середу, лютого 20, 2013

Из воспоминаний ветерана-подводника Владимира Лебедько (продолжение)

День клонился к закату, и нужно было возвращаться на катер. Все уволенные весело рассаживались на банки катера, как вдруг прибежал матрос с просьбой помочь ему доставить упавшего от выпитого излишка судакских вин дублёра нашего командира подводной лодки капитана 2 ранга Висящева А.В. На лодке я принял участие в передаче дублёра во второй отсек.
источник материала

Оказалось, что по какой-то причине Висящев среди молодых офицеров носил весьма странное прозвище – "Висящий гроб". Но тогда я и предположить не мог, что в не столь далёком будущем мне предстояла встреча с этим человеком в совсем другой обстановке. Происшедшее произвело на меня сильное впечатление, но остальные отнеслись к случившемуся, как мне казалось, безучастно. Утром Висящев А.В., как ни в чём не бывало, сидел в кают-компании.
Во вторник мы снялись с якоря и взяли курс на Севастополь. Проведший юность в Севастополе, я никогда не входил в него с моря. До чего же красив был этот город, раскинувшийся на белокаменных холмах с утопавшими в зелени такими же белокаменными домами, со стоящими на рейде линкорами и крейсерами! Вечерело... На Приморском бульваре играл оркестр. Лодка повернула в Южную бухту, и вскоре мы ошвартовались у причала своей 153-й бригады.


Чёрное море, осень 1953 года.
ПЛ С-68 возвращается в Севастополь после успешного выполнения планового задания по боевой подготовке
 
Никаких дней отдыха за месячный рейд не предоставлялось. К такому положению все давно привыкли. На лодке, кроме командира, старпома и заместителя по политчасти, все офицеры были холостяками. Поэтому на нашу долю приходилось размещение личного состава в казарме, мытьё в бане и множество всяких других дел, возникавших в таких случаях. Все офицеры располагались в одной большой комнате с двухъярусными койками. Комната была на втором этаже, её окна выходили на Корабельный спуск. Если смотреть из окна, то немного правее было видно начало улицы Лазаревской, по которой я совсем недавно бегал в школу.
На следующий день, как правило, проводился осмотр материальной части, планово-предупредительный ремонт, составлялись отчёты за плавание, подведение итогов рейдового сбора в общебригадном масштабе.
153-я бригада подводных лодок была сформирована в октябре 1952 года из отдельного учебного дивизиона подводных лодок. Бригадой командовал контр-адмирал Сухомлинов Павел Денисович. Окончив училище в 1933 году, он встретил войну помощником командира, а уже через два месяца стал командиром подводной лодки "Щ-205". В войне проявил себя смелым, настойчивым и грамотным командиром. В боях уничтожил три транспорта и шхуну с войсками и техникой противника, активно участвовал в обороне Севастополя, доставляя осажденным войскам и городу боеприпасы, топливо и продовольствие. "Щ-205" была удостоена гвардейского звания, а её командир награждён шестью орденами. В общем, Павел Денисович был опытным и боевым подводником, неплохим воспитателем и учителем молодых командных кадров. Много сил и энергии он приложил для ввода в боевой состав флота постоянно поступающих новых подводных лодок. Мне не раз приходилось выходить с ним в море, и это была настоящая учёба. Можно сказать, что я даже гордился нашим комбригом.
 
 
Поти, 1942 год. Командир ПЛ Щ-205 капитан 3 ранга Сухомлинов (на мостике слева) сфотографировался вместе с экипажем подводной лодки после возвращения с победой из очередного боевого похода
 
Как-то в Москве я попал в элитную компанию начинающей гнить, раскованной молодежи. Меня спросили:
А вы знаете Давида Ойстраха?
– Это звучало так, как будто вопрос этот был обращён к чеховскому Ваньке. Я, конечно же, знал начинавшего приобретать известность скрипача, но на вопрос ответил вопросом:
– А  вы  знаете  Павла  Сухомлинова?
– Публика  повернулась  ко  мне, удивлённо рассматривая.
А  это  ещё  кто  такой?
А это командир бригады подводных лодок на Чёрном море, контр-адмирал.
Ну-у! О-о-о! – завыла  «элита».
Я оделся и вышел в город. Понимая всю несовместимость сравнения, мне по-лейтенантски было обидно за своего комбрига. Обратно в эту утончённо-интеллигентскую «компашку», где говорили на каком-то своем особом языке, я не возвращался никогда…
В ноябре 1953 года начальником штаба бригады был назначен капитан 2 ранга Надеждин Алексей Фёдорович.
При мне в состав бригады входило одиннадцать подводных лодок: С-63 капитана 2 ранга Кузнецова Л.М., С-64 капитана 2 ранга Велтистова Г.Н., С-65 капитана 2 ранга Семёнова С.М., С-66 капитана 3 ранга Капустина Н.И., С-67 капитана 2 ранга Прибавина А.Н., С-68 капитана 3 ранга Агафонова К.А., С-69 капитана 2 ранга Яковлева А.С., С-70 капитана 3 ранга Рыбалко Л.Ф., С-71 капитана 3 ранга Шилюка П.И., С-72 капитана 3 ранга Дягилева П.И., а также М-115 ХП-ой серии (участница боевых действий на Черноморском флоте с 1944 года) капитан-лейтенанта Сиринова Н.И. Последняя с декабря 1953 года была переведена на штат плавучей станции живучести, а в последующем — в плавучую зарядовую станцию. Кроме того, в бригаду входил, как корабль – цель, эсминец "Лётный" под командованием капитана 3 ранга Сайченко Н.В. Бригада также располагала учебными минно-торпедным и артиллерийским кабинетами и береговой базой.
Придя с моря, я обнаружил некоторых своих однокашников, вместе со мной досрочно выпущенных из училища лейтенантов: Крекшина Л.П., Можайского A.M., Гарина В.В., Калашникова Н.Н., Троицкого А.В., Ларионова В.М., Тарановского О.О., Сочихина А.С., , Белоброва А.Н., Зыкова А.И., Кириллова М.М. Но мы почти не встречались, так как большими темпами шло освоение новых лодок и оружия, и это приходилось чаще всего делать в море. В базу приходили лишь для небольшого ремонта, загрузки оружия и продуктов. Так что судьба быстро разбросала нас по всем флотам и различным базам.


Севастополь, сентябрь 1953 года.
Два утомлённых и грустных лейтенанта иногда встречались вне службы, чтобы вместе отдохнуть от неё

Впрочем, иногда из находившейся напротив 180-ой бригады учебных и строящихся подводных лодок приходил ко мне мой училищный приятель Валентин Лентовский, и нам удавалось проводить вместе редкие воскресные дни.
 А Юрий Москвитин не забыл, что в состав офицерского коллектива лодки необходимо было принять вновь прибывших: Николая Рыкунова и меня. Не прошло и трёх дней после прибытия в базу, как помощник командира, очевидно, сохраняя традицию, спланировал такой приём на вечер, когда командование лодки убудет по своим домам. Материальное обеспечение было чрезвычайно простым: Рыкунову поручалось обеспечить коллектив водкой в необходимом и достаточном количестве, а мне – оснастить стол хлебом и двумя метрами колбасы. Дело было, в принципе, простое. Вокруг бригады располагалось четыре - пять ларьков, где имелась вся необходимая снедь. Всё было закуплено, и, когда весь наш холостяцкий коллектив расселся за столом, Юрий Дмитриевич взял линейку и стал замерять длину купленной мною колбасы.
– Вам сколько было сказано купить колбасы?
– Два метра, – ответил я.
– Здесь – метр 86 сантиметров! Извольте докупить!!!
Все ларьки вокруг бригады были уже закрыты. Единственным местом, где что-то можно было раздобыть, оставался ресторан железнодорожного вокзала. Сев на троллейбус, я направился на вокзал. Еле упросил швейцара, чтобы он пропустил меня в зал. Ресторан был переполнен. Играл оркестр, в клубах табачного дыма кружились танцующие пары, бегали обалдевшие официанты. Наконец, поймав одного за руку, я упросил его за соответствующую мзду принести мне 14 сантиметров колбасы, можно и больше, но не менее 14 сантиметров. Недоверчиво и несколько удивлённо посмотрев на меня, он сказал:
– Может, 100 граммов еще?
– Можно, только скорее!
Вернулся я в разгар приёма.
Не обижайся, друг, но это тебе первый урок исполнительности. На лодке без этого нельзя, – сказал Москвитин и поднял тост за нового члена дружного офицерского коллектива подводной лодки С-68.
За оставшиеся дни октября у нас было два или три выхода в море, и я сдал установленные зачёты на допуск к самостоятельному несению якорной и ходовой вахты. Командир лодки, принимая от меня зачёт по начальным действиям при выходе в торпедную атаку, разрешил довести её до конца и был удивлён, что атака мне удалась. Вот она школа Лонциха! К этому же времени я полностью закрыл весь зачётный лист на допуск к самостоятельному управлению артиллерийской и минно-торпедной боевой частью.
30 октября 1953 года приказом Командующего ЧФ я был назначен командиром БЧ-2-3 на своей же подводной лодке. В этом же приказе новые назначения получили: старший лейтенант Жильцов Л.М. – старшим помощником командира ПЛ  С-61 вместо ушедшего на учёбу старшего лейтенанта Затеева Н.В.; старший лейтенант Каравашкин B.C. стал старшим помощником командира ПЛ  С-78; старший лейтенант Кусмарцев Е.М. стал помощником командира на нашей же лодке вместо перешедшего на другую лодку Москвитина Ю.Д.

 
ПЛ С-68, 1954 год.
Помощник командира Е. Кусмарцев, штурман Н. Рыкунов, минёр В. Лебедько
 
Отрадно было отметить, что мои однокашники Крекшин Л.П. и Спасский В.Ф. также стали командирами боевых частей вместе со мной. Мы стали первыми командирами боевых частей уже тогда, когда наше училище ещё не произвело своего основного выпуска.
Теперь в заведовании у меня прибавилась артиллерия. В те годы,  в связи с развитием ракетного оружия, много было споров: нужна ли лодке артиллерия? Большинство склонялось к тому, чтобы снять артиллерию с лодок, и в этом была своя логика: ненамного, но увеличивалась подводная скорость, да и самолёты летали и применяли своё оружие с таких высот, на которых их было не достать. Мне было жалко своих пушек, всё же где-то в душе, но у меня была артиллерийская жилка. Ну а пока командир отделения комендоров старшина 1 статьи Скалецкий Василий Сергеевич обхаживал свои пушки, как малых детей.
Носовая 25-миллиметровая артустановка 2м-8 спаренная автоматическая с прицельным устройством, состоящим из механического кольцевого визира, приводилась в вертикальное и горизонтальное наведение гидравликой. Боепитание осуществлялось обоймами по 7 патронов в каждой. Дальность стрельбы составляла 7,5 км, досягаемость по высоте – 2,8 км. Здесь хозяином был старший матрос Яшунин Иван Андреевич.
Кормовая 57-миллиметровая спаренная артустановка СМ-24-ЗИФ имела также обойменное питание, управлялась гидравликой и вручную. Дальность стрельбы – 13,2 км, досягаемость по высоте – 7 км.
После подъёма флага, когда команда большей частью спускалась вниз, я иногда прислонялся щекой к стволу, гладил его незаметно и говорил про себя: "Хорошая, хорошая, не подведи, если что...". Но Скалецкий, относящийся к артиллерийским познаниям подводников, мягко говоря, с большим недоверием, увидел моё отношение к своим подопечным, и между нами сложилось полное взаимопонимание управляющего огнём минного офицера и командира орудия. В море, при качке, трудно было научить расчёт орудия к автоматическим действиям, которые были необходимы при фактической боевой обстановке. Поэтому чаще всего тренировки проводились в базе.
Скалецкий – эксцентричная натура, цыган, комсомольский вожак экипажа – тренировал свой расчёт из четырёх человек до одури. Это была не какая-то его прихоть. Всё дело было в том, что расчёт набирался из разных боевых частей. Был в нём только один свой человек – торпедист. Другие часто менялись, потом приходили новые и так далее. Простые крестьянские парни со свойственным им любопытством быстро усваивали свои обязанности в расчёте. Наблюдаю за тренировкой:
– Неправильная стойка, неверный захват снаряда приводит к лиштрате драгоценного времени. Больше того, это сковывает действия заряжающего, делает движения его угловатыми, неточными, и это сказывается на работе всего расчета, – объясняет Скалецкий.
Заслуженным авторитетом, как лучший наводчик, пользовался на лодке матрос Зенченко. Казалось, по какой двигающейся цели можно тренировать наводчика, стоя у причала? Эта проблема была разрешена: Зенченко предложили тренироваться по автотранспорту и троллейбусам, идущим от железнодорожного вокзала наверх в центр города. Плюс к этому. каждый удобный момент в море также использовался для приобретения устойчивых навыков в наводке. Зенченко держал пойманную цель в любых условиях, позволяющих применять артиллерию.
Но всё же главное внимание мне приходилось уделять торпедному оружию. В тот год проводился отстрел новых торпед САЭТ-50. Коллектив минно-торпедной части сложился неплохой. Старшины и матросы дело своё знали. Вели себя дисциплинированно и практически являлись образцовой командой на лодке. Беспокоил, правда, старшина команды торпедистов старшина 1 статьи сверхсрочной службы Шанцев Н.П. Это был первоклассный специалист, пользовавшийся большим авторитетом у командования не только лодки, но и соединения. В служебное время это был незаменимый торпедист на бригаде. В свободное от службы время бывало, напивался «в стельку», и всё это сходило ему с рук, и, что самое удивительное, с меня никто за него не спрашивал. Был он на пять лет старше меня и не особенно со мной делился причинами своих выпивок. Что-то не ладилось у него в личной жизни. Говорили, что его знал лично Командующий флотом, и потому из кандидатов партии его не исключили, но и в партию не принимали.
Я в то время учился в вечернем Университете Марксизма-Ленинизма при Политуправлении ЧФ, и меня исключили из университета не за Шанцева, а за матроса Лапчука М.И., получившего тройку на итоговых политзанятиях. Радиометрист Лапчук с приходом на лодку заявил, что он своей специальности не знает, а мог бы чинить обувь экипажу лодки. Для старпома и помощника Лапчук был просто находкой. Не меняя военно-учётной специальности, его перевели в строевые, определили каморку, где он с удовольствием занялся починкой обуви, которой, казалось, не было конца. Одновременно его перевели, как строевого, в моё подчинение. На лодку и в море он не ходил, но с работой сапожника справлялся отлично. Однако ответственность за его боевую и политическую подготовку была на мне.
– Товарищ Лапчук, почему вы так плохо занимаетесь на политзанятиях? Может что-то вам мешает или нужна какая-то помощь? – спросил я его после объявления мне об исключении из университета.
– Товарищ лейтенант, ничто мне не мешает, а просто, когда я читаю "Как жили и боролись рабочие и крестьяне", то у меня слёзы текут, и я ничего не запоминаю.
«Вот ещё камень на мою шею, – подумал я, – но ничего не сделаешь».
Исключением из университета я огорчён не был, так как понимал, что при такой загруженности по службе, заниматься философией мне ни к чему.
Отстрел торпед шёл беспрерывно. Приготовление торпед, погрузка, выход в море, торпедные атаки, следовавшие одна за другой. Редкие свободные воскресные дни, да и то в городском патруле, а затем опять приготовление, опять погрузка и так далее. К себе домой, на улицу Карла Либкнехта, я приходил редко и не вешал китель на вешалку, а ставил его на пол – до такой степени он был пропотевшим и промасленным. От этой картины мать приходила в ужас.
В торпедную мастерскую для приготовления торпед мы шли на шлюпке вчетвером: я, Шанцев, командир отделения Долгоненко и торпедист Фролов. Старший торпедист Рубцов оставался на лодке для приготовления торпедных аппаратов и торпедопогрузочного устройства. Как правило, это бывало сразу после подъёма флага. Солнце ещё только поднималось со стороны Максимовой дачи, а наша шлюпка, разрезая светло-зелёною воду, скользила мимо стоящих у стенок кораблей. Оживал Морской завод, начинался новый рабочий день Севастополя. Я очень любил эти утренние часы, наполнявшие душу какой-то морской свежестью и силой.
На складе флота мы проводили предварительное приготовление торпед, включавшее в себя около тридцати различных операций. Эту работу выполнял лично Шанцев с помощью своих торпедистов и некоторых мастеровых. Затем торпеду на барже перевозили на причал, где стояла лодка. Здесь проводилось окончательное приготовление торпеды.
Перед погрузкой торпеды в торпедный аппарат я сам лично проводил проверку подготовленности торпеды по контрольно-опросному листу. Этот лист включал до тридцати-сорока проверок. Например, установку рулей, дистанции на приборе расстояния, угловую установку на приборе курса, установку глубины гидростата, давление воздуха в баллонах, заряженность аккумуляторной батареи, сопротивление изоляции, закрытие запирающих запоров и другие вопросы. Если это была боевая торпеда, то я убеждался в том, что дистанционный механизм взрывателя установлен на предельную дистанцию, предохранительные чеки ударника и взрывателя вынуты. Их я клал себе в карман, а затем перекладывал в свой сейф на лодке.
Готовую к погрузке торпеду обдували сжатым воздухом, насухо протирали, смазывали специальной смазкой и подавали на загрузку в торпедный аппарат. Весь личный состав лодки занимал свои боевые посты по команде: «По местам стоять к загрузке торпед». Контрольно-опросные листы подписывались мною, один экземпляр сдавался на базу, а другой я укладывал в свой лодочный сейф. Заряженную в аппарат торпеду не оставляли без внимания: один раз в сутки вентилировали аккумуляторную батарею торпеды и один раз в трое суток производили подзарядку аккумуляторной батареи до 1,5-2-х часов в зависимости от температуры в отсеке. В общем, весь, этот процесс напоминал осторожное и очень внимательное обхаживание малого ребёнка.
В эти дни на бригаду прибыли мичманы-стажёры – мои однокашники. К нам на лодку назначили мичмана Свибильского Валентина Михайловича. Он во многом мне помогал и особенно в составлении отчётов по торпедным стрельбам, коих было по крайней мере три или четыре за один выход. Эти отчёты нужно было представить командиру лодки уже на траверзе Херсонесского маяка при возвращении с моря в Севастополь.
 
 
 Севастополь, сентябрь 1953 года.
Мичман Свибильский – стажёр командира торпедной группы ПЛ С-68
 

Немає коментарів: