Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
середа, грудня 26, 2012
СЛУЖИТЬ НА АПЛ "ТОМСК"-ЧЕСТЬ ДЛЯ КАЖДОГО МАТРОСА.
Капитан I ранга Вячеслав Черноус три года водил атомную подлодку "Томск" по океану- Когда случилась катастрофа на "Курсе", мы были в море. Получили радио: срочно вернуться на базу. Непонятно было, что случилось. Мы уже месяц не были дома. Жены на пирсы вышли в слезах… - вспоминает Вячеслав Черноус, бывший капитан атомной подводной лодки "Томск". - Никто не знал, какая подлодка затонула…
Спустя время выяснилось, что катастрофу потерпела подлодка "Курск". На дне океана остались друзья и одноклассники всего экипажа крейсера "Томск". Погибло и три однокурсника Вячеслава Черноуса.
Неделю назад капитан I ранга Вячеслав Черноус вместе с семьей переехал жить в наш город. В 40 лет он решил оставить службу, чтобы больше времени уделять семье.
- Мое мнение однозначное – если ты служишь, то про семью надо забыть, - утверждает Черноус. Потому что больше половины жизни подводник проводит на корабле.
Три времени для экипажа
- Плавание длится максимум три месяца, - говорит капитан. – Когда готовимся к боевой службе по 5-6 месяцев в дали от дома. Но и на берегу, в 6 утра ты уже там, только в час ночи уходишь. А если дежурство, то через полутора суток приходишь домой ночевать.
На суше экипаж репетирует все действия, которые ему предстоит сделать под водой. Экипаж отрабатывает выходы в торпедную и ракетную атаки. Все на тренажерах. А в море жизнь идет своим чередом. По трехсменному распорядку. Каждая смена дежурит по 4 часа: с 00.00 до 04.00 ночи, с 04.00 до 8 утра, с 8.00 до 12.00 - и так круглые сутки. Обед у каждой смены в свое время, отбой по графику. Время суток над водой - день или ночь – обозначается табличкой близ перископа.
Подлодка живет в трех часовых поясах.
- Все зависит от того, где мы находимся и какие задачи выполняем, - говорит Черноус.- Если мы на боевой службе – выполняем задачи правительства, тогда на корабле московское время, если просто в районах боевой подготовки – готовимся к длительным выходам – живем по камчатскому времени, на связь всегда выходим по хабаровскому "циферблату". То есть получаем "радио" по Камчатке, план - по Москве, а подтверждаем по Хабаровску. Тут важно не запутаться, потому что если ты напутан немножко, то весь флот будет стоять на ушах и кричать "потерялась подлодка!"".
Разница во времени между столицей и Камчаткой 9 часов. Между Камчаткой и Хабаровском 2 часа. Однако если лодка не вышла на связь в течение часа от назначенного времени, она считается потерпевшей аварию и ее начинают искать.
- Хотя на Камчатке глубины такие, что лодку можно вообще не искать, - улыбается Черноус. - На севере, там где "Курск" погиб, глубины до 200 метров. А у нас уходишь из базы на 3 километра, а внизу уже глубина достигает двух километров. Ни одна подлодка на такие расстояния не погрузится…
Жизнь на слух и по приборам
Информацию о том, куда держит курс лодка "Томск" на борту знают только три человека - командир, штурман и старший помощник. Остальным членам экипажа, по словам Вячеслава Черноуса, это знать не положено. "Их задача – нести вахту и выполнять задачи, - сказал командир. - Мы естественно информацию даем, если можно. Например, пересекли западное полушарие или экватор".
Увидеть, что происходит за бортом, не может даже капитан. В атомной подводной лодке нет ни одного иллюминатора. Ориентируется экипаж по приборам и с помощью акустиков – людей, которые на слух определяют приближение рыб, торпеды или корабля.
- Вот акустик услышал шум и уже может сказать, что это идет: надводный корабль, боевой или транспорт, или рыбак, или это стая рыб, дельфины или киты, - рассказывает Черноус. - По звуку можно определить, с какой скоростью идет корабль. У нас есть специальная аппаратура. Но и человек все равно слушает, чтобы подтвердить, что приборы не врут. От акустика вообще зависит жизнь экипажа, ведь если он перепутает торпеду с чем-нибудь другим, то уже никто ничего не будет слышать…
На подлодку попадают трое из восьми
Экипаж атомной подводной лодки "Томск" сегодня состоит из 109 человек. Из них 5 матросов, которые проходят срочную службу. С прошлого года подводный флот переведен на контрактную основу, однако, по словам капитана Черноуса, текучка кадров заставляет призывать молодых парней.
- В прошлом году из Томска к нам отправили 8 человек, - говорит вице-капитан подлодки "Томск". - Дошло только трое. В этом году отправили девять, пока прибыли четверо. Их по дороге разбирают. Потому что на корабль военкомат направляет наиболее подготовленных ребят, и по состоянию здоровья и по знаниям – все обязательно закончили 11 классов, техникум или даже несколько курсов института. Естественно, такие парни везде нужны. Поэтому их разбирают на стратегические подводные лодки, на зенитные установки, в пограничные войска: там тоже нужны ребята с головой и хорошими нервами. Можно это назвать бардаком, а можно и рациональным распределением людей. Лучше не дать одного человека на именной крейсер "Томск", но зато на пульте управления зенитными установками или на пульте контроля за пограничными системами будет сидеть человек, у которого здравый смысл, крепкое здоровье, холодный ум и горячее сердце.
Из Сибири рвутся на "Томск"
Офицерский состав за 2-3 года перемещается по служебной лестнице, ему на смену приходят контрактники.
- Лично я - сторонник того, чтобы по контракту оставались люди, которые прошли срочную службу, - продолжает Черноус. – За 2 года он стал специалистом, его знает экипаж.
Но не всем привлекательна такая служба: зарплата контрактника на "Томске" 9-10 тысяч рублей. Это, по словам Черноуса, хороший заработок. Для сравнения: в сибирских поселках, откуда приходят многие ребята, рабочие получают в среднем 2-3 тысячи рублей. Потому и рвутся на крейсер "Томск". Но спустя полгода, как правило, просятся уволиться.
- Два выходных в месяц – это очень хорошо, - говорит капитан I ранга.- Рабочий день на берегу не ограничен, то есть он может продолжаться до 1-2 ночи. А в 6 утра начинается смена. Особенно, когда готовимся к выходу в море. Матросикам, которые срочниками приходят, вечером не то, что в спортзал, сауну или бильярд хотят, – им бы до подушки добраться…
Командир закрывает люк последним
В подлодке 10 отсеков, которые каждый должен проходить ежедневно. Офицерский состав обязан в обесточенном отсеке найти любой прибор и починить его в случае аварии в море. Перемещение внутри отсеков подлодки должно осуществляться по нормативам. Когда подводная лодка находится в надводном положении, в случае обнаружения самолетом противника, она должна через минуту уйти под воду. Независимо от того, сколько на мостике будет членов экипажа.
- Они будут сыпаться туда картошкой, но через минуту лодка уйдет под воду, - сказал Черноус. - У нас трап – четырехметровая труба. Весь состав по нему слетает вниз, держась за поручни. За секунды до погружения лодки я закрываю лодочный люк, потому что командир всегда первым открывает и последним закрывает люк. Он последним уходит с корабля, если есть такая возможность… Если нет, то остается, как это получилось на "Комсомольце" и на "Курске".
Коты – тоже экипаж
Самое сложное время на корабле, по признанию Вячеслава Черноуса, 2-я неделя и третий месяц нахождения в море. Это два психологических пика, которые обязательно надо отследить. "Человек не должен оставаться наедине с собой, - говорит капитан. – Поэтому мы устраиваем разные эстафеты, конкурсы. Заранее покупаем книги и видеофильмы, которые просит экипаж. Устраиваем турниры по шахматам и шашкам. Ну и животные, конечно, выручают".
На борту атомной подлодки "Томск" сейчас живут три кошки: Васька, Рэмбо и Машка. Это не противоречит корабельному уставу. В плавание ходят попугаи и канарейки. Правда, сейчас они живут не более 5 лет – не приспособлены к воздуху на подлодке. "Раньше в Киеве был целый институт, который специально выращивал птичек для подлодок", - говорит Черноус.
Людей к специфическому воздуху на корабле не готовят. Члены экипажа приспосабливаются. Самые распространенные болезни подводников связаны с пищеварительной и кровеносной системами. А вот с легкими проблемы встречаются реже, хотя некоторые подводники курят даже в плавании.
Сибирская дивизия у берегов Камчатки
Именам городов атомные подводные лодки начали называть в середине 90-ых годов. Тогда правительство страны приняло такое решение, чтобы поднять престиж армии, морского флота, а также наладить связь с общественностью. Сегодня на Камчатке стоит целая Сибирская дивизия. Корабли носят название "Красноярск", "Томск", "Омск", "Барнаул" и т.д.
Самыми престижными лодками для службы, по словам Вячеслава Черноуса, вице-капитана подлодки "Томск", вот уже два являются лодки "Томск" и "Самара". Их посещали губернаторы регионов, а "это много значит. Это большой престиж корабля и экипажа", - сказал Вячеслав Михайлович.
Кроме того, "такой оборудованной казармы, как у нас ни у кого нет". Город и область способствовали, чтобы подводники с лодки "Томск" жили в хороших условиях. Два года назад казармы были старые, а "после того, как нам оказали содействие область и город, казармы прекрасно оборудованы, есть кубрик, спортзал, теннис, видеомагнитофоны. Ребята чувствуют себя вечером, как дома", - подчеркнул Черноус.
* **
Черноус Вячеслав Михайлович – командир I ранга атомной подводной лодки "Томск".
Родился на Украине в 1965 г.
В 17 окончил курсы парашютно-десантной подготовки.
После поступал в рязанское высшее командное военное училище ВДВ. Не подошел по росту (норматив составлял 170 см. Рост Черноуса – 164).
Друзья учились во Владивостоке, поэтому Черноус поехал туда. Первый раз попал на подводную лодку, когда приехал поступать. Пошел на экскурсию на легендарную С-56 - гвардейскую, краснознаменную подлодку, которая во время войны совершила переход с севера на тихий океан. Поступив в училище, ныне капитан I ранга, не умел даже плавать. Научился на занятиях, причем сразу в обмундировании, которое в сухом виде весит 2 килограмма, в мокром - 10.
В 1989 году закончил акустический факультет морского училища им. Макарова во Владивостоке.
По распределению попал на Камчатку. И был назначен командиром группы на подводной лодке-истребителе "Барс".
На этом крейсере дослужился от командира группы до старшего помощника.
В 1995 году назначен командиром боевой части.
В 1996 – старшим помощником подлодки "Барс".
В 2000 году закончил специальные командные классы
В 2002 - был назначен старшим помощником экипажа.
В 2003 – 2005 – командир атомного подводного крейсера "Томск".
Ноябрь 2005 – уволился в запас и приехал жить в Томск.
Женат.
Имеет 15-летнюю дочь.
***
Атомная подводная лодка "Томск" была построена в начале 1990-х годов в Северодвинске. К месту службы – на Камчатку – ее перегоняли подо льдами Арктики. Этот переход был единственным, который вместе с экипажем подлодки совершал священнослужитель - владыка Игнатий. "Поход" длился около месяца.
Основные задачи крейсера в море - поиск, слежение, уничтожение авианосно-ударных групп, конвоев противника, кораблей и если понадобиться береговых отсеков.
Водоизмещение крейсера - 25 тысяч тонн.
Скорость - свыше 70 километров в час.
Высота крейсера равна пятиэтажному дому.
Площадь – полтора футбольных поля.
Экипаж "Томска" - 109 человек и 3 кота.
С момента работы лодки, службу на ней прошли 48 томичей.
***
Меню подводной лодки "Томск":
Завтрак: сгущенка, сырокопчености, хлеб, масло, печенье, каша (гречка, пшенка, рис, манка).
Обед: салат, красное вино (50 гр), соки, фрукты, первое и второе блюдо. Матрочики "химичат": вчетвером собираются – сегодня один 200 гр. выпил, завтра другой и т.д.
Ужин: первое, второе, салатик, компот.
Вечерний чай.
Фирменное блюдо: запеченная курица.
На корабле все очень любят манную кашу. По словам Черноуса, многое зависит от кока. На "Томске" - изумительный "старик" Валерий Репин. В кашу добавляет изюм и разные специи.
mediacratia.ru/owa/mc//owa/mc/mc_publications.html?a_id=12543
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар