вівторок, січня 01, 2013

АНАЛИЗ РИСКА И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ НА ПЛАВУ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СЕВЕРНОГО ФЛОТА

В настоящее время на Северном флоте выведены из эксплуатации более 90 атомных подводных лодок (АПЛ). На 60 из них не выгружены активные зоны реакторов.
Выведенные из эксплуатации АПЛ размещены в пунктах постоянного базирования, временного хранения на плаву, а также акваториях предприятий промышленности и ВМФ.
Существующие темпы утилизации АПЛ в силу различных обстоятельств, в первую очередь экономических, ожидаемая вторая волна вывода из эксплуатации АПЛ приведет к их значительному накоплению на флоте к началу XXI века.

В создавшейся ситуации становится неизбежным длительный (20-25 лет) период вынужденной стоянки АПЛ на плаву, в том числе с невыгруженными активными зонами (АЗ) реакторов.
Поэтому перед флотом остро стоит проблема обеспечения длительной стоянки на плаву выведенных из эксплуатации АПЛ, особенно с невыгруженными АЗ реакторов на борту. Без реальной оценки степени риска, выработки эффективных мероприятий ядерной и радиационной безопасности решение указанной проблемы невозможно. Кроме того, безопасное хранение АПЛ тесно увязывается с задачей сохранения экологической безопасности в регионе, а также прилегающих странах Северной Европы
Отсутствие единой государственной концепции утилизации АПЛ, а также финансовые трудности в стране не позволяют в ближайшие годы осуществить проект программы по длительному хранению вырезанных реакторных отсеков в подземных выработках-укрытиях после завершения работ по их переоборудованию в пункты длительного хранения.
На сегодняшний день на флоте более 20 АПЛ подготовлены к временному хранению на плаву: выгружены АЗ реакторов, вырезаны реакторные отсеки. Хранение на плаву осуществляется в виде плавучих модулей в специальных пунктах хранения (гб. Сайда) с последующей передачей на судоразделочных предприятиях.
Плавучий модуль АПЛ не обслуживается личным составом и представляет собой геометрический объем прочного корпуса в виде отдельного реакторного отсека или пристыкованных к нему оконечностей в зависимости от проекта.
Техническое обслуживание плавучих модулей АПЛ, кроме наружных корпусных конструкций легкого и прочного корпуса, не производится.
Дежурная и вахтенная служба специализированных подразделений флота осуществляет ежедневный осмотр и охрану плавучих модулей АПЛ, обращая внимание прежде всего на безопасность стоянки: надежность швартовки, крен, дифферент и осадку по маркам углубления. Ежегодно производится осмотр подводной части корпуса водолазом, ведется контроль за радиационной обстановкой.
Вследствие естественного распада долгоживущих радионуклидов интенсивность ионизирующих излучений с течением времени снижается. Изменяется характер радиационных полей в районе реакторного отсека, уменьшается радиационный потенциал.
Таким образом, хранение модулей АПЛ сводится прежде всего к обеспечению безопасной стоянки, поддержанию корпуса модуля в готовности к транспортировке на судоразделочные предприятия.
Эта задача флотом решается. Однако, в ближайшее время потребуется докование модулей.
До создания промышленного производства по переработке реакторных отсеков, соответствующей структуры по хранению радиоактивных отходов (РАО) можно рассматривать также вариант временного хранения реакторных отсеков у береговой черты на срок 25-40 лет. Данный вариант хранения определяется надежностью сохранения корпусом реакторного отсека своих прочностных качеств, а также последующим их подъемом и транспортировкой на разделку.
2. Длительное хранение на плаву выведенных из эксплуатации АПЛ с невыгруженными АЗ реакторов.
Гораздо сложнее на флоте складывается ситуация с обеспечением безопасного хранения АПЛ с невыгруженными активными зонами реакторов.
На ожидающих утилизации АПЛ на первый план выдвигается задача обеспечения их взрывопожаробезопасности, непотопляемости, ядерной и радиационной безопасности, надежной охраны.
Безопасность, прежде всего, может быть обеспечена техническими и организационными мероприятиями. На каждой выведенной из эксплуатации АПЛ в соответствии с руководящими документами, инструкциями разработанными ЦКБ-проектантами выполнены мероприятия, обеспечивающие безопасность хранения атомной энергетической установки (АЭУ).
·      реакторы расхоложены, заглушены штатными поглотителями;
·      приводы исполнительных механизмов СУЗ механически застопорены, кабели к ним обрезаны;
·      давление в первом контуре снижено;
·      поддерживается необходимый водный режим 1-го контура;
·      проведено обследование радиационной обстановки.
Также выгружается оружие, боезапас, аккумуляторная батарея, горюче-смазочные материалы, имущество и ЗИП. Производится расчет надводной непотопляемости с учетом изменения нагрузки АПЛ.
АПЛ готовятся к транспортировке на судоразделочные предприятия.
Однако, на этой стадии цикл утилизации АПЛ нарушается в силу указанных выше причин.
Назначается период длительного ожидания АПЛ утилизации, который требует выполнения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасного хранения на плаву.
В первую очередь угрозу представляют АПЛ первого поколения, сданные флоту 30-40 лет назад. Наихудшим образом складывается ситуация на АПЛ, расположенных в отдаленных пунктах базирования (п. Гремиха). На отдельных из них цистерны главного балласта (ЦГБ) не герметичны, заполнены водой. АПЛ держится на плаву за счет свободных объемов прочного корпуса. Запас плавучести значительно снижен. Требуется докование АПЛ, что в условиях Йоканьского района базирования невозможно. Транспортировка АПЛ без использования плавучих доков для докования на предприятиях промышленности и ВМФ небезопасна.
Финансовые средства на эти цели выделяются недостаточно. Срочно требуется внедрение дополнительных способов поддержания на плаву АПЛ. Например, использование установок по заполнению ЦГБ полистиролом.
Учитывая ограниченные возможности выгрузки АЗ реакторов, целесообразно завершение ЦКБ-проектантами (ОКБМ, НИКИЭТ) разработок технологий “сухого” хранения АЗ реакторов при “осушенных” системах 1, 2, 3 контуров и обоснования выгрузки ОТВС после длительного хранения в осушенном состоянии на плаву. Внедрение организации “сухого хранения”систем 1 контуров выведенных АПЛ, может существенно повысить уровень ядерной безопасности. Требуется дополнительное финансирование для завершения работ по безопасному хранению аварийных АПЛ.
Таким образом, на фоне значительного сокращения флота, непринятие кардинальных мер в решении проблемы обеспечения безопасности на плаву, выведенных из эксплуатации АПЛ до момента их разделки, опасно и чревато серьезными последствиями.

Немає коментарів: