понеділок, січня 28, 2013

Главы из мемуарных воспоминаний капитана 1- го ранга М.Здоровенина.

У КОЛЫБЕЛИ ЯДЕРНОГО ЩИТА ТОФ -часть Первая.

Начало начал

В марте 1956 года во 2-ом Высшем Военно-морском инженерном училище (в/ч 62750) состоялся очередной выпуск молодых лейтенантов. Офицерский корпус ВМФ СССР пополнился специалистами по паросиловым и дизель-электрическим корабельным энергетическим установкам. Я, приказом МО СССР, еще при выпуске из училища был назначен на должность командира моторной группы БЧ-5 ПЛ «Б-14» Тихоокеанского флота. Это распределение меня вполне устраивало, так как являясь уроженцем города Владивостока проживал в нем до 1945 года, а после окончания училища и сам просил назначить меня на ТОФ.

Отгуляв, первый офицерский отпуск выехал к месту прохождения дальнейшей службы. Оставив жену с годовалым сыном на квартире друзей моих родителей прибыл в расположение бригады и представился командиру бригады подводных лодок капитану 1 ранга Синецкому П.В. Молча выслушав мой доклад комбриг поставил передо мной первую задачу: «Лейтенант ваша лодка находится в море, вернется через неделю. Жильем бригада не располагает. Обустраивайтесь самостоятельно и после устройства с жильем вам надлежит прибыть на службу. Выполняйте». Найдя и сняв, не очень далеко от бригады комнату, я через неделю прибыл на подводную лодку. Представился командиру капитану 3 ранга Сперанскому и своему непосредственному начальнику командиру БЧ-5 младшему инженер-лейтенанту Дергачеву (что меня очень удивило). Валентин Дергачев. оказался выпускником ВМУ им Дзержинского 1954 года. Окончил училище с золотой медалью, был грамотным специалистом, хорошим спортсменом, но, к сожалению, злоупотреблял спиртным, за что и был по суду чести офицерского состава понижен в воинском звании. Прослужить с ним мне пришлось не долго. Через три месяца он в очередной раз «сорвался» и был уволен с военной службы.
Плавали мы мало. Опыта и знаний я еще не приобрел и командиром БЧ-5 к нам был назначен выпускник нашего же училища, окончившим его на два года раньше меня командир группы с соседней лодки - лейтенант Соколовский, который в училище был у меня командиром отделения. Отношения у меня с ним не сложились, но к счастью я вскоре был назначен командиром БЧ-5 подводной лодки «М-283», входившей в состав бригады ПЛ, базирующейся в Находке.
Эта лодка находилась в ремонте в «Дальзаводе» во Владивостоке и входила в состав 4 бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок, куда я и прибыл в январе 1957 года. Командиром ПЛ был капитан-лейтенант Затаковой Аскольд Александрович. Мне очень повезло с командиром. Аскольд Александрович прекрасно знал устройство корабля, замечательно им управлял, умело обучал и воспитывал офицеров. Особенно мне запомнились его действия при выполнении учебных торпедных атак по скоростной надводной цели с выпуском 4-х торпед. В последствии пришлось несколько раз участвовать в таких атаках с разными командирами, но лучше его их никто не выполнял. Одновременно с нами в ремонте находились еще две лодки из этой бригады.
При первом знакомстве с кораблем я обратил внимание, что его наружный корпус местами был обклеен листами пористой резины. Мне объяснили, что ранее весь корпус был покрыт такой резиной для проведения каких-то испытаний. Сейчас все это покрытие снимается. Об этом я вспомнил, когда пришел служить на атомную ПЛ.
В декабре 1957 года ремонт был закончен и 3 января 1958 года мы перешли в Находку.
В состав бригады входило 13 лодок типа «М» Х1V серии, все много плавали. Офицеры в основном были молодые, долго в должностях не задерживались и, как правило, уходили с повышением.
Этапы большого пути.

21 января 1954 года на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». И уже через год - 17 января 1955 года в эфир полетело донесение: «Underway on nuclear power» («Идём на атомной энергии»). Так американцы ответили на мощную кораблестроительную программу Советского Союза по строительству дизельных подводных лодок 611, 613 и 615А проектов. Ответом на американский вызов и стала серия советских атомных подлодок 627А проекта четыре из которых были переброшены на Тихоокеанский ТВД. Одновременно обеими странами стала реализовываться и ракетная программа оснащения ракетным оружием атомных субмарин.
В начале 1959 года по бригаде пошли слухи, что отбирают офицеров для освоения новой техники. Мы уже знали об американской атомной ПЛ «Наутилус». Кроме того до нас доходили самые противоречивые сведения и о первенце нашего атомного судостроении. Однако все были вне ведении и толком никто ничего не знал. Тем не менее, вскоре наши догадки начали подтверждаться. Кадровики приступили к отбору, пригашая на беседу офицеров бригады. Предпочтение отдавалось специалистам, имевшим большой опыт подводной службы и участникам Великой Отечественной войны. В основном беседовали с командирами кораблей и механиками-командирами БЧ-5. Командирам предлагалась должность старшего помощника командира атомохода, механикам должность командиров дивизионов БЧ-5. Отношение к этому было разное, кто-то соглашался, а кто-то и отказывался. Как-то в курилке у пирса, где собрались механики, к нам подошел заместитель командира бригады капитан 2 ранга Криворучко Я. И. и стал рассказывать, что он хорошо знает командира первого атомохода Осипенко Леонида Гавриловича. По его словам, после службы на атомоходе он плохо себя чувствует и хронически болен. Но об этом позже. Тем не менее, многие наши офицеры дали согласие на перевод. Из командиров это были – Дубяго, Чесибиев, Банокин, Вереникин, которые в последствии стали командирами атомоходов. Из механиков в первый экипаж пошел Меркулов В. А., а во второй - я и Халилюлин А. Г., на последующие экипажи - Гарбарец В.А., Ловцкий А.И. Головин В. и другие.
А Криворучко Я.И., продолжил службу в соединениях дизельных ПЛ, однако впоследствии был назначен командиром 15 эскадры ПЛ, куда потом вошли и атомоходы, и получил звание контр-адмирала.
Лично для меня путь на атомоходы был не очень прост. После различных проверок и собеседований, перед назначением дополнительно нам необходимо было пройти серьезную флотскую медкомиссию во Владивостоке. Часть людей добирались туда самостоятельно. Мне же было приказано отправиться на ПЛ «М-173», т.к. его механик был в отпуске. Командиром корабля был капитан-лейтенант Дубяго, (будущий контр-адмирал, герой Советского Союза). Планировалось, что лодка пробудет во Владивостоке неделю и я смогу за это время пройти медицинскую комиссию во флотской поликлинике. В то время требования к здоровью кандидатов на зачисление в экипажи атомных ПЛ были очень жесткие. Все было в норме пока я не дошел до стоматолога. Зубами я не занимался и они были, мягко говоря, в не совсем хорошем состоянии. Председатель медкомиссии сразу же вынес вердикт: «Не годен». Конечно, это можно было исправить на месте, пройдя курс лечения, но лодка на другой день должна была уходить в Находку и я это не мог сделать физически. Два часа чуть ли не на коленях умолял его подписать мои документы, обещая немедленно, с приходом в Находку, заняться лечением зубов. Он долго не соглашался. Рассказал мне, что недавно подписал решение медкомиссии на одного офицера, а когда тот прибыл в Учебный Центр, то там уже не захотел служить и специально завалил медкомиссию. Его вернули в Приморье, а приказом Главкома ВМФ председатель комиссии (т.е. он) был наказан и с него удержали стоимость проезда офицера в Москву и обратно и он не хочет повторения. В конце концов мое искреннее желание служить на атомоходе его убедило и он подписал документ, а я с прибытием в Находку на другой же день, взяв с собой двух моряков, что бы они меня держали в кресле, отправился к зубному врачу и в течении недели привел рот в порядок. С тех пор я очень внимательно слежу за состоянием своих зубов. Через несколько лет, когда мне вручали правительственную награду на Военном Совете ТОФ я встретил полковника медицины, того самого председателя ВВК, и еще раз поблагодарил его за доверие.
В августе 1959 года в Управлении кадров ВМФ в городе Москва, мне выдали предписание в Учебный Центр в город Обнинск Калужской области, объяснив, что сначала я должен явиться во флотский экипаж, где в обязательном порядке необходимо было переодеться в форму военнослужащего МВД, что я и сделал. Добравшись электричкой до Обнинска, нашел нужный мне Учебный Центр, или в/ч 27013, где уже находился наш экипаж, а вернее часть экипажа. Командира - капитана 3 ранга Ганрио Аркадий Викторович, я немного знал по совместной службе в 124 БрПЛ. Он был старпомом, а потом командиром на ПЛ типа «Л» в Улиссе. Старшим помощником в экипаж был назначен капитан-лейтенант Багдасарян Борис Суренович, который пришел с Черного моря. Командиром БЧ-5 капитан-лейтенант Никитин Виктор Михайлович, бывший помощник флагманского механика бригады ПЛ в Улиссе. Командиры дивизионов БЧ-5: 1-го - капитан-лейтенант Пилипчук Борис, мой однокашник по училищу, ранее был командиром БЧ-5 на ПЛ 613 проекта; 2-го - капитан-лейтенант Здоровенин Мстислав (это - я) и 3-го - старший лейтенант Халилюлин Ахат бывший командир БЧ-5 соседней лодки из Находки. Командиры групп БЧ-5 (сначала их было 13 человек) все молодые лейтенанты выпускники Севастопольского инженерного Училища. Кроме этого еще были – замполит капитан 3 ранга Коростов Иван Кириллович, помощник командира капитан- лейтенант Мациевский Владимир, начальник химической службы лейтенант Баженов Владимир, начальник медицинской службы капитан м/с Савицкий Юрий и начальник РТС старший лейтенант Веснин Аркадий.

(продолжение следует)

Мнение  автора блога не всегда совпадает с мнениями авторов публикуемых материалов. Прошу всех, кто не равнодушен к обсуждаемым вопросам,    пишите на мой адрес

По материалам сайта-http://shturman-tof.ru/Personal/18_shadrin/shadrin_02_KOLYBEL.html


Немає коментарів: