Утилизация атомных подводных лодок (ПЛА) производится в связи с
выработкой установленных сроков, когда затраты на содержание не отвечают
военным качествам корабля, и в соответствии с международными обязательствами
России. К 2000 г.
по этим причинам будет необходимо вывести из боевого состава флота более 100
ПЛА. К настоящему же времени из состава Северного флота выведено и подлежит
разделке 96 ПЛА, на Тихоокеанском флоте - 80 субмарин.
Что собой представляет процесс утилизации? Прежде всего, это снятие с
эксплуатации (вывод из боевого состава и перевод в отстой), выгрузка активной
зоны, загрузка РАО в реакторный отсек, заполнение заполнителем, подготовка к
длительному хранению на плаву, оборудование мест хранения или захоронения
реакторных отсеков.
Утилизация ПЛА Северного флота (СФ) осуществляется на предприятиях бывшего
Миноборонпрома - в Государственном Российском центре атомного судостроения в г.
Северодвинск Архангельской области и на судоремонтном заводе “Нерпа” в г.
Снежногорск Мурманской области.
Для ритмичного осуществления работ было принято постановление
Правительства РФ №644-47 от 31 августа 1992 г., которым утверждался план-график вывода
субмарин из состава флота и комплекс мер по созданию индустрии утилизации. Но
ни одно из положений постановления так и не было выполнено. 28 июля 1995 г. Президент России
издал Указ №767с. “О дополнительных мерах по обеспечению работ по комплексной
утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ”, но из-за
недостаточного финансирования решение вопроса осталось на прежнем уровне.
Правительство РФ принимает еще одно постановление - от 25 марта 1996 г. №344-24 “О мерах по
обеспечению комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей,
выведенных из состава ВМФ, и судов с ядерными энергетическими установками
Министерства транспорта Российской Федерации”, но и после этого из-за
недостаточного финансирования перелома в ситуации не произошло. И в 1996 г. СФ получил лишь 14,4
% предусмотренного бюджетом финансирования...
Обеспечение радиационной безопасности
Расчетные и экспериментальные измерения по ПЛА 1-го и 2-го поколений,
выполненные экспертами Госатомнадзора России, позволяют сделать следующие
выводы. При снятии атомного судна с эксплуатации из его реакторов выгружается
ядерное топливо (по имеющемся данным, с топливом удаляется 99% радиоактивности,
но к настоящему времени топливо выгружено только на 26 ПЛА). Тем не менее,
после этого в реакторной установке остается до 100 тысяч Ки наведенной
радиоактивности - в материалах корпуса реактора, внутрикорпусных конструкций,
бака железоводной защиты, трубопроводов 1-го контура, продуктах коррозии и т.д.
Замеры показывают, что выбросов радиоактивных веществ предприятия не
осуществляют (гамма-фон на территории предприятий и в городах составляет 10-15
мкр/час), содержание вредных химических веществ в атмосферном воздухе также не
превышает предельно допустимой концентрации. Доза внешнего облучения персонала ПО “Севмашпредприятие”
составляет 0,12 бэр/год, НПО “Звездочка” - 0,20 бэр/год, завода “Нерпа” - 0,48
бэр/год.
Темпы утилизации
На сегодня темпы утилизации составляют 2-3 ПЛА в год. В 1992-1996 гг.
проведены в полном объеме работы по утилизации 15 субмарин, и сейчас на
предприятиях региона находятся в процессе разделки 8 подводных лодок.
Производственные мощности предприятий при условии достаточного финансирования
позволяют увеличить эти показатели. Сдерживающим фактором является
отсутствие необходимых технических средств и прежде всего - перегрузочного
оборудования, которое выработало установленный срок службы.
Кроме того, из шести плавучих технических баз перезарядки реакторов,
имеющихся на СФ, четыре также выслужили все сроки эксплуатации, а из-за высоких
уровней радиоактивного загрязнения ремонт их практически невозможен. А
поступления на флот новых плавтехбаз не ожидается, поскольку строились они на верфях
Николаева, на Украине... На флоте разработан проект судна-контейнеровоза взамен
плавтехбаз. Это судно позволит производить выгрузку активных зон реакторов,
хранить ОЯТ на борту в контейнерах ТК-18 и перегружать их в эшелон для отправки
на переработку.
Низкие - до 4 ПЛА в год - темпы утилизации приводят к значительным
финансовым затратам на техническое обслуживание, обеспечение плавучести,
взрыво-, пожаро-, ядерной и радиационной безопасности выведенных в отстой, но
не утилизированных ПЛА: содержание одной такой лодки обходится 4 млрд. рублей в
год в ценах 1995 г.
Всего же таких лодок только в акватории порта Северодвинска находится 7 единиц,
плюс еще столько же, ожидающих ремонта с невыгруженными активными зонами.
Отдельная проблема - это то, что к судьбе упомянутых кораблей, по имеющимся
данным, приковано внимание не только местных органов управления, экологов и
федеральных органов управления и надзора, но и организованных преступных групп.
Этот фактор также нельзя сбрасывать со счетов, учитывая общую криминальную
обстановку в России.
Хотя практическая ядерная безопасность кораблей на сегодняшний день и
обеспечена, гипотетически вероятны следующие ситуации с самыми тяжелыми
последствиями:
- замораживание воды в реакторе (при минусовых температурах и сбоях в
теплоснабжении);
- пожар на ПЛА, в том числе в реакторном отсеке;
- затопление ПЛА на месте отстоя;
- диверсии и т.п. внешние воздействия.
Хранение и вывоз отработавшего
ядерного топлива (ОЯТ)
В процессе эксплуатации кораблей с ядерными энергетическими установками
неизбежно образуется ОЯТ. Именно от него исходит основная (85%) радиационная
опасность Северу, заявил председатель Комитета Государственной Думы по
проблемам Севера Владимир Гоман на проходившем в мае в Осло заседании
руководящих органов АМЕК - трехсторонней российско-норвежско-американской
программы сотрудничества в военной области по вопросам охраны окружающей среды
в Арктике (подробнее см.: Ольга Подколзина, “Ядерными отходами российского
Севера приходится заниматься всем миром” в “Финансовых известиях” за 20 мая 1997 г.). Основное место
хранения ОЯТ на гражданском флоте - плавтехбаза “Лотта”, на военном -
преимущественно береговые технические базы в губе Андреева и поселке Гремиха.
Временное хранилище ОЯТ в губе Андреева не отвечает требованиям безопасности
и в любом случае заполнено на 100%. Реальным выходом из этой ситуации является
ритмичный вывоз отходов на ПО “Маяк”. ОЯТ с объектов флотов вывозится специальным эшелоном в
контейнерах ТК-18, которые отвечают международным требованиям безопасности.
К сожалению, в России лишь один четырехвагонный эшелон, способный
перевозить за один рейс всего 2 активных зоны. Так как он вывозит ОЯТ также
и с Тихоокеанского флота, то, как показывает опыт, с СФ может быть вывезено в
среднем 12 зон в год, что обеспечивает только повседневную деятельность флота.
Для интенсификации же вывоза необходимо: изготовление дополнительных перегрузочных
комплексов и плавбаз перезарядок для выгрузки отработавших тепловыделяющих
сборок (ОТВС) из реактора; изготовление второго эшелона, приспособленного для
вывоза выгруженных из реакторов ОТВС; введение в строй железнодорожной ветки от
бухты Нерпичья; создание хранилища-накопителя ОТВС на комбинате “Маяк”.
Твердые радиоактвные отходы (ТРО)
Основное количество ТРО образуется при ремонте ядерных энергетических
установок, перегрузке ионообменных смол фильтров, при перезарядке реакторов,
перевалке ОТВС и утилизации ПЛА. Ежегодно образуется в среднем около тысячи
тонн ТРО. К настоящему времени в хранилищах военного и гражданского флотов на
Кольском полуострове скопилось более 10 тысяч куб.м. ТРО активностью более
миллиона Ки и более 100 активных зон в реакторах атомных подводных лодок,
подлежащих утилизации и находящихся на плаву в местах, расположенных близко к
населенным пунктам.
На СФ нет ни одного действующего комплекса по переработке ТРО. Хранилища же
для всех категорий радиоактивных отходов и ОТВС заполнены на 100%. Кстати,
фактическое заполнение хранилищ гражданского флота по основным видам ТРО
составляет также 100%. Имеющиеся на СФ временные площадки хранения ТРО не
отвечают никаким требованиям: они открыты, не защищены от атмосферных осадков и
не оборудованы системами отвода атмосферных вод, к тому же уже сейчас заполнены
на 95%.
Жидкие радиоактивные отходы (ЖРО)
Начиная с 1982 г.
Северный флот прекратил сброс ЖРО в море. С тех пор на базах и заводах СФ, в
береговых и плавучих емкостях скопилось около 7 тысяч куб.м. ЖРО. С 1994 года
флот сдает 1-1,5 тысячи куб.м. в год на переработку в РТП “Атомфлот”. Ее
производительность - до 2 тысяч куб.м. в год. Сейчас решается вопрос о реконструкции
установки с целью повышения ее производительности до 6-7 тысяч куб.м. в год.
Это позволит решить проблему ЖРО на Северном флоте, разумеется, при условии
финансирования этих работ: стоимость переработки 1 куб.м. составляет 700.000
руб. в ценах 1996 г.
Вторая проблема флота - техническое состояние плавучих хранилищ. На СФ
имеется 4 наливных танкера для приема и хранения ЖРО, но они выслужили
установленные сроки эксплуатации, и обеспечение их дальнейшего безопасного
использования требует значительных затрат. По мнению специалистов, наиболее
экономичный вариант решения этой проблемы - разработка и постройка несамоходных
танкеров, что позволит вывести из эксплуатации все старые танкеры и береговые
хранилища, принимать на новые танкеры все ЖРО, образующиеся в течение года, и
доставлять их на переработку на РТП “Атомфлот”. Другой вариант решения этой
проблемы - использование гражданского танкера “Серебрянка”, что позволит
исключить из деятельности военного флота несвойственные ему задачи.
На предприятиях Государственного Российского центра атомного судостроения в
г. Северодвинске накоплено более 2,5 тысячи куб.м. ЖРО, и практически больше
нет свободных емкостей.
Создание регионального хранилища РАО
Рост накоплений РАО требует строительства хранилищ или оборудования мест
захоронения непосредственно в регионе.
До сих пор единственным технико-экономическим обоснованием, проработанным до
уровня согласования с госорганами, является Новоземельский вариант:
местом расположения могильника предложена южная площадка ядерного полигона на о. Новая Земля
(район полуострова Башмачный), где испытания ядерного оружия были
прекращены в 1975 году.
С точки зрения природопользования и иной хозяйственной деятельности территория
полигона неперспективна. Территория с остаточной радиоактивностью после
испытаний ядерного оружия удалена от относительно густонаселенных районов
России (от Архангельска и Мурманска - 900-1000 км) и от маршрутов
интенсивного судоходства и рыболовства
Аркадий СЕРГЕЕВ
По страницам сайта Ядерная Безопасность.
Немає коментарів:
Дописати коментар