"Теплая встреча"
Итак, мы всплыли, миновали о.Кильдин, вошли в Кольский залив, через Сайда-губу в бухту Ягельную и часа 2 томились, в дрейфе, ожидая, когда же нам назначат причал и разрешат швартоваться. Мы томились, злились, радость возвращения медленно, но безвозвратно испарялась. Наконец, когда это произошло, прозвучал, наконец, веселый аврал: "По местам стоять, на швартовы становиться". Мы, швартовные команды, мигом выскочили наверх, где, несмотря на то, что 15 декабря стояла в разгаре полярная ночь (6 суток до зимнего солнцестояния), было светло, слабый мороз, редкий снежок и безветрие. Но швартовались мы так же долго, как и ждали "Добро" на заход в бухту. Лодка, к борту которой мы швартовались, долго не принимала концы (?!). Как мы вскоре узнали, она находилась в боевом дежурстве с ядерными ракетами в шахтах и не имела права допускать кого бы то ни было к борту. Но встречавший нас лично командир эскадры контр-адмирал РЫБАЛКО взял ответственность на себя и мы все-таки "привязались". Затем около часа по всей территории базы искали для нас сходню. Таковой не нашли, и с одного круглого борта на круглый другой подали две доски сороковки и адмирал первым, балансируя, перешел на наш корпус, принял рапорт командира, приказал собрать экипаж в 7-м отсеке, где добил нас короткой речью: "Ну, задание Правительства вы не выполнили. А пока отсутствовали, здесь кое-что изменилось. Так что давайте привыкать к новым порядкам". И под команду "Смирно" покинул отсек и, не задерживаясь, подводную лодку.
Нас поселили в крысятниках старой-старой плавбазы "Инза".
Итак, мы всплыли, миновали о.Кильдин, вошли в Кольский залив, через Сайда-губу в бухту Ягельную и часа 2 томились, в дрейфе, ожидая, когда же нам назначат причал и разрешат швартоваться. Мы томились, злились, радость возвращения медленно, но безвозвратно испарялась. Наконец, когда это произошло, прозвучал, наконец, веселый аврал: "По местам стоять, на швартовы становиться". Мы, швартовные команды, мигом выскочили наверх, где, несмотря на то, что 15 декабря стояла в разгаре полярная ночь (6 суток до зимнего солнцестояния), было светло, слабый мороз, редкий снежок и безветрие. Но швартовались мы так же долго, как и ждали "Добро" на заход в бухту. Лодка, к борту которой мы швартовались, долго не принимала концы (?!). Как мы вскоре узнали, она находилась в боевом дежурстве с ядерными ракетами в шахтах и не имела права допускать кого бы то ни было к борту. Но встречавший нас лично командир эскадры контр-адмирал РЫБАЛКО взял ответственность на себя и мы все-таки "привязались". Затем около часа по всей территории базы искали для нас сходню. Таковой не нашли, и с одного круглого борта на круглый другой подали две доски сороковки и адмирал первым, балансируя, перешел на наш корпус, принял рапорт командира, приказал собрать экипаж в 7-м отсеке, где добил нас короткой речью: "Ну, задание Правительства вы не выполнили. А пока отсутствовали, здесь кое-что изменилось. Так что давайте привыкать к новым порядкам". И под команду "Смирно" покинул отсек и, не задерживаясь, подводную лодку.
Нас поселили в крысятниках старой-старой плавбазы "Инза".
Источник см.-http://flot.com/blog/historyofNVMU/5665.php
Два дня после возвращения из Кубинского похода. Сидит крайний слева боцман Б-4 А.С.Щетинин.
Офицеров разместили по четверо в непригодных для жилья, слепых каютах без иллюминаторов - подводники, им привычно! Матросов - в кубриках с еще более худшими условиями. Командир надолго сгинул, отчитываясь за поход сначала в эскадре, затем на флоте, потом в Москве. У старпома было не меньше забот с отчетами, но он хоть изредка появлялся перед нами. Офицеры рвались в Полярный к семьям. Поскольку я был соломенным холостяком (жена училась в Москве) меня через сутки крутили по дежурствам. 20-я эскадра, сформированная для похода на Кубу, потеряла свое предназначение, лодками не занималась, коренное соединение (местное) нас за своих не признавало. Мы оказались ничьи на чужой территории, на нас вешали всех собак. Мы злобились и разлагались. И когда штурман в ответ на какое-то замечание старпома обложил его матом, а старпом, классический старпом, в интересах службы и порядка не дававший спуску никому, молча сглотнул оскорбление и вышел, я почувствовал, что дальше ехать некуда.
Где-то после Нового 1963 года, который мне совершенно не запомнился, настолько серы и однообразны были дни этого периода, замполит вдруг стал обегать все наши гадюшники с радостными возгласами "Все на митинг! Все в кубрик на митинг!" Нехотя и не сразу собрались один-два офицера, два-три мичмана, старшины и матросы, естественно, все кроме вахты - им деваться некуда.
— Товарищи! Нам оказана высокая честь. Слушайте телеграмму Главнокомандующего Военно-Морским флотом и Члена Военного Совета - Начальника политического управления ВМФ! "В годы Великой Отечественной войны на средства трудящихся Челябинской области была построена подводная лодка М-105, которая, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками в составе Северного Флота, покрыла себя неувядаемой славой и стала гвардейской. М-105 давно перестала существовать, но ее имя навечно вписано золотыми буквами в страницы истории нашего славного военно-морского флота. Сохраняя преемственность боевых традиций, подводной лодке Б-4 Северного флота за успехи в боевой и политической подготовке присвоить наименование "Челябинский комсомолец". Поздравляем экипаж подводной лодки с присвоением наименования "Челябинский комсомолец" и выражаем уверенность в том, что весь личный состав ПЛ своими дальнейшими успехами в боевой и политической подготовке и крепкой воинской дисциплиной будет достоин этой чести".
— Кто желает выступить, дорогие товарищи? Молчание. На лицах никакого энтузиазма.
— Ну, товарищи! Что же вы? Нам оказано такое доверие, такая честь. Прошу высказываться. Можно с места.
- Когда баня будет?
- Почему мыла нет?
- Почему почту редко приносят?
Валентин Васильевич растерялся. На глазах проступили слезы...
Подводная лодка "ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"
Вот и все. Поход завершился
Adios, amigos cubanos!
Были у меня часы «Кама» - носил
несколько месяцев - выбросил.
Купил матери радиолу «Кама» -
- ремонт за ремонтом, выкинули.
Был у меня велосипед «Кама» -
- увели.
Была и эта «Кама» ...
А как в дальнейшем сложилась служба у дружного офицерского корпуса подводной лодки «Челябинский Комсомолец»?
Командир капитан 2 ранга КЕТОВ Рюрик Александрович. Ушел на атомоходы. В звании капитана 1 ранга и с должности НШ дивизии ушел в запас, долго плавал капитаном-наставником в БМП. Живет в Санкт-Петербурге.
Офицеры экипажа К-69 вместе с командиром — капитаном 1 ранга Р.А.Кетовым. Специальный выпуск альманаха "Тайфун" (2001 г.).
Заместитель командира по политчасти капитан 3 ранга ВАЖЕНИН Валентин Васильевич последний раз встретился мне в чине контр-адмирала в должности начальника Политуправления флотилии ракетных подводных лодок.
Контр-адмирал В.В.Важенин. - Содружество ветеранов-подводников Гаджиево в лицах.
Старший помощник командира СМИРНОВ Юрий Федорович был командиром лодки у нас в Полярном, затем перевелся в штаб Северного флота. Умер в расцвете лет и сил.
Помощник командира капитан-лейтенант КОКОРЕВ Юрий Александрович поменял Северный флот на другой, и о его дальнейшей судьбе мне неизвестно.
Командир штурманской боевой части капитан-лейтенант БАТАСОВ Николай Васильевич стал командиром и в этой должности в звании капитана 2 ранга внезапно умер.
Командир рулевой группы старший лейтенант АЛЕКСЕЕНКО Петр Сидорович встречался мне в 1980-годах на одном из флотских совещаний в звании капитана 1 ранга, офицер штаба. Сейчас в запасе. Живет в Санкт-Петербурге.
Командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант ГЕРАСИМОВ Владимир Иванович был командиром атомохода, стал капитаном 1 ранга, командиром дивизиона атомных ПЛ. Ушел в запас. Живет в Санкт-Петербурге.
Командир торпедной группы ШЕХОВЕЦ Евгений Николаевич двенадцать лет был командиром лодки, дослужился до капитана 1 ранга, в 1986 году ушел в запас, "капитанил" на небольшом научно-исследовательском судне, сейчас работаю в инспекции госнадзора порта Выборг.
На мостике ПЛ "Б-34". Средиземное море, 1976 год.
Командир боевой части связи, начальник радиотехнической службы ВИНОКУРОВ Лемир Павлович, след потерян после моего перевода на другую лодку.
Командир электромеханической боевой части инженер-капитан 3 ранга СКРЫЛЕВ Николай Андреевич, был Флагманским механиком бригады. Потом – не знаю.
Командир моторной группы старший лейтенант МИНЧЕНКО Геннадий Дорофеевич ушел с лодок в судоремонт. Когда я с ним встретился снова, капитан 1 ранга-инженер Минченко руководил морским заводом в г.Полярном.
Начальник медицинской службы капитан медслужбы ТЕРЕК Владимир Эмильевич в бытность мою в Полярном приезжал ко мне в гости из Североморска, где он служил в главном госпитале флота. Затем подполковник м/с Терек перевелся в какое-то военное учреждение в г.Подольск и в дальнейшем след его затерялся.
г. Выборг. 1995 г.
Е.Н.Шеховец в курсантские годы.
Торпедолов ТЛ-163, г. Полярный, 7 ноября 1959 г.
Продолжение следует.
Два дня после возвращения из Кубинского похода. Сидит крайний слева боцман Б-4 А.С.Щетинин.
Офицеров разместили по четверо в непригодных для жилья, слепых каютах без иллюминаторов - подводники, им привычно! Матросов - в кубриках с еще более худшими условиями. Командир надолго сгинул, отчитываясь за поход сначала в эскадре, затем на флоте, потом в Москве. У старпома было не меньше забот с отчетами, но он хоть изредка появлялся перед нами. Офицеры рвались в Полярный к семьям. Поскольку я был соломенным холостяком (жена училась в Москве) меня через сутки крутили по дежурствам. 20-я эскадра, сформированная для похода на Кубу, потеряла свое предназначение, лодками не занималась, коренное соединение (местное) нас за своих не признавало. Мы оказались ничьи на чужой территории, на нас вешали всех собак. Мы злобились и разлагались. И когда штурман в ответ на какое-то замечание старпома обложил его матом, а старпом, классический старпом, в интересах службы и порядка не дававший спуску никому, молча сглотнул оскорбление и вышел, я почувствовал, что дальше ехать некуда.
Где-то после Нового 1963 года, который мне совершенно не запомнился, настолько серы и однообразны были дни этого периода, замполит вдруг стал обегать все наши гадюшники с радостными возгласами "Все на митинг! Все в кубрик на митинг!" Нехотя и не сразу собрались один-два офицера, два-три мичмана, старшины и матросы, естественно, все кроме вахты - им деваться некуда.
— Товарищи! Нам оказана высокая честь. Слушайте телеграмму Главнокомандующего Военно-Морским флотом и Члена Военного Совета - Начальника политического управления ВМФ! "В годы Великой Отечественной войны на средства трудящихся Челябинской области была построена подводная лодка М-105, которая, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками в составе Северного Флота, покрыла себя неувядаемой славой и стала гвардейской. М-105 давно перестала существовать, но ее имя навечно вписано золотыми буквами в страницы истории нашего славного военно-морского флота. Сохраняя преемственность боевых традиций, подводной лодке Б-4 Северного флота за успехи в боевой и политической подготовке присвоить наименование "Челябинский комсомолец". Поздравляем экипаж подводной лодки с присвоением наименования "Челябинский комсомолец" и выражаем уверенность в том, что весь личный состав ПЛ своими дальнейшими успехами в боевой и политической подготовке и крепкой воинской дисциплиной будет достоин этой чести".
— Кто желает выступить, дорогие товарищи? Молчание. На лицах никакого энтузиазма.
— Ну, товарищи! Что же вы? Нам оказано такое доверие, такая честь. Прошу высказываться. Можно с места.
- Когда баня будет?
- Почему мыла нет?
- Почему почту редко приносят?
Валентин Васильевич растерялся. На глазах проступили слезы...
Подводная лодка "ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"
Вот и все. Поход завершился
Adios, amigos cubanos!
Были у меня часы «Кама» - носил
несколько месяцев - выбросил.
Купил матери радиолу «Кама» -
- ремонт за ремонтом, выкинули.
Был у меня велосипед «Кама» -
- увели.
Была и эта «Кама» ...
А как в дальнейшем сложилась служба у дружного офицерского корпуса подводной лодки «Челябинский Комсомолец»?
Командир капитан 2 ранга КЕТОВ Рюрик Александрович. Ушел на атомоходы. В звании капитана 1 ранга и с должности НШ дивизии ушел в запас, долго плавал капитаном-наставником в БМП. Живет в Санкт-Петербурге.
Офицеры экипажа К-69 вместе с командиром — капитаном 1 ранга Р.А.Кетовым. Специальный выпуск альманаха "Тайфун" (2001 г.).
Заместитель командира по политчасти капитан 3 ранга ВАЖЕНИН Валентин Васильевич последний раз встретился мне в чине контр-адмирала в должности начальника Политуправления флотилии ракетных подводных лодок.
Контр-адмирал В.В.Важенин. - Содружество ветеранов-подводников Гаджиево в лицах.
Старший помощник командира СМИРНОВ Юрий Федорович был командиром лодки у нас в Полярном, затем перевелся в штаб Северного флота. Умер в расцвете лет и сил.
Помощник командира капитан-лейтенант КОКОРЕВ Юрий Александрович поменял Северный флот на другой, и о его дальнейшей судьбе мне неизвестно.
Командир штурманской боевой части капитан-лейтенант БАТАСОВ Николай Васильевич стал командиром и в этой должности в звании капитана 2 ранга внезапно умер.
Командир рулевой группы старший лейтенант АЛЕКСЕЕНКО Петр Сидорович встречался мне в 1980-годах на одном из флотских совещаний в звании капитана 1 ранга, офицер штаба. Сейчас в запасе. Живет в Санкт-Петербурге.
Командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант ГЕРАСИМОВ Владимир Иванович был командиром атомохода, стал капитаном 1 ранга, командиром дивизиона атомных ПЛ. Ушел в запас. Живет в Санкт-Петербурге.
Командир торпедной группы ШЕХОВЕЦ Евгений Николаевич двенадцать лет был командиром лодки, дослужился до капитана 1 ранга, в 1986 году ушел в запас, "капитанил" на небольшом научно-исследовательском судне, сейчас работаю в инспекции госнадзора порта Выборг.
На мостике ПЛ "Б-34". Средиземное море, 1976 год.
Командир боевой части связи, начальник радиотехнической службы ВИНОКУРОВ Лемир Павлович, след потерян после моего перевода на другую лодку.
Командир электромеханической боевой части инженер-капитан 3 ранга СКРЫЛЕВ Николай Андреевич, был Флагманским механиком бригады. Потом – не знаю.
Командир моторной группы старший лейтенант МИНЧЕНКО Геннадий Дорофеевич ушел с лодок в судоремонт. Когда я с ним встретился снова, капитан 1 ранга-инженер Минченко руководил морским заводом в г.Полярном.
Начальник медицинской службы капитан медслужбы ТЕРЕК Владимир Эмильевич в бытность мою в Полярном приезжал ко мне в гости из Североморска, где он служил в главном госпитале флота. Затем подполковник м/с Терек перевелся в какое-то военное учреждение в г.Подольск и в дальнейшем след его затерялся.
г. Выборг. 1995 г.
Е.Н.Шеховец в курсантские годы.
Торпедолов ТЛ-163, г. Полярный, 7 ноября 1959 г.
Продолжение следует.
Немає коментарів:
Дописати коментар