
кораблестроения внесли достойный вклад в дело победы над врагом.
Почти одновременно с приемо-сдаточными
испытаниями подводных лодок типа Д испытывалась бывшая английская
подводная лодка L-55, поднятая со дна моря и отремонтированная в
Кронштадте. В июне 1919 г. она вторглась в территориальные воды Советской
Республики и была потоплена в Копорском
заливе эсминцами Азард и Гавриил.
заливе эсминцами Азард и Гавриил.
Кроме проверок работы ее механизмов и оружия был
произведен суточный пробег по Финскому заливу. Испытаниями руководил
уполномоченный Постоянной комиссии Я. К. Зубарев. Командовал лодкой В. С.
Воробьев. За три недели программа испытаний была выполнена, и 7 августа 1931 г.
над L-55 взвился военно-морской
флаг Страны Советов.
Следует отметить, что тактико-технические данные
L-55 выявленные на
испытаниях, оказались не очень высокими. Так, вместо ожидаемой надводной скорости 17,3 уз
фактическая скорость составила 14 уз, а скорость подводного хода не превысила 9
уз. Более десяти лет несла "англичанка" подводную службу в составе
Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны L-55 выполняла роль зарядной
станции.
Чуть позже "декабристов" были
спроектированы и построены первые советские подводные минные заградители. Их
разработало конструкторское бюро под руководством Б. М. Малинина. Головной
корабль Ленинец (Л-1) был заложен 6 сентября 1929
г. Он имел водоизмещение 1123/1416 т. Мощность главных дизелей составляла 6030
кВт, электромоторов- 1760 кВт. Скорость надводного хода 17 уз, подводного 10
уз. Ленинец мог пройти в надводном положении без
пополнения запасов 14 тыс. миль. Кроме торпедного оружия, состоявшего из шести
труб в носу и двух в корме, лодку оборудовали кормовыми минными трубами для
сухого хранения и постановки 20 мин.
Ленинец оказался достойным преемником первого в мире русского
подводного заградителя Краб, значительно превзойдя его по
ряду важных боевых качеств.
Государственную комиссию по испытаниям и приемке
Л-1 снова возглавил Я. К. Зубарев. Активное участие в
испытаниях принял другой уполномоченный Постоянной комиссии - Н. И. Кюн.
Приемо-сдаточные испытания проводились в начале
1933 г. Их программа была обширной. Требовалось всесторонне проверить торпедное
и минное оружие. Серьезное внимание уделялось непотопляемости и живучести
корабля. На испытаниях не все шло благополучно.
Однажды во время погружения неожиданно
послышался сильный удар по корпусу. При осмотре отсеков никаких аномалий
обнаружено не было. Председатель государственной комиссии, командир и
ответственный сдатчик, посоветовавшись, решили не применять аварийного
продувания, а погружаться
дальше, до заданной глубины. Причиной удара сочли раздавливание сигнального буя (такие случаи бывали). Достигнув заданной глубины, проверили работу всех механизмов, а также герметичность прочного корпуса, после чего лодка всплыла на поверхность с ходу. Сигнальный буй оказался неповрежденным.
Когда стали продувать главный балласт, то обнаружили, что манометр на магистрали продувания показывал давление, значительно превосходящее норму, причем продувание главного балласта продолжалось намного дольше обычного.
дальше, до заданной глубины. Причиной удара сочли раздавливание сигнального буя (такие случаи бывали). Достигнув заданной глубины, проверили работу всех механизмов, а также герметичность прочного корпуса, после чего лодка всплыла на поверхность с ходу. Сигнальный буй оказался неповрежденным.
Когда стали продувать главный балласт, то обнаружили, что манометр на магистрали продувания показывал давление, значительно превосходящее норму, причем продувание главного балласта продолжалось намного дольше обычного.
По возвращении в базу разобрали магистраль
продувания. Каких-либо посторонних предметов внутри трубы и в распределительной
клапанной коробке обнаружено не было.
Вскрыли горловины бортовых цистерн для осмотра
магистрали, расположенной в междубортном пространстве и состоявшей из отдельных
патрубков с фланцами, крепящимися к водонепроницаемым переборкам бортовых
цистерн. После долгих поисков причина высоких давлений в магистрали продувания
наконец выявилась. Оказалось, что все патрубки магистрали смяты забортным давлением. Патрубки были слишком тонкостенными, хотя их наружный диаметр в точности соответствовал чертежу. Был допущен просчет в выборе толщины труб для изготовления патрубков.
наконец выявилась. Оказалось, что все патрубки магистрали смяты забортным давлением. Патрубки были слишком тонкостенными, хотя их наружный диаметр в точности соответствовал чертежу. Был допущен просчет в выборе толщины труб для изготовления патрубков.
В ходе испытаний государственная комиссия
обнаружила и предложила строителям и конструкторам устранить целый ряд других
конструктивных и эксплуатационных недостатков.
Так, общую вентиляцию ям аккумуляторных батарей пришлось
заменить на индивидуальную. Было установлено специальное устройство для поглощения
водорода. Трубы воздушной системы низкого
давления для продувания главного балласта, проложенные в бортовых цистернах, были перенесены внутрь прочного корпуса. Несколько раз изменяли конструкцию устройства для постановки мин.
давления для продувания главного балласта, проложенные в бортовых цистернах, были перенесены внутрь прочного корпуса. Несколько раз изменяли конструкцию устройства для постановки мин.
Акт о приемке головной подводной лодки Л-1
был подписан комиссией 22 октября 1933 г. К 1937 г. было построено 12
подводных лодок этого типа.
Испытания Великой Отечественной войны подводные
лодки типа Л выдержали на "отлично". Так, подводная лодка
Балтийского флота Л-3 (Фрунзовец) одержала
наибольшее число побед из всех советских подводных лодок. Она уничтожила 18
транспортов и семь боевых кораблей врага. Лодкой командовали капитан 3-го ранга
П. Д. Грищенко и капитан 3-го ранга В. К. Коновалов, удостоенный высокого
звания Героя Советского Союза. Л-3 стала гвардейским
кораблем.
На
минах, поставленных балтийской подводной лодкой Л-21
(командир капитан 3-го ранга С. С. Могилевский), подорвались два транспорта и два миноносца фашистов.
(командир капитан 3-го ранга С. С. Могилевский), подорвались два транспорта и два миноносца фашистов.
Черноморский подводный заградитель Л-4
был награжден орденом Красного Знамени. Под командованием капитана 3-го ранга
Е. П. Полякова эта лодка в 1943 г. потопила быстроходную десантную баржу и две
шхуны.
Краснознаменной стала и североморская Л-22
(командир капитан 3-го ранга Е. Н. Трофимов).
Много успешных боевых походов совершила Л-20
под командованием капитана 3-го ранга Е. Н. Алексеева.
Из средних подводных лодок, которые строились в
годы предвоенных пятилеток, основным и самым многочисленным типом была Щука.
Такое название имела головная балтийская подводная лодка, вышедшая на
испытания летом 1933 г. Одновременно с ней на Дальнем Востоке испытывалась
почти однотипная лодка Лосось.
Головную Щ-301, как позже
стала называться Щука, испытывал Я. К. Зубарев, имевший к
тому времени большой опыт подводника-испытателя.
Испытание
дальневосточной Щ-11 (Лосось) проводила Постоянная
комиссия под председательством А. К. Векмана. Командовал Щ-11 Г.
Н. Холостяков (ныне вице-адмирал, Герой Советского Союза). Эта лодка,
вступившая в строй 23 сентября 1933 г., одной из первых вошла в состав
подводных сил Тихоокеанского флота.
На Щ-301 военно-морской
флаг был поднят 14 октября 1933 г. Она пополнила одно из соединений Краснознаменного
Балтийского флота.
По поводу создания головной лодки типа Щ начальник
Морских Сил РККА Р. А. Муклевич писал:
"Мы имеем возможность этой подводной лодкой
начать новую эру в нашем судостроении. Мы приобретаем необходимые навыки и
готовим кадры
для развертывания производства".
для развертывания производства".
Подводная лодка Щ-304 (Комсомолец)
по призыву ЦК ВЛКСМ строилась на отчисления из средств комсомольцев и молодежи
страны. На торжественной закладке 23 февраля 1930 г. присутствовали
Председатель Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилов и секретарь ЦК ВЛКСМ А. В.
Косарев. Строителем Щ-304 стала молодежь, которой пришлось
осваивать новые специальности и технологию. Эту задачу она с честью выполнила.
В начале 1931 г. судостроители рапортовали IX съезду комсомола, что
все трудности "сметены мощной волной энтузиазма рабочей молодежи".
Приемо-сдаточные испытания Щ-304
проводились летом 1934 г. Первым командиром лодки был К. М. Бубнов,
впоследствии известный подводник-испытатель.
Полуторокорпусные лодки типа Щ имели
шесть отсеков. Главный балласт размещался вне прочного корпуса, в бортовых
цистернах в виде булей. Надводное водоизмещение Щуки составляло
около 600 т. На лодке были установлены два четырехтактных бескомпрессорных
дизеля мощностью по 440 кВт и два гребных электродвигатели мощностью по 290
кВт. Они обеспечивали скорость в надводном положении до 12 уз, в подводном- до
8-9 уз. Для достижения экономического хода использовались специальные
электродвигатели мощностью по 14 кВт. С гребными валами двигатели соединялись
эластичной передачей. Глубина погружения не превышала 90 м. В качестве
основного вооружения служили четыре носовых и два кормовых
торпедных аппарата.
торпедных аппарата.
Следует заметить, что в последующие годы на флот
поступали модернизированные серии Щук ("пятая-бис", "пятая-бис-два",
"десятая", "десятая-бис"). Они имели более совершенные энергетические
установки, позволявшие развивать скорость надводного хода до 14 уз, более
точные электронавигационные приборы, средства радиосвязи и гидроакустики.
Подводных лодок типа Щ было построено
много. Только за период с 1933 по 1937 г. Постоянная комиссия испытала и
приняла несколько десятков подводных лодок.
Кроме Я. К. Зубарева и Н. И. Кюна в испытаниях
лодок принимали участие капитан 2-го ранга Б. С. Сластников и военный инженер
1-го ранга А. Хмелевский, назначенные в Постоянную комиссию в 1934 г.
В
актах о приемке лодок типа Щ отмечались простота и прочность конструкции
кораблей, высокая надежность механизмов, хорошие мореходные качества.
Постоянная комиссия не переоценивала достоинства этих лодок.
Высокие прочностные и мореходные качества
убедительно продемонстрировал беспримерный в истории мореплавания переход Щ-423
Северным морским путем из Полярного на Дальний Восток под командованием
капитана 3-го ранга И. М. Зайдулина.
Блестяще проявили себя лодки типа Щ в
суровых испытаниях войны. Почти двум десяткам лодок присвоены звания гвардейских
и Краснознаменных.
Боевой счет подводников-североморцев открыла Щ-402
(командир старший лейтенант Н. Г. Столбов), потопившая 14 июля 1941 г.
транспорт на рейде порта Хоннингсвог. На Черном море счет успешных торпедных
атак начала Щ-211 под командованием капитан-лейтенанта А. Д.
Девятко. А балтийская Щ-307, которой командовал
капитан-лейтенант Н. И. Петров, 10 августа 1941 г. первой из советских
подводных лодок
потопила торпедами немецкую лодку U-144.
потопила торпедами немецкую лодку U-144.
Много побед одержали гвардейские подводные лодки
Щ-422
(командир
капитан 3-го ранга Ф. А. Видяев) Северного флота, Щ-303 (командир
Герой Советского Союза капитан 3-го ранга И. В. Травкин) и Щ-309 (командир
капитан 3-го ранга
П. П.
Ветчинкин) Краснознаменного Балтийского флота, Щ-205
(командир капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов) и Щ-215 (командиры капитан-лейтенант Г. П. Апостолов и капитан 3-го ранга М. В. Грешилов) Черноморского флота.
(командир капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов) и Щ-215 (командиры капитан-лейтенант Г. П. Апостолов и капитан 3-го ранга М. В. Грешилов) Черноморского флота.
К лодкам среднего водоизмещения относились и
подводные лодки типа С (иногда их
называли "сталинцами"). Их проектировал коллектив конструкторов, в
который входили В. В. Перловский, В. Ф. Критский, 3. А. Дерибин, В. Н.
Перегудов. При водоизмещении 840/1070 т семиотсечная лодка имела четыре торпедных
аппарата в носу и два в корме. Артиллерийское вооружение состояло из одной
100-миллиметровой и одной 45-миллиметровой пушек. Дизели мощностью 3210 кВт
сообщали лодке в надводном положении скорость до 19,5 уз. Скорость подводного
хода под электромоторами не превышала 9 уз. Глубина погружения составляла 100
м. Экипаж насчитывал 45 чел. Благодаря преимуществам в дальности плавания,
мореходности и автономности лодки типа С действовали на больших
удалениях от своих баз успешнее, чем лодки типа Щ.
Приемо-сдаточные испытания головной подводной
лодки С-1 проводила государственная комиссия под
председательством Н. И. Кюна. По завершении испытаний 23 сентября 1931 г. был подписан
приемный акт, в котором комиссия отметила высокие боевые и маневренные качества
подводного корабля. Лодка имела хорошую маневренность и мореходность, уверенно
слушалась руля. Система погружения была простой в обслуживании.
Благодаря углублению торпедных аппаратов не
обнаруживался воздушный пузырь при стрельбе. При залповой стрельбе
лодка не всплывала и мало изменяла дифферент. При централизованном управлении системой погружения срочное погружение занимало всего 45 с. Удачно была выполнена система продувания главного балласта из нескольких постов. При управлении лодкой из прочной рубки перископную глубину можно было
удерживать до 12 м. Время всплытия с перископной глубины в крейсерское положение не превышало 7-8 мин.
лодка не всплывала и мало изменяла дифферент. При централизованном управлении системой погружения срочное погружение занимало всего 45 с. Удачно была выполнена система продувания главного балласта из нескольких постов. При управлении лодкой из прочной рубки перископную глубину можно было
удерживать до 12 м. Время всплытия с перископной глубины в крейсерское положение не превышало 7-8 мин.
При испытаниях первых четырех подводных лодок
типа С выявились и их слабые места. Так, мощности одного генератора не
хватало для зарядки батарей с первой ступени. Приходилось запускать второй
дизель, тем самым увеличивался расход соляра. Комиссия отмечала громоздкость
системы погружения торпед,, сложность обслуживания аккумуляторной батареи, а также
недостаточность объема провизионной кладовой.
Серийные подводные лодки типа С более поздней
постройки были существенно модернизированы по сравнению с головной, оснащены
современными средствами связи, обнаружения и навигации. На лодках установили
два перископа (зенитный и командирский), радиостанции "Окунь", "Щука"
и "Рейд", приемник "Дозор" и "Метель",
шумопеленгаторные станции "Марс-12", станции звукоподводной связи "Сириус",
гирокомпас "Курс-2". Магнитный компас имел оптическую передачу данных
из центрального поста в боевую рубку.
Отлично зарекомендовали себя "сталинцы"
в многочисленных битвах под водой в Великую Отечественную войну, а головная
С-1 прославилась еще во время советско-финляндского
конфликта. За решительность и героизм ее командир капитан-лейтенант А. В.
Трипольский был удостоен звания Героя Советского Союза. Многие из лодок типа С
за боевые
успехи удостоены звания гвардейских и Краснознаменный, а подводной лодке С-56 под командованием капитана 2-го ранга Г. Щедрина (впоследствии вице-адмирала) было присвоено звание Краснознаменной (1944) и гвардейской (1945).
успехи удостоены звания гвардейских и Краснознаменный, а подводной лодке С-56 под командованием капитана 2-го ранга Г. Щедрина (впоследствии вице-адмирала) было присвоено звание Краснознаменной (1944) и гвардейской (1945).
С-56 достраивали и испытывали
на Дальнем Востоке. Государственная комиссия под председательством опытного моряка-испытателя
капитана
1-го-ранга Г. А. Булавинца скрупулезно принимала подводный корабль, его оружие и технику. Осенью 1941 г. после успешного выполнения программы испытаний на С-56 был поднят военно-морской флаг. Тщательная и всесторонняя проверка вооружения и механизмов лодки, ее ходовых качеств явилась залогом безаварийного плавания и
успешной боевой деятельности.
1-го-ранга Г. А. Булавинца скрупулезно принимала подводный корабль, его оружие и технику. Осенью 1941 г. после успешного выполнения программы испытаний на С-56 был поднят военно-морской флаг. Тщательная и всесторонняя проверка вооружения и механизмов лодки, ее ходовых качеств явилась залогом безаварийного плавания и
успешной боевой деятельности.
В октябре 1942 г. С-56 вместе
с подводными лодками Л-15,
С-51, С-54, С-55 совершила беспримерный переход с Тихоокеанского флота на Северный. Было пройдено 17 тыс. миль в сложных гидрометеорологических условиях, по районам активных действий японских и немецких подводных лодок.
С-51, С-54, С-55 совершила беспримерный переход с Тихоокеанского флота на Северный. Было пройдено 17 тыс. миль в сложных гидрометеорологических условиях, по районам активных действий японских и немецких подводных лодок.
Тихоокеанские подводники сразу включились в
боевые действия Северного флота. Исключительно результативными были боевые
походы С-56. Она уничтожила 13 и повредила два вражеских
корабля и транспорта. За мужество и отвагу командир С-56 Г.
Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза. В послужном списке этого
героического корабля и первая "лодочная кругосветка". С-56
вернулась на Тихоокеанский флот и стала памятником-музеем. Ее навечно установили
во Владивостоке на корабельной набережной бухты Золотой Рог. У пьедестала С-56
в торжественной обстановке проводится церемония принятия военной присяги
молодыми матросами, ветераны войны и труда вручают молодым морякам
комсомольские билеты, школьников принимают в пионеры.
Прославились своими подвигами и другие "эски"
(так называли моряки подводные лодки типа С), Краснознаменная С-101
участвовала в боевых действиях сначала на Балтике, а затем на Севере, где потопила
фашистскую подводную лодку, сторожевик, три тральщика и пять транспортов, повредила
миноносец и два транспорта. Из состава Военно-Морского Флота она была исключена
только в 1956 г. В годы войны лодкой в разное время на Севере
командовали капитаны 3-го ранга П. И. Егоров, Е. Н. Трофимов и Н. Т. Зиновьев.
Активно действовала на Черном море
Краснознаменная под-
водная лодка С-31 под командованием капитан-лейтенанта Н. П. Белорукова.
водная лодка С-31 под командованием капитан-лейтенанта Н. П. Белорукова.
С-13 Балтийского флота за
годы войны потопила и повредила шесть вражеских транспортов общим
водоизмещением свыше 60 тыс. т. По числу потопленного тоннажа ей принадлежит первое
место среди советских подводных лодок. Весьма примечателен один факт, связанный
с боевой деятельностью С-13. За потопление 30 января 1945
г. фашистского лайнера Вильгельм Густлов водоизмещением
около 25 тыс. т, на котором находилось свыше 7000 солдат, в том числе 1300
подводников, Гитлер зачислил командира лодки капитана 3-го ранга А. И.
Маринеско в список личных врагов фюрера и третьего рейха, а в Германии был
объявлен трехдневный траур, как после Сталинградской битвы.
Менее удачной оказалась конструкция эскадренных
подводных лодок типа Правда, построенных в 1936 г.
Шпангоуты этих двухкорпусных лодок располагались не внутри, а снаружи прочного
корпуса. Водоизмещение Правды составляло 1200/1870 т,
скорость в надводном положении - 20 уз, в подводном - 10 уз, рабочая глубина
погружения - 50 м. По составу торпедного вооружения Правда не
отличалась от подводных
лодок типа С. Предполагалось создать серию этих быстроходных подводных кораблей, вооруженных сильной артиллерией: двумя 100-миллиметровыми и одним 45-миллиметровым орудиями.
лодок типа С. Предполагалось создать серию этих быстроходных подводных кораблей, вооруженных сильной артиллерией: двумя 100-миллиметровыми и одним 45-миллиметровым орудиями.
Однако при испытаниях, проведенных
государственной комиссией под председательством А. К. Векмана, и в процессе первого
периода эксплуатации на флоте выявились серьезные конструктивные недостатки
лодок. Было решено ограничиться строительством трех лодок: Правды
(П-1), Звезды (П-2) и
Искры (П-3). Использовались они главным образом для подготовки кадров подводников.
Искры (П-3). Использовались они главным образом для подготовки кадров подводников.
В
годы второй пятилетки была создана подводная лодка малого водоизмещения (около
250 т). Малютку, как называли эту лодку моряки, спроектировала группа
конструкторов во главе с Б. М. Малининым. Головная М-1 испытывалась
на Балтике государственной комиссией, которую возглавил А. К. Векман. В состав
флота лодка вошла 28 апреля 1934 г.
Одновальная Малютка обладала скоростью в
надводном положении до 13 уз, которую ей сообщал дизель мощностью 560 кВт.
Подводный ход со скоростью до 8 уз обеспечивался электромотором мощностью 280
кВт. Дальность плавания в надводном положении достигала 1880 миль, под водой - 107
миль. Экипаж состоял из 20 чел. В носу размещались два 533-миллиметровых
торпедных аппарата, на верхней палубе - 45-миллиметровое орудие. Корпуса лодок
впервые изготовлялись полностью сварными. Малютки перевозили по железной
дороге в собранном виде. Для Тихоокеанского флота было построено
несколько десятков лодок. Одной из первых дальневосточных Малюток командовал
В. А. Мазин (впоследствии контр-адмирал), известный испытатель кораблей, более
двух десятков лет прослуживший в Постоянной комиссии.
По результатам приемо-сдаточных испытаний первых
лодок типа М Постоянная комиссия сделала ряд замечаний. В частности,
выявилось, что
после торпедного залпа лодка не удерживалась на глубине и всплывала на поверхность. Конструкторы нашли пути устранения этого дефекта. Серийные лодки стали оснащать специальными устройствами, обеспечивающими бездифферентную и беспузырную торпедную стрельбу.
после торпедного залпа лодка не удерживалась на глубине и всплывала на поверхность. Конструкторы нашли пути устранения этого дефекта. Серийные лодки стали оснащать специальными устройствами, обеспечивающими бездифферентную и беспузырную торпедную стрельбу.
Нуждалось в конструктивных изменениях ограждение
рубки.
В свежую погоду трудно было управлять лодкой с мостика из-за ограниченных возможностей наблюдения за горизонтом и использования средств связи. Начиная с подводной лодки М-91, конструкция ограждения рубки была существенно улучшена.
В свежую погоду трудно было управлять лодкой с мостика из-за ограниченных возможностей наблюдения за горизонтом и использования средств связи. Начиная с подводной лодки М-91, конструкция ограждения рубки была существенно улучшена.
По инициативе инженеров П. С. Сердюка и С. А.
Базилевского были разработаны проекты новых серий подводных лодок типа М.
Их снабдили двухвальными машинными установками, а торпедное вооружение
увеличили до четырех аппаратов.
Много пришлось потрудиться испытателям лодок.
Партия и правительство высоко оценили их деятельность. За отличное проведение
испытаний и качественную приемку подводных лодок типа М уполномоченные
Постоянной комиссии Н. И. Кюн и Б. С. Сластников были награждены орденами
Ленина.
В летопись Великой Отечественной войны вошло
много больших и славных дел, совершенных экипажами "малюток": разведка,
дерзкие прорывы через противолодочные сети и минные поля во вражеские базы,
десятки потопленных кораблей и судов противника.
Краснознаменная гвардейская подводная лодка
Северного флота М-1724 под командованием Героя
Советского Союза капитан-лейтенанта И. И. Фисановича совершила 18 боевых
походов, уничтожила 10 вражеских кораблей и судов.
В числе первых четырех кораблей, которым впервые
в истории советского Военно-Морского Флота 3 апреля 1942 г. было присвоено
гвардейское звание, две североморские "малютки": М-171
(командир капитан-лейтенант В. Г. Стариков) и М-174 (командир
капитан-лейтенант Н. Е. Егоров). На их боевом счету активные действия на
коммуникациях, торпедные атаки судов в гаванях.
На Черном море гвардейского звания удостоилась М-35
(командиры старший лейтенант М. В. Грешилов и капитан-лейтенант В. М.
Прокофьев), а М-111 под командованием капитан-лейтенанта Я.
К. Иоселиани и М-117 (командир капитан-лейтенант А. Н.
Кесаев) награждены орденами Красного Знамени. М-112 (командир
старший лейтенант С. Н. Хаханов) последней ушла из Севастополя 3 июля 1942 г.
В предвоенные годы группой конструкторов под
руководством М. А. Рудницкого была создана крейсерская подводная лодка типа К,
предназначавшаяся для действий в открытом океане на больших удалениях от своих
баз.
Это был подлинный подводный крейсер. Его
водоизмещение составляло 1490/2100 т. На лодке были предусмотрены 10 торпедных
аппаратов с большим запасом торпед и 20 мин заграждения. Грозную силу
представляла артиллерия: две 100-миллиметровые и две 45-миллиметровые пушки.
Два дизеля мощностью около 3000 кВт позволяли развивать скорость до 21 уз. На
экономической скорости 10 уз лодка могла пройти 15 тыс. миль. Имелся
специальный двигатель экономического хода. Лодка могла погружаться до 100 м. В
системе погружения - всплытия применялось дистанционное управление всеми
кингстонами и клапанами вентиляции. Новейшая по тому времени радиоаппаратура
обеспечивала дальнюю связь, например, по линии Балтика - Дальний Восток. Экипаж
лодки состоял из 64 чел.
Первые две "катюши", как любовно
называли моряки крейсерские лодки типа К, сошли со стапелей весной 1938
г., а через два года завод предъявил их Постоянной комиссии для испытаний. В
акте о приемке головной подводной лодки К-1 было записано:
"...Подводная лодка находится на
современном техническом уровне и
по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки
подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям. Самая мощная
и самая быстроходная".
по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки
подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям. Самая мощная
и самая быстроходная".
Лодки отличались хорошими маневренными качествами,
устойчивостью на курсе. Электромоторы и дизели были реверсивными. Можно было
быстро погасить инерцию, что особенно важно при швартовке.
Время
погружения из крейсерского положения на перископную глубину, полученное на
испытаниях подводной лодки К-1 составило 60 с, в то время
как по договорной спецификации требовалось 50 с. Председатель государственной
комиссии принял решение засчитать полученное время, обоснованно полагая, что
при отлаженной работе экипажа, прошедшего боевую подготовку, спецификационная
норма будет легко достигнута. Время всплытия лодки из подводного положения в
крейсерское не превышало 10 мин, что отвечало тогдашним требованиям.
Комиссия, проводившая испытания головной К-1,
указала и на ее недостатки, в частности на значительное зарывание лодки на
большой волне, несовершенство системы погрузки торпед, особенно в кормовые
аппараты (погрузка занимала 6-8 ч), а также на недостаточную эффективность
гидроакустических
средств. Отдельные замечания комиссии конструкторы и строители устранили уже в ходе постройки первых серийных лодок. Так, было доработано устройство постановки мин, улучшены приводы носовых горизонтальных рулей, усовершенствованы газоотводные клапаны дизелей и некоторые детали воздушной арматуры.
средств. Отдельные замечания комиссии конструкторы и строители устранили уже в ходе постройки первых серийных лодок. Так, было доработано устройство постановки мин, улучшены приводы носовых горизонтальных рулей, усовершенствованы газоотводные клапаны дизелей и некоторые детали воздушной арматуры.
В ходе испытаний подводных лодок Постоянная
комиссия неоднократно ставила вопрос о необходимости снижения уровня шума
лодочных механизмов. Однако кардинально решить эту проблему до начала войны так
и не удалось, хотя был выполнен ряд организационных и технических мероприятий,
в частности внедрен периодический контроль за уровнем шума подводных лодок.
Летом 1940 г. крейсерские подводные лодки К-1
и К-2 вместе с эскадренным миноносцем Стремительный
перешли в Заполярье. В это время на Балтике завершились государственные испытания
подводной лодки К-22. Военно-морской флаг был поднят на
ней 4 августа 1940 г. Подводные лодки К-51, К-52,
К-53 и К-56 вступили в строй уже в ходе войны.
К-53 и К-56 вступили в строй уже в ходе войны.
Высокие боевые качества подводных лодок типа К,
отмеченные Постоянной комиссией в ходе испытаний, полностью подтвердились в
Великую Отечественную войну. Советские подводные крейсеры наносили мощные
торпедные удары по кораблям и транспортам врага, топили их артиллерией.
Двадцать семь
гитлеровских боевых кораблей и вспомогательных судов отправили на дно подводные "катюши".
гитлеровских боевых кораблей и вспомогательных судов отправили на дно подводные "катюши".
Командующий Северным флотом адмирал А. Г.
Головко писал в своем военном дневнике: "...Большие океанские лодки типа К
неизменно вызывали зависть у наших союзников...".
Действительно, американские подводные крейсеры Балао
и Гэтоу также, как и английский Пропойс,
значительно уступали нашим лодкам типа К в вооружении, скорости и
дальности плавания. Не выдерживали сравнения с "катюшами" крейсерские
лодки Германии (типа UHD) и Японии (J-176).
Список гвардейских кораблей Военно-Морского
Флота открыла подводная лодка Северного флота К-22 (командир
капитан 2-го ранга В. Н. Котельников). В семи боевых походах она уничтожила торпедами
и огнем артиллерии восемь вражеских транспортов, кораблей и вспомогательных
судов. На ее
минах
подорвались и затонули три транспорта противника. Ордена Красного Знамени
удостоена К-21 (командир Герой Советского Союза капитан
3-го ранга Н. А. Лунин), атаковавшая фашистский линкор Тирпиц. На
боевом счету Н. А. Лунина,
командовавшего подводными лодками Щ-421 и К-21, 16 потопленных кораблей и судов.
командовавшего подводными лодками Щ-421 и К-21, 16 потопленных кораблей и судов.
Балтийская К-52 потопила
шесть транспортов врага. Ее командиру капитану 3-го ранга И. В. Травкину
присвоено звание
Героя
Советского Союза, а лодка награждена орденом Красного Знамени.
В Великую Отечественную войну советские
подводники потопили десятки боевых кораблей различных классов и сотни транспортов противника
общим тоннажем около 1 млн. т.
В ходе создания подводного флота страны велись
большие работы по оснащению
лодок современными образцами вооружения и технических средств. Торпеды периода
первой мировой
войны
диаметром 450 мм не удовлетворяли новым требованиям как по скорости и
дальности хода, так и по мощности заряда. Была создана торпеда диаметром 533 мм. По
скорости и дальности она в полтора, а по мощности заряда в два раза превосходила
свою предшественницу.
Была разработана бесследная электрическая
торпеда, созданы новые образцы мин. Все лодки были оснащены приборами беспузырной торпедной
стрельбы. К началу второй мировой войны все 184 советские подводные лодки имели
гидроакустическое вооружение. Шумопеленгатор явился хорошим дополнением к
перископу, позволил вести наблюдение за окружающей обстановкой ночью, днем
в условиях плохой видимости и при погружении на глубину. На нескольких лодках
кроме шумопеленгаторов были установлены гидролокаторы и станции звукоподводной
связи.
Большое внимание уделялось развитию
аварийно-спасательных средств. В 1937 г. после проведения испытаний на Балтике были приняты на
вооружение комбинезоны и индивидуальные приборы для выхода личного состава из погруженной
подводной лодки.
В итоге героических усилий советского народа к
началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР на четырех морских
театрах насчитывалось 212 крейсерских, средних и малых подводных лодок.
http://www.warships.ru/TEXT/Ships_Trials/14.html
http://www.warships.ru/TEXT/Ships_Trials/14.html
Немає коментарів:
Дописати коментар