пʼятницю, грудня 21, 2012

ПЕРВЫЙ КОММЕНТАРИЙ НА СТАТЬЮ КОНСТАНТИНОВСКИЙ ПОДВОДНИК СПАСАЛ СО ДНА МОРЯКОВ И ПЕРЕЖИЛ "ЧЕРНОБЫЛЬ" НА ОКЕАНЕ


 

"Прочитал статью на вашем Блоге Ефимова и честно говоря волос встал дыбом от вранья сего товарища в газете.(см.. http://vnmazurenko.blogspot.com/2012/12/blog-post_538.html) Я обзвонил своих сослуживцев по ТОФу и участников катастрофы на К-431 и ни один из них не знал и не знает Ефимова. В архивах и других достоверных истоничках нашел материал по сказке Ефимова и привожу его ниже:Столкновение атомной подводной лодки "К-116" (ТФ) с теплоходом "Вольск" (ММФ) 18 апреля 1976 года.

 


Атомоход выходил из базы, следую Авачинским створом в горле Авачинской губы. В 10 часов 56 минут (по камчатскому времени) в охранение лодки заступил Морской тральщик "МТ-80" (проект 254), на котором была неисправна радиолокационная станция. Командир тральщика о неисправности навигационной РЛС не доложил и начал маневрирование с целью выхода на дистанцию 5 кабельтовых впереди атомохода. Видимость в районе Авачинской губы не превышала 1,5-2 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, сила ветра (90°) не достигала б м/сек. Подводная лодка следовала левее оси фарватера со скоростью 10-12 узлов, что не обеспечивало безопасности плавания в данных условиях. Радиометрист лодки вел наблюдение на шкале "1,5 мили", что не позволило ему вовремя обнаружить теплоход "Вольск", следовавший встречным курсом. Теплоход при проходе к Авачинской губе получил информацию о том, что рейд закрыт, но самовольно продолжал движение со скоростью 9 узлов.
Оперативная служба базы не приняла мер для недопущения входа теплохода "Вольск" в Авачинскую губу. В 11 часов 05 минут на экране радиолокатора "Вольска" появились две надводные цели в дистанции около 50 кабельтовых прямо по курсу. Теплоход продолжал движение и в 11 часов 25 минут разошелся левым бортом с тральщиком в дистанций около 100 метров. Тральщик не выполнил поставленной задачи по обеспечению безопасного эскортирования подводной лодки и обнаружил "Вольск" визуально только в момент расхождения. С тральщика уследи выстрелить красные ракеты и одновременно передать на "К-116" информацию о расхождении с теплоходом. На атомоходе встречную цель обнаружили в И часов 23 минуты на курсовом угле 22° правого борта. Командир лодки лишь уменьшил ход до 5-6 узлов, а через три минуты обнаружил "Вольск" и визуально. 311 часов 27 минут на теплоходе также визуально обнаружили прямо по носу в дистанции 1,5 кабельтова подводную лодку. Только теперь были приняты запоздалые меры по предотвращению столкновения.
На субмарине застопорили моторы и дали реверс правой турбиной и три гудка. На теплоходе прозвучала команда: "Полный ход назад!" и даны 3 коротких гудка, а в 11 часов 28 минут - команда "Лево на борт!" и 2 гудка. Несмотря на принятые меры, в 11 часов 29 минут теплоход "Вольск" нанес скользящий удар и навалился на правый борт вводной лодки, имевшей непогашенную инерцию переднего хода. Атомоход получил повреждения легкого корпуса и был вынужден вернуться в базу для ремонта.

Это другая авария на К-116:
Я выложил эти воспоминания с целью попробовать найти участников этих событий 1967 года... 
Здравствуйте Игорь.Давно хотел выйти на связь с СПб клубом моряков подводников. Обращается к Вам Винник Вячеслав Петрович - Ветеран ТОФ, техник ЗАС АПЛ. 27 лет календарных лет службы. Прошел все проекты ПЛ 15-й ЭПЛ, а затем 2-Й ФЛПЛ. За время службы сменил 4 экипажа, в связи с тем что спецов ЗАС не хватало - кидали с лодки на лодку. За плечами 16 боевых служб, а выходы на обеспечение ракетных и торпедных стрельб и задач БП - кто их считал...До сих пор в памяти автономка 1967 года на ПЛ К-116 со 2-м экипажем (ком.ПЛ кап.1 Ранга Л.Кнут.) 
ПЛ К-116 экстренно "проводили" в очередную автономку. Меня привезли на катере с офицерами штаба ДиПЛ. ПЛ загружалась ракетами на спецпирсе. 1 сентября 1967 года отошли от пирса, 8 го числа заняли район БС,получили РДО о вступление в распоряжение ГК ВМФ... А к тому времени чрезвычайная ситуация уже назревала....Вышли из строя одна за одной холодильные машины Э-300 и Э-500. Температура в отсеках стремительно нарастала и через некоторое время в отсеках ПЛ 
подводники стали терять сознание. Первым вышел из строя к-р 3-го див.БЧ-5 кап.3 ранга Медведев, лишь вышел из 5-го отсека в ЦП рухнул. Вызвали срочно врача и моментально прибежал в ЦП НМС капитан Эдуард Меньшутин.Всё дальнейшее описание того состояния в отсеках ПЛ может быть связано только с героическим действием доктора. Подводники один за одним теряли сознание. Вторым кто вышел из строя был мичман Жикин ст-на к-ды рефов. Я помогал Меньшутину нести Жикина во 2-й отсек,моя каюта находилась рядом с каютой доктора и мне было "по пути".Я первый раз был в такой ситуации. По состоянию Жикина я думал что ему кранты.До такой степени он был липкий и горячий. И не сразу доктор привел его в сознание. Мало того он же все время был без сознания, естественно и обгадился и обрыгался. Вонь стояла во 2-м жилом отсеке ужасная. Церез ЦП доктор вызвал химика-санитара в помощь. Не помню его фамилии, но прбыв во 2-й отсек он наотрез отказался убирать это "говно". Доктор выгнал его с матюками, засучил рукава и сам навел порядок и в каюте и в отсеке. Чем могли помогали ему и вахт электрик и все кто был в отсеке.Основная же нагрузка была на докторе. Мало того его постоянно вызывали,ведь люди постояннно теряли сознание осробенно в энергетических отсеках. А он ведь тоже не железный, тоже человек. А чтобы представить ситуацию:- у меня на двери плавился пластилин которым я опечатывал каюту. Это 2-й отсек, а что было в 6-8 отсенках? Только благодаря Меньшутину у нас не было летальных исходов. Я бы и Героя не пожалел ему он этого заслужил... 
В настоящее время живет он в Санкт Петербурге. И вряд ли кто помнит о нем. Найдите его, поздравьте с ДНЕМ ВМФ и скажите что подводники ,участвовашие с ним в том походе ВСЕГДА ЕГО ПОМНЯТ. 

Во 2-й половине похода (после ремонта в Приморье нас опять в автономку отправили) с нами вышел только что назначенный комдивом кап.1 ранга Ганрио,который на весь экипаж произвел очень хорошее впечатление.Я о нём еще вспомню при описании автономки.Попутно вспоминаю и СПК Руслана Еремеева.Грамотный офицер был и тольковый старпом.Во второй половине похода пришла ТЛГ ЗАС о присвоении кму кап.2 ранга...Но после похода при возвращении из отпуска погиб при катастрофе ИЛ-18 под Иркутском вместе с женой.Детей оставили на лето у родителей в Москве...Это было в марте 1968 года...За время службы у меня обо всех кто прошел вместе со мной только теплые и хорошие воспоминания.Некоторые офицеры на моих глазах выросли от лейтенантов до адмиралов:-Г.Д.Агафонов, А.П. Еременко,В.Г.Кондаков,М.Г.Захаренко и т.д. Кстати когда первый раз увидел по телевизру...:-Честно говоря обалдел...Захаренко Мишка - Ком.ТОФ. Рад был за него конечно...Но обидно стало за Юру Рындина. Вместе были в автономке 1975/76 г. 
11:35Вячеслав Винник 
на ПЛ К-189 (к-р ПЛ кап.1 ранга А.Т.Толстиков).Автономка была с заходом в п.Бербера Сомали. Захаренко был штурманом экипажа, а Рындин прикомандирован был вроде как вторым штурманом. И честно скажу что и по офицерской подготовке и по штурманской и по тактической Рындин был все же выше Захаренко.А вот выше кап.1 ранга кажется не пошел. Помню последнее он был старшим офицером опер.отдела или отдела БП штаба ТОФ. А Р.Голосов - его я помню нач.штаба 29 Дипл (ПЛ 629 проекта).Я выходил на обеспечение ракетных стрельб на ПЛ К-139,К-126,К-136,К-163,он был старшим на борту.Затем он нач.штаба 2 ФлПЛ.А я бы его ещё тогда начначил Главкомом и это не только моё мнение.Знаю что также о нем отзывались и подводники Северного Флота.Вообще на подводных лодках я в первую очередь особо отмечаю две категории:-это механики (И ДАЖЕ ВСЕ).Потому что почти все аварии с тяжелыми последствиями связаны с БЧ-5. А командир ПЛ-это особая категория. Это всем понятно наверное:-высокая ответственность,профессионализм.. 
А какое напряжение всего организма...Я однажды испытал это напряжение...Небольшой эпизод. Год не помню.Прикомандирован на ПЛ К-187 (658 проект).Командир ПЛ кап.1 ранга СМИРНОВ.Моя каюта (рубка ЗАС) рядом с каютой командира во 2-м отсеке. Моя кровать рядом с кроватью командира-перегородка в палец толщ.Лежу себе,отдыхаю,на вахте я не стою.Слышу командир ложится в кровать после смены в ЦП. Через 15 мин. по каштану"Тов.командир время поворота на ген.курс...ЕСТЬ ответ командира. Через несколько мин Тов ком. шум по пеленгу... ЕСТЬ....Далее.. Тов ком. до сеансв связи 30 мин. ЕСТЬ.. Это все записать на ленту и включить человеку который отдыхает после напряженной вахты. Я лично через несколько суток такой музыки почувствовал что у меня с головой уже что то не то. А ведь меня это не касалось и никаких решений по докладам я не делал. Кстати я видел Вас на палубе авианосца МИДУЭЙ,а мы в 1975 году на ПЛ К-189 две недели гонялись за ним по Индийскому океану с непрерывным режимом связи. Измотал нас. 

http://vnmazurenko.blogspot.com/2012/10/blog-post_9014.html - у тебя о Морозове – там Ефимовым и не пахнет.


К-116 – 675 проект
2 февраля-26 марта 1966 года – переход на Тоф – Герои СССР -  Самсонов Сорокин Виноградов
14 апреля – гвардейская – первая пла с таким именем в ВМФ в мирное время
2 июля 1979 – авария с ЯЭУ
Находилась в пос Большой Камень,  а с 1996 – в Чажме

Командиры:
Командиры (1965-1966гг)   Виноградов 1966-1970 – Дронов     (1970-1973) – Парий (1973-1974) –Агафонов
(1973-1976) – Зайцев 1976 – 1979   Шестак  1979 – 8? –    Исай        8?-*? Бельский
________________________________________________________________________ 

«…и поход сразу же вошел в учебники, - рассказывает Юрий Александрович.»  – в какие хотелось бы знать.  Нет таких учебников.

«…Однажды из-за столкновения в Индийском океане погибли сразу два современных крейсера. И спасти наш экипаж не было никакой возможности из-за серьезных повреждений корпуса АПЛ…» - какиЕ?   

Он что имеет одну из них ввиду К-129?  Но там причина неустановленна до сих пор.      Так это чушь. 

Второй тихоокеанской пл погибшей в индийском океане или в каком другом не было в помине.  

«Пока ракета летела, командира сняли с должности» - это полная чушь. Даже без комментариев.  

«…я, как командир,…» - судя по вышерассказанному командиром ПЛА не был никогда.    И с должности командира БЧ-2 ушел в учебный Центр.     

«…в сентябре 1977-го на АПЛ «К-477» создалась угроза взрыва баллистической ракеты. ..» !?  

«Мир был на грани ядерной войны, и наше политическое руководство сообщило о ЧП в Пентагон. Взрыв  таки произошел в Авачинской бухте, а ядерная боеголовка вылетела и затонула. Мы через три дня ее вытралили и транспортировали …» - полный пиздец! 

«…Беда случилась и с АПЛ «К-429»..» - факты передернуты

«…Реакторный отсек мы залили бетоном,» - сам что ли заливал?
« АПЛ отправили в бухту Павловского на хранение. Но последствия радиоактивного выброса эта часть России ощущает и поныне. Поймал и я, как ликвидатор, свою дозу» - «ВЕЛИКИЙ ЛИКВИДАТОР»  - и близко не стоял.
«10 августа 1985-го на судоремонтном заводе №30 в бухте Чажма при перезагрузке активных зон реакторов АПЛ «К-431» -  


«Фото автора и из архива Юрия Ефимова.» - что-то слабовать архив для прослужившего на «..боевых кораблях 27 лет..»!? 

http://www.simvolika.org/mars_111.htm - это об аварии на К-431.

Поскольку этот товарищ рассказывает о К-116, то что же он не упоминает об авариях на ней? Ты свою на К-27 до сих пор забыть не можешь. Вывод – не был он на ней, а если и был то проходя мимо.  Мое мнение – как в анекдоте – «ложь, свистежь и провокация»!

 Ветеран -подводник, капитан 1 ранга В.В.Римбо

Немає коментарів: