середа, січня 30, 2013

Неправильная история. Подводная лодка U-156

12 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156  во время боевого патрулирования примерно в 250 милях северо-восточнее острова Вознесения встретила и двумя торпедами подбила британский войсковой транспорт «Лакония» (19695 тонн). "Лакония" начала тонуть. С нее были спущены спасательные шлюпки, масса людей прыгала в воду.
Через несколько минут немецкая подлодка поднялась на поверхность, и  стали слышны крики людей, пытающихся удержаться на воде. Капитан-лейтенант Хартенштейн, командир U-156, немедленно вызвал на палубу всю команду лодки и подошел еще ближе к тонущему судну, после чего начал подбирать спасшихся. Из перехваченного сигнала SOS он узнал название судна.  У "Лаконии" на борту находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.



      В 1.25, когда "Лакония" уже скрылась под водой, Хартенштейн послал сообщение в штаб подводных сил:
      "Потоплен британский корабль "Лакония" в квадрате 7721, к несчастью вместе с 1500 итальянских пленных. К настоящему моменту спас 90. Требую указаний".
    Адмирала Деница подняли с постели в 3.45, и он сразу послал радиограмму:
    "Группе "Полярный медведь": Шахту, Вюрдеманну и Виламовицу немедленно следовать полным ходом к Хартенштейну, квадрат 7721".
    Через 15 минут он запросил Хартенштейна:
    "Использовало судно радио? Спасшиеся в шлюпках или на плотах? Радируйте детали потопления".
    Хартенштейн ответил:
    "Судно точно передало свою позицию по радио. Имею на борту 173 человека, из которых 21 англичанин. Примерно 100 человек плавают рядом на личных спасательных средствах. Предложите дипломатический нейтралитет района. Перехвачена радиограмма находящегося недалеко парохода. Хартенштейн".    Вскоре лодка был забита до отказа спасенными людьми. Немцы взяли на буксир 4 спасательные шлюпки.
    Понимая, что собственными силами не справиться, капитан передал открытую радиограмму:
    «Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии", я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка.»
    Немного позднее появились U-506 и U-507, получившие приказ Деница. Они присоединились к Хартенштейну, занимавшемуся спасательными работами. Германские лодки собрали разбросанные спасательные шлюпки и помогли британским и итальянским офицерам, женщинам и детям забраться в них. Всего они подобрали около 1500 человек, которые разместились в страшно переполненных шлюпках и на спасательных плотах. Несколько шлюпок имели парусный рангоут.  Часть шлюпок при спуске набрала много воды, и сейчас они раскачивались, как бельевые корыта. Немцы подтащили их к борту подводных лодок и откачали воду.

    Немецкий штаб подводных сил, находящийся в Париже, обратился к правительству Виши с просьбой послать из Дакара крейсер и несколько шлюпов, чтобы они подобрали спасшихся. Была выбрана точка встречи,  и германские лодки пошли на север, оставив позади плавающие обломки "Лаконии". Хартенштейн шел первым, буксируя за собой караван из 4 нагруженных до предела шлюпок.
    Лодки медленно продвигались против встречной волны. Однажды ночью 16 сентября лопнул буксировочный конец, и Хартенштейну пришлось несколько часов собирать потерявшиеся шлюпки.

    16 сентября пролетел первый самолет с опознавательными знаками ВВС США. Менее чем через полчаса — другой. При их появлении над рубкой U-156 был поднят большой флаг Красного Креста.

   Через час американцы отчетливо понимая ситуацию и пройдя на высоте менее 80 метров, начали бомбардировку.

   Одна из бомб попала точно в шлюпку — погибли все в ней находившиеся. После следующего захода бомба разорвалась под центральным постом субмарины, на мостик поступили доклады о появлении течи. Был заклинен зенитный перископ, командирский перископ не поворачивается, вышли из строя семь элементов батарей, сорван фланец магистрали водяного охлаждения дизеля, сломан радиопеленгатор, отказали гидроакустические станции.

    Капитан отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки, чтобы иметь возможность погрузиться.
   U-156 передала сигнал бедствия, и устранив наиболее серьезные повреждения, лодка погрузилась под воду, спасаясь от бомб.
   Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450 человек.

   P.S. На следующий день адмирал Дёниц, командующий подводными силами ВМФ Германии, издал приказ:

   Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
   Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.


   P.P.S. После окончания войны, на Нюрнбергском процессе, этот приказ был одним из пунктов обвинения адмиралу Деницу.
По материалам сайта

-http://territa.ru/publ/2-1-0-200 

Немає коментарів: