вівторок, лютого 26, 2013

Из воспоминаний и размышлений командира атомной подводной лодки Софронова А.П командира атомной подводной лодки "К-14" Капитана I ранга в отставке

 ЗАМПОЛИТ АРИСТИД ИВАНОВИЧ СОКОЛОВ
     Аристид Иванович - единственный заместитель по политчасти, которого я уважал за профессионализм. Он, бывший артиллерист, командир БЧ-2 надводного корабля, вахтенный офицер, посланный на учебу в Политакадемию, дослуживал службу в должности замполита, когда я начал там служить. Как известно, институт военных комиссаров создали большевики в 1918 году для контроля за действиями старых военных специалистов, красных командиров, которым они, захватившие власть в стране неправедным путем, не доверяли, ожидая такого же вероломства. Этот институт так и остался до конца Советской власти еще на 70 лет, занимаясь переодическими докладами и написанием политических характеристик на командиров, докладами о состоянии морального климата, о преданности делу Партии. Наибольший вред они приносили, посылая выше по инстанции свои доносы–отчеты на командиров, офицеров-профессионалов, которые их возили на своих кораблях
. Заботу о воспитании матросов, мичманов экипажа они перенесли на плечи офицеров, поскольку не для того они были созданы большевиками. Также абсолютно игнорировали быт подводников, смываясь с корабля в самые ответственные моменты. Когда, например, изменяя место базирования, перемещалась лодка, они первые смывались с корабля, наплевав на политико-моральное состояние неразмещенного экипажа. Интересно, что командиры, являясь их непосредственными начальниками, всегда старались сохранять хорошие с ними отношения из опасения, что те запросто могут испортить им военную карьеру, тайно капая и кропая установленные доносы. Аристид Иванович в отличии от них был моряком - профессионалом, а не выпускником Львовского или Киевского политучилища большевиков, чьи выпускники, по-видимому, до сих пор мутят воду на Украине. Он, офицер, допущенный к самостоятелному несению командирской вахты на ходу, был редким исключением среди прочих “односменщиков”. На переходе морем в надводном положении мне почему-то досталось именно с ним нести вахту. Я регулярно получал от него вводные: “Мина справа 20 градусов по борту, 5 кабельтовых дистанция!“ Или: “Торпеда слева 30 градусов, 10 кабельтовых!“ Или: “Самолет!“ Или: “Сети рыбацкие!“ И так далее, все в том же духе. Если я чего не знал и не умел, он меня посылал вниз с мостика, почитать Тактическое Руководство. Или другие наставления. Я, еще только начавший служить офицер, конечно, этих книжек не читал. Да и кто из нас в нашем Радиоэлектронном училище собирался становиться вахтенным офицером? Пожалуй, никто. Мы все видели себя специалистами – инженерами, постепенно входящими в более высокие свои обязанности на лодке. А тут сразу - я еще и названий книг знать не знал, а меня уже спрашивают! Так он и стал авторитетом для меня. В Приморье он недолго с нами задержался, уехал в Ленинград. Но успел заставить поволноваться многих офицеров. Мы утром дружным строем шли с базы, мимо тюрьмы, спускаясь вниз к заводу. А он с чемоданчиком, купальными пренадлежностями, газетами – на пляж, что здесь же, неподалеку от завода. Я и сам там, или после службы, или рано утром успевал поплавать, понырять за трепангами, гребешками, морскими ежами и звездами. Тогда еще Большекамненский залив не был загажен аварийными лодками, радиоактивными материалами и активной водой. Можно было купаться! Наш Аристид Иванович регулярно поставлял нам к обеду братцев-матросиков, которые тоже предпочитали больше купаться, чем лазить по стапелям и стучать заточенными напильниками по ржавому корпусу с целью его очистки. При этом он нас воспитывал, переходя на повышенные тона: “ Почему только я слежу за вашими подчиненными? Вас не интересует, чем занимается ваш личный состав?“

Немає коментарів: