пʼятницю, лютого 01, 2013

Из рассказов флотского механика ВМФ капитана 1 ранга запаса Янгаева Мнира Шамильевича

ПО МЕСТАМ СТОЯТЬ,ГЛАВНЫЕ МАШИНЫ   ПРОВОРАЧИВАТЬ! 

 Р А З Р У Х А.

      Всё. Началась и продолжается разруха на флоте. Разруха в головах, понятиях, ценностях, организации. Рушатся и уничтожаются корабли. Флот начал движение к своей кончине. И как здесь не лить слёз, не кусать своих локтей, не проклинать возникших перемен, когда уходит то, что ты любил, чему был предан на протяжении многих лет жизни, чему служил верой и правдой, чем гордился, что было привычно в жизни. И ждёшь, что это падение и разруха наконец-то остановится, как-то стабилизируется, начнётся возрождение былого. Увы, признаков этого нет пока. Остаётся только надеяться и верить.
      Помнится как полтора десятка лет назад на Всеармейском Офицерском собрании полководцев и флотоводцев, разбавленных исключительно демократической офицерской общественностью, величайший демократический вождь, он же президент, всех времён и народов, Е-Бэ-Нэ…

     Отступлю. Свербит. И сильно. Может быть и лыко не в строку, но трудно удержаться, чтобы не передать своего отношения к этой исторической личности. А оно в полной мере было когда-то давно выражено известным подводником и матерщинником - командиром бичевинской бригады подводных лодок на Камчатке контр-адмиралом Бец Валентином Ивановичем.
     Он говорил примерно так: «Всем запомнить! Я не Вэ-И-Бец, Я Бец В.И.»
     Понятно отношение. … Е-Бэ-Нэ известил о возвращении на Флот Андреевского флага. Зал взорвался аплодисментами, переходящим, как писали прежде в отчётах по партийным съездам, в бурные овации. И все встали… Может быть будущие историки ещё напишут, что флот сам стремился к смене флага, приведут пример, как в августе 91-года, в дни демократической революции в Москве, на Тихоокеанском флоте, во Владивостоке вышла в море под Андреевским флагом «мятежная» подводная лодка.
     История как таковая сама по себе имела место быть. Но мы знаем только историю не объективную, а субъективную, написанную кем-то и как-то, написанную субъектом, а это означает, что он дал свою личную оценку событиям, выразил своё отношение к происшедшему, а за этим стоит порой обычная обида за себя, за родственников, наконец просто угода действующей власти. А это далеко не всегда означает истинное положение дел.
     На всякий случай, для потомков: всю ночь проквасивший спирт на борту лодки, вышедшей недавно из дока и стоящей у стенки судоремонтного завода в бухте Диомид, старпом, услышав по радио, что Ельцин победил, решил устроить шоу. Снялся под электромоторами, благо на лодке в составе вахты есть все специалисты, вышел на внешний рейд, лёг в дрейф за Скрыплёвым. Поднял на лодке Андреевский флаг, сооружённый из обычной, к тому же не совсем свежей, простыни с намазанным на ней синей краской косым крестом.
     Несанкционированный выход лодки оперативным дежурным бригады ОВР был установлен сразу же. По тревоге снялся дежурный тральщик, подошёл к лодке, лёг в дрейф и держал её под прицелом своих малокалиберных артустановок.
     Пьяный старпом слегка поборолся за демократию, требуя от подошедшего на своём катере Командующего флотом личной встречи с Е-Бэ-Нэ президентом. позже протрезвев, борьбу прекратил. Нервы, конечно, всем попортил изрядно. Вот и вся история мятежной лодки, причиной которой был всего на всего спирт, принятый в несколько большей чем обычно дозе.
      Да, наверное, всё правильно и справедливо. Андреевский флаг имеет более длительную историю, чем флаг Советского Флота, теперь уже прежний, ушедший в небытиё. Но как бы там ни было, уместно заметить, что Андреевский флаг уже в первые десятилетия своего существования как корабельного флага, увы, спускался перед врагом, покрывая себя позором. И единично, и массово как это было при Цусиме, когда спустили флаги перед врагом корабли, получившие в бою несмертельные повреждения, имеющие ещё ход, сохранившие свою артиллерию, имеющих боезапас, с исправными спасательными средствами. И Порт-Артур. Когда были затоплены корабли не по русски аккуратно, что позволило в достаточно короткие сроки их поднять, восстановить, снова ходить в море, но уже под чужим флагом. А потом той же России и продать.
     В современном корабельном уставе же сказано чётко, у верен, то же было и в действующем в те времена: затопить корабль и принять меры к невозможности его подъёма и восстановления противником. Но, тогда тоже нарушали устав. Не принято об этом часто говорить, упоминать. Флаг славный, флаг великий. А как относиться к тому, другому флагу?
     История не знает примеров, что бы тот когда-либо покрыл себя несмываемым позором. Не спускался он никогда и ни при каких обстоятельствах.
     Есть исторические свидетельства героической гибели минного заградителя «Прут» в 14-м году прошлого века на Чёрном море. Корабль погиб, не спустив перед более мощным врагом своего Андреевского флага. Погиб, устремившись к берегу, потом открыв кингстоны и подорвав днище, не произведя ни единого выстрела по немецкому крейсеру. Это определено как героизм командира корабля, без сомнения голубых кровей, высоким пониманием достоинства и чести в отличие от черни.
     И ледокольный пароход «Сибиряков» в 42-м, с четырьмя стволами 76-ти и 45-тимиллиметровых орудий, пулемётами, с экипажем в основном призванным из запаса и таким же командиром, из черни, лишённым благородных дворянских кровей, понимая прекрасно свою обречённость, не стал сваливаться и прикрываться ближайшим островом, а отчаянно вступил в бой с немецким тяжёлым крейсером, открыв огонь по нему. Кингстоны открыл, когда были разбиты все орудия, корабль объят пламенем. Погиб, не спустив флага.
     Где здесь равенство героизма, верности долгу, понимания чести. Именно под этим флагом флот, наконец, прорвался в океан, оторвался от многолетней своей привязанности к прибрежным районам и закрытым морям.
     Прорвался, не смотря на яростное противодействие теперь вот уже друзей, а тогда таковыми не являвшимися, когда при попытках форсирования, в частности на Тихом океане, Корейского пролива. Даже при успешном прорыве пролива, обнаруженные в ближайших к проливу морях, наши подводные лодки нещадно травились, глушились акустикой, гонялись до полного расхода энергозапаса батарей, принуждая к всплытию, а потом зажав эскортом своих надводных кораблей, вытеснялись из тех районов. Их провожали чуть ли не до Аскольда, а потом с издёвкой поднимали вежливые сигналы «Счастливого плавания».
     Прорвались, вышли в океан и заняли там своё место, уступая в одном, превосходя в другом, стали равными равным, способными противодействовать самому сильному. Без нормальных баз, тяжело, но были в океане. Впервые за всю долголетнюю историю стремлений и потуг. Ни под Андреевским флагом, а под бело-голубым, с красной звездой, серпом и молотом.
     И если отдавать пальму первенства в этом «императору», стоящему в этот период у власти, то величайшими флотоводцами всех времён и народов тысячелетней России, будет, скажу крамолу, незабвенный Л.И. Брежнев, и, к сожалению почему-то некоторыми не любимый и не жалуемый, С.Г. Горшков.
      Если есть тот свет, и народ там сбивается в группы по интересам, то за одним столом с родоначальником флота, Петром, сидят именно они, осуществившие его мечту, занимая при этом самые почётные места.
     И как относится к этому флагу мне, потомку, по просматриваемой линии своих предков по обоим родительским направлениям, совсем не зажиточных, неграмотных крестьян, и многим тысячам других мне подобных? Совсем не потомку офицеров, потомственных дворян, чиновников по табелю о рангах не ниже 4-го класса, а потому не видящего себя в таблицах социального состава учащихся морских учебных заведений благостного для России 13-го года, а значит пригодного только для того, чтобы быть быдлом, пахать землю.
     Под сенью того флага стал я офицером флота. Осознание этого дал покойный дед. Он родился в 19-м веке, ещё во времена царствования отца последнего российского императора, Александра III. Родился ни в глухой сибирской тайге, а в Поволжье, когда уже его деревню знаком цивилизации разделила на двое, прошедшая через неё железная дорога, но так и не овладевший грамотой.
     Он прошёл 1-ю мировую войну, заслужил Георгия 4-й степени и медали за храбрость. 86-ти летний старик сказал, узрев перед собой внука в блеске мундира флотского офицера: «Епона мать, никогда ни думал, что мой внук станет благородием».
     Он умер в 92, совсем немного, всего каких-то два года не дождался, когда его внук станет с обретением звёзд старшего офицера уже высоко благородием, и в этом своём движении по табелю о рангах дойдёт до положения, за которым уже идёт превосходительство.
     Теперь страха нет у меня, если вернутся прежние времена, я есть всамделишний высокоблагородие 6-го класса, дворянин, а дети мои уже дворяне потомственные.
      Возможно ли было бы это, если не было бы в истории этого флага? В ней, в истории, нет сослагательного наклонения, неведомо это. И всё-таки, наверное, скорее нет, чем да И поэтому свят этот флаг для меня, и до сих пор вызывает трепет и бесконечное уважение, уверен для других, стоявших под ним тоже.
     Нужно отдать должное последнему советскому Главкому, первому постсоветскому, не допустившего неуважения к флагу, сменившего его торжественно, справедливо, с подобающими почестями ему, себя позором не запятнавшему, а не по воровски, как это сделала власть с государственным флагом, поменяв его ночью, тайно.
     26 июля 1992 года на всех кораблях торжественно, как положено по корабельному уставу, руками командиров кораблей торжественно был поднят в последний раз бело-голубой флаг Советского Военно-морского флота, потом также торжественно спущен с одновременным подъёмом нового старого флага.
     А небо тогда плакало.
Редкий день Флота во Владивостоке бывает солнечным и ясным. Чаще сыро и мрачно, дождь и туман, иногда и шторм. Точно, в одной из холостяцких квартир Русского острова небольшая группа старших флотских офицеров совсем не веселилась, как это бывало обычно в этот день, она правила тризну по ушедшему флагу, славному, красивому, безупречно эстетичному, повесив его над столом и поставив под ним стакан, наполненный водкой и накрытой кусочком чёрного хлеба. 
     Точно уже потому, что я сам был участником того поминального застолья. Почему-то не до веселья им всем было. Явно, не одиноки они в этом были. Их не было на том форуме, на котором велась речь о флаге, не приглашали их туда, не советовались с ними, не аплодировали они, не переходили их аплодисменты в овации. Услышанное тогда они сочли дурным предзнаменованием, трагическим символом, поэтому и восприняли мрачно и уныло известие, напряглись в ожидании недоброго. Для кого-то это просто косой крест, не более.
     Для большинства же флотского народа, стоящего у пультов управления оружием, механизмами, которым переборки и иллюминаторы кают и кубриков более привычны, чем стены и окна квартир в домах он напомнил, не столько крест, сколько перекрёщенные руки. А этот жест, когда ничего не слышно из-за грохота дизелей, свиста турбин, стука компрессоров, визжания приводов, воя преобразователей, означает стоп, отбой, конец, копец, транец и ещё кое-что на …ец. Вот такая неожиданная аналогия. Увы, не ошиблись. Так оно и оказалось. Не дал бог заблуждаться. Только через десять лет демографы поймут и определят также как и флотские косой Андреевский крест своих графиков прибыли и убыли народонаселения страны, назвав его правда Русским крестом.
     Тут же убрались из океана. Тут же начали уничтожать свой флот, назвав всё это реформами. Реформы предполагают качественное улучшение, модернизацию чего-либо при сокращении старого, отжившего. Вместо реального поступления на флот кораблей новых проектов, способных по своим возможностям, мощи оружия, заменить несколько других, модернизации имеемых пошло просто сокращение. Глобальное, повальное.
     Ещё совсем недавно ходили в море и выполняли задачи корабли почти тридцатилетнего возраста, что совсем не обычно и странно, ведь у образцовых для новой власти штатов, картина та же, есть экземпляры, которые бороздят океаны и моря уже более сорока лет.
      Попасть на корабль, которому десять лет, чуть больше, считалось счастьем, как же почти новый корабль. А тут началось повальное изничтожение кораблей. Списки кораблей исключаемых из боевого состава флота удлинились кратно по сравнению с обычными дореформенными. Дружно плюнули и забыли о том, что у каждого корабля есть свои нормативные сроки службы.  Исключались из состава флота корабли, не прослужившие и половины своего срока, да что там половины – трети.
     Один из тяжёлых авианесущих крейсеров Тихоокеанского флота был исключён из состава флота в свои неполные одиннадцать лет, совсем детский возраст для такого корабля. Его собрат был всего на четыре года старше.
     И странно было видеть египетский тральщик нашей постройки, ещё с поперечной, а не продольной трубой, которому уже под, если не за сорок лет, а он, бедолага, ещё способен выходить в море и что-то там изображать. Почему они, бестолковые арабы, могут это делать, а мы, великие и цивилизованные, нет.
     Скорбный список противолодочных кораблей, больших и малых, эсминцев, сторожевых кораблей, ракетных катеров, подводных лодок, которые могли бы ещё ходить в море, которые следовало бы восстанавливать, можно продолжать бесконечно.
     Стране был нужен металл? Нет, не металл, а зелёные бумажки за него, и не стране, отдельным её гражданам, понявшим, что можно быстро и без особых усилий разбогатеть. И большие адмиралы, сейчас иногда обвиняемые в этом, видит бог, как могли, сопротивлялись этому тотальному уничтожению флота, но были сломлены пришедшими к власти демократически мыслящими реформаторами.
     У пришедших к власти на флоте в 17-м году прошлого века неграмотных, недисциплинированных и изменивших присяге матросов, с точки зрения тогдашнего офицерства, может быть, тоже был соблазн остатки порушенного флота продать на металл, одномоментно как-то разбогатеть, а может быть и просто пропить вырученное. Но у них хватило ума поставить всё на долговременное хранение, что бы потом восстановить. И восстановили. Здесь нет, грамотные, дисциплинированные поступили иначе.
      Смешны нынешние заверения и уверения в беспрецедентности походов, стрельб. Заметьте, единичных походов и стрельб. Всё это было, господа хорошие, обычной работой флота, не выходящей из ряда вон, и не более.
     В былые времена установление контакта с подводной лодкой вероятного противника и слежение за ней, длительное слежение за авианосцами, бесчисленное количество стрельб из всех видов оружия, опять же бесчисленное количество боевых служб, когда матрос срочной службы за свои три года успевал оттащить одну службу в течении месяцев так одиннадцати в Индийском океане, другую месяцев так с девять в Южно-Китайском море не то что подвигом не считалось, даже к разряду особых заслуг перед Родиной не относилось.
     Вы ещё ничего господа-реформаторы не сделали толком для возрождения флота, обретения былой мощи и славы, достойной того флага вами спешно спущенного. Министр обороны теперь одет в модный заморский костюм, без погон, когда более естественно таковые бы отсутствовали на плечах министра внутренних дел, главного спасателя страны, главного прокурора, министра юстиции, а также главного ветеринара и лесничего и многих других подобных им. Так нет, те обязательно с погонами.
     Министр не вечен, придёт ему на смену другой. И не стоит удивляться если вдруг таковым окажется человек не только никогда не служивший в армии или на флоте, но даже не работавший хотя бы в военно-промышленном комплексе, за плечами которого экономическое или финансовое образование, трудовой опыт в сфере торговли чем-нибудь, может быть даже нижним женским бельём, парфюмерией, обувью, мебелью.
     Ну пока ещё действующий министр, любующийся собой, испытывающий особое удовольствие от удачно сформулированной, по его же мнению, фразой, бывший филолог и чекист из кабинета с наглухо зашторенными окнами и настольной лампой направленной в глаза собеседнику, объявил народу о закладке очередного подводного стратега, аж четвёртого поколения. Но ничего не сказал о том, что это проект старый, рождённый ещё прежним режимом, и то, что головная лодка стоит на стапелях уже десять лет, когда будет спущена на воду, войдёт в состав флота, одному богу известно.
     А ведь были годы, когда флот получал всего лишь за год по 8-9 единиц подводных лодок именно этого класса, да плюс такое же примерно количество других классов, и весь процесс от закладки до сдачи укладывался в два года. Не мешало бы упомянуть и о том, что на том же заводе стоит на стапелях и другая ласточка 4-го поколения, уже тринадцать лет стоит. И о том не сказал, что за рубеж реализуются такие же корабли, какие есть и у нас, но с более сильным и эффективным оружием, а свои корабли так и не ставятся на модернизацию, что бы иметь такое же оружие на борту. И он не сказал, что на наших стапелях строится кораблей для других государств больше, чем для себя. И надо благодарить их за это, кланяться до самой земли, а может быть и целовать взазос в самые срамные места за то, что дают нашему работяге и инженеру заработать себе и своим семьям на пропитание, что не дают стране окончательно утратить квалификацию рабочих и загубить заводы и их стапеля.
     И почему один из немногих построенных при нынешнем режиме корабль, с ударным оружием, мощной акустикой для поиска подводных лодок, вдруг оказывается на Каспии, а не на нормальном море. Что, с помощью той акустики осетра искать или наоборот охранять его, подводных лодок-то там нет. Нефть понятно. Ну можно что-то другое было дать, но не такой же корабль, место которому в нормальном далёком море и даже океане.
     И о том не сказал, что реализованы лицензии на производство тех или иных проектов кораблей, опять же за рубеж, когда есть заводы давшие флоту под тридцать вымпелов таких кораблей, на которых есть вся оснастка, всё налажено. есть кадры, которым уже не надо заглядывать в чертежи, потому что всё отработано их руками, прошло через их головы, а они сидят теперь без работы. Почему ни работать именно им, ни зарабатывать им деньги, а не заниматься от безделья и безысходности пьянством. И самое страшное, всё перечисленное можно сказать, что было, теперь у же почти нет или нет совсем.
     Всё просто здесь, дело решила взятка, большая или малая, кем она была принята и между кем разделена неведомо мне. Одно могу сказать с полной уверенностью, что потери с размером той взятки не соизмеримы. Стоит и напомнить о том, что под тем, Андреевским флагом, большая масса кораблей строилась за границей, не способны были производить те же котлы, турбины, дизели. За российские деньги в те времена мир отрабатывал новые технологии, проверял свои проектные решения на практике. Первые подводные лодки, в будущем самая успешная страна по результатам ведения подводной войны за период обоих мировых – Германия, построила именно для России. Удобно и умно. Отработали, посмотрели за чужие деньги, и только потом решили строить для себя уже нечто более совершенное и пригодное.
     Со сменой же флага научились всё делать сами, при чём не хуже других. Потом, кровью. Теперь всё бездарно утрачивается, разбрасывается. И мозги, и рабочие руки. Слесарю, как и музыканту нужно репетировать ежедневно. Он сможет стать мастером своего дела только через годы. Годы совсем не малые. Молодой парень, вышедший из какого-нибудь ПТУ, ещё не специалист. Это известно и понятно всякому здравомыслящему человеку. Понятно ли это власть придержащим? Судя по происходящему не очень, если не понятно вообще. Андреевским крестом покроется и эта сфера. Ну, опыт в стране есть, прошли через это в давние времена и не очень. За золото и большое поедут к нам импортные инженеры, слесари, токари, фрезеровщики, сварщики и прочие специалисты.
      Если именно для этого формируется стабилизационный фонд, тогда это грамотное решение. Новое ноу-хау Министра: теперь мы строить и производить новые образцы вооружения будем исключительно полками и батальонами! Отлично, никто до этого раньше не «доходил». Ну, филологи они всегда были не в ладах с обычной арифметикой: два самолёта в год это совсем не полк и даже не эскадрилья, 10 танков тоже не полк и далеко не батальон. Что тут о кораблях говорить. Они, точно не самолёты и не танки, годом не обойдёшься, теперь уж только годами и то только на один.
      Что будет и как будет? Наступят ли времена, когда навстречу супостату, идущему морем к нашим берегам, не выйдет ни один корабль под славным Андреевским флагом? Не выйдет, потому что не сможет, а может их не будет уже совсем. И будут они хозяйничать в наших водах. Кто знает? Уже флот стоит на шкентеле корабельного строя флотов мировых держав, на Балтике уступая уже почти всем, на Чёрном море Турции однозначно, на Дальнем Востоке – Японии, Корее, Китаю. Уже справедлив будет обидный окрик ещё вчера для нас совсем не старшин, напрягающий и осаживающий: «Эй, там, на шкентеле! Разговорчики в строю! Рав-няйсь. Смирно!» Похоже, кое до чего докричались.
     Не знаю, кто это придумал, доказал необходимость этого, на месте дураки в наличии, или же указание было из Мосвквы. Извольте наблюдать, радоваться или плакать, решайте сами. Над правой дверью парадного входа в штаб Тихоокеанского флота, если стоять перед ними, висит доска с надписью «Штаб Тихоокеанского флота», над левой тоже, но на английском языке, «Pacific Fleet Headquarters».
     Хоть убейте, зачем не понимаю. Чтобы никто не перепутал что ли? Тогда почему только на одном? Почему бы не добавить тоже на немецком, французском, испанском, китайском и японском, соблюдая интернациональные принципы. Может быть, уже это согбенная поза полового в трактире, с белым полотенцем через руку, заискивающий и подобрастный взгляд, и вопрос – чего изволите-с. И вопреки военной науке все флотские яйца в одной корзине: на Балтике весь в одном бывшем немецком Пиллау, на Дальнем Востоке в некоторых местах то же собрали всех в одну кучу, - перекрыть фарватер, выход из бухты как два пальца об асфальт, стой и кукуй. Дай то бог заблуждаться в этом и быть не правым. И принять, наконец, в полной мере Андреевский флаг, не числить его знаком чего-то на ец, происходящим от ненормативного названия кое-чего в промежности между ног одного из человеческих полов.
      Оказалось, что в период реформ совсем необязательно жалованье своевременно платить. Добывай воин пропитание любым удобным для тебя способом: хочешь подрабатывай, хочешь мародёрничай, хочешь воруй. Слава богу, что это пережили уже эти времена, но надолго ли, не повториться ли это. В былые времена если вдруг день выдачи приходился на субботу или воскресенье, то, ребята, звиняйте, извольте получить в пятницу, хотя точно бы нормальным образом такую задержку пережили. Мой дед рассказывал, что в годы гражданской в Красной Армии он исправно получал своё жалованье, когда при той разрухе и бардаке было бы понятно его отсутствие вообще. И в годы последней, самой большой войны в истории страны народ исправно своё жалованье получал. Более того, умудрялись платить и за ордена, за сбитые самолёты, подбитые танки, потопленные корабли, семьи в тылу исправно получали деньги по денежным аттестатам своих воюющих мужей и отцов, когда народ, посаженный на талоны и закреплённый за заводами и фабриками, понял бы и задержки, и даже отсутствие выплат. Имевшая же быть инфляция всем была понятна.
      С реформами исчезла и краска. Не только она, ещё и обычный сурик. Даже ржавчину не ободрать и засуричить. В итоге корабли стоят ржавые, страшные. Может быть, делается это умышленно, чтобы видом своим пугать вероятного и невероятного противника. Относительно недавно законом было красить корабль как минимум два раза в год: весной после долгой зимы и ко дню флота. Особо ловкие и изворотливые в год умудрялись красить свои корабли и большее количество раз. Похоже, скоро забудется и расхожее флотское выражение о том, что на флоте самое страшное это матрос с кисточкой. Забудется потому что краска в страшном дефиците. И топливо тоже. Вымерзающие зимой корабли. Вымерзающие, потому что нет топлива, чтобы запустить корабельный котёл на обогрев. В итоге шарахающиеся по пирсу матросы с вёдрами и обрезами с топливом, таскающие его с корабля на корабль, не для того чтобы продать, а для того чтобы напоить свои котлы, дизельгенераторы и дать тепло и электроэнергию. И плюс к этому вскрытые горловины топливных цистерн и вычерпывание чуть ли не кружками мёртвого запаса, его промакиванием ветошью и последующим отжатием.
     Возможно ли было это представить в былые времена. Нет, даже в самом страшном сне. Хреново было с модными женскими сапогами и джинсами, а топлива и краски было не мерянно. А топливо нужно. Нужно для того, чтобы крутились и не застаивались механизмы. Бездействие для них это смерть. Нужно для того, чтобы учились своему делу бойцы. Просто взирая на стоящий механизм, артустановку, торпедный аппарат, локационную или акустическую станцию они ни чему не научатся, а ему завтра возможно придётся в атаку идти. И что тогда? Нужно для того, чтобы корабли ходили в море. Часто, надолго, далеко. Только тогда появятся и состоятся настоящие военные моряки. А тут на каждом углу крики, вопли разговоры о профессиональной армии и флоте. Какие тут профессионалы? Те же бестолковые матросы только с большим жалованьем. А ведь относительно недавно служба на флоте делала из бойцов срочной службы настоящих профессионалов, даже годы, проведённые ими в запасе, не выбивали из них знаний и умения. Их руки всё помнили.
     На памяти расконсервация кораблей в конце 70-х начале 80-х. Согнали со всех концов России 30 — 40 летних мужиков из запаса, «партизан», как их называли. Поставили задачу расконсервировать дизельную подводную лодку и тральщик на аккордных условиях, то есть сделали дело и свалили по домам к своим жёнам и детям. Конечно, рулили процессом кадровые офицеры, были на борту и толковые матросы срочной службы. Всё сделали. Оказалось, что всё они помнят и всёони умеют. Расконсервировали, запустили, вышли в море, подводники погрузились, куда надо стрельнули. Вот система подготовки. Годы прошли, а люди остались способными исполнять должным образом свои обязанности на боевых кораблях.
     Полтора десятка лет потеряно. Теряются в море штурмана. Не знают они районов плавания, когда ещё недавно они и в карты и лоции не смотрели. Всё было просто: они не вылезали из морей, и потому знали свой театр как пять своих пальцев. И уже на мостиках кораблей стоят командиры как судоводители уже ничего собой не представляющие, на кораблях куча специалистов уже ничего собой не представляющих. Рядовой переход в одном заливе из бухты, где стоит родной пирс, в соседнюю бухту на заправку топливом выполняется со старшим на борту из числа вышестоящих начальников. В море ходить с такими командирами и экипажами страшно.
     Проще и менее страшно надводникам, сложнее и страшнее подводникам. Если надводники превращаются в обычное пушечное мясо, то подводники в купе с авиаторами даже не в камикадзе, а в обычных самоубийц, которым по православным законам и традициям место за кладбищенской оградой. И уже такие вот командиры кораблей становятся командирами больших и малых корабельных соединений. Совсем скоро они начнут переходить и в разряд уже флотоводцев, возглавят крупные объединения, а через некоторое ещё время начнут командовать флотами. Не их вина в этом. Они не дурнее прежнего поколения моряков. Просто не позволил им новый режим под новым-старым флагом получить должную морскую практику, научиться использовать своё оружие и технику, скрестил просто в запрещающем знаке руки над этой сферой деятельности.
      А всё-таки всё достаточно просто. Ещё великий Ломоносов говорил о постоянстве материи, есть законы о сохранении массы, энергии и тому подобное. Так вот если вдруг где-то, читай и у кого-то, стало больше, то однозначно где-то и у кого-то меньше. Вот она и причина отсутствия краски на флоте, топлива и многого чего другого прочего.
      Наступили и революционные времена, а может быть и времена репрессий, когда возможен мгновенный карьерный рост. Из грязи, сразу непременно в князи. Правда не дошли до ситуации, когда банки и флоты начали возглавлять вчерашние матросы срочной службы. И всё же. Если предпоследний и последний советские командующие Тихоокеанским Флотом командовали им целых двенадцать лет, то за последующие двенадцать их было шесть. На каждого по два года. Мой ровесник, с которым как-то схватились на КПП одной из бригад кораблей, в которой он был начальником штаба, обложили друг друга по всякому, возможно в ближайшем будущем Главком, занял второй по значимости пост в ВМФ за каких-то четыре неполных года после окончания генеральской академии. За это время он успел покомандовать флотилией разнородных сил, побыть начальником штаба флота, покомандовать флотом, и вот занять кресло и кабинет в Козловском переулке Москвы. За неполных четыре года обрести на погоны ещё двух адмиральских орлов, когда в молодости за те же четыре года сподобился получить единственную звёздочку старшего лейтенанта. Он нормальный, умный, грамотный мужик, бесконечно порядочный, не рвач и не вор, в своё время даже не способен был привлечь матросов для работы на своей даче, считая, что это недопустимо для офицера. Но всё же. За год не вникнуть в специфику и постичь тонкостей управления таким громадным хозяйством.
     Вчерашний строитель, теперь главный спасатель, за каких-то десять лет из лейтенантов или старших, если, конечно в его институте была военная кафедра, стал генералом армии. Орденская колодка на груди длиннее и шире чем у иного адмирала, отдавшего флоту даже не тридцать, а все сорок лет. Каждые полгода, если не меньше, подвиг или выдающаяся заслуга. В его структуре генералов, наверное, больше чем равных им адмиралов во всём Военно-морском флоте.
     Вчерашний пожарник, наверное, всего три года протиравший штаны в известном питерском пожарном училище, возможно, пожарник, не способный к квалифицированному тушению пожаров, за что, опять же возможно, сосланный в секретари комсомольской или партийной организации, как это делалось на флоте порой с неспособными специалистами, после академии преподаватель марксизма-ленинизма у тех же пожарников, учёный, с темой диссертации типа «Работа парторганизаций по эффективному тушению пожаров в блокадном Ленинграде», в наступившие революционные времена, многозвёздный генерал, главный милиционер и чекист, даже премьер, теперь главный ревизор.
     Может быть поэтому теперь хвалёные наши спецслужбы не могут квалифицированно грохнуть чеченского врага, обязательно влетят, породят скандал на весь мир. А для того чтобы взять несколько засевших в доме бандитов, надо развалить и сжечь весь квартал. Что это? Неужели наступили времена, когда всего лишь надо уметь красиво говорить? И всё, всё обеспечено в карьере.
     Наконец, недоучившийся курсант ракетного училища, неведомо за что исключённый, может быть, и за прозаическую неуспеваемость, сопляк по возрасту, будущий уголовник, становится чуть ли не сразу полковником, готово представление и на генерала, уже награждён Главкомом ВМФ именным кортиком, которым абы кого не награждают и не каждый заслуженный моряк его удостаивается. За что? Что это? Это новые времена всего на всего, именуемое реформой.
      Реформа, началась не только с уничтожения кораблей, но и с изменения атрибутов формы одежды, её демократизации. Громко объявили о возвращении к исконно русским образцам формы. В итоге появился армейский китель больше напоминающий английский и американский френчи, которые наш народ наблюдал в фильмах ещё о гражданской войне. А китель, носимый на флоте с незапамятных времён, со стоячим воротником и накладными карманами, исконно русским не оказался, поэтому был из разряда исконно русской формы исключён. Самые же демократичные американцы на флоте продолжают его носить до сих пор, при этом он, подобный нашему, ко всему ещё является частью их парадной формы. Исконно русская шинель, с подложенными плечами и грудью, подчеркивающая стройность, убирающая ненужные выпуклости, заменена на демократический мешок, именуемый пальто. Узенькие погоны на плечах, точно, не совсем русские. На головы одели чисто русские пилотки, так напоминающие пилотки фашистких танкистов и лётчиков. Освободили шею матросу и будущему офицеру или мичману флота от недемократической, тоталитарной удавки – галстука, или проще – сопливчика, закрывавшего шею, точно греющего и ограждающего от простуд и всегда носимого на флоте. Теперь вульгарно, по-армейски торчат из вырезов бушлатов и пальто худые цыплячьи шеи. Новые демократические ботинки совсем не из прежнего высококачественного хрома и, при их некоторой обработки сапожником, по виду близким к модельному виду, а непонятно из чего, через два месяца вылезающими пальцами. Наконец замена лацбанта, по другому, клапана, на брюках матросов вульгарной ширинкой, по словам героя Соболевского «Капитального ремонта», была бы даже безобразной, существенно боевую готовность сил флота и армии, обороноспособность страны не повысили. Теперь сбрасывать  штаны после того, как придётся вдруг оставлять гибнущий корабль будет затруднительно, это точно, когда был клапан процесс значительно упрощался. И полный фурор: призванный на флот боец одет в кирзовые сапоги, камуфляж, серую армейскую шапку и чёрную флотскую шинель.
     Удивительно другое. Сочетание флага с диагональным синим крестом с прежней символикой на головных уборах, нагрудных знаках нынешних служителей флота. И не только у присягавших ещё тому флагу, но и у тех, кто никогда не носил звёздочек октябрятских и пионерских галстуков. Армия как-то сходу и безоговорочно приняла новую символику, тут же нацепив больших и маленьких орлов. Флот тормознулся как-то в этом, не поспешил уподобляться армейским своим братьям. И как-то негромко, незаметно, без акцентирования на этом внимания, кажется, что и как-то не осознанно, просто по потребности души. И эта неспешность флота уже продолжается полтора десятка лет, и неизвестно когда она закончится. Повально у флотских на фуражках, пилотках старые крабы с красной звездой и золотистым серпом и молотом в белом круге. От главкома до распоследнего матроса-контрактника. Что это? Память о прежних временах, о былом величии и мощи флота, или надежда на его возрождение. Ну, вот не хотят надевать новых крабов с двуглавым орлом. И даже те, кто на том памятном форуме не жалел своих ладоней, аплодируя известию о смене флага. Моему старшему сыну оказалось носить на бескозырке пробку, так они сейчас зовут кокарду с якорем, впадлу, или впадло, не знаю как правильно, более приемлема была прежняя капуста с красной звездой, серпом и молотом, в обрамлении венка из какой-то там растительности, позже то же, но уже с крабом на мицу. И отвергли они современные знаки по окончанию училища, заказав на стороне и одев на грудь белые академические знаки с гербом Советского Союза. И никто никого не заставляет, похоже, всё идёт изнутри, от души, её состояния, выражения отношения к происходящему. И никто этого не видит, не замечает, не стремится привести форму одежды в полное соответствие с уставом. Если вложил, прошу простить. Но это так на самом деле.
     А на моей отвальной, когда в солнечный октябрьский день на берегу одной из бухт Русского острова прощался окончательно с флотом, друзьями, сослуживцами, прежде чем сесть за стол, все собравшиеся построились, бывший комбриг занял своё место на правом фланге, был торжественно поднят флаг Советского Военно-морского флота. Как всегда после третьей стопки забыли повод по которому собрались, забыли о виновнике «торжества» и заговорили о ней родной, о службе, и всё горевали о постигшей флот разрухе, и надежда на его возрождение, всё-таки теплилась. Ну, дай бог ....

Немає коментарів: