середу, лютого 27, 2013

Адмирал Владлен Наумов о своем сослуживце по Северному Флоту капитане 1- горанга.Герое Социалистического труда Валентине Павловиче Рыкове.


 О капитане 1- го ранга,ветеране подводнике,Герое Социалистического Труда Валентине Павловиче Рыкове я уже писал на своем блоге(см.http://www.vnmazurenko.blogspot.com.ar/2012/11/1_16.html) Но это была биография.Официальная,сухая.которая не могла рассказать читателю каким  на самом деле был Валентин Павлович.Как человек.как офицер-подводник.как командир.  Я обратился с очередной просьбой к уважаемому адмиралу Владлену Васильевичу Наумову,который многие годы служил с Валентином Павловичем на Северном Флоте,у которого неоднократно пересекались  пути во время службы их на атомных подводных лодках, да и не только.И вот что он написал:

"Валентин Павлович Рыков один из первых успешных командиров атомоходов 627-го проекта. Достаточно быстро стал замкомдивом по подготовке командиров. В 1963 году учитывая его опыт, решительность и твёрдость в выполнении поставленных задач его нfзначили  " куратором" К-27 во время болезни Гуляева(командир лодки.авт.блога) на тот период когда заботы по подготовке и проверке готовности её к боевой службы были навязаны 3-й дивизии !-й флотилии пл.Задание сложное психологически , ведь пришлось выступать в роли чужака с контрольными функциями мягко говоря с неприязненным   настороженным отношением незнакомого для себя коллектива.
К тому же сложного коллектива состоящего из 2-х экипажей(на апл К-27 были два экипажа тогда.Первый возглавлял Гуляев И.И. второй Леонов П.Ф.. автор блога) между представителями которых были свои заморочки. Задача сложна и в морально-техническом плане принятия решений относительно готовности корабля с незнакомыми особенностями ГЭУ(главная энергетическая установка). Времени и возможностей вникнуть до конца в эти вопросы не было, поэтому некоторые решения принимались резко и не всегда справедливо во имя главной задачи вытолкнуть К-27 в поход и избавить руководство дивизии и 1-й флотилии пл от этой лишней для них обузы. Кстати в последние годы как-то в разговоре с ним я упомянул П.Ф.Леонова и Рыков о нём как командире отозвался пренебрежительно на основе знакомства с ним ещё до К-27. Не знаю по какому случаю, но Рыков очень рано перешёл в Балтийскую группу госприёмки, став самым молодым из председателей государственной комиссии по приёмки кораблей, прослужив там рекордное количество лет, преобретя исключительный опыт и авторитет, получив звание Героя Социалистического труда, да и после увольнения в запас продолжает работать в почти у разгромленной и униженной госприёмке, помогая пришедшей туда молодёжи. Несмотря на огромный авторитет среди всего военно-промышленного комплекса связанного с созданием подводных кораблей и личную дружбу с главкомом ВМФ Чернавиным В.Н. вел себя корректно не выпячивая свои заслуги и возможности помогая советом всем, кто в этом нуждался. Естественно он не был таким белым и пушистым, во имя дела проявляя необходимую принципиальность, в то же время чутко улавливал, где можно смягчить требования, а где и не стоит идти против ветра,понимая расклад сил и возможностей.В результате наступил длительный период когда приём  самых сложных новых кораблей поручали только Рыкову, в связи с чем он и был награждён звездой Героя, хотя официально во многих случаях он числился только заместителем председателя комиссии госприёмки при высокопоставленном адмирале. Валентин Павлович при приёме моего корабля от промышленности был замом председателя госкомиссии вице-адмирала СорокинаА.И. и естественно кроме двух выходов, на первом выходе и на ракетных стрельбах в присутствии Макеева (генконструктора ракет) выходил на испытания и Сорокин А.И.,на остальных, вплоть до погружения на предельную глубину,уже после подписания акта выходил в море Рыков. Я чувствовал со мной на борту был не строгий начальник, а благожелательный старший товарищ, не исключаю,что это потому что у меня уже был 3-хлетний  опыт командования атомоходом, что могло меня выделить в лучшую сторону среди командиров новых кораблей.В то же время я научился у него сокращать время испытаний за счёт совмещения по времени ряда пунктов испытаний, идти на отступления от формальной буквы некоторых руководящих документов компенсируя их требования личным присутствием на ГКП и повышенным вниманием к управлению кораблём, что в принципе мне пригодилось уже при моей работе в госприёмке. Судя по всему очень хороший отзыв обо мне Рыков дал комдиву !3-й дивизии контр-адмиралу Павлову, который не отличался мягкостью с подчинёнными и чрезмерным человеколюбием. Однако я не помню, чтобы с самого начала ,когда Павлов шёл на К-182 старшим перехода из Северодвинска в Гаджиево я услышал от него хоть одно грубое слово. Впрочем и Чернавин В.Н. будучи командующим КСФ, разрешил Павлову в связи с перегруженностью командования дивизии отправить меня на первую боевую службу без старщего на борту, когда я доложил, что в 1970 году я будучи старпомом К-125, был отправлен в Средиземку в качестве 2-го командира на К-104 , а в середине похода был подписан приказ о моём назначении командиром К-104, о чём   я узнал через 2 месяца после возвращения с моря, но тем не менее вроде бы формально на БС был в роли командира не принявшего дела. Ладно пусть идёт сказал комфлотом. При редких встречах после увольнения в запас я от Валентина Павловича слышал только приятное. Так года три назад представляя на концерте меня своей жене они назвал меня одним из лучших командиров подводных лодок, а на моё смущение сказал : Да, да я совершенно серьёзно. Ну и удивил меня  в одном эпизоде.. 28-29 ноября состоялся празднование 10-летнего юбилея МАПа Петербурга ( Международной Ассоциации подводников). Руководство МАПа приглашает туда по 10 человек со всех организаций на территории СССР организационно входящих в МАП. Меня никто не включает в список приглашенных, ни Курдин, назвавший как-то меня почётным членом Клуба подводников, ни Лев Чернавин, чья организация распродаёт составленную мной книгу, что меня слегка покоробило и я решил, что точно туда не пойду. Вдруг мне звонит Рыков." Владлен, ты приглашен на 10-летие МАПа?" Я говорю нет. " Ну так я тебя приглашаю." Я говорю, что вроде бы пригласительные билеты раздают по организациям, структурно примыкающим к МАПу. " А я взял у них несколько пригласительных, меня спросили что я с ними буду делать, на что я ответил, что раздам уважаемым мною людям. Тебя я уважаю, поэтому и приглашаю." Ну как тут можно отказаться. Хотя лишняя нагрузка на очередном банкете (а он предусматривается) ни к чему Вот, Вячеслав Николаевич, я и выполнил вашу очередную просьбу.
Владлен Наумов.г.Санкт-Петербург,декабрь 2012 год.

Немає коментарів: