Подводников всегда готовили так, что они должны были
бы все полечь, но не отдать ни единого кусочка страны. Чуть больше ста человек
— и более сотни,тысячи тонн металла — корпус, механизмы, агрегаты, устройства.
На каждого члена экипажа более,сотни килограмм железа. И это все не тупое, это «умное
железо». Тут если человек нервничает рядом с ЭВМ, она может просто
заблокироваться, отключиться. У нас это называется: «темные силы
электричества».
И с людьми тут поступают очень осторожно — никто никого не
пихается, никто ни на кого не кричит — все друг друга берегут. Командир говорит
спокойно — на него смотрят все. А как же — жизнь каждого — жизнь всех. Тут на
всех одна жизнь. Чаще погибают все разом.
Экипаж первой лодки «Дельфин» погиб почти полностью при
контрольном погружении у стенки завода. С той поры в вопросах гибели экипажа
мало что изменилось.
Тут едят из одного котла. Тут никто не готовит командованию
отдельные кушанья. Тут офицеры спасают матросов, а матросы идут в огонь, спасая
офицера — тут все другое, чем там, где воздух чист и светит солнце. Под водой —
только лампочки, никакого тебе света белого.
А можно попасть подо льды. Под льдинами на многие метры вниз
уходят толстые, острые сталактиты — эти проткнут все, что угодно. Или —
айсберг. Этот тихо журчит и хлюпает, и сводит акустиков с ума, идем-то вслепую,
только акустики, только на слух.
Пожар — отсеки герметизируются. Немедленно. Это происходит на
автомате.
Тут человек должен мгновенно превращаться в автомат, а потом
— снова в человека — над погибшим тут рыдают в голос. Но это потом. Сначала —
автомат, надо закрыться от погибающего переборочной дверью. И поставить ее на
болт, чтоб он не открыл и не ворвался в отсек — за ним придет огненный вихрь и
погубит всю лодку.
Пожар — выгорают сальники какого-нибудь забортного устройства, и
в отсеке идет вода. На глубине она моментально превращается в туман — идет под
большим давлением. Надо всплыть — всплывают, если могут — так вода больше не
разбивается в мелкую, липкую пыль — образуется течь, с ней можно справиться.
«К-8», «К-19», «К-3»,К-27,К-159, «К-219», «Комсомолец», «Курск»
— некоторые из них навсегда ушли в море — список можно продолжить.
И он будет продолжен. Лодки гибли всегда и гибнут первыми,
неизменным оставалась только доблесть. В их честь проводится
панихида в Никольском морском соборе, что в Петербурге Очень хотелось бы чтобы
и в Украине был установлен День Памяти погибшим подводникам,как в России ,ибо
на десятках субмаринах служили выходцы с Украины и многие из них героически
погибали за товарищей.за Отечество,которое они защищали.
На фотографии-1973г. Скульптор Г.А.Черниенко Памятник погибшим подводникам в ВОВ.
На территории Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им.С.М.Кирова
На территории Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им.С.М.Кирова
Немає коментарів:
Дописати коментар