«Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, — рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую «бендеровскую» фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».
Арчил Гомиашвили — народный артист Грузинской ССР (1966), родился 23 марта 1926 г. в Грузии, в городе Чиатура. Его отец в 20-е годы был пастухом, одним из первых в деревне выучившим русский язык. Это тут же сказалось на его карьере — его приняли в комсомол и отправили в Москву, в Школу красной профессуры. Проучившись там пару лет, он затем был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. Когда у него родился сын, он отправил в Чиатуру телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором — в честь победы революции. Так и сделали, но значительно позднее имя Виктор пришлось поменять на Арчил — в честь деда, известного в Грузии священнослужителя.
Но партийная карьера отца Гомиашвили завершилась трагически — в конце 1930-х годов он был репрессирован, исключён из партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел лишь в 1944 г., однако в партии так и не восстановился. До конца своих дней (а дожил он до 80 лет) не оправился он от этого удара.
Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств (1940-42 гг.), но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако срока он так и не получил — его спасла внезапная амнистия, объявленная в стране. По одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.
В качестве художника Гомиашвили был приглашён Г. Товстоноговым к нему в Тбилисский театр им. Грибоедова — оформлять постановку пьесы Л.Хелман «Лисички». Георгий Александрович неожиданно предложил ему сыграть в спектакле роль Лео Хаммера и актёрская деятельность привлекла Арчила…
Следом за переехавшим в Москву Товстоноговым, перебрался в столицу и Гомиашвили. Увлечение театром привело его в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой (7 ноября 1948 г. в ресторане гостиницы «Националь» Гомиашвили подрался с неким молодым человеком, который попытался ухаживать за популярной киноактрисой Людмилой Целиковской) едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили. В течение двух лет он играл там в массовке. Денег катастрофически не хватало, поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать на стороне. В 1953 г. актёр вступил в партию, а в 1958 г. уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Русском театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. А тем временем возраст актёра подходил уже к сорока годам. За это время он женился, на свет появились двое сыновей.
Первая кинороль Арчила Гомиашвили — роль Манташерова в 1957 г. в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен». Это первый фильм кинотрилогии («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») о революционере-большевике С.А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо. В 1961 г. актёр сыграл роль Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 г. — съёмки во втором фильме вышеупомянутой трилогии «Чрезвычайное поручение» и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по одноименной пьесе А. Цагарели. Работу в этой комедии особенно отмечал сам актёр, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Чиаурели.
«Для меня образец человека и режиссёра — Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, — говорил Арчил Михайлович. — Но после 1953 г. этого талантливого режиссёра ссылают по личному распоряжению Хрущёва в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берётся за режиссёрскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели „Иные нынче времена“, где снимается его дочь Софико вместе со мной».
Всесоюзная слава пришла к актёру в 1971 г., когда он исполнил роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.
На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актёров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдёт! Фарта не будет!»
И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съёмки — Высоцкий ушёл в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой телёнок» малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 г., ещё задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому телёнку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актёра (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то, в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съёмок.
«Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, — рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую „бендеровскую“ фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».
Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог уговорить Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:
— Почему Бендером будет грузин?
— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили всё же был утверждён на роль. Интересно то, что во время съёмок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту — всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни режиссёра. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? — говорил актёр под конец жизни. — А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до „Двенадцати стульев“ женился на девушке, которая была младше меня на 24 года».
Во время съёмок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, — рассказывал Арчил Михайлович. — Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу — как в „Золотом телёнке“. Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: „Киса, мы одни, никто нас не любит“. Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак — и зритель снова смеётся. На таком решении настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Мы не разговаривали с Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры „Двенадцати стульев“ Марка Захарова: „Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление“.
Обострившиеся отношения между актёром и режиссёром получили своё продолжение после процесса озвучивания фильма. Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа-Сулеймана озвучил актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера поёт Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актёра. После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актёров советского кино и был приглашён на приём в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена шикарная жилплощадь в Москве — бывшая трёхкомнатная квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в „доме на набережной“.
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звёздные роли в известнейших лентах. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, несмотря на покупку одного из первых „Мерседесов“ в Москве (по словам Гомиашвили, в те годы он был единственным обладателем такой машины, потом она появилась у сына Щёлокова, затем у шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть позже у Владимира Высоцкого) и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось — судьба как будто нарочно не давала ему звёздных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать „17 мгновений весны“, Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: „Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным“, — но оскорблённый актёр отказался, оставшись в итоге ни с чем.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актёром Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актёром Московского драматического театра им. А.С.Пушкина.
В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил: „Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я своё отыграл. И в кино, и в жизни“, — и ушёл из столичного театра, начав заниматься бизнесом.
Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актёра. В конце 80-х в Западном Берлине он встретился с 75-летниммиллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелёгкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и… „По дороге на очередную встречу я вдруг понял: не видать мне финансирования и вообще — эта встреча будет последней, — рассказывал Гомиашвили. — В ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял последние сто марок на фишки и решил сыграть во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или пропал! Поставил все деньги на цифру 23, поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную ячейку. Повторил — и получилось то же самое. В итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое состояние!“.
Между тем это было не последнее берлинское везение артиста. Так как идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил по-своему отблагодарить его. И подарил ему десять игровых залов, каждый из них представлял собой несколько комнат с гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и массой музыкальных и игровых автоматов. Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные деньги. На эти деньги он даже смог открыть в Западном Берлине галерею.
Однако Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину. Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 г. актёр стал президентом акционерного общества „Сити-бизнес“, а в конце 1992 г. открыл в Москве и стал генеральным директором клуба „Золотой Остап“, который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 гг. был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.
В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана „Золотой Остап“ уже нет, и на вопрос „Неужели к Остапу перестали ходить?“ Арчил Гомиашвили отвечал: „Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. “Остап» прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок..." Он потерял интерес к этому бизнесу. Говорил, что когда теперь заходит в помещение бывшего казино, то недоумевает: как это он здесь сидел до утра, «курил сигарету за сигаретой, пил то коньяк, то виски, мои бедные ноги опухали».
Гомиашвили не забыл, что сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса, депутат Верховного Совета. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал её примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечислял по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актёрам…
О себе Арчил Михайлович говорил: «Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена».
В последние годы Арчил Михайлович много болел, в 2004 г. у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: «Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня — из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!» — охотно давал интервью, строил планы… Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 г. в московской больнице.
Он совсем немного не дожил до своего 80-летия. Он был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: «Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, — в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года — другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал...».
Арчила Гомиашвили похоронили на Троекуровском кладбище, недалеко от могилы актрисы Натальи Гундаревой.
Фильмография:
Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1319374494.php
Арчил Гомиашвили — народный артист Грузинской ССР (1966), родился 23 марта 1926 г. в Грузии, в городе Чиатура. Его отец в 20-е годы был пастухом, одним из первых в деревне выучившим русский язык. Это тут же сказалось на его карьере — его приняли в комсомол и отправили в Москву, в Школу красной профессуры. Проучившись там пару лет, он затем был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. Когда у него родился сын, он отправил в Чиатуру телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором — в честь победы революции. Так и сделали, но значительно позднее имя Виктор пришлось поменять на Арчил — в честь деда, известного в Грузии священнослужителя.
Но партийная карьера отца Гомиашвили завершилась трагически — в конце 1930-х годов он был репрессирован, исключён из партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел лишь в 1944 г., однако в партии так и не восстановился. До конца своих дней (а дожил он до 80 лет) не оправился он от этого удара.
Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств (1940-42 гг.), но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако срока он так и не получил — его спасла внезапная амнистия, объявленная в стране. По одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.
В качестве художника Гомиашвили был приглашён Г. Товстоноговым к нему в Тбилисский театр им. Грибоедова — оформлять постановку пьесы Л.Хелман «Лисички». Георгий Александрович неожиданно предложил ему сыграть в спектакле роль Лео Хаммера и актёрская деятельность привлекла Арчила…
Следом за переехавшим в Москву Товстоноговым, перебрался в столицу и Гомиашвили. Увлечение театром привело его в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой (7 ноября 1948 г. в ресторане гостиницы «Националь» Гомиашвили подрался с неким молодым человеком, который попытался ухаживать за популярной киноактрисой Людмилой Целиковской) едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили. В течение двух лет он играл там в массовке. Денег катастрофически не хватало, поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать на стороне. В 1953 г. актёр вступил в партию, а в 1958 г. уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Русском театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. А тем временем возраст актёра подходил уже к сорока годам. За это время он женился, на свет появились двое сыновей.
Первая кинороль Арчила Гомиашвили — роль Манташерова в 1957 г. в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен». Это первый фильм кинотрилогии («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») о революционере-большевике С.А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо. В 1961 г. актёр сыграл роль Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 г. — съёмки во втором фильме вышеупомянутой трилогии «Чрезвычайное поручение» и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по одноименной пьесе А. Цагарели. Работу в этой комедии особенно отмечал сам актёр, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Чиаурели.
«Для меня образец человека и режиссёра — Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, — говорил Арчил Михайлович. — Но после 1953 г. этого талантливого режиссёра ссылают по личному распоряжению Хрущёва в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берётся за режиссёрскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели „Иные нынче времена“, где снимается его дочь Софико вместе со мной».
Всесоюзная слава пришла к актёру в 1971 г., когда он исполнил роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.
На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актёров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдёт! Фарта не будет!»
И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съёмки — Высоцкий ушёл в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой телёнок» малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 г., ещё задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому телёнку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актёра (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то, в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съёмок.
«Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, — рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую „бендеровскую“ фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».
Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог уговорить Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:
— Почему Бендером будет грузин?
— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили всё же был утверждён на роль. Интересно то, что во время съёмок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту — всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни режиссёра. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? — говорил актёр под конец жизни. — А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до „Двенадцати стульев“ женился на девушке, которая была младше меня на 24 года».
Во время съёмок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, — рассказывал Арчил Михайлович. — Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу — как в „Золотом телёнке“. Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: „Киса, мы одни, никто нас не любит“. Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак — и зритель снова смеётся. На таком решении настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Мы не разговаривали с Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры „Двенадцати стульев“ Марка Захарова: „Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление“.
Обострившиеся отношения между актёром и режиссёром получили своё продолжение после процесса озвучивания фильма. Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа-Сулеймана озвучил актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера поёт Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актёра. После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актёров советского кино и был приглашён на приём в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена шикарная жилплощадь в Москве — бывшая трёхкомнатная квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в „доме на набережной“.
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звёздные роли в известнейших лентах. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, несмотря на покупку одного из первых „Мерседесов“ в Москве (по словам Гомиашвили, в те годы он был единственным обладателем такой машины, потом она появилась у сына Щёлокова, затем у шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть позже у Владимира Высоцкого) и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось — судьба как будто нарочно не давала ему звёздных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать „17 мгновений весны“, Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: „Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным“, — но оскорблённый актёр отказался, оставшись в итоге ни с чем.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актёром Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актёром Московского драматического театра им. А.С.Пушкина.
В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил: „Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я своё отыграл. И в кино, и в жизни“, — и ушёл из столичного театра, начав заниматься бизнесом.
Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актёра. В конце 80-х в Западном Берлине он встретился с 75-летниммиллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелёгкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и… „По дороге на очередную встречу я вдруг понял: не видать мне финансирования и вообще — эта встреча будет последней, — рассказывал Гомиашвили. — В ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял последние сто марок на фишки и решил сыграть во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или пропал! Поставил все деньги на цифру 23, поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную ячейку. Повторил — и получилось то же самое. В итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое состояние!“.
Между тем это было не последнее берлинское везение артиста. Так как идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил по-своему отблагодарить его. И подарил ему десять игровых залов, каждый из них представлял собой несколько комнат с гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и массой музыкальных и игровых автоматов. Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные деньги. На эти деньги он даже смог открыть в Западном Берлине галерею.
Однако Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину. Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 г. актёр стал президентом акционерного общества „Сити-бизнес“, а в конце 1992 г. открыл в Москве и стал генеральным директором клуба „Золотой Остап“, который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 гг. был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.
В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана „Золотой Остап“ уже нет, и на вопрос „Неужели к Остапу перестали ходить?“ Арчил Гомиашвили отвечал: „Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. “Остап» прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок..." Он потерял интерес к этому бизнесу. Говорил, что когда теперь заходит в помещение бывшего казино, то недоумевает: как это он здесь сидел до утра, «курил сигарету за сигаретой, пил то коньяк, то виски, мои бедные ноги опухали».
Гомиашвили не забыл, что сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса, депутат Верховного Совета. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал её примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечислял по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актёрам…
О себе Арчил Михайлович говорил: «Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена».
В последние годы Арчил Михайлович много болел, в 2004 г. у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: «Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня — из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!» — охотно давал интервью, строил планы… Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 г. в московской больнице.
Он совсем немного не дожил до своего 80-летия. Он был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: «Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, — в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года — другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал...».
Арчила Гомиашвили похоронили на Троекуровском кладбище, недалеко от могилы актрисы Натальи Гундаревой.
Фильмография:
- Лично известен — 1957 — Манташеров
- Иные нынче времена — 1965
- Чрезвычайное поручение — 1965 — Манташеров
- 12 стульев — 1971 — Остап Бендер
- Мимино — 1977 — Папишвили
- Кавказская повесть — 1978
- Любовь моя, печаль моя — 1978
- Комедия давно минувших дней — 1980
- Золотое руно — 1981
- Колокол священной кузни — 1982
- Раннее, раннее утро… — 1983
- Медный ангел — 1984
- Без срока давности — 1986
- Государственная граница. Фильм 5-й: «Год сорок первый» — 1986
- Мой любимый клоун — 1986
- Сталинград — 1989
- Война. На западном направлении — 1990 — Сталин
- Место убийцы вакантно… — 1990
- Супермен («Супермент») — 1990
- Официант с золотым подносом — 1992
- Ангелы смерти — 1993
Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1319374494.php
Немає коментарів:
Дописати коментар