В феврале 1905 года в Японском море, во времяпроходившей тогда русско-японской войны, субмарина Российского Императорского флота «Сом» впервые в истории этого класса кораблей осилила ледовую перемычку — прочно забитый льдами проход между островами Скрыплев и Русский.
Но правильнее будет сказать, что это был скорее вынужденный шаг, а не итог обдуманной и хорошо подготовленной операции.
И все же военные моряки выяснили, что корпус подводной лодки в определенных условиях может выдерживать неистовый напор ледяной стихии. Теперь требовалось нарабатывать практику плавания во льдах и подо льдом...
Но правильнее будет сказать, что это был скорее вынужденный шаг, а не итог обдуманной и хорошо подготовленной операции.
И все же военные моряки выяснили, что корпус подводной лодки в определенных условиях может выдерживать неистовый напор ледяной стихии. Теперь требовалось нарабатывать практику плавания во льдах и подо льдом...
21 ноября 1907 года русская подлодка «Щука» (аналогичного типа, что и «Сом») в районе островов Аскольд и Русский (в Уссурийском заливе, Японское море) произвела несколько плаваний подо льдом. «Щука» погружалась на чистой воде в полынье, а затем ходила уже под не слишком толстым льдом в положении под перископом — им она разрезала лед.
Этим был доказан потенциал использования боевых субмарин в ледовых условиях в зимнее время, в том числе и их способность производить недолгие подледные плавания.
И все — таки первый в мировой истории полноценный подледный поход совершила опять — таки русская подводная лодка «Кефаль» (тип «Осетр»). Случилось это 19 декабря 1908 года в проливе Босфор Восточный, что на Дальнем Востоке. Подводная лодка «Кефаль» на глубине 6—7 метров преодолела под ледяным покровом 7400 метров (4 морские мили).
Этим был доказан потенциал использования боевых субмарин в ледовых условиях в зимнее время, в том числе и их способность производить недолгие подледные плавания.
И все — таки первый в мировой истории полноценный подледный поход совершила опять — таки русская подводная лодка «Кефаль» (тип «Осетр»). Случилось это 19 декабря 1908 года в проливе Босфор Восточный, что на Дальнем Востоке. Подводная лодка «Кефаль» на глубине 6—7 метров преодолела под ледяным покровом 7400 метров (4 морские мили).
Командир «Кефали» Василий Меркушев, один из первых офицеров подводного плавания, писал в рассказе «Подо льдом», который был опубликован в 1931 году в парижском журнале «Часовой»:
«Погрузившись в полынье, командир дал ход и ушел под лед, взяв курс на темневший вдали остров Скрыплев. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много дальше, чем летом.
В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя поверхность ледяного поля. Целый час «Кефаль» шла подо льдом, ничем не выдавая своего присутствия, нервируя находившихся на конвоире людей, не знавших, что делать, как быть, где искать подводную лодку. Она прошла бы еще дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лед и подняв его на себя, «Кефаль» поднялась на поверхность».
«Погрузившись в полынье, командир дал ход и ушел под лед, взяв курс на темневший вдали остров Скрыплев. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много дальше, чем летом.
В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя поверхность ледяного поля. Целый час «Кефаль» шла подо льдом, ничем не выдавая своего присутствия, нервируя находившихся на конвоире людей, не знавших, что делать, как быть, где искать подводную лодку. Она прошла бы еще дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лед и подняв его на себя, «Кефаль» поднялась на поверхность».
Первое в мире подледное плавание подводного корабля, длившееся 1 час 32 минуты и его результаты, оказались до такой степени востребованным, что отчет об этом плавании, который был опубликован в выпуске «Известий по подводному плаванию» № 3, возбудил невиданный интерес военно-морских офицеров как в России, так и за ее границами. В итоге были разработаны рекомендации по подготовке субмарин для плавания в зимних условиях, в том числе и подо льдом.
Летом 1931 года благодаря инициативе Харальда Свердрупа — норвежского полярного исследователя была предпринята попытка достичь Северного полюса. Одним из организаторов экспедиции был известный австралийский исследователь и путешественник сэр Джордж Губерт Уилкинс, который набрал в нее команду из 25 добровольцев — моряков и ученых из нескольких стран.
Уилкинсу отдали субмарину О-12, которую вывели из состава ВМС США и переименовали в честь подводного корабля популярного литературного героя капитана Немо в «Наутилус».
Летом 1931 года благодаря инициативе Харальда Свердрупа — норвежского полярного исследователя была предпринята попытка достичь Северного полюса. Одним из организаторов экспедиции был известный австралийский исследователь и путешественник сэр Джордж Губерт Уилкинс, который набрал в нее команду из 25 добровольцев — моряков и ученых из нескольких стран.
Уилкинсу отдали субмарину О-12, которую вывели из состава ВМС США и переименовали в честь подводного корабля популярного литературного героя капитана Немо в «Наутилус».
Планировалось, что подводная лодка «Наутилус» пройдет под водой от острова Шпицберген до Берингова пролива через Северный полюс и на этот поход будет необходимо не более 42 суток.
Уилкинс в своей книге под названием «Под Северным полюсом» подробно описал планы экспедиции. Организаторы этого похода, во-первых, желали получить дополнительные денежные средства на экспедицию, а во-вторых, сохранить для последователей свои мысли и идеи «на тот случай, если никто не вернется обратно».
Но, к сожалению, этой экспедиции на подводной лодке «Наутилус» с самого начала была уготована неудача: выход в море произошел чересчур поздно, повидавшая на своем веку подводная лодка все время похода испытывала поломки, переход через Атлантику проходил в условиях тяжелейших штормов и, в довершение ко всему, на субмарине поломались оба двигателя...
Уилкинс в своей книге под названием «Под Северным полюсом» подробно описал планы экспедиции. Организаторы этого похода, во-первых, желали получить дополнительные денежные средства на экспедицию, а во-вторых, сохранить для последователей свои мысли и идеи «на тот случай, если никто не вернется обратно».
Но, к сожалению, этой экспедиции на подводной лодке «Наутилус» с самого начала была уготована неудача: выход в море произошел чересчур поздно, повидавшая на своем веку подводная лодка все время похода испытывала поломки, переход через Атлантику проходил в условиях тяжелейших штормов и, в довершение ко всему, на субмарине поломались оба двигателя...
Все эти невзгоды вынудили Уилкинса послать в эфир сигнал беды SOS, и 15 июня 1931 года экипаж был снят с аварийной субмарины линкором ВМС США «Вайоминг», который совершал трансатлантическое плавание с группой курсантов военно-морской академии на борту. «Вайоминг» взял подводную лодку «Наутилус» на буксир и отбуксировал ее в ирландский порт Квинстаун, откуда уже ее переместили для ремонта в порт Давенпорт (Великобритания).
Надо отдать должное напористости Уилкинса и его единомышленников: они не сдались и после ремонта субмарины «Наутилус» снова устремились к полюсу из порта Берген (Норвегия).
Экспедицию, видимо, преследовал злой рок: когда «Наутилус» достиг ледяной кромки горизонтальные рули были повреждены. Экспедицию под водой к полюсу пришлось прекратить, и Уилкинс, который все-таки провел целый ряд научных изысканий, все же принял решение вернуться.
Устремившись к Англии, подводная лодка «Наутилус» попала в сильнейший шторм и получила основательные повреждения корпуса.
Из-за нереальности и бессмысленности восстановить подводную лодку «Наутилус», ее отбуксировали в один из норвежских фьордов, где и затопили 20 ноября 1931 года.
Вот так закончилась первая попытка достигнуть под водой Северного
Надо отдать должное напористости Уилкинса и его единомышленников: они не сдались и после ремонта субмарины «Наутилус» снова устремились к полюсу из порта Берген (Норвегия).
Экспедицию, видимо, преследовал злой рок: когда «Наутилус» достиг ледяной кромки горизонтальные рули были повреждены. Экспедицию под водой к полюсу пришлось прекратить, и Уилкинс, который все-таки провел целый ряд научных изысканий, все же принял решение вернуться.
Устремившись к Англии, подводная лодка «Наутилус» попала в сильнейший шторм и получила основательные повреждения корпуса.
Из-за нереальности и бессмысленности восстановить подводную лодку «Наутилус», ее отбуксировали в один из норвежских фьордов, где и затопили 20 ноября 1931 года.
Вот так закончилась первая попытка достигнуть под водой Северного
По материалам журнала «Вокруг света»
Немає коментарів:
Дописати коментар