пʼятницю, січня 18, 2013

Из рассказов контр-адмирала в отставке Кузьменко Анатолия Васильевича.

"Гора с горой..."

14 апреля 1974 года мы стояли в дежурстве по флоту - штаб сил поиска из состава штаба 47 бригады под командованием комбрига капитана 1 ранга Прокопчика Анатолия Васильевича и КПУГ 11 ДПК - МПК-36 (командир Квасов Н.Н.), МПК-169 и МПК-20.
Завершалось зачётное учение Тихоокеанского флота, в конце которого проводили высадку десанта. На этом учении высаживался, на рейде Посьета, батальон морской пехо-ты из Славянки.
Наша задача – противолодочное охранение, тральщики пробивали ФВК. Когда учения закончились, мы пошли в базу. Уже входим в Парис, как вдруг приходит сигнал «Броня» - на тот момент означает: обнаружена иностранная ПЛ, дежурным силам боевая готовность -1, выход в море и т.д.

Мы рванули! Только начали выходить, командир МПК-169 докладывает: «В главном двигателе пошла «стружка». Прошу разрешения в базу». Прокочик - Возвращай-ся в Парис, без тебя разберёмся.  Выйдя за о. Скрыплёв, второй мпк: - Я тоже не могу. - Что-то и у него случилось. - Ну, тоже возвращайся.
И мы пришли одни в точку. А что получилось? После высадки десанта, авиация флота обязана сфотографировать, как прошла высадка, где находятся боевые порядки и т.д. То есть идёт документ объективного контроля в отчёт флота о зачётном учении. И вызывают, как правило, авиацию, которая не задействована на учениях. В данном случае она была с аэродрома Монгохта (Совгавань). Разведчики подлетели, сфотографировали. Возвращаясь на аэродром, увидели как американская ПЛ подвсплыла на связь и передаёт сообщение, что мол русские закончили учения, возвращаются в базу. Лётчики немало удивились поведением американцев, сразу доложили ОД флота….
Придя в точку, мы опустили «Шелонь», начали работать. Американские подводни-ки сразу услышал наши посылки. А тогда они ещё толком не знали возможности этой станции, и, как им по тактике положено, для отрыва от надводных кораблей - начинают уходить на глубину 300-360м. А по гидрологии в том районе для применения ГАС «Ше-лонь» чем глубже лодка уходит, тем надёжнее контакт.
Вот пла погружается. Начинает, как это предусмотрено по тактике, делать сначала «восьмёрку», выпускать ГПД (гидроакустическое противодействие), затем следующие приёмы. Командир видит, что его не отпускают. Тогда он начал уходить.
Мы антенну подняли, добежали, опять его взяли. Он тогда с 8 узлов дошёл до 16. Мы его опять догнали! Он уходит, мы опять нагоняем. Надо сказать, на МПК-36, тогда этот момент - опускание-подъём «Шелони», между БЧ-5 и РТС был достаточно хорошо отработан. Тогда командиром БЧ-5 был толковый и работоспособный Миша Новиков. Мы с ним часто отрабатывали спуск и подъем контейнера. Ходили в море, опускали вручную и в автоматике. Не боялись волнения …
Держали лодку долго, порядка десяти часов. Не дойдя до 36 параллели – это между Северной и Южной Кореей, начали отставать. Она как врубила 24 узла и мы её уже догнать не можем. Пока поднимаем антенну, пока скорость разовьём, пока «подскочим». Ну, всё! Уже «сползаем, сползаем». Тут топливо заканчивается. Прокопчик доложил оперативно-му флота, что мол, заканчивается топливо, прошу «добро» в базу.
Возвращаемся ночью. Приходим на заправку к нулевому причалу на Эгершельд. Вызывает в штаб флота НШ флота и как обычно мать в перемать, ни хрена не умеете, ни чего не знаете, вам не оружие, а коз надо было дать… Типа такого, как всегда! Обрадовали.
Короче говоря – всех снять, а кого оставить то хорошо отодрать!


- Вот вам сутки на подготовку к разбору!?  - Мы готовимся.
А в это время командир американской лодки, выскочив из Японского моря, сооб-щил по радио, что противолодочные силы ТОФ вынудили его покинуть Японское море. У американцев в Австралии находился центр контроля связи с ПЛ. Центр сигнал принял и каким-то образом эта информация попала в жёлтую прессу, которая напечатала, о том, что русские выгнали американскую пла из Японского моря.
Эту информацию вычитали компетентные службы при советском посольстве в Австралии, и она моментально дошла до министра иностранных дел Громыко. Тот сообщает министру обороны Гречко. Гречко звонит главкому ВМФ Горшкову и говорит типа: -Ну вот, Сергей Георгиевич, флот сделал правильные вывода из критике которые были сделаны на коллегии Минобороны.
А пару месяцев до этого флот «разнесли» как раз за это. – Что это такое? Контакт с иностранной ПЛ не более 5 минут!? Вот если она выпустила первую ракету, через сколько вы её уничтожите?.....
Главком звонит командующему ТОФ, а у него отпуск, он на охоту уехал.
Нашли комфлота. Тут мы приезжаем в штаб флота на разбор: Прокопчик, Квасов, штур-ман, я, кто-то ещё – не помню. В общем, самые «злостные» нарушители. Документы, кар-ты, схема маневрирования 2х3 метра с собой. По моему, на четвёртом этаже, кабинет комфлота, напротив его первого зама, а дальше вправо по коридору – начальника штаба флота.
Поднимаемся на лифте на четвёртый этаж - к начальнику штаба идти.
И тут повезло. Редко, но на службе бывает.  Выходит из своего кабинета комфлота, нас заметил и сразу к Прокопчику: - Молодцы! Мне главком звонил, благодарил! - НШ флота тут выходит. – Да я им! За их дела! Приказал прибыть … - Вы правильно всё сделали! Подготовьте приказ о поощрении. Комбригу и командиру корабля по  биноклю, ну а этим и часов хватит.
Еще с кого-то, кто не ходил в море, сняли взыскание от комфлота.
Всё закончилось благополучно, мы потом смеялись, что бульварная пресса спасла нас от снятия.

Спустя много лет, живя в Москве, в час пик, в толпе врывался в автобус и у меня с руки сорвали часы. Через дней - пять, звонок в дверь – выхожу. Девочка лет четырна-дцати и мужчина: -Кузьменко здесь живёт? – Да! – Вы часы теряли? – Да! – капитан 3 ранга? – Да!
А вот Ваши часы, от командующего Тихоокеанским флотом …



Продолжение истории с американской ПЛ произошло в 2005 г.

На Международном военно-морском салоне Россия (в лице ЦКМБ «Рубин» и ФГУП «Рособоронэкспорт») представляли дизельную ПЛ четвертого поколения пр. 677 "Лада". Прибыла делегация американских во-енморов, "рвутся" на эту лодку, им уже кто-то успел пообещать продемонстрировать но-вое вооружение. Ну, кто их туда пустит? На новый проект еще не принятый на вооруже-ние ВМФ? И мне было поручено, как-то сгладить эту ситуацию: - Они моряки, ты моряк. Найдёте общий язык!
Встретились, предложил: - Пока с этой бюрократией разрешение на посещение добьёшься, пока то-сё...  Пойдёмте-ка лучше пивка попьём.
Делегация была из комитета ветеранов-подводников США и естественно согласилась.
Началась обычная военно-морская травля на двух языках. И когда им рассказал историю про лодку, один ветеран, Kyril V. Korolenko (так написано на его визитке) говорит: - Это я бы командиром того атомохода.

Удивительно. Через столько лет встретиться!
Обменялись визитными карточками, посмеялись, хорошо посидели.
Так, хорошо! Что они в двери автобуса с трудом, но попали.
Москва, февраль 2010г.


Немає коментарів: