понеділок, грудня 17, 2012

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

В феврале 1905 года в Японском море, во времяпроходившей тогда русско-японской войны, субмарина Российского Императорского флота «Сом» впервые в истории этого класса кораблей осилила ледовую перемычку — прочно забитый льдами проход между островами Скрыплев и Русский.
Но правильнее будет сказать, что это был скорее вынужденный шаг, а не итог обдуманной и хорошо подготовленной операции.
И все же военные моряки выяснили, что корпус подводной ­лодки в определенных условиях может выдерживать неистовый напор ледяной стихии. Теперь требовалось нарабатывать практи­ку плавания во льдах и подо льдом...




21 ноября 1907 года русская подлодка «Щука» (аналогичного типа, что и «Сом») в районе остро­вов Аскольд и Русский (в Уссурийском заливе, Японское море) произвела несколько плава­ний подо льдом. «Щука» погружалась на чи­стой воде в полынье, а затем ходила уже под не слишком толстым льдом в положении под перископом — им она разрезала лед.
Этим был доказан потенциал исполь­зования боевых субмарин в ледовых условиях в зимнее время, в том числе и их способ­ность производить недолгие подлед­ные плавания.
И все — таки первый в мировой истории полноценный под­ледный поход совершила опять — таки русская подводная лодка «Кефаль» (тип «Осетр»). Случилось это 19 декабря 1908 года в проливе Босфор Восточный, что на Дальнем Востоке.  Подводная лодка «Кефаль»  на глубине 6—7 метров преодолела под ле­дяным покровом 7400 метров (4 морские мили).
Командир «Кефали» Василий Меркушев, один из первых офицеров подводного плава­ния, писал в рассказе «Подо льдом», который был опублико­ван в 1931 году в парижском журнале «Ча­совой»:
«Погрузившись в полынье, командир дал ход и ушел под лед, взяв курс на темнев­ший вдали остров Скрыплев. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много даль­ше, чем летом.
В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя по­верхность ледяного поля. Целый час «Кефаль» шла подо льдом, ничем не выдавая своего при­сутствия, нервируя находившихся на конвоире людей, не знавших, что делать, как быть, где искать подводную лодку. Она прошла бы еще дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лед и подняв его на себя, «Кефаль» под­нялась на поверхность».

Первое в мире подледное плавание подводного корабля, длившееся 1 час 32 минуты и его результаты, оказались до такой степени востребованным, что отчет об этом плавании, который был опубликован в выпуске «Известий по подводному плаванию» № 3, возбудил невиданный интерес военно-морских офицеров как в России, так и за ее границами. В итоге были разработаны рекомендации по подготов­ке субмарин для плавания в зимних условиях, в том числе и подо льдом.
Летом 1931 года благодаря инициативе Харальда Свердрупа — норвежско­го полярного исследователя была предпринята попытка достичь Северного полюса. Одним из организаторов экспедиции был известный австра­лийский исследователь и путешественник сэр Джордж Губерт Уилкинс, который набрал в нее команду из 25 добровольцев — моряков и уче­ных из нескольких стран.
Уилкинсу отдали субмарину О-12, которую вывели из состава ВМС США и переименовали в честь подводного корабля популярного литературного героя капитана Немо в «Наутилус».
Планировалось, что подводная лодка «Наутилус» пройдет под водой от острова Шпицберген до Берингова про­лива через Северный полюс и на этот поход будет необходимо не более 42 суток.
Уилкинс в своей книге под названием «Под Северным полюсом» подроб­но описал планы экспедиции. Организаторы этого похода, во-первых, желали получить дополнительные денежные средства на экспедицию, а во-вторых, сохранить для последо­вателей свои мысли и идеи «на тот случай, если никто не вернется обратно».
Но, к сожалению, этой экспедиции на подводной лодке «Наутилус» с самого начала была уготована неудача: выход в море произошел чересчур позд­но, повидавшая на своем веку подводная лодка все время похода испытывала поломки, переход через Атлантику проходил в условиях тяжелейших штормов и, в довершение ко всему, на субмарине поломались оба двигателя...



Все эти невзгоды вынудили Уилкинса послать в эфир сигнал беды SOS, и 15 июня 1931 года экипаж был снят с аварийной субмарины линко­ром ВМС США «Вайоминг», который совершал трансатланти­ческое плавание с группой курсантов военно-морской академии на борту. «Вайоминг» взял подводную лодку «Наутилус» на буксир и отбуксировал ее в ирландский порт Квинстаун, откуда уже ее переместили для ре­монта в порт Давенпорт (Великобритания).
Надо отдать должное напористости Уилкинса и его единомышленников: они не сдались и после ремонта субмарины «Наутилус» снова устремились к полюсу из порта Берген (Норвегия).
Экспедицию, видимо, преследовал злой рок: когда «Наутилус» достиг ледяной кромки горизонтальные рули были повреж­дены. Экспедицию под водой к полюсу пришлось прекратить, и Уилкинс, который все-таки провел целый ряд научных изысканий, все же принял решение вернуться.
Устремившись к Англии, подводная лодка «Наутилус» попала в сильнейший шторм и получила основательные повреждения корпуса.
Из-за нереальности и бессмысленности восстановить подводную лодку «Наутилус», ее отбуксировали в один из норвежских фьордов, где и затопили 20 ноября 1931 года.
Вот так закончилась первая попытка достигнуть под водой Северного

По материалам   журнала «Вокруг света»


Немає коментарів: