середу, січня 16, 2013

ЖИЗНЬ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНИКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

  Тот кто интересуется историей подводного флота возможно знаком  с жизнью советских подводников после войны в Стране Советов.А вот как сложилась жизнь и судьба их противников,думаю знают немногие.И данная информация будет интересна возможно для многих читателей.

Итак, война закончилась и тем, кто служил в ВС Германии и, соответственно, сумел выжить в военное время было необходимо также выжить и в трудные послевоенные годы, когда Германия в буквальном смысле напоминала груду камней. Условия жизни, к которым командиры подлодок должны адаптироваться, после того, как им было позволено вернуться в Германию (после 1946-47 года) были тяжелые.  Не было жилья, не было работы, не было еды, и немецкая территория была занята войсками стран антигитлеровской коалиции. Первым делом они должны были разыскать свои семьи, многие из которых погибли во время войны.



Военно-морские офицеры не имели навыков гражданских профессий. Они были не востребованы в своем качестве, так как Германия фактически не имела ВМС до 1955 года. Не было вакансий и на торговом флоте, потому что немецкий торговый флот еле "дышал" после военных потерь и репараций. Судов было очень мало. Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, когда им было 19 и получили очень хорошее образование в ВМУ, но оно было практически бесполезно на "гражданке". Разумеется, они также не успели получить какую-либо профессию до прихода на флот и таким образом не имели возможности вернуться к прежней работе, если бы она была.

Их длительное пребывание в плену было другой "стороной обоюдоострого меча" безработицы. С одной стороны некоторые  могли освоить какую-либо профессию в плену, но с другой стороны, когда они вернулись в Германию хорошие вакансии были уже заняты.

Несколько лучше обстояли дела офицеров и нижних чинов инженерного корпуса подплава, чем у их командиров, потому что первые значительно лучше адаптировались в рыночной экономике послевоенной Германии, так как их умение и навыки механиков были востребованы.

Немногие из доступных рабочих мест можно было получить при официальном устройстве на работу, в стране царил черный рынок. Но жить на что-то было надо, и поэтому приходилось хвататься за любую работу. К примеру, такому известному подводному асу, как  Эрих Топп, удалось устроиться простым матросом на небольшой рыболовный траулер, а другой подводный ас Эрнст Бауэр изначально устроился мелким клерком в офис небольшой фирмы. Но не только отсутствие работы внутри Германии делало их положение тяжелым. В течение нескольких лет после войны немцы были ограничены во многих свободах, включая и право покидать страну, что делало невозможным выехать за рубеж в поисках работы. Поэтому Германию часто покидали нелегально. Позже некоторые из офицеров-подводников, к примеру фон Тизенгаузен и Герберт Вернер, сумели эмигрировать в США, Англию, Канаду и другие страны. Но сделать это можно было только, если за будущего эмигранта мог поручиться какой-нибудь гражданин этой страны, друг или родственник. Некоторые подводники, находясь в плену, сумели обзавестись знакомыми из местных жителей, которые делали им вызов, или имели родственников, которые проживали там еще до войны. Определенное количество подводников решили связать свою дальнейшую жизнь с Французским Иностранным Легионом.

Помимо отсутствия работы другим мотивом для отъезда из страны было тяжелое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто получал посылки с продуктами от друзей и родственников из других стран. Как бы парадоксально это не выглядело, но бывшие противники и жертвы немецких подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так немецкий подводный ас Отто фон Бюлов получал посылки с продовольствием от части экипажа американского судна, которое он потопил, а командир корвета "Крокус" Хольм, бывший соперник U333 Кремера в октябре 1942, посылал матери последнего в Германию посылки с продуктами.

Наиболее удачливые из офицеров-подводников, которые нашли работу, старались продолжить свое образование и сделать себя более востребование на рынке труда. Вышеупомянутый Эрих Топп изучал архитектуру и работал по профессии до 1955 года. Эрнст Бауэр и несколько других командиров ПЛ также вернулись на флот в 1955.  Но  созданный ВМФ ФРГ был крошечным и количество, желающих служить офицеров, заведомо превышало  потребность в личном составе. Поэтому на службу пригласили очень немногих. Остальные желающие должны были продолжать реализовывать себя на "гражданке" и поступили на службу гораздо позже.

Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, формировавшаяся еще в годы учебы будущих офицеров в ВМУ.  Особо чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так называемые "экипажи" для службы на флоте формировались еще в довоенной Германии по годам призыва. Офицеры одного призыва оказались наиболее сплоченными. Выжившие однокашники помогали друг другу, чем могли. Согласно традиции флота, старший по званию из своего призыва был обязан оказывать помощь своим товарищам и членам их семей (жены, вдовы, дети). Поэтому, как только офицеры одного "экипажа" находили друг друга, они пробовали помочь друг другу чем могли  - извещали о появившихся вакансиях, находили жилье, писали рекомендации и прошения и т.д.  Если кто-то был болен или оказывался в бедственном положении весь его "экипаж" стремился оказать ему помощь.
В первом издании книги Г. Буша "Такова была подводная война" от 1952 года приводиться список подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Интересен этот список прежде всего тем, что позволяет познакомиться хотя бы частично, чем были заняты бывшие кавалеры РК и Дубовых Листьев в послевоенной Германии до 1955 года. На основании современных данных я добавил в список других офицеров подплава и сделал небольшой "апгрейд" записям Буша.

1. Генрих Бляйхродт (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.
2. Альбрехт Бранди (кавалер Рыцарского Креста) - архитектор
3. Отто фон Бюллов (кавалер Рыцарского Креста) - фермер (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
4. Карл Эммерман  (кавалер Рыцарского Креста)- архитектор,  писатель
5. Петер-Отмар Грау (командир U601) - собственное дело, бизнесмен.
6. Фридрих Гугенбергер (кавалер Рыцарского Креста) -архитектор, получил диплом инженера (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
7. Роберт Гизе (кавалер Рыцарского Креста) - служащий в Управление внутренним судоходством. ( с 195? на службе в Бундесмарине)
8. Рейнхард Хардеген (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.
9. Вернер Хартман (кавалер Рыцарского Креста) - церковный служащий в одной из церквей Гессена ( с 195? на службе в Бундесмарине)
9. Гюнтер Хесслер (кавалер Рыцарского Креста) - работал на фабрике
10. Отто Кречмер (кавалер Рыцарского Креста) - юрист (с 1955 года на службе в Бундесмарине)
11. Ганс-Гюнтер Ланге (кавалер Рыцарского Креста) - торговый агент техникой (с 1957 года на службе в Бундесмарине)
12. Георг Лассен (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.
13. Генрих Леман-Виленброк (кавалер Рыцарского Креста) - торговый моряк
14. Карл Марбах (кавалер Рыцарского Креста) - журналист (впоследствии опубликовал свои мемуары)
15. Карл Мертен (кавалер Рыцарского Креста) - служащий в пароходной компании
16. Герман Раш (кавалер Рыцарского Креста) - журналист
17. Рейнхард Рехе (кавалер Рыцарского Креста) - получил диплом инженера, гидроинженер.
18. Рейнхард Зурен (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.
19. Адальберт Шнее (кавалер Рыцарского Креста) - торговый агент текстилем
20. Клаус Шольц (кавалер Рыцарского Креста) - Штабскапитан в морской пограничной страже (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
21. Герберт Шультце (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.(с 1956 года на службе в Бундесмарине)
22. Рольф Томсен (кавалер Рыцарского Креста) - служащий в департаменте, который занимался созданием Бундесвера
23. Ганс Тиллессен (командир U516) - собственное дело, бизнесмен. (с 1960 года на службе в Бундесмарине)
24. Гельмут Витте (кавалер Рыцарского Креста) - собственное дело, бизнесмен.
25. Эрих Топп (кавалер Рыцарского Креста) - архитектор (фрилансер) (с 1955 года на службе в Бундесмарине)
26. Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (кавалер Рыцарского Креста) - столяр. С 1951 в эмиграции. Канада.
27. Отто Итес (кавалер Рыцарского Креста) - дантист (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
28. Август Маус (кавалер Рыцарского Креста)  - собственное дело, бизнесмен.
29. Курт Добратц (кавалер Рыцарского Креста) - юрист

Как видно из этого списка, одной из наиболее распространенных профессий у подводных асов, были строительство и архитектура. Впрочем это не вызывает удивления, так как в разрушенной войной Германии, это было большой потребностью. Многие стали на путь частного предпринимательства и некоторые достигли на этом поприще больших успехов. Но не стоит воспринимать в послевоенной Германии слово "бизнесмен", как крупный воротила или промышленник. Многие тогда считались "бизнесменами", даже торгуя шнурками от ботинок. Вот как охарактеризовал свой путь предпринимателя, бывший герой Пакуеншлага Рейнхард Хардеген в 1982 году:

"После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбежками Германии. Нам негде было жить жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен, сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец в автомобиле. В 1952 я открыл  мою собственную нефтяную компанию, в которой я все еще работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим". (с)

2,h=343.bild
фото Sandra Beckefeldt

Как оказалось, не все известные подводники оказались после капитуляции Германии на Западе. Я был очень удивлен, когда узнал, что такой известнейший немецкий подводный ас, как командир U38 Генрих Либе, занимающий 4 место в списке самых результативных подводников ВМВ, вернулся к себе на родину и проживал в ГДР, вплоть до разрушения Берлинской Стены. К великому сожалению, детали его послевоенной жизни не известны. надеюсь, что пока.

На этом я заканчиваю свой рассказ о карьерах и жизни офицеров немецкого подплава в послевоенной Германии. Разумеется моя заметка не претендует на освещение данной темы, но надеюсь, что мне удалось немного приподнять над ней "занавес".


 автор-Владимир Нагирняк.
Источник см.-http://mil-history.livejournal.com/1016700.html

Немає коментарів: