суботу, лютого 09, 2013

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛОТОМ АДМИРАЛУ ФЛОТА тов. В.Н.ЧЕРНАВИНУ ЧЛЕНУ ВОЕННОГО СОВЕТА — НАЧАЛЬНИКУ ПУ ВМФ ВИЦЕ- АДМИРАЛУ тов. В.И. ПАНИНУ (Архив,1988г)

О капитане 3- го ранга,.легендарном подводнике времен Великой Отечественной войны,Герое Советского Союза,командире подводной лодки С-13 Александре Маринеско написано очень много, в том числе к сожалению и негативного.Сегодня публикую письмо  адмирала  А.Е.Орла из которого читатель узнает,сколько сделано  им для восстановления справедливости и доброго имени  мужественного командира-подводника.
Выражаю признательность капитану 1- го ранга Владимиру Бойко за присланный материал и фотографию. (В.Мазуренко)

В марте сего года ко мне обратился заместитель начальника ПУ ВМФ контр-адмирал В.И. Захарцев (исх. № 727/1-204 от 9.03.1988г.) с просьбой изложить личное мнение о бывшем командире подводной лодки «С-13» капитана А.И. Маринеско в связи с тем, что «в адрес
Главнокомандующего ВМФ, ПУ ВМФ, вышестоящих партийных руководящих партийных органов и управлений поступают заявления, о полной реабилитации... А.И. Маринеско, присвоения ему посмертно звания Героя Советского Союза». «Ваше мнение, - писал В.И. Захарцев, - будет учтено при подготовке ответов заявителям статей в военной печати»...
Как бьвший командующий ДКБФ, в годы Великой Отечественной войны прямой, и непосредственный начальник А.И. Маринеско (с мая 1943 г., по июнь 1945 г., командир 1- го дивизиона подводных лодок БПЛ КБФ), как член КПСС с 1937г., рекомендовавший его в 1944 г., в ряды партии, я охотно откликнулся и 15 апреля с.г. направил в адрес т. В.Захарцева обстоятельный ответ на 15 страницах. При этом старался быть объективным и беспристрастным, опирался на факты и документы, выразил своё мнение, а также изложил аттестационные материалы на Маринеско в предвоенные и военные годы (с указанием фамилий начальников, аттестовавших его)
. Эти материалы были собраны мною в 1975-1976г.г. в ЦВМА г. Гатчина, где я работал, собираясь написать о командирах ГШ,
погибших в Великую Отечественную войну или умерших в послевоенные годы. Эти
материалы хранятся у меня и сейчас.
Нет смысла повторять содержание моего письма т. В.И. Захарцеву. Однако хочу под-
черкнуть главное. По моему глубокому убеждению, А.И. Маринеско, как и многие его
бывшие товарищи, призванные из торгового флота, прошёл сложный путь, прежде чем
занял командирское место в центральном посту подводного корабля. И всё же он
выделялся среди них своей индивидуальностью, самобытностью. По характеру он всю
жизнь и на всех должностях отличался общительностью, вниманием к товарищам и
заботливостью о подчинённых. Как морской офицер имел высокую штурманскую и
тактическую подготовку, отличные качества моряка. Он был предан Родине, умел быстро
ориентироваться в боевой обстановке, принимать правильные и смелые решения.
Высокий уровень подготовки экипажей пл «М-96», «С-13», которыми он командовал,
успехи в боевых походах подтверждают деловые и командирские качества А.И.
Маринеско.
В то же время это была сложная, противоречивая и беспокойная натура. Отличные
боевые качества сочетались в нём с серьёзными недостатками и слабостями. Он был
самолюбив до вспыльчивости, нередко становился излишне прямолинейным, задиристым
и несдержанным. Эти качества в одних случаях помогали ему командовать кораблём,
успешно воевать, а в других - создавали немалые трудности в службе. Поэтому, очевидно,
его флотская служба не всегда шла в ногу с боевыми успехами и в конечном счёте
закончилась весьма печально. Его дисциплинарные поступки, связанные с пьянством на
берегу и бытовой распущенностью, иногда доходили, что называется, до крайностей, и
они мною, как коммунистом и адмиралом не могут быть оценены иначе, как
отрицательно.
Тем не менее, заслуги командира пл «С-13» капитана 3 ранга А.И. Маринеско перед
Родиной неоспоримы. Боевой поход этой подводной лодки в январе 1945 года вошёл
в историю Советского Военно-Морского флота. Вот как оценивают его видные
военачальники и учёные флота.
1.   Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов: - «На флотах боевая тревога». М.: Воениздат, 1971, стр.6: «Потопление «Вильгельма Густлова» явилось значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни».
-   «Атакует «С-13». Журнал «Нева» №7, 1968г., стр.150-154:
«... изумительный подвиг А. Маринеско в то время не был оценён по заслугам». И
далее: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершённые на поле
боя, долгое время остаются в тени и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и
так, что в годы войны крупным по масштабам событиям не придаётся должного значения,
донесения о них подвергаются сомнению и приводят людей в удивление и восхищение
значительно позже. Такая судьба постигла аса-подводника А.И. Маринеско. Александра Ивановича уже нет в живых. Но подвиг его навеки останется в памяти советских моряков».
2.   Адмирал Флота Советского Союза И.С. Исаков:
-   «Морское притяжение» М.: Воениздат, 1964г. стр. 96:
«... геройским подвигом    является беспримерный успех атак подводной лодки «С-
13».
3.   Адмирал В.Ф. Трибуц (в годы войны командующий КБФ):
-   «Балтийцы наступают». Калининград, 1968г. стр. 333:
«Подводная лодка «С-13», которой он командовал, совершила ... замечательный
подвиг.
4.   Адмирал Ю.А. Пантелеев (в годы войны начальник штаба КБФ). Журнал «Нева»
№7,1968г. стр. 153:
«В годы Великой Отечественной войны Маринеско быстро стал известен, как ас под-
водных атак».
5.   Капитаны 1 ранга В.И. Дмитриев (кандидат исторических наук, доцент) О.Г.
Чемесов. — «В глубинах Балтики». М.: Воениздат, 1968г. стр.128: «11 января для
нарушения морских вражеских перевозок ... вышла из Ханко подводная лодка «С-13», в
командование которой 19 апреля 1943г. вступил капитан 3 ранга Маринеско, успевший
зарекомендовать себя талантливым подводником».
6.      Доктор военно-морских наук, профессор капитан 1 ранга Л.А. Емельянов.
«Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне». М.: Воениздат 1981г. стр.
92: «Исключительного результата добился экипаж подводной лодки «С-13» (командир
капитан 3 ранга А.И. Маринеско)».
7.   — «Боевой путь Советского Морского Флота». М.: Воениздат 1968г, стр. 306 под
редакцией доктора исторических наук А.В. Басова с предисловием Главнокомандующего
Военно-Морским Флотом Героя Советского Союза, адмирала флота В.Н. Чернавина:
«Наиболее ярко тактическое мастерство и мужество проявил экипаж подводной лодки «С-
13», которой командовал капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско ... за
выдающиеся успехи все члены экипажа «С-13» были удостоены правительственных
наград.
Подводная лодка «С-13» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля
1945г. была награждена орденом «Красного Знамени».
В сущности, к такому выводу пришёл и я в феврале 1945г. Изучив документы,
материалы вахтенных журналов, отчёты командира «С-13», обстоятельно побеседовав с
ним и другими офицерами лодки, я высоко оценил результаты похода, действия А.И.
Маринеско, всего экипажа и представил Александра Ивановича к званию Героя
Советского Союза, а подводную лодку — к присвоению гвардейского звания. Подлинник
этого представления хранится в ЦА ВМФ в г.Гатчина. (Фонд 2.34), опись 6 (00532),
порядковый номер 138 (166), лист 7. Копию наградного листа на А.И. Маринеско
высылаю Вам.
Однако моё представление командованием БПЛ поддержано не было. На нём есть
резолюция врио командира БПЛ Л.А. Курникова «Ходатайствую о награждении орденом Красного Знамени». Таким образом, капитан 3 ранга Маринеско и ещё семь человек были
награждены орденами Красного Знамени», остальные — другими орденами и медалями.
Должен подчеркнуть, что я и сейчас твёрдо придерживаюсь мнения, что А.И. Маринеско
следовало бы присвоить звание Героя Советского Союза. Что же касается его
неблаговидных поступков в дальнейшем, то он за это был наказан слишком сурово: снят с
должности, понижен в воинском звании на две ступени и уволен с флота. Размышляя об
этом, Н.Г. Кузнецов писал в уже названном журнале «Нева» №7 1968г.: «Наказание в
данном случае не исправило человека. Оно сломало его. Спасательный круг не был подан
вовремя. Что послужило толчком к такому поведению А. Маринеско, которое повлекло за
собой увольнения с флота? Конечно, то, что подвиг его не оценили по заслугам. Он «закусил удила» и начал выражать свой протест недостойным поведением». Я разделяю эту точку зрения. Только в 1960 году на чашу весов беспристрастно были положены его заслуги, приказом Министра обороны Маринеско был восстановлен в звании капитана 3 ранга. Но это было сделано слишком поздно.
   Список авторов научных трудов или литературных публикаций, высоко
оценивающих боевые заслуги Маринеско, а также описывающих боевые походы всех
других пл, весьма солидный, его можно продолжать и продолжать. Я не припомню, чтобы
в каких-либо публикациях ставились под сомнение боевая деятельность А.И. Маринеско.
Правда, имел место прецедент, когда автор Ф. Медведев в статье «Враг не ушёл»,
опубликованный в газете «Страж Балтики» 17 сентября 1968г., допустил ряд
неточностей, связанных с потоплением лайнера фашистской Германии «Вильгельм
Густлов». В ответ на это необъективное выступление в той же газете 22 ноября 1968 года
последовала статья вице-адмирала в отставке Н.К.Смирнова (в годы войны член
Военного совета КБФ) под названием «Как был совершён подвиг», в котором он
обстоятельно указывает на ошибки автора в освещении боевой деятельности «С-13» и
высоко оценивает действия командира, а также экипажа.
   В этой связи, сегодня особенно кощунственно звучит приказание бывшему
начальнику политотдела соединения подводных лодок контр-адмиралу В.Иванову со
стороны члена Военного совета - начальника ПУ ДКБФ вице-адмирала А.И.Корниенко о
снятии с основной стелы памятника фамилии Маринеско и исправления на ней текста. (Из
письма В.Ф.Иванова главному редактору газеты «Известия», секретарю парткома
редакции, копия в редакцию газеты «Красная Звезда», 24 июня 1968года). Доводы
Корниенко по этому случаю, что нет, мол, постановления ЦК КПСС и Советского
правительства об увековечении персональной памяти Маринеско, явно несостоятельны.
Вряд ли начальник ПУ ДКБФ не знал ранее, что подводники собираются ставить этот
памятник в честь «С-13» и её командира.
   Вот пример двух подходов, двух позиций, двух членов Военного совета Балтийского
флота. Уверен, будь жив вице-адмирал Смирнов, он бы не допустил подобной вольности и
произвола в отношении памятника, созданного по инициативе и на средства самих
подводников.
   Огорчает и позиция зам. начальника политуправления ВМФ контр-адмирала В.И.
Захарцева, который не счёл нужным поставить меня в известность о получении моего
письма и как оно будет использовано. Не было учтено моё мнение и «при подготовке
статей в военной печати». В ней за последние месяцы не появилось ни одной объективной
публикации о Маринеско и его экипаже. Напротив, газета Балтийского флота «Страж
Балтики» опубликовавшая статью капитана 3 ранга В.Вербицкого под заголовком «У
каждого есть в жизни высота «... », очевидно, задалась целью принизить значение боевого
успеха, фальсифицировать обстоятельства боевого похода «С-13», обстановку на море во
время атак. Корреспондент, готовивший столь ответственный материал, даже не
беседовал с оставшимися в живых офицерами этой лодки — бывшим штурманом Н.Я.
Редкобородовым и бывшим командиром БЧ-5 Я.С.Коваленко, другими членами экипажа,
с бывшим членом парткомиссии при политотделе БПЛ КБФ капитаном 1 ранга в отставке В.Е. Коржом и со мной — бывшим командиром 1-го дивизиона этой бригады. Журналист
использовал лишь рассказ бывшего командира пл «Лембит», входившей в состав 1-го
дивизиона БПЛ капитана 1-го ранга А.М.Матиясевича, который изложил обстоятельства
боевых атак «С-13» в ложном свете, причём, не только в беседе с корреспондентом, но и в
своей книге «По морским дорогам». Его мысли о значении потопления «Вильгельма
Густлова» расходятся с оценкой, данной этому событию Н.Г Кузнецовым в 1968 году, на
чьё высказывание я ссылался выше.
   Чего стоит один «многозначительный» вывод автора статьи в газете,
утверждающего, что «... с точки зрения военно-морского искусства, тактики, эта атака
(«В. Густлова») ничего выдающегося из себя не представляет... » Такой вывод мог сделать
только невежда или злопыхатель. Резонно напрашивается вопрос: как смотрит на
подобную ревизию установившихся взглядов и оценок руководство ДКБФ?
   Тенденциозно подобранные и подтасованные факты из биографии Маринеско,
«выгодно» оборванные цитаты из литературы и документов, фальсификация некоторых из
них по времени — таковы приёмы «знатока» оперативного искусства и тактики, в пользу
которого становится корреспондент. Он исказил позицию ветеранов на встрече «за
круглым столом» в Таллинне, о чём рассказали в беседе со мной участники этой встречи.
Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке С.П.Лисин, капитан 1 ранга в
отставке В.Е.Корж, члены экипажа пл «С-13», бывшие старшины команд П.Масенков, В.
Поспелов (в войну секретарь парторганизации подводной лодки). Но и это ещё не всё.
Вербицкий, например, ссылается на якобы мой рапорт о необходимости отстранения
Маринеско от командования подводной лодкой, т.к. из-за «систематического
употребления спирта и водки» он «порядка на корабле обеспечить не может; и
дальнейшее пребывание в должности командира недопустимо».
   Во-первых, я такого рапорта не помню, работая в архиве, его не встречал. Однако,
допустил, что он был. Но как тогда командование продолжало держать Маринеско в
должности командира лодки до осени 1945 года, доверяло ему выход в море на боевую
подготовку и самостоятельный переход из Турку в Лиепаю? Кстати, в Турку пл «С-13»
некоторое время оставалась вообще одна под командованием, как утверждает автор,
«эпилептика» (?!)
   Во-вторых, и это, пожалуй, самое грубое искажение, - в приводимом газетой рапорте
есть ссылка на дисциплинарные проступки, относящиеся к концу мая 1945 года. Допустим
это так, но проступки, относящиеся к концу мая, газета преподносит как причину отказа
от присвоения командиру «С-13» звания Героя Советского Союза. Причём конец мая,
если к званию Героя Маринеско был представлен 20 февраля по результатам январско-
февральского похода 1945 года, когда «С-13» потопила лайнер «Вильгельма Густлава», а
затем транспорт «Генерал Штойбен». В представлении, правда, ошибочно указан вместо
«Штойбена» крейсер «Эмден», т.к. в то время мы ещё не знали, что команда «С-13»,
исходя из полученной информации об обстановке в районе боевого патрулирования,
приняла двухтрубный транспорт за двухтрубный крейсер. В этом нет ничего
удивительного, если учесть, что «Эмден» был единственным двухтрубным германским
крейсером на Балтике, а «С-13» получила информацию РДО из штаба БПЛ за подписью
командира БПЛ контр-адмирала СВ.Верховского, в которой говорилось, что в этом
районе находится крейсер в охранении эмэм, и ставилась задача найти и атаковать его.
Маринеско обнаружил цель. Преследовал её более 4-х часов, а затем атаковал двумя
торпедами. При вспышке огня увидели, что корабль большой, двухтрубный, вот и
приняли за крейсер. Ночью при большом охранении не так-то просто определить того,
кого утопил. Ошибка выяснилась некоторое время спустя. Однако Вербицкий, со слов
вице-адмирала в отставке Л.А.Курникова, утверждает, что мол, Маринеско, как бывший
моряк торгового флота ошибиться не мог, и делает вывод, что доклад о потоплении
крейсера последовал для того, чтобы получить большее денежное вознаграждение. Какое
кощунство! Люди не знали, вернутся ли живыми на берег, суждено ли им увидеть родных
и близких, а газета обвиняет их в крохоборстве. Это, по-моему, подло! В конце мая 1945
года, оценивается другой поход «С-13» (апрель-май), который, по-моему мнению,
требовал особого разбирательства и за который никто из членов экипажа к наградам не
представлялся. Был награждён Орденом Нахимова лишь контр-адмирал Стеценко,
который участвовал в этом походе, как начальник отдела подводного плавания штаба
КБФ.
   О том, что автор статьи в «Страже Балтики» не удосужился глубоко изучить
материалы, связанные с боевой деятельностью А.И.Маринеско, свидетельствует, к
примеру, и такой факт. В книге «Боевой путь Военно-Морского Флота» (издание 4-е,
исправленное и дополненное, 1963г.) с Вашим, Владимир Николаевич, предисловием
значительно глубже, грамотнее отражает подвиг «С-13» и её командира, чем в
аналогичном издании 1974г. Если газета отрицает наличие охранения фашистского
лайнера, то в настоящей монографии говорится, что «ночью 30 января 1945 года она
(лодка) обнаружила огромное судно, шедшее на запад с сильным охранением... » Здесь же
впервые в этой книге большая фотография капитана 3 ранга А. Маринеско в центральном
посту пл у перископа.
   Однако, автору статьи всё это нипочём. Искажения, подтасовки, очернительство, к
большому сожалению, допускает газета, на чьих страницах имя Маринеско, боевые дела
«С-13» годами, десятилетиями ставились «потомству в пример», как образец мужества,
мастерства и доблести.
   Диву даёшься! Флот, который, должен гордиться подвигами активных участников
суровой войны, ревниво оберегать их возвышающее мужество и храбрость, как
неприкосновенный запас, как источник воспитания молодёжи, - родной флот
открещивается от их заслуг, срывает имя с памятника, шельмует в газете и при этом
выдаёт себя за правдолюбца и правдоискателя.
   Позволительно спросить: не это ли имел в виду т. В.И. Захарцев, когда обещал
учесть моё мнение при подготовке материалов для военной печати?
   В защиту подвига «С-13» и её командира в этом году выступили газеты «Известия» и
ленинградская «Смена». На территории завода «Мезон», где работал А.И. Маринеско, в
связи с 75-летием со дня рождения и 25-летием со дня смерти, 25 ноября 1988 года
состоялся митинг и заложен памятник ему, о чём была специальная передача
ленинградского телевидения. Можно привести немало примеров того, как в народе, в
молодёжной среде, в многочисленных школах и среди флотской общественности чтут его
имя и заслуги. И лишь Балтийский флот залпами из целых двух страниц торпедирует
подвиг. Как могло руководство БФ допустить подобную близорукость?
   Горько, больно и обидно читать такое. Очень хотелось бы надеяться, что
справедливость всё же восторжествует.

С уважением
                  адмирал в отставке                                   А.Е. Орёл


10.12.1988 года

Немає коментарів: