Подводная лодка «Скат»
Глубина: 70 метров.
Год затопления: 1919
В 2008 году проводя серию технических погружений на Севастопольском
рейде, А.Быков и А.Спиридонов обнаружили несколько подводных лодок,
лежащих на грунте.
В процессе изучения архивных материалов, доступной литературы, фотодокументов, консультации с экспертами в данной области одна из них была идентифицирована как немецкая ПЛ UB-7. На этом закончился сезон 2008 года.
Первые погружения весной 2009 напомнили о незаконченной идентификации другой, очень интересной ПЛ. Прежде всего, она привлекала своим внешним видом и пропорциями корпуса. Лодка стоит на ровном киле, корпус замыт в грунт и выступает над дном на высоту менее метра. При взгляде на лодку сверху привлекали необычные очертания палубы в кормовой и носовой оконечностях. Узкий и изящный корпус в районе рубки переходил в плоские, каплевидные очертания носа и кормы.
В процессе изучения архивных материалов, доступной литературы, фотодокументов, консультации с экспертами в данной области одна из них была идентифицирована как немецкая ПЛ UB-7. На этом закончился сезон 2008 года.
Первые погружения весной 2009 напомнили о незаконченной идентификации другой, очень интересной ПЛ. Прежде всего, она привлекала своим внешним видом и пропорциями корпуса. Лодка стоит на ровном киле, корпус замыт в грунт и выступает над дном на высоту менее метра. При взгляде на лодку сверху привлекали необычные очертания палубы в кормовой и носовой оконечностях. Узкий и изящный корпус в районе рубки переходил в плоские, каплевидные очертания носа и кормы.
Подробности см.-
Дополнительную красоту придавал небольшой штурвал снаружи рубки. Всевозможные люки и отверстия виднелись на всём протяжении легкого корпуса. Высоко над рубкой поднималась труба то ли перископа, то ли шноркеля. Рубка была затянута сетями тралов, корпус прилично оброс.
Я предполагал, что из-за необычных линий легкого корпуса опознать лодку будет достаточно просто по сохранившимся фотографиям первых подводных лодок постройки начала века.
Из литературы было известно, что на Севастопольском рейде 22-27 апреля 1919 года англо-французкие войска, отступая, затопили 13 подводных лодок Черноморского флота Российской империи. Это были: «Карп», «Краб», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Гагара», «Орлан», «Налим», «Лосось», «Судак», «Скат» и «Карась». Также, на дне осталась кормовая часть ПЛ «Камбала», носовую часть которой подняли сразу после аварии в 1909 году.
В 1920-30-е года активно действующий ЭПРОН поднял большую часть этих лодок. О подъёме «Кашалота», «Нарвала», «Гагары», «Ската» и «Карася» материалов найти не удалось. Таким образом, можно предположить, что эти лодки остались лежать на дне Севастопольского рейда.
Принимая во внимание размеры и положение корпуса лодки, я первоначально считал, что, скорее всего мы имеем дело с лодкой «Карась». Аналогичное мнение высказывала и известный технический дайвер, рекордсменка Росси в глубоких погружениях на Красном море, Оксана Истратова. В сезоне 2008 мы вместе начинали изучение Севастопольского рейда, и её тоже интересовала идентификация подводных лодок. Она потратила не один зимний вечер, изучая эту тему в архивах, и, зная её упорный и въедливый характер, я внимательно выслушивал версии Superstardiverа.
Длина этой лодки около 40 метров, характерные очертания легкого корпуса, центральная рубка – всё говорило за «Карася». Крупный план рубки на сохранившейся фотографии молебна на ПЛ «Карась» очень напоминал те очертания, что мы встретили под водой.
Молебен по случаю подъема флага (п/л «Камбала», «Карась», «Карп») 1907
Оставалось расчистить рубку от сетей и наносов грунта, сфотографировать и готовить заявление об идентификации.
За пару погружений удалось практически полностью срезать трал, и при помощи буксировщика размыть одну из сторон рубки. В этих условиях отлично себя проявил мощный 200-ватный ХИД светильник на буксировщике. В практически полной мути его свет оказывал очень сильную психологическую поддержку. Вроде всё шло как положено, но смущало расположение штурвала, на сохранившейся фотографии он располагался немного по-другому и не очень-то скруглённые очертания рубки. По сравнению с рубкой на фото, наша была более угловатой. Ещё немного не совпадали размеры видимой части корпуса. От начала до конца корпуса рулетка давала 33-34 метра. Это неувязку я объяснял возможностью частичного заиливания комовой части. По схеме «Карася» на корме легкий корпус обрывался перед пером руля, и оставшиеся 4-5 метров корпуса могли находиться в илу.
В одном из погружений я использовал 1,5-метровй щуп. Он легко входил в грунт по корме на всю длину. Т.е. пера руля и корпуса в этом месте не было.
После снятия сетей, люк на рубке открывался достаточно легко. Под ним находилась центральная шахта диаметром в полметра и скобами трапа. Ниже виден центральный отсек и большого диаметра штурвал. Проникновение в спарке или ребризере через полуметровый люк практически нереально. Я был полностью уверен, что люк подводных лодок открывается против движения, соответственно этому и ориентировали мы лодку. В это же время Сан Саныч чистил, как я предполагал, носовую оконечность в поисках названия. Не найдя выпуклых букв на корпусе он расчистил грунт на дне и наткнулся на лопасть винта.
Так стало понятно где «перед», а где «зад». Но тут в полный рост встала «невязка» по размерам. Мы имели на грунте корпус неизвестной ПЛ 33-34 метра длиной.
Вернулись к списку не поднятых ЭПРОНом лодок. Такая длина корпуса была у лодок проекта «Касатка»- 33,5метра. Было построено 6 лодок. «Касатка», «Скат» «Налим», «Макрель», «Окунь», «Фельдмаршал граф Шереметьев». Из них на Черном море было 2 лодки – «Скат» и «Налим». Но на этих лодках по первоначальному проекту были носовые и кормовые небольшие рубки, и в центре находился входной люк.
Подводная лодка Скат вскоре после ввода в строй
Длина, м - 33,5
Ширина, м - 3,35
Осадка, м - 3,4
Водоизмещение надводное/подводное, т - 140 / 177
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. - 1х100 / 1х100
Скорость надводного/подводного хода, узл. - 8,5 / 5,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль - 700 / 30
Глубина погружения, м - 50
Вооружение:
47 мм орудие (установлено в начале мировой войны) - 1
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого - 4
|
|
|
|
|
|
|
«Успешные испытания первой отечественной боевой ПЛ "Дельфин" еще раз подтвердили, что направление в проектировании таких кораблей, выбранное комиссией под председательством корабельного инженера И.Г.Бубнова, правильно. Заручившись "пожеланием успеха при дальнейших постройках", высказанным российским императором Николаем II при осмотре ПЛ "Дельфин", Иван Григорьевич в тот же день (13 августа 1903 г.) обратился с рапортом на имя управляющего Морским министерством вице-адмирала Ф.К.Авелана за разрешением приступить к разработке чертежей ПЛ большего водоизмещения со скоростью надводного хода 14 узлов и более мощным торпедным вооружением.
При составлении проекта ПЛ И.Г.Бубнов и капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев исходили из следующих основных положений:
- глубина погружения 100м;
- скорость надводного хода 12 узлов при дальности плавания 250 миль и 9 узлов для дальности плавания 750 миль;
- для подводного хода соответственно скорость 7 узлов для дальности плавания 25 миль и скорость 5 - 5,5 узлов для дальности плавания 50 миль;
- расчетный запас воздуха на 12 часов;
- время погружения не более 5 минут;
- "точность плавания" под водой "с колебаниями в вертикальной плоскости" не более 0,6 м.
Первая лодка этого типа – «Касатка» заложена на Балтийском заводе. 18 марта 1904 г. был уложен первый лист обшивки ПЛ "Касатка". В связи с начавшейся русско-японской войной Морское министерство стремилось как можно скорее ввести ПЛ в состав действующего флота. Постройка ПЛ велась довольно быстрыми темпами, и 24 июля 1904 г. ПЛ "Касатка" благополучно сошла на воду. В течение августа 1904 г. спустили на воду еще 5 ПЛ - "Фельдмаршал граф Шереметев" (8 августа), "Макрель" (14 августа), "Скат" (21 августа), "Налим" (26 августа) и "Окунь" (31 августа). 6 сентября 1904 г. достроечные работы на ПЛ "Касатка" подошли к завершению.
Первые погружения ПЛ "Касатка" у стенки завода оказались неудачными - "с величайшим трудом" ее удавалось удерживать в горизонтальном положении, не принесли успеха и погружения на ходу за Кронштадтом - ПЛ "проваливалась" кормой. Для устранения этого серьезного недостатка пришлось установить кормовую рубку -поплавок и увеличить площадь горизонтальных рулей. В ходе дальнейших испытаний выяснилось, что отсутствие предусмотренной проектом рубки у центрального входного люка заметно сказывается на мореходности. Неудачным оказалось устройство для заполнения дифферентных цистерн, определенные трудности возникали при действии горизонтальными рулями, требовались доработки и по перископам. Стремясь скорее отправить пополнение на театр военных действий, Морское министерство приняло решение об устранении недостатков уже во Владивостоке, куда перевезти ПЛ можно было лишь зимой через замерзший Байкал, потому что строительство Круглобайкальской железной дороги к тому времени еще не было закончено Лодка была отправлена во Владивосток на специально железнодорожном транспортёре.
Первые плавания выявили ряд негативных явлений:
- длительное время погружений (5 - 6 минут),
- трудность управления вертикальным рулем (на ПЛ "Налим" до 140 об / мин. Штурвала при перекладке руля с борта на борт),
- малая вертикальная устойчивость при плавании под водой.
Общий же недостаток, как отмечалось при испытаниях ПЛ "Касатка" в Кронштадте, заключался в отсутствии ограждения средних рубок. В надводном положении даже при незначительном волнении вода заливала палубу через открытый люк и попадала вовнутрь; при закрытом люке наблюдение велось через иллюминаторы и обзор был крайне ограничен, особенно в тумане или ночью. Вопрос об изготовлении рубок, служивших бы и своеобразным мостиком при надводном ходе, М.Н.Беклемишев поднял 29 ноября 1904 г. Рубки были изготовлены на Балтийском заводе дополнительно и отправлены на Дальний Восток, где и были установлены на лодки. По результатам испытаний было решено заменить концевые рубки на одну центральную.
В конце 1914 года «Скат» и «Налим» прибыли по железной дороге на Чёрное море. Этот тип лодок многократно модернизировался, что меняло его внешний облик, например, шноркель был изобретен командиром русской подводной лодки "Скат" Николаем Гудимом и заведующим плавмастерской транспорта "Ксения" Борисом Сальяром в 1910 году (на 34 года раньше немцев). Одно из первых устройств изготовили в мастерской "Ксении" и установили на "Скате", испытав его в том же году 19 октября.»
Документ ЦГАВМФ, свидетельствующий о бесспорном приоритете нашей страны в важнейшем деле:
«14 января 1915 года. Секретно. Флаг-капитану оперативной части штаба командующего Черноморским флотом.
Рассмотрев чертежи устройства труб вентиляторной и отработанных газов для лодок типа «Касатка» Сибирской флотилии, составленные инженером-механиком 2-го дивизиона старшим лейтенантом Сальяром, нахожу, что устройство это вполне обеспечивает плавание лодки в позиционном и погруженном положении под дизель-мотором. Поэтому прошу разрешения немедленно приступить к изготовлению этого устройства средствами мастерских транспорта «Кронштадту, после чего установить это устройство на лодках «Налим» и «Скат»... Что же касается лодок строящихся типа «Кит» и «Нерпа», то для них... чертежи упомянутого устройства должны быть выработаны Главным управлением кораблестроения. По имеемым сведениям чертежи также еще не выработаны, так как встретились некоторые технические затруднения. Ныне в проекте старшего лейтенанта Сальяра все затруднения разрешены благополучно, почему прошу распоряжения о выработке Главным управлением чертежей на основе идеи старшего лейтенанта Сальяра и о заказе на изготовление устройства.
Флаг-офицер».
План-схема подводной лодки «Окунь»
Спуск подводной лодки «Окунь» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 31 августа 1904 г.
Историческая справка
1904 год март - заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец.
1904 год 31 мая - Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат».
1904 год 5 июня - зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии.
1904 год 21 августа - спущена на воду.
1904 год 6 октября - несмотря на то, что штатные аккумуляторы были уже отправлены во Владивосток, на пл начались испытания с выполнением пробного погружения.
1904 год 27 октября - погружена на транспортеры.
1904 год 2 ноября - отправлена по железной дороге во Владивосток.
1904 год 13 декабря - эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации пл поднята на берег.
1905 год 1 января - зачислена во вновь сформированный отдельный отряд миноносцев крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд.
1905 год 29 марта - на пл закончены монтажные работы.
1905 год март - спущена на воду, вошла в кампанию, на пл продолжены испытания.
1905 год 3 апреля - пл совершила первый выход в море с учебными целями.
1905 год 13 июня - на пл начаты упражнения по торпедной стрельбе, в результате чего всего выпущено 10 мин, из них 6 удачно, 3 мины пошли по кривой, а одна - затонула.
1905 год с октября по февраль 1906 года - зимовка в порту Владивостока.
1906 год 6 марта (19 марта по нов. ст.) - высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок.
1906 год - на Механическом заводе в Владивостоке выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийском заводе.
1906 год с октября по февраль 1907 года - зимовка в порту Владивостока.
1907 год по 1908 год зима - зимовка в порту Владивостока.
1908 год по 1909 год зима - зимовка в порту Владивостока.
1909 год 2 декабря - поднята в плавучем доке для зимовки в порту Владивостока.
1910 год по 1911 год зима - зимовка в порту Владивостока.
1911 год по 1912 год зима - зимовка в порту Владивостока.
1912 год по 1913 год зима - в ходе зимовки на Механическом заводе во Владивостоке выполнен капитальный ремонт.
1913 год по 1914 год зима - зимовка в порту Владивостока.
1914 год по 1915 год зима - подготовлена к транспортировке и доставлена в Севастополь по железной дороге.
1915 год январь - перечислена в состав Черноморского флота.
1915 год - вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях на Черном море: несла дозорную службу у берегов Крыма, для усиления вооружения на пл был установлено 47-мм орудие.
1917 год 16 декабря - зачислена в состав Красного Черноморского флота.
1918 год февраль - выведена из действующего состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение.
1918 год 1 мая - после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования.
1918 год 24 ноября - после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования.
1918 год 16 апреля - в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата пл частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку.
1919 год 26 апреля - без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования вместе с подводными лодками «Орлан», «Гагара», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.
Командиры:
1. Тьедер М.М. (02.07.1904 - 1907);
2. Гудим Н.А. (05.05./15.06.1907 - 05.12.1910);
3. Поздеев Н.Л. (врид, 07.11.1908 - 28.05.1909);
4. Петров С.Н. (врид, 08.12.1909 - 13.02.1910);
5. Мантьев Б.А. (12.03.1910 - 07.05.1910; срок согласно приказу, фактич. В командование не вступал);
6. Кукель 1-й С.А. (врид, 1910);
7. Гаевский Н.-М.Д. (врид, 14.11.1910 - 22.01.1911, 20.03.1912 - 05.04.1912);
8. Гадон А.С. (22.01.1911 - 07.04.1912);
9. Садовский Э.Ч. (12.11.1911 - 17.12.1912 - 1915, 1916 - 01.10.1916);
10. Маслов 2-й А.Е. (врид, 15.11.1915 - 01.01.1916);
11. Лахматов П.Я. (09.10.1916 - 16.12.1916);
12. Андросов Я.С. (16.12.1916 - 1916);
13. Фон Крузенштерн 2-й В.В. (1916 - 1917);
14. Монастырёв Н.А. (1917).
Изучив материалы, посвященные развитию подводного флота Российской империи, наметили дальнейшие действия. Необходимо было расчистить носовую часть, где согласно старым фотографиям должны быть выпуклые бронзовые буквы. Эту непростую работу удалось выполнить только в конце сентября, в рамках Черноморского этапа экспедиции на судне «Картеш», которое в Крыму работало под эгидой Департамента подводного наследия АН Украины, и в организации которого наш клуб принимал самое активное участие. Расчистку носовой части корпуса и фотосъёмку на 70-метровой глубине мы выполнили с Алексеем Бондарем. На правой части корпуса некоторые буквы не сохранились. Но на левом борту в свете мощного фонаря, сквозь муть и взвесь снятых отложений отчетливо проступили буквы старой кириллицы – «СКАТЪ».
Андрей Быков, Black sea Wreck club, Севастополь, 2009 г.
При подготовки статьи были использованы материалы из:
http://militera.lib.ru/
http://militera.lib.ru/
www.radikal.ru/
Немає коментарів:
Дописати коментар