понеділок, січня 14, 2013

Комментарий, вернее я бы назвал статья на рассказ Олега Воробьева « Мальчики Денница в Черном море» опубликованную на блоге 10.01.2013 г.



 



   Судя по названию статьи(см.(http://vnmazurenko.blogspot.com/2013/01/blog-post_700.html ), ее писал (вернее бездумно передирал с сайтов Интернета)  не О.Г.Воробьев, а сам «папаша Денниц», никак не меньше. Да и на протяжении всей статьи идет такая вольная трактовка темы и названий, что сам Командующий Krigsmarine в 1945 году в гробу бы перевернулся…   Нередко значение событий и фактов прошлого с течением времени подвергается основательной переоценке. Бывшие в определенный исторический период значительными и важными, они впоследствии, в контексте новых эпохальных обстоятельств, предстают в совершенно ином свете. Это вы, Олег Георгиевич, и попытались сделать, но почему-то в черном (относится к вашим разглагольствиям по Черноморскому флоту в годы Великой Отечественной войны) и полуживом (это в полной мере к повествованию о германских подводных лодках) свете. История – это такая дама, которая не терпит суеты и вранья, и относится к ней необходимо очень и очень осторожно
.

   О Черноморском Флоте в годы войны я не стану говорить по той простой причине, что меня еще не было и в проекте моего отца, Николая Митрофановича Бойко. Он бы многое мог рассказать о Черноморском флоте и о подводных лодках ЧФ, на которых прошел всю войну здесь же на Черном море на плпл М-32 и М-35, и брал ту же Констанцу в 1944 году, и видел своими глазами все эти германские подводные лодки тип IIВ (да, Олег Григорьевич, все эти плпл были тип IIB, а не «…серий IIA и IIB…» как вы пишите), и в курсе был что с ними произошло после войны.  На основании его воспоминаний, но еще больше на основании архивных документов и материалов, представленных мне моими друзьями ветеранами-подводниками ВМФ Германии, я немного  вас подправлю в рассказе о 30-й флотилии Krigsmarine. Жирным черным курсовом будут выдеены ваши слова:

«…Малое водоизмещение (около 250 тонн)» - что же вы 33 тонны куда-то убрали. Водоизмещение подводных лодок тип IIB составляло: надводное/подводное – 283/334 тонн.

«…всего пять торпед и двенадцать мин…» - кто одну торпеду украл и прибавил четыре мины? На этих плпл боезапас составлял – шесть торпед (три носовых торпедных аппарата) или восемь мин.

«…Создать флотилию подлодок на Черном море решили в марте-апреле 1942 года..» - но, она то создана в октябре 1942 года. Немцы народ не глупый и так долго бы не раскачивались.

«…одну-единственную устаревшую румынскую подлодку, которую даже из порта боялись выпускать далеко – только поплавать у берега…»     - это имеется в виду трофейная румынская S-2 «Marsuinul» («Касатка», служившая в подплаве ЧФ под наименованием ТС-2) что ли? Так она вступила в строй только в 1943 году и довольно таки неплохо участвовала в боевых операциях на море. Или имеете ввиду тоже трофейную румынскую S-1  «Rechinul» («Акула»,  служившую у нас под наименованием ТС-1). Она также была нормальной боевой подводной лодкой. Или имели ввиду третью трофейную румынскую «Delfinul» («Дельфиниха», у нас – под наименованием ТС-3) Так она чуть «Парижскую Коммуну» не утопила!

«…перековать «немчуру» на русский лад…» - никто «мечи на орала» перековывать не собирался и никаких перековывающих команд не давал. Подводные лодки U-9 и  U-18 были отбуксированы в Николаев и поставлены на ремонт.

«….лодку на рейд вытащить и …расстрелять!..» - это я оставлю без комментариев! Все очень просто: 1. U-9 – обуксирована в Николаев и поставлена на ремонт под названием ТС-16. Списана 12.12.1946 и сдана на слом.  2. U-18 – отбуксирована в Николаев и поставлена на ремонт. Списана 12.12.1946 года. Потоплена 26.05.1947 года В КАЧЕСТВЕ МИШЕНИ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ подводной лодки М-120 в районе Севастополя.  3. U-24 – 25.08.1944 года взорвана экипажем в районе Констанцы. Поднята советскими водолазами и законсервирована. Потоплена 26.05.1947 года В КАЧЕСТВЕ МИШЕНИ ТОРПЕДАМИ подводной лодки М-120 в районе Севастополя.

«…Очень возможно, что U-9, последняя из лодок флотилии, до сих пор существует..» - чушь, не влазящая ни в какие ворота.

«….инструкторы рассказывали, что эта УТС – немецкая лодка «малютка» - УТС в ВВМУ им.П.С.Нахимова в Севастополе оборудована из нашей подводной лодки тип «М» XV серии.  

«…Всего на Черном море подлодками U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 были потоплены…» - всего 32 судна и корабля. Немножко не так: этими подводными лодками было потоплено 9 боевых кораблей и 46 судов, повреждено – 2 боевых корабля и 9 судов. Всего – 65 кораблей и судов.





Вот и все, что я хотел исправить или подправить в этой статье с точки зрения соответствия исторической действительности. И дать совет: когда передираете из   десятка источников Интернета, сообщающих об одном и том же случае, но по-раззному, ему волей -  выбирайте нечто среднее, отбрасывайте то, что является недостоверным, и, оставляйте сведения, которые не противоречат здравому смыслу. И все это – через опору на архивные данные.

      Более подробно о германских подводных лодках, состоявших на вооружении Черноморского флота после Второй Мировой войны можете прочитать в моей книге «Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР». Ниже привожу рассказ о трех плпл из состава 30-й флотилии Krigsmarine: U-9, U-18 и U-24. Подводные лодки U-19, U-20 и U-23 несколько лет назад найдены на дне Черного моря у побережья Турции в хорошем состоянии. Но, с тех пор информация о них закрыта.



Подводная лодка


ТС-16 (U9)


 


   Германская подводная лодка U9 IIB серии заложена 8 апреля 1935 года на судоверфи «Germaniawerft AG» в Киле, 30 июля 1935 года подводная лодка спущена на воду и 21 августа 1935 года вступила в строй.   Подводная лодка приняла активное участие во Второй мировой войне, действуя как на Западе, так и на Востоке, совершила 19 боевых походов,  уничтожила 47 судов и французскую подводную лодку «Дорис». Осенью 1941 года, когда стало ясно, что война с СССР из молниеносной превратилась в затяжную, немецкое командование решило перебросить на Черное море часть своих Военно-морских сил. Было решено в их число включить и шесть подводных лодок, в том числе и U9. Так как проход Черноморскими проливами был исключен, переброска осуществлялась по маршруту Киль – Гамбург – Дрезден (по Эльбе), после чего сухопутным путем до Ингольштадта и далее вниз по Дунаю до Сулины, а затем к месту базирования – в Констанцу. Перебазирование подводной лодки началось весной 1942 года, а через 10 месяцев U9 снова вступила в строй, причем на транспортировку подводной лодки было затрачено всего шесть недель. 


   U9 стала первой подводной лодкой, которая несла собственную символику, ею служил металлический Железный крест, установленный на боевой рубке еще в мирное время. Знак был призван напоминать о подводной лодке U9 времен Первой мировой войны. В настоящее время знак с ограждения рубки U9 находится в экспозиции музея Черноморского флота в Севастополе.


   Подводная лодка U9 в составе 30-й флотилии подводных лодок принимала участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, совершив на этом театре 12 боевых походов. 11 мая 1944 года U9  повредила сторожевой корабль «Шторм». 


   20 августа 1944 U9 потоплена в ВМБ Констанца бомбами самолетов Пе-2 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота.  В начале 1945 года поднята Аварийно-спасательной службой Черноморского флота и отбуксирована в Николаев и поставлена в восстановительный ремонт 19 августа 1945 года. Зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16.


   12 декабря 1946 года подводная лодка ТС-16 исключена из списков ВМФ СССР ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.


 


 


ТТД подводной лодки ТС-16:


  Водоизмещение: надводное/подводное – 279/328 тонн. Основные размерения: 42,7 х 4,08 х 3,9 метров. Силовая установка: дизель 700 л.с.; электродвигатель - 360 л.с. Скорость: надводная/подводная – 13/7 узлов. Дальность плавания: надводная/подводная – 3100/43 миль. Вооружение: 3 НТА, мины (ТМА) – 12шт. Глубина погружения: до 150 метров Экипаж: 22-24 человека.


 


 


 


 


 


Подводная лодка


U18


 


    Подводная лодка U18 IIB серии заложена 10 июля 1935 года на судоверфи «Germaniawerft» в Киле. 6 декабря 1935 года подводная лодка была спущена на воду и 4 января 1936 года  вступила в состав Кригсмарине. 20 ноября 1936 года в ходе учебной атаки в Любекской бухте была таранена миноносцем T-156 и затонула. В результате аварии погибло 8 человек. Подводная лодка поднята в  сентябре 1937 и вновь введена в строй. Начало Второй Мировой войны встретила в составе 3-й флотилии подводных лодок. Принимала участие в боевых действиях на Западе, в ходе шести боевых походов подводной лодкой было потоплено шесть судов  и два транспорта были повреждены. Осенью 1941 года, когда стало ясно, что «блицкриг» в СССР потерпел крах, немецкое командование решило перебросить на Черное море часть своих Военно-морских сил. Было решено в их число включить и шесть подводных лодок, в том числе и U18. Так как проход Черноморскими проливами был исключен, переброска подводных лодок осуществлялась по маршруту Киль - Гамбург - Дрезден (по Эльбе), после чего сухопутным путем до Ингольштадта и далее вниз по Дунаю до Сулины, а затем к месту базирования - в Констанцу. Перебазирование подводной лодки началось летом 1942 года, а в конце мая 1943 года U18 вновь вступила в строй, причем на транспортировку подводной лодки было затрачено всего шесть недель.

   Подводная лодка принимала участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, совершив восемь боевых походов. Результатом боевой деятельности U18 против СССР стала гибель вспомогательного тральщика «Джалита» 29 августа 1943 года. 18 ноября 1943 года торпедой с подводной лодки был поврежден танкер «Иосиф Сталин», который своим ходом смог вернуться в Туапсе.  Повредила сторожевой катер №-2 вооруженного только пулеметами 30 августа 1943 года.

   20 августа 1944 года подводная лодка U18 тяжело повреждена советской авиацией в порту Констанца и в виду невозможности ввода в строй затоплена экипажем на внешнем рейде. В конце 1944 года подводная лодка поднята Аварийно-спасательной службой Черноморского флота. 14 февраля 1945 года подводную лодку было решено не восстанавливать. Ее исключили из списков флота и поставили на прикол.

   26 мая 1947 года подводная лодка U18 потоплена в ходе учений артиллерийским огнем подводной лодки М-120 в районе Севастополя. 19 июня 1947 года вторично исключена из списков судов ВМФ СССР.  



ТТД подводной лодки U18:

   Водоизмещение: надводное/подводное – 279/328 тонн. Основные размерения: 42,7 х 4,08 х 8,6 метров. Скорость: надводная/подводная – 13/7,0 узлов. Силовая установка: два 6-и цилиндровых 4-х тактных «MWM» RS127S по 350 л.с., 2 электродвигателя «Siemens» по 180 л.с. Вооружение: два орудия C/30 (1000 снарядов), 3 TA (5 торпед или 18 мин). Глубина погружения: 150 метров. Экипаж: 25 человек.





 


 


 


 


Подводная лодка


 U24


 


    Германская подводная лодка U24 IIB серии заложена 21 апреля 1936 года на судоверфи «Germaniaverf» в Киле. Спущена на воду 24 сентября 1936 года и 10 октября 1936 года вступила в строй. Начало Второй Мировой войны встретила в составе 3-й флотилии подводных лодок. Принимала участие в боевых действиях на Западе, в ходе которых подводной лодкой потоплено 7 судов, 1 транспорт получил повреждения. Осенью 1941 года, когда стало ясно, что «блицкриг» в СССР не удался, немецкое командование решило перебросить на Черное море часть своих Военно-морских сил. Было решено в их число включить и шесть подводных лодок, сведенных в 30-ю флотилию. В их число вошла U24. Так как проход Черноморскими проливами был исключен, переброска подводных лодок осуществлялась по маршруту Киль - Гамбург - Дрезден (по Эльбе), после чего сухопутным путем до Ингольштадта и далее вниз по Дунаю до Сулины, а затем к месту базирования - в Констанцу. Подводная лодка ступила в боевые действия против советского Черноморского флота. Результатом боевых походов U-24 на Черном море стало уничтожение танкера, тральщика, сторожевого катера и двух мотоботов.


   20 августа была тяжело повреждена авиацией Черноморского флота в гавани порта Констанца. Ввиду невозможности выхода в открытое море  подводная лодка затоплена на внешнем рейде.


   Весной 1945 года поднята Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, законсервирована и сдана тылу флота на долговременное хранение. 7 июня 1945 года зачислена в состав Черноморского флота, но не восстанавливалась и 26 мая 1947 года потоплена в ходе учений торпедами подводной лодки М-120 в районе Севастополя. 19 июня 1947 окончательно исключена из списков.


   Совершила 20 боевых походов, уничтожила тральщик Т-411 («Защитник»), танкер «Эмба», два мотобота (артиллерией), сторожевой катер СКА-0367. 


 


 


 


ТТД подводной лодки U24:


 Водоизмещение: надводное/подводное – 279/328 тонн. Основные размерения: 42,7 х 4,08 х 8,6 метров. Скорость: надводная/подводная – 13/ 7,0 узлов. Силовая установка: два 6-и цилиндровых 4-х тактных «MWM» RS127S по 350 л.с., два электродвигателя  «Siemens» по 180 л.с. Вооружение: два орудия C/30 (1000 снарядов), 3 TA 5 торпед или 18 мин. Глубина погружения: 150 метров. Экипаж: 25 человек. 


 


 


 


 


 


 



 Кроме вышеперечисленных подводных лодок, на вооружении Черноморского флота после Второй мировой войны находились: румынские подводные лодки -  ТС-1 (S-1  «Rechinul» («Акула»),  ТС-2 (S-2 «Marsuinul» («Касатка»), ТС-3 («Delfinul» («Дельфиниха»), германские подводные лодки -   ТМ-4 (CB-1), ТМ-5 (СВ-2), ТМ-6 (СВ-3), ТМ-7 (СВ-4), итальянские подводные лодки -  С-41 («Маrеа») и С-42 (И-42, «Nichelio»).  

 




Владимир Бойко

ветеран-подводник

ВМФ СССР и РФ



Немає коментарів: