Он задавал неудобные вопросы Леху Валенсе, пытался проникнуть на американский атомоход, открывал глаза на подвиг Маринеско курсантам Ливерпуля, объехал многие страны мира, чтобы заглянуть в глаза тем подводникам, на которых смотрел когда-то через перископ. Встреча в тихом садике на том самом проспекте Шевченко в Одессе, где трудами ветеранов-подводников теперь увековечена память о первом подводнике-испытателе Стефане Джевецком, с капитаном первого ранга, писателем-маринистом Альфредом Софроновым располагала к откровениям.
– Мы с Володей дружили, – начал Альфред Павлович. – Ближе у него никого не было и у меня тоже. Сейчас позвонить бы, посоветоваться... Он всегда на любой вопрос знал, как ответить. Я помню его советы и пользуюсь ими: «Брошюру, как и судоремонт, закончить нельзя, ее можно лишь прекратить». «В государстве, как в организме человека, не все функции нужно выставлять на вид».
Конечно, не всегда мы сходились во мнении. Я его старше на 8 лет. Служил командиром, а он инженером-механиком. Иногда шутил: попадись ты мне на корабле, с гауптвахты бы не вылазил. Володя был своенравным человеком, но всегда умел находить общий язык со всеми. Хотя по природе был немногословный, больше молчун.
Но в нужные минуты всегда находил что сказать, чтобы расположить к себе человека. Я живу в Одессе, он в Ильичевске. Каждое утро он уезжал из дому и возвращался поздно вечером, занимаясь общественной работой.
Механики на всех лодках были одинаковые. Когда уходили на пенсию, их было не видно, не слышно. А Володя такой, что ему все было небезразлично. Начиная с 2000 года мы, подводники Одессы, начали ездить на международные конгрессы, каждый год в другой стране.
В 1962 году немецкий и французский капитаны подводных лодок, в свое время заклятые враги, договорились ежегодно проводить общие конгрессы.
Первый раз мы поехали в Ленинград. Перед каждой поездкой Володя писал книгу о подводных лодках страны, где проводился конгресс. И мы везли в твердом переплете с красивой обложкой, презентуя ее мировой общественности. Он написал 18 книг о турецких, итальянских, французских, польских, американских, аргентинских, немецких субмаринах, советских лодках 613 проекта, которые вышли на мировой океан.
А вот с изданием «Израильские подводные лодки» случилась некоторая заминка. И дело не в антисемитизме, а в некотором недоумении, которое вдруг овладело издателями. Пришлось пойти на компромисс, и книга вышла под названием: «Подводные лодки юго-востока Средиземноморья».
Последняя же книга Владимира Римковича о малых подводных лодках еще ждет своего выхода в свет.
А как Вам памятник Маринеско на Трафальгарской площади?!
– Где бы ни был Володя, он везде говорил о герое Советского Союза Александре Маринеско. Вот что он пишет в книге «Маринеско глазами иностранцев»:
«15 лет после Великой Отечественной войны имя Александра Ивановича Маринеско, одного из самых заслуженных командиров подводных лодок советского подводного флота в Союзе, запрещалось писать, говорить о нем по радио и телевидению. В то же время мастерству А. Маринеско и его экипажу в мире всегда отдавали должное. Так, 2 февраля 1945 года шведская газета «Автонбладет» сообщала, что теплоход «Вильгельм Густлоф» был торпедирован после выхода из Данцигской бухты и ушел на дно с 7 тыс. человек, спаслось 998. На лайнере находилось 3700 квалифицированных подводников, которые готовились к подводной войне, и свыше 4000 беженцев с «Востока». В числе беженцев 22 высокопоставленных партийных чиновника из польских земель и Восточной Пруссии, генералы и старшие офицеры из ведомства Генриха Гиммлера… К могиле А. И. Маринеско на Богословском кладбище С.-Петербурга часто приходят иностранцы. Консул ФРГ в Ленинграде К. Меттерних при этом сказал: «Сотрудники консульства высоко чтят и помнят личность и подвиг А. И. Маринеско, регулярно посещают его могилу. Это был колоссальный подводник, а мы уважаем сильные личности, уважаем героев».
В октябре 1989 года в Ленинграде был отряд боевых кораблей ФРГ. Немецкие военные моряки возложили на могилу командира ПЛ «С-13» цветы, матросскую ленточку и офицерскую пилотку. А историк ФРГ, писатель Гейнц Шен, проходивший молодым офицером службу на лайнере в должности помощника капитана и находившийся на его борту в момент гибели, при посещении могилы в феврале 1990-го заявил: «У меня лично, да и ни у кого из немцев нет никаких претензий к Александру Ивановичу. Он выполнял свой долг и выполнял его героически и умело. А Александру Ивановичу Маринеско пора бы поставить большой памятник в Англии, пусть не из золота, как когда-то обещали англичане. И установить его на Трафальгарской площади рядом с адмиралом Нельсоном, который в свое время тоже спас Англию от Наполеоновского нашествия.
Если такое соседство невозможно, то установить его в Тоспорте у музея подводников. Да, и США и Франция не ошиблись бы, сделав подобное. Достойная задача для Международной ассоциации подводников к одному из очередных конгрессов».
Ему пришла идея мемориала Джевецкому – конструктору первой подводной лодки
Конгрессы подводников были прорывом в мировом сознании. Благодаря тому, что украинские моряки несли знания, информацию, многое было открыто и оценено. В свою очередь делегаты видели происходящее в иностранных державах и говорили об этом в Украине. Владимир Римкович, где бы ни находился, старался с пользой провести время.
– Особо запомнилось 12-часовое бдение в мадридском аэропорту, – вспоминает Альфред Софронов. – Первым делом все бросились осматривать аэропортовские достопримечательности.
Все – это, конечно, кроме Володи Римковича (светлая ему память!) – крупного знатока и ценителя изящных искусств. Его заботой было – добиться у таможенно-пограничной службы, чтобы нас, уникальных для Украины и для всего прогрессивного человечества моряков-подводников, пропустили через государственный кордон в Испанскую столицу, главным образом для того, чтобы мы могли посетить всемирно известный Музей «Prado».
В нем хранятся и выставляются величайшие полотна Веласкеса, Рубенса, Рембрандта… Володю особенно интересовали картины Родригеса де Сильва Веласкеса.
И не случайно в его утонченном мироощущении с преобладающей базовой профессиональной основой моряка-подводника и возникла идея памятника в Одессе Степану Карловичу Джевецкому – первому, испытавшему подводную лодку как оружие на одесском рейде.
Подводная лодка Джевецкого. Памятник в Гатчине
Володя скрупулезно собирал о нем информацию, пользуясь самыми необычными источниками.
Мы были в Париже. Смотрели красоты Нотр-Дама, Лувра.
А Володя с Евгением Лившицем в это время поехали в офис, где Джевецкий работал вместе с Эйфелем.
Они добивались, чтобы повесить мемориальную доску на доме, где работал русский инженер, построивший и испытавший первую военную подводную лодку на Черном море. Оттуда они привезли уникальные документы.
В Одессе памятник изобретателю Джевецкому работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Василия Мироненко установили 15 мая 2004-го у входа в парк Победы. Володя от начала до конца организовывал работы и добился воплощения своей идеи.
Неудобный вопрос Леху Валенсе и поход на атомоход «Рикковер»
Постоянный двигатель всех наших дел – любознательность, для которой границ не существует: ни временных, ни масштабно-территориальных.
В Польше при встрече с Лехом Валенсой он в присутствии несколько сот «международных подводников» задал ему неудобный, простой человеческий вопрос: «А стало ли лучше жить простому, обыкновенному поляку от всех его нобелевских преобразований?».
В ответ тот промямлил что-то невнятное.
В 2009-м на 46 Международном конгрессе моряков-подводников в Нью-Йорке устроители скрыли и не показали нам их новейшую атомную подводную лодку. Но мы с Володей по своим каналам все же прознали, что на ВМБ Сан-Диего прибыл новейший атомоход «Рикковер».
И нам, писателям-журналистам, «надо было эту лодку» – если не побывать на ней, то во что бы ни стало, обязательно, хотя бы увидеть. Но нас вовремя остановил морской пехотинец при шлагбауме на въезде ВМБ, иначе пришлось бы нам с Володей мои воспоминания и его обобщающие познавательные очерки писать в американских местах не столь отдаленных.
В своих поездках мы всегда старались привезти подарки для участников конгресса, а также для местной власти с символикой нашей прекрасной Южной Пальмиры.
В американской Одессе мы передали мэрии городка и руководству украинской диаспоры в Нью-Йорке одесские сувениры.
А нас даже чаем не угостили. Такое у них гостеприимство.
Тем не менее, мы всегда старались показать лучшие стороны нашей страны, неся ее Славу и Честь. И Володя был идейным вдохновителем и энергичным организатором нашего движения. Всю жизнь он отдал военной и общественной деятельности, восстанавливая правду о подвигах соотечественников, воздавая дань памяти их жизни.
Он рассказывал школьникам о подвигах отцов и дедов, проводил внеклассные мероприятия. Всю жизнь он нес дружбу и взаимопонимание со всеми народами мира, тем самым укрепляя мир на Земле.
Светлая память подводнику, писателю, одесситу!
Справка:
Владимир Павлович Римкович – заместитель председателя Ассоциации моряков-подводников им. А. И. Маринеско, член Всеукраинского союза писателей-маринистов, журналист, ветеран-подводник, капитан 2-го ранга в отставке.
Военная служба инженер-механика В. П. Римковича. была связана с подводными лодками и кораблями Северного и Черноморского флотов, обеспечением их технической готовности. Более 30 лет он отдал служению Родине, защите интересов государства, за что был награжден правительственными наградами.
Выйдя в отставку, Владимир Павлович посвятил свою жизнь общественной и творческой деятельности.
Совместно с единомышленниками прилагал немало усилий по сплочению ветеранов-подводников в одну большую братскую семью – Ассоциацию ветеранов-подводников. Владимир Павлович принимал активное участие в процессе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения будущих защитников Родины. Участвовал в международных конгрессах подводников, начиная с 2000 г.
За активное участие в подготовке и проведении 41-го МКП в г. Одессе в 2004 г. награжден Почетным знаком Одесского городского головы «За заслуги перед городом».
Написал и издал 18 книг по истории и развитию подводных лодок Военно-морского флота, как отечественных, так и иностранных.
Его монографии и очерки пользуются заслуженным вниманием и авторитетом не только среди подводников, но и в среде творческой общественности.
Завершающим этапом его писательской деятельности явилась книга о подводных лодках проекта 613.
Готовил к печати исследовательскую работу о сверхмалых подводных лодках.
*** Заголовок к этой заметке в Живом журнале - это утверждение, когда-то написанное Владимиром Павловичем Римковичем
Текст Инна Ищук
Фото Анатолия Венгрука
http://specnazspn.livejournal.com/197013.html
Немає коментарів:
Дописати коментар