На днях прочел интерью капитана 1- го ранга,бывшего
командира атомной подводной лодки К-182 Петренко Сергея Яковлевича,который
сменил на этой должности многоуважаемого мною контр-адмирала Наумова Владлена
Васильевича. Я ознакомил Владлена Васильевича с этим интерью его сменщика и попросил
его дополнить то,что было не сказано.И вот что написал первый
командир АПЛ К-182 ,контр-адмирал Наумов
Владлен Васильевич в своем письме автору блога…(В.Мазуренко)
Сергей Яковлевич говорит
об азбучных истинах подводной службы. Я обратил внимание, что во время его
службы на отдельных кораблях, случалась аварийная обстановка, а мне повезло
больше. Я могу только вспомнить как на К-104, когда я там был помощником, во
время боевой службы было 2 предпосылки по вине личного состава: одна,когда командир
групп БЧ-2 пытался скрыть факт попадания забортной воды в контейнер с крылатой
ракетой (заметил прикомандированный помфлагмеха, всплыли заделали эпоксидкой
дыру и течи не было даже при погружении до 300 метров.)
, а второй
случай, когда я как вахтенный офицер подвсплывая под перископ принял в
уравнительную около 30 тонн воду, чтобы не выскочить на поверхность, а командир
погружаясь по боевой тревоге, не стал увеличивать скорость (на чём я
настаивал), потому что мы проходили Фаррео-Исландский рубеж , где обычно
паслись лодки США и командир не хотел повышать шумность, поэтому не увеличивая
хода пытался удержать лодку путём откачки из уравнительной пока не достиг
предельной глубины 300
метров где начал продувать среднюю и всплыл на 50 метров.Более шумного действия
придумать было нельзя. Однако и механики задумались, почему мне пришлось так
много принимать в уравнительную при подвсплытии. Оказалось, что в течении
длительного времени поддувалась через плохо обжатый клапан ВВД
аварийно-балластная цистерна и в ней образовался пузырь,расширявшийся при
всплытии и быстро сжимавшийся при погружении, так как по правилам в
походе у неё кингстоны были открыты, а продуваться она должна была в случае
аварийного заполнения контейнера с ракетой водой. Ну и когда я уже был
командиром К-104 в доке газорезчик поджёг резину в междубортном пространстве,
вырезая трещины в лёгком корпусе из маломагнитки. Дым, заметил я, со старпомом
поднявшись на мостик после проворачивания и тренировок по борьбе за живучесть,
на мой вопрос, что случилось офицер -"пожарник" доложил, что у него
всё в порядке и матрос с ним рядом с ведром и с огнетушителем, но тут из
междубортного пространства показалось пламя и я объявил аварийную тревогу.
Когда на лодку подали 6 шлангов с водой пламя сбили и 6 часов продолжали лить
воду, пока резина не прекратила попытки разгореться снова. Самое сложное
оказалось для флагманского механика, которому приказали подготовить приказ о наказании за
пожар, разобраться кого и как наказывать, когда все действия экипажа и
командования исключительно соответствовали правилам и наставлениям. Всё,
больше ничего не припомню. На К-182 были только мелкие поломки механизмов.
Вероятно потому, что я командовал новый лодкой, которая как и вся советская
техника 5 лет работала без замечаний. Вот у Петренко Сергея Яковлевича было сложнее, был
продлён межремонтный срок, а механизмы этого продления не хотели признавать,
даже была какая-то залепуха с радиоактивностью установки.Поэтому он и уделил
так много внимания борьбе с аварийностью. С годковщиной на корабле у меня обстояло
благополучно:Первое- годкуют обычно те люди, который натерпелись от годков, При
наборе экипажа я ночью вместе с замом и механиком на 31-й дивизии отобрали 20
человек из прибывшего в Гаджиево пополнения по принципу, средне-техническое
образование, отличное окончание учебного отряда, отсутствие взысканий. Затем
они прошли учебный центр и сплотились. Старослужащие были набраны очень
небольшими группами по годам призыва, ведь не всем предстояло плавать.По
последнему году было 2-3 человека, вполне приличные люди и они просто
назначались старшими в разных случаях повседневной жизни.Помниться когда из
следующего набора ставший старослужащим матрос, годный только на то, чтобы быть
вестовым наехал на одного из этой двадцатки со словами ,что он годок, был
повержен на пол коротким ударом в челюсть и больше о подобных инцидентах я не
слышал. Когда эти ребята стали годками их количество конечно уменьшилось, так
как, чтобы их разбавить пришлось кое кого отпустить на другие корабли, но в
пример всем они себя выделять в качестве годков не стали, им достаточно было
уважения команды в качестве грамотных специалистов и отличных старших
товарищей. Думаю, что эта традиция существовала достаточно долго, медленно
ослабляясь. Приходилось её поддерживать и силовыми методами после ухода этих
ребят. Одна интересная особенность, самыми крутыми годками стараются быть
прежде всего никчёмные специалисты и недисциплинированные люди с низким интиллектом.
Когда после ухода двадцатки, один из таких годков пытался качать права я
объявил команде, что он поедет домой под ёлочку, в отличие от своих самых
лучших товарищей которые уедут в течение недели после приказа. Самое трудное
оказалось для меня, выполнить обещание, сопротивляясь требованиям строевой
части дивизии уволить разгильдяя раньше, чтобы он у них не числился. Но
благодаря тому, что корабль в это время был в доковом ремонте вне базы, я
назначив его старшим по гальюну на доке не допускал ни до каких-либо работ на
корабле и обещание выполнил в назидание всем последующим годкам. Предполагаю,
что Петренко такой профилактики не проводил, как и большинство командиров
,грозящих разгильдяям немыслимыми карами, но не выдерживая их присутствия быстренько
избавлялись от них , хотя часто и в последнюю очередь. Что сказать о Сергее
Яковлевиче, когда он был старпомом он меня вполне устраивал, хотя и вызывал
сомнения своими приоритетами в жизни. Если у меня на первом месте была служба,на
втором семья, на третьем своё благополучие, то у него по моему мнению,как у
представителя другого поколения на первом своя личность, на втором семья и на
третьем служба. Не скрывая от командования дивизии своих претензий к нему я тем
не менее убедил комдива, что необходимо вместо меня назначить командиром
Петренко. Возможно став командиром он подкорректировал свои приоритеты. Когда
на Новый год я одному из своих бывших офицеров, достаточно критичных в оценке
своих командиров передал поздравление и от Петренко, то офицер поблагодарил
меня сказав, что для него это поздравление дорого,так как ему пришлось долгое
время служить под командой Петренко и с этим многое связано. Пожалуй всё,
можно было бы ещё порассуждать о природе годковщины, которой на подводных
лодках в конце 50-х годов вообще не было и почему, но это если интересно, то
как-нибудь потом. А сейчас с добрым утром, Вячеслав Николаевич! Хорошего,
успешного дня и здоровья. С уважением, Владлен.
На фотографии-
встреча подводников К-182.2010г Владлен Васильевич Наумов в центре.
Выражаю глубокую признательность и благодарность Владлену Васильевичу за его письмо.
Немає коментарів:
Дописати коментар