Вот как характеризовал его знаменитый подводник И.
Колышкин: "Наш штурман Витя Котельников пришел на флот по
путевке комсомола и был направлен в военно- морское училище. Оттуда он попал в
училище имени Фрунзе, которое и окончил в 1931 году. Потом он плавал год
штурманом на "барсе", а затем получил назначение на "Д-1".
Человек он прямой, открытый, честный. Службе отдается весь до конца. И, несмотря
на свою командирскую молодость, штурманскую специальность успел освоить, как
следует. С таким товарищем и служить вместе приятно, и дружить хорошо..."
В сентябре 1933 года в Мурманск вместе с другими
кораблями прибыла подводная лодка "Красногвардеец" ("Д-3").
По только что вошедшему в строй Беломорско-Бал-тийскому каналу ее провел
штурман Котельников. Затем на этой же лодке Виктор Николаевич ходил сначала
старшим помощником, а с конца 1937 года - командиром.
В февральские дни 1938 года подводная лодка
"Д-3" под командованием старшего лейтенанта В. Котельникова принимала
активное участие в спасении папанинцев. "Д-3" вышла из базы 5
февраля. Поход протекал в сложных условиях. Разыгрался девятибалльный шторм,
налетали снежные заряды. В Датском проливе по курсу "Д-3" стали
часто попадаться вначале небольшие, а затем и обширные льдины. При следовании
к центральной части пролива лодка была вынуждена несколько раз пересекать в
надводном положении узкие полосы мелкобитого льда. Когда "Д-3" подошла
к очередной такой перемычке, старший лейтенант В. Котельников получил
разрешение провести пробное погружение. Лодка прошла ледовую перемычку в
подводном положении на глубине 50 метров. Всего она находилась подо льдами
около 30 минут. Так старший лейтенант В. Котельников первым из командиров
североморцев положил начало подледному плаванию в Военно-Морском Флоте. В этом
же походе "Д-3" первой из североморских подводных лодок пересекла нулевой
меридиан.
Как одного из самых подготовленных командиров, в мае
1941 года Виктора Николаевича Котельникова назначили на только что
построенный подводный крейсер "К-22". Начало Великой Отечественной
войны застало лодку в Кронштадте. В августе последовал приказ "К-22"
перейти в состав Северного флота, а в октябре лодка пришвартовалась в Полярном,
вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.
С 29 октября по 18 ноября 1941 года "К-22"
совершила свой первый боевой поход - к рубежу Вест-фьорд. Боевого соприкосновения
с противником не было.
6 декабря 1941 года лодка вышла на минирование узких
проливов у Хаммерфеста (о. Рольвсе и пролив Рольвсе-сунд) и патрулирование на
коммуникациях противника. На минах, поставленных "К-22", 9 декабря
1941 года подорвался и затонул вражеский транспорт в 5 тысяч тонн. В этот же
день лодка в надводном положении выполнила постановку 20 мин.
8 январе 1942 года подводная лодка под командованием
Котельникова одержала блестящую победу: в Тана-фьорде она потопила два
транспорта противника и сторожевой корабль.
С 26 марта по 9 апреля 1942 года лодка выходила на
боевую позицию у мыса Нордкап. 3 апреля 1942 года в районе мыса Слетнес
"К-22" из подводного положения атаковала конвой, состоявший из
транспорта и двух сторожевых кораблей охранения.
9 апреля 1942 года лодка покинула боевую позицию для
оказания помощи подорвавшейся на мине "Щ-421". Около полудня
"К-22" подошла к "Щ-421", после безуспешных попыток
буксировки сняла с нее экипаж и потопила лодку торпедой. На следующий день
"К-22" вошла в Екатерининскую гавань. Вечером в Доме офицеров
состоялся митинг. Чествовали экипаж "К-22". Приказом народного
комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года №72 за успешное
выполнение заданий командования, подводной лодке "К-22" было присвоено
гвардейское звание. Капитану 2 ранга В.Н. Котельникову командующий флотом
прикрепил к кителю орден Красного Знамени.
Под командованием гвардии капитана 2 ранга В.
Котельникова гвардейская "К-22" выходила в море еще два раза. Затем
Виктор Николаевич стал командиром дивизиона подводных лодок.
3 февраля 1943 года "К-22" вышла в совместный
с "К-3" боевой поход. На гвардейской "К-22", командиром
которой был назначен капитан 3 ранга В.Ф. Кульба-кин, шел командир дивизиона
подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников. До 7 февраля лодки
действовали совместно, а затем в начавшийся сильный шторм связь была потеряна.
Потопив 2 транспорта, "К-3" 14 февраля возвратилась в базу. Но
победы не радовали в эти дни моряков бригады. Всех тревожила судьба боевых
друзей-гвардейцев с "К-22". Вышли все сроки ожидания, и североморцы
вынуждены были смириться с мыслью о том, что этот боевой поход для
"К-22" оказался последним. Предположительно, лодка погибла 7
февраля 1943 года в районе мыса Харбакен, вероятнее всего в результате аварии.
Вместе с героическим экипажем погиб замечательный подводник гвардии капитан 1
ранга Виктор Николаевич Котельников.
14 июня 1949 года на заседании исполкома Полярного городского
Совета депутатов трудящихся был принят протокол № 17 "О переименовании
улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания". На основании
данного Протокола улица 2 линия была переименована и названа в честь
героя-североморца В.Н. Котельникова. А в 1987 году, на основании принятого
исполкомом Полярного горсовета народных депутатов решения от 26 февраля №11
"Об упорядочении названий улиц, нумерации домов, подъездов и квартир в
Полярном", название "улица Котельникова" было перенесено на ул.
Советскую: улица Советская частично была переименована и названа именем В.Н.
Котельникова.
По материалам-http://pamyatnic.ucoz.ru/index/ulica_kotelnikova/0-26
Немає коментарів:
Дописати коментар