неділю, лютого 17, 2013

Из воспоминаний капитана 3- го ранга Артищева Виктора Михайловича "В боевой колыбели Российского флота (мысли в слух)

 Об авторе

Выпускник 1970 года штурманского факультета ТОВВМУ им С.О Макарова.
Родился 12 февраля 1944 года в г. Прокопьевске Кемеровской области. Призван в ВМФ в июне 1963 года. До поступления в ТОВВМУ прослужил 2 года матросом на кораблях Тихоокеанского флота. После училища служил на Черноморском флоте. Прошёл путь от командира БЧ-1 средней дизельной торпедной ПЛ «С-226» до командира БЧ-1 большой дизельной ракетной ПЛ, с подводным стартом ракет-«БС-153».
В 1985 году переведён в Севастополь на должность преподавателя Учебного отряда. Обучал азам обслуживания навигационных приборов штурманских электриков.
В мае 1989 года уволен из ВС СССР в запас по возрасту.
Пенсионер Министерства Обороны Украины.

К национальному вопросу


Есть темы как бы закрытые для публичного освящения, а есть те, которые интересны для обсуждения. Одной из таких тем и является тема национальной тематики. В данном случае она интересна еще и тем как этот вопрос влиял на служебный рост офицера ВМФ СССР. В этом аспекте мне бы и хотелось освятить некоторые нюансы национального вопроса.

Официально проблем в этой области в СССР не было. Можно дать статистику национальностей в процентах и этого было бы достаточно. Но с другой стороны у меня был нетипичный путь в курсанты ВВМУ, а моя служебная карьера была все-таки подкорректирована пятой графой личной служебной анкеты. Современные социологи при проведении социологических опросов этот вопрос обходят стороной. Нет этой графы в современных паспортах, по крайней мере, в России и на Украине. В паспортах и в других документах СССР удостоверяющих личность такая графа была. Мои родители разных национальностей, отец - кореец, а мать - русская и я как бы не привязан к конкретной национальности, а поэтому могу писать об этой теме достаточно беспристрастно.
Типичный курсант военно-морского училища и в дальнейшем морской офицер СССР конечно рисуется славянской внешности. В вооруженных силах были и представители других национальностей, но статистика об этом умалчивает. Я имею азиатскую внешность с соответствующим разрезом глаз. Получая в 16 лет паспорт записался корейцем из-за внешности, а психологически всегда чувствовал себя русским и имел более благозвучную русскую фамилию матери. Сразу отмечу, что на бытовом уровне, как в качестве курсанта, так и морского офицера дискриминации или отрицательного отношения к себе из-за псевдонациональности, в среде своих сослуживцев, я никогда не ощущал.
Перед выпуском из училища, когда наш командир роты капитан 3 ранга Ершов Ю.Г. перешёл на преподавательскую работу и уже не был командиром роты, меня вызвала его жена Ершова В.Н., которая к тому времени, занимала должность делопроизводителя штурманского факультета, оформляла документы выпускников и попросила моего согласия при выпуске в моих документах написать национальность по матери - русский. «А что ты будешь вводить в заблуждение своих будущих начальников на флоте?» спросила она. «Давай дальше будем писать национальность по национальности твоей матери, то есть русский? Твоя служба так пойдёт успешнее» - советовала она. По воспитанию и мироощущению я был русским и конечно согласился. Таким образом Ершов своеобразно позаботился о моей службе после училища, а возможно его супруга женщина сердобольная проявила ко мне внимание. Истинная причина мне так и не известна до сих пор. Я понял так, что порчу училищную статистику, а избавляться от меня уже не рентабельно, да и поздно. В училище, на кафедре физвоспитания старшим преподавателем у нас был капитан Ким и несмотря на его профессиональную подготовку шансы его занять более высокую служебную ступеньку практически равнялись нулю. В это же время на одном из младших курсов ТОВВМУ уже учился другой кореец, причём 100%-ный. Кроме того, бывая в увольнении в городе я наблюдал, что дискриминация по национальному признаку как бы сходит на нет. Владивостокская корейская диаспора объединялась и те ее представители, которые занимали определенное должностное положение в обществе, особенно если они были представителями силовых структур, помимо своей воли становились центром для своих соплеменников Конечно это не могло остаться без внимания соответствующих структур. Возможно, женщина все это знала и опираясь на свой жизненный опыт сделала мне предложение лишь от доброты душевной. Мало, что связывало меня с корейской национальностью, и я конечно согласился юридически стать русским.
В период офицерской службы я видел и из доверительных частных разговоров знал, что в продвижении по службе некоторую роль играет и национальная принадлежность. Моя принадлежность была видна наглядно, по чертам лица, и предложений поехать на учёбу, на классы, или служить заграницей я, в числе немногих, не получал. Признаю, до сих пор доподлинно не знаю было ли это следствием сверхсекретных приказов или националистических взглядов в глубинах сознаний командиров различных уровней. Например, не очень продвигались по службе евреи (были плохие отношения с Израилем), немцы (последствие ВОВ) и некоторые другие представители национальных меньшинств СССР и РСФСР. Крымские татары, те же чеченцы и т.д.
Таким образом, реалии повседневной жизни и официальная практика как бы входили и входят в разрез и противоречия друг с другом. Но это суровые реалии нашей действительности.
Всё же с течением времени в национальной политике СССР были прогрессивные улучшения. Общеизвестные, из национально обиженных, Масхадов дослужился до полковника, а Дудаев до генерала. После развала СССР страны СНГ пошли по капиталистическому пути развития и соответственно в национальном вопросе приняли точку зрения передовых развитых стран, где например президент может быть тёмнокожим. Мне известны двое этнических корейцев, которые уже в современной России стали генералами. Эти исключения лишь подтверждают основное правило.


 . Мнение  автора блога не всегда совпадает с мнениями авторов публикуемых материалов.  

Немає коментарів: