Основу подводной составляющей Средиземноморской эскадры составляли подводные лодки Северного флота – как атомные, так и дизельные. В ее состав входила 51-я ОБПЛ, которая выполняла задачи различных видов обеспечения деятельности подводных лодок, несущих боевую службу в операционной зоне эскадры.
ЗАДАЧИ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ в Средиземном море выполняли подводные лодки различных соединений Черноморского, Балтийского и Северного флотов, но основную нагрузку за все время существования 5-й эскадры несли подводные лодки 4-й эскадры подводных лодок Северного флота составом своих бригад. В 4-ю эскадру подводных лодок входили четыре бригады дизельных ПЛ (проект 641):
1. 161 Краснознаменная ордена Ушакова II степени БПЛ;
2. 211 БПЛ
3. 96 БПЛ (с 1979 г. комплектовалась ПЛ проекта 641Б);
4. 69 БПЛ (с 1973 г. комплектовалась ПЛ проекта 641Б).
При выходе подводных лодок на боевую службу в Средиземное море из офицеров штаба бригады ПЛ комплектовался походный штаб, который по прибытию в оперативную зону 5-й эскадры, вступал в управление 51-й ОБПЛ, сменяя предыдущий походный штаб одной из названных бригад ПЛ.
Походный штаб, как правило, состоял из:
– командира бригады ПЛ;
– заместителя командира бригады ПЛ по политчасти;
– заместителя командира бригады ПЛ по ЭМЧ;
– помощника заместителя командира бригады ПЛ по ЭМЧ;
– начальника штаба;
– трех флагманских специалистов, исполнявших дополнительно обязанности оперативного дежурного походного штаба;
– трех наиболее подготовленных инструкторов штаба, исполнявших обязанности помощника оперативного дежурного походного штаба;
Так, в период с 1979 г. по 1986 г. в составы походного штаба ПЛ и переменного состава командования 51-й ОБПЛ входили:
от 161 БПЛ:
капитан 1 ранга Ларионов В.П. – командир БПЛ;
капитан 1 ранга Мохов И.Н. – командир БПЛ;
капитан 1 ранга Кирилов А.Д. – зам. командира БПЛ по политчасти;
капитан 1 ранга Пакканен – начальник штаба 51 ОБПЛ;
капитан 2 ранга Сайда Д. М. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ;
капитан 3 ранга Чернышев Б.А. – помощник зам. командира БПЛ по ЭМЧ.
от 211 БПЛ:
капитан 1 ранга Поведенок М.В. – командир БПЛ;
капитан 2 ранга Стефановский В.В. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ;
от 96 БПЛ:
капитан 1 ранга Даньков Ю.Н. – командир БПЛ;
капитан 2 ранга Гарбузов Н.В. – зам. командира 6ПЛ по ЭМЧ;
капитан 2 ранга Рогоза В.Г. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ;
капитан 2 ранга Ковалев В.В. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ;
от 69 БПЛ:
контр-адмирал Паргамон – командир БПЛ;
капитан 1 ранга Широченков А.В. – командир БПЛ;
капитан 2 ранга Гузеватый В.Л. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ;
капитан 2 ранга Сережин В.Д. – зам. командира БПЛ по ЭМЧ.
Штаб 51-й ОБПЛ располагался на надводных кораблях, несущих боевую службу на Средиземном море. Как правило, это были ПМ-21, ПМ-22, СС-21, а также ПРТБ, ПБ или другие боевые корабли, входившие в это время в состав 5-й эскадры.
51-я ОБПЛ предназначалась для обеспечения выполнения подводными лодками задач боевой службы на Средиземноморском театре действий. Такими задачами для 51-й ОБПЛ были:
– проверка и прием в состав 5-й эскадры подводных лодок после форсирования пролива Гибралтар;
– проверка готовности ПЛ к форсированию пролива Гибралтар и переходу к месту постоянного базирования, обеспечение отрыва ПЛ от сил слежения противника;
– пополнение запасов (дозаправка ПЛ) до и после форсирования пролива Гибралтар, а также в маневренных точках Средиземноморья с обеспечением отрыва ПЛ от сил слежения противника;
– организация и обеспечение ППО, ППР ПЛ в точках якорных стоянок во взаимодействии с обеспечивающими кораблями и судами;
– контроль хода и качества ППР и МПР ПЛ в иностранных базах, осуществляемых своим личным составом или резервным экипажем ПЛ. Такими базами были п. Александрия (Египет), завод "Торсана-Бохарея" (до 1975 г.), п. Тартус (Сирия) до 1990 г., где ППР или МПР ПЛ осуществлялся силами резервного экипажа подводной лодки и личным составом черноморских плавмастерских ПМ-9, ПМ-56, ПМ-138, выполнявших свои задачи боевой службы. Также производились доковые ремонты ПЛ в Тунисе, Бизерта, фирма "Сокомена";
– прием ПЛ из ремонта на заводе "Савва Ковачевич", п. Тиват, Югославия;
– отработка и прием курсовых задач от ПЛ после ремонта в Югославии;
– обеспечение необходимым возимым ЗИП, находящимся на судах обеспечения, для устранения неисправностей силами экипажа ПЛ при возникновении нештатных ситуаций.
Для выполнения вышеперечисленных задач отдельные офицеры походного штаба, а иногда и весь штаб 51-й ОБПЛ, некоторое время находились непосредственно на ПЛ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ боевой службы ПЛ 4-й эскадры СФ в среднем составляла 8 месяцев (вместе с переходом от места постоянного базирования до Средиземного моря и обратно), однако отдельные ПЛ могли находиться на Средиземноморском театре до 15 месяцев с учетом времени проведения текущего ремонта в Югославии.
С.Г. Горшков посещает судоремонтный завод в Югославии, где проходит ремонт советская подводная лодка. Вторая половина 1970-х гг.
Международная обстановка на Средиземноморском театре в 1979–1986 гг. была весьма напряженной. Не прекращающиеся конфликты в странах Ближнего Востока, зреющие, как нарыв, конфликты в странах Северной Африки, на Балканах, непрерывное наращивание военно-морских сил противостоящих лагерей и постоянное присутствие ударных соединений ВМС стран НАТО увеличивали напряженность нашей и без того нелегкой боевой службы.
Впрочем, для дизельных ПЛ снижения напряженности боевой службы не было и в Атлантике, да и на Северном театре, поскольку переход на Средиземное море и обратно выполнялся одиночной ДПЛ скрытно, с выполнением на отдельных участках назначенного маршрута движения специфических задач. Эти задачи могли включать проверку отсутствия слежения за нашими АПЛ силами вероятного противника, также могли ставиться задачи обнаружения его подводных лодок на предполагаемых маршрутах их движения, на выходах из мест базирования в определенное время, а также и другие задачи, подготовка и выполнение которых требует от экипажа дизельной ПЛ большого напряжения.
Судоремонтный завод в югославском Тивате, где проходили ремонт дизельные подводные лодки, выполнявшие задачи в составе Средиземноморской эскадры.
Необходимо отметить: именно такие "тяжелые" боевые службы способствовали быстрому профессиональному становлению многих офицеров, проявлению у них лучших командных и человеческих качеств и, соответственно, быстрому их продвижению по службе. Текучесть "кадров" была очень большой (подводники Северного флота между собой беззлобно называли 4-ю эскадру ПЛ "бешеной эскадрой"). В связи с этим на ПЛ, командиры (командиры БЧ-5) которых впервые выходили на боевую службу, как правило, на первые 1–2 месяца назначались "старшие на борту" из числа заместителей командира бригады, их помощников или офицеров походного штаба. В результате к концу периода активного выхода подводных лодок бригады с ними уходили на боевую службу и офицеры всего штаба бригады, иногда даже по несколько раз. Так заместитель командира бригады по БП (конец 1985 – начало 1986 г.) капитан 1 ранга В.Н. Прокопенко был старшим на борту ПЛ Б-435 (командир капитан 3 ранга Ю. Кулик) и ПЛ Б-41 (командир капитан 3 ранга Ю. Никулин).
Плавбаза подводных лодок "Волга" на боевой службе не только выполняла задачи флагманского корабля эскадры, но и обеспечивала испытания прошедших ремонт в Югославии подводных лодок. ПБ ПЛ "Волга" в Тивате.
СЛУЖБА на подводной лодке имеет ряд весьма специфических особенностей по сравнению со службой на надводных кораблях. Одна из них состоит в том, что при длительном однообразном малоподвижном нахождении небольшой группы людей (боевая смена, вахта) в малом замкнутом пространстве, при постоянном и вынужденном общении их только между собой, происходят лавинообразные изменения психических и физических возможностей этих людей. Такова физиология человека. Теряется его ориентация в пространстве, резко замедляется реакция на происходящее с ним, падают умственные способности, снижается воля, он становится безразличным, иногда беспричинно агрессивен и т.п. Медицинские исследования установили: период начала таких изменений – немного больше трёх месяцев. При этом время полного восстановления организма – 14–24 дня активного отдыха. Результаты этих выводов в основном и определили режимы нахождения ПЛ на позициях в мирное время.
Как правило, в течение первого месяца после начала боевой службы на Средиземном море планировался заход ПЛ с дружественным визитом в порт лояльно расположенного к СССР государства. В разное время это были порты: Оран, Анаба (Алжир), Бизерта, Тобрук (Тунис) и др., а через 2–2,5 месяца планировался ППР или МПР в п. Тартус (Сирия) с заменой экипажа ПЛ резервным экипажем, санаторным отдыхом основного экипажа в г. Севастополе, куда он доставлялся тх "Кубань" или гс "Енисей". Такой порядок несения боевой службы соблюдался, начиная с 1976 г., для всех ПЛ 4-й эскадры СФ (за исключением ПЛ, запланированных в ремонт в Югославию и ПЛ, которые передавались по окончанию боевой службы на Черноморский флот или с Черноморского флота – на Северный флот).
Офицеры и мичманы плавбазы "Волга".
РЕМОНТ подводных лодок 4-й эскадры на заводе "Савва Ковачевич" (п. Тиват, Югославия) имел особенности, которые сказывались на его качестве крайне отрицательно. Так, продолжительность текущего ремонта по плану составляла 6 месяцев. В действительности ни одна подводная лодка не закончила ремонт в планируемый срок. Сроки ремонта растягивались до 8–9 месяцев. Оправдания этому находились. Это были и срывы поставок материалов, оборудования, запчастей из СССР (а поставки шли только из СССР, вплоть до гайки, замен не допускалось), и неудовлетворительная организация ремонта со стороны завода, и забастовки в стране и т.п. Ремонту не подлежало вооружение ПЛ. Оружие, спец оборудование и часть вооружения сдавались в море на корабли и суда обеспечения 5-й эскадры при подготовке ПЛ к ремонту. Оставшееся на борту вооружение, демонтированное в процессе ремонта, передавалось на плавбазу, заходившую вместе с ПЛ в завод и осуществлявшую охрану ПЛ в ремонте. Как правило, аккумуляторная батарея с ПЛ не выгружалась и не перегружалась после, что осложняло проведение ремонта.
Само качество ремонта в силу недостаточной квалификации рабочих было низким, а порой находилось на уровне, который кроме, как вредительство, назвать нельзя. Так, на первых двух ремонтируемых ПЛ в наружных шпангоутах прочного корпуса были практически тайно – самостоятельно и бесконтрольно – вырезаны отверстия, нарушающие их прочность. Произведено это было якобы для удобства демонтажа пальцев рычагов привода кингстонов ЦГБ. Эти отверстия заделывались уже в СССР вварышами спецстали отдельного заказа плавки такого металла после разработки и испытания уникальной по тому времени технологии сварки таких сталей.
Приемка выполненных работ от завода и их оплата осуществлялись разными органами, зачастую оплата опережала процесс сдачи и приемки выполненных работ, а это никак не способствовало взаимопониманию между заводом и экипажем ремонтируемой ПЛ. Необходимо, однако, отдать должное личному составу ремонтирующихся в то время ПЛ, особенно БЧ-5, на плечах которого лежала вся ответственность за ремонт. Подводники добивались, несмотря ни на что, удовлетворительных результатов даже там, где их ожидать была просто бесполезно.
ПРОШЛО уже более четверти века с тех пор, давно уже списаны и утилизированы эти ПЛ, но, по большому счету, не высказаны еще слова благодарности в адрес экипажей подводных лодок Северного флота, впрочем, как и других флотов. Назову их: ПЛ Б-413, командовал которой в то время капитан 2 ранга М.И. Жаренов, командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.П. Тарасов; ПЛ Б-435 (командир капитан 2 ранга В. Пучнин, командир БЧ-5 капитан 3 ранга В.Г. Демин); ПЛ Б-826 (командир капитан 2 ранга В.А. Машечков, командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.П. Плющ); ПЛ Б-9 (командир капитан 2 ранга Н.Г. Ефремов, командир БЧ-5 капитан лейтенант С.С. Лютиков); ПЛ Б-29 (командир капитан 3 ранга О.И. Лось, командир БЧ-5 капитан лейтенант В.П. Черных); ПЛ Б-4 (командир капитан 2 ранга Г.Н. Жуков, командир БЧ-5 капитан лейтенант С.А. Якунин) и других подводных лодок, проходивших ремонт в Югославии.
До 1985 года на Средиземноморском театре несли боевую службу и АПЛ Северного флота из различных дивизий (пр. 627А, 675, 671РТ, 949, 971). Эти подводные лодки находились под особым вниманием и опекой 5-й эскадры. Уровни секретности и ответственности в отношении их были очень высокими. 51-я ОБПЛ участвовала в оказании помощи и техническом обеспечении АПЛ достаточно успешно.
С 1986 года интенсивность несения боевых служб на Средиземном море дизельными подводными лодками 4-й эскадры ПЛ СФ стала снижаться, подводные лодки перестали выходить бригадами, прекратили формироваться и походные штабы для 51-й ОБПЛ. Сегодня нет и самой 4-й эскадры ПЛ СФ, но опыт обеспечения несения и выполнения задач боевой службы подводными лодками не должен теряться, поскольку Средиземноморский театр был и останется зоной государственных интересов России.
Капитан 2 ранга в отставке Дмитрий САЙДА, заместитель командира 51 ОБПЛ по ЭМЧ
Немає коментарів:
Дописати коментар