В 1956 г. на ВМФ СССР был пущен прототип реактора с
жидкометаллическим теплоносителем и началось обучение экипажа для АПЛ с
ЖМТ К-27 (проект 645).
В ее реакторах
теплоносителем являлся сплав свинца и висмута. Проектированием лодки
пр.645 занималось СКБ-143, которое создало АПЛ проекта 627А (класса
“Ноябрь"). Строилась эта АПЛ в г.Северодвинске. К-27. 24.05.68.
Баренцево море. Подводная лодка К-27 (пр.645 класса "Ноябрь" ЖМТ)
находилась в Баренцевом море. Проверялись параметры ГЭУ на ходовых
режимах после выполнения модернизационных работ. Мощность реактора
самопроизвольно начала снижаться.В это время
возросла гамма-активность в реакторном отсеке до 150 Р/час и произошел
выброс радиоактивного газа в реакторный отсек .
Радиационная обстановка на АПЛ ухудшилась.
На фотографиях .Слева апл К-27.Справа апл 705 пр.
На базе АПЛ К-27 (пр.645) были
воздана серия из 7-ми скоростных ПЛА проектов 705 и 705К ("Альфа").
Лодки строились в г.Северодвинске на ПО "Севмаш" и в г.Ленинграде.
Серия
подводных лодок проекта 705 (класса "Альфа") создана по инициативе
бывшего главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза
Г.Горшкова. Первая подводная лодка (командир - капитан 1-го ранга Пушкин
Александр Сергеевич) после завершения строительства во время заводских
испытаний и непродолжительной опытной эксплуатации показала низкую
надежность и в результате ряда крупных поломок была разрезана. Реактор с
невыгруженной активной зоной, залитой фурфуролом и битумом находится на
заводе "Звездочка" в г.Северодвинске. Остальные шесть кораблей этой
серии эксплуатировались в течение 10 лет. За это время корабельные ЯЭУ с
ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.
По состоянию на сегодняшний день все они выслужили свой срок и выведены из боевого состава.
Освоение
кораблей с ЯЭУ на ЖМТ было трудным. Специфика заключалась в том, что
существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из
строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли
класса "Альфа", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого
проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли, а
также к пирсам поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от
своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса
подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на
минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к быстрому
износу реакторов и необходимости постоянного присутствия экипажа на
борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что
практически все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из
эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего
ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового
использования".
Вторая ядерная авария произошла на
АПЛ К-123, заказ No.105. Головная АПЛ северодвинской постройки. Принята
в эксплуатацию 26 декабря 1977 г. 8 апреля 1982 г. на К-123 произошла
авария, которая закончилась выходом ЖМТ из первого контура в отсек и
распространением радиоактивности. Ремонт занял 9 лет и закончился
заменой реакторного отсека.
Одним из главных
недостатков АПЛ С ЖМТ явилось использование теплоносителя
“свинец-висмут” в первом контуре реакторной установки. При реакции
захвата нейтрона висмутом идет наработка полония-210. На конец кампании
активность полония-210 в теплоносителе первого контура составляет 28.8
Ки/л. Высокая активность и проникаемость полония-210 (являющийся альфа –
излучателем) существенно влияла на радиационную обстановку при
эксплуатации реакторной установки и производстве работ по обращению с
отработанным ядерным топливом.
По материалам интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар