неділя, січня 13, 2013

О профессиональной подготовке экипажей атомных подводных лодок при Советском Союзе.

Профессиональная подготовка экипажей АПЛ

До 1991 г. экипажи советских атомных подводных лодок проходили обучение в трех учебных центрах: Палдиски (Эстония), Севастополь (Украина), Сосновый Бор (Ленинградская область). Севастопольское училище вело подготовку операторов атомных установок кораблей, выпуская около 80% специалистов-энергетиков для атомных подводных лодок (остальные 20% готовило Высшее военно-морское инженерное училище им.Дзержинского в г.С.-Петербурге). Севастопольское училище имело уникальную материально-техническую базу подготовки кадров, оборудованную электронно-вычислительной техникой и действующим исследовательским реактором.[41] Училище выпускало в год около 500 офицеров для подводных лодок. По оценкам специалистов, такой научно-технической базы не имело ни одно учебное заведение СССР.[42]

Учебный центр в Эстонии (Палдиски) обладал двумя действующими реакторами подводных лодок первого и второго поколений ("Дельта-I" и "Эхо-II"), а также уникальным тренажером для подготовки экипажей АПЛ классов "Тайфун", "Янки" и "Дельта-I-IV".[43] Реакторы в Палдиски были заглушены в 1989 г. и на данный момент находятся в стадии утилизации.[44]
Сегодня единственный учебный центр находится в г.Сосновый Бор, где располагаются три действующие опытные ядерные энергетические установки (аналогичные установкам на атомных подводных лодках). На этих установках проводят испытание ядерного топлива и технологий, применяемых в ядерных реакторах подводных лодок. В настоящее время производится строительство четвертой установки.[45] Вся тяжесть теоретической подготовки офицеров-энергетиков для атомных кораблей лежит на Военно-морском инженерном училище им.Дзержинского, которое имеет ограниченные возможности и условия обучения.
bodytextimage


bodytextimage


Многие офицеры-подводники проходили обучение в Севастопольском военно-морском училище и здесь - учебном центре в Палдиски (Эстония). После распада Советского Союза эти учебные заведения были утеряны для России. Сегодня в Палдиски проводится демонтаж двух прототипов реакторных установок атомных подводных лодок.
Несмотря на сокращение количества кораблей и различных подразделений Северного флота, все острее становится проблема набора и подготовки офицерского состава. Флот, как и все Вооруженные Силы России, перешел на контрактную систему набора кадров. Но многие офицеры, закончив училище, или сразу отказываются подписывать контракт, или подписывают его только на один срок (5 лет).
Причиной этих тенденций является неудовлетворительное социальное положение военных, отсутствие реальных перспектив, а также большое расслоение общества в России, в котором военнослужащие находятся ниже среднего уровня. С существенным сокращением бюджета ВМФ ушли в прошлое все специальные привилегии и сравнительное материальное благополучие, некогда предоставляемые офицерам и рабочим военных предприятий.[46] Судоремонтные заводы, работавшие во времена СССР на гарантированный госзаказ, сегодня полностью зависят от наличия заказов у ВМФ. Выплата зарплаты рабочим СРЗ регулярно задерживается на три месяца и более.[47] Из-за отсутствия финансирования приостановлена деятельность многих подразделений заводов, в результате чего созданная инфраструктура постепенно разрушается.[48] Как следствие всего этого, не принимаются надлежащие меры по обеспечению безопасности на действующих и отстойных атомных подводных лодках. Особенно остро эти проблемы отразились на состоянии хранилищ отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. Признавая существование проблемы, командующий Северным флотом адмирал О.Ерофеев заявил апреле 1995 г., что "проблемы обращения с ОЯТ, РАО, утилизации выведенных из боевого состава атомных кораблей должны стать первоочередными задачами государственного значения, поэтому представляется целесообразным, помимо усилий флота, использовать для решения этих проблем средства, выделяемые Министерству по чрезвычайным ситуациям России. Перенос и затягивание решения вопроса по выводу кораблей из эксплуатации на более длительную перспективу приведет только к ухудшению обстановки, а возможно и к экологической катастрофе".[49]
ссылки

По материалам сайта-http://www.bellona.ru/reports/NothernFleet/1180614486.02 

Немає коментарів: