неділя, березня 17, 2013

Боевые действия немецких, румынских и итальянских подводных лодок на Черном море в период ВОВ 1941-1945гг.(часть вторая)

Наша история
U-20 в порту Констанца
Климатические условия района позволяли авиации, торпедным катерам и подводным лодкам действовать круглый год. Однако опыт дозорной службы на Чёрном море в 1942 году показал, что сторожевые корабли и самолёты МБР-2, не имеющие радиолокационной и гидроакустической аппаратуры, слабо вооружённые артиллерией, пулемётами и бомбами, оснащенные маломощными средствами связи, не могли обеспечить своевременное обнаружение подводных лодок, надводных кораблей и воздушных сил противника, пересекающих линию дозора. Главной базой вражеского флота являлась Констанца. Кроме неё корабли противника базировались в Варне, Бургасе, Си лине, а так же в Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи и позднее в Анапе и портах Азовского моря: Осипенко, Мариуполе, Таганроге. Всего к началу обороны Кавказа гитлеровцы имели на Чёрном море вспомогательный крейсер, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, 4 сторожевых корабля, 4 канонерские лодки, 7 подводных лодок, 16 торпедных катеров, 13 тральщиков, 30 сторожевых катеров, около 100 быстроходных десантных барж и 2 минных заградителя. Черноморский флот на начало военных действий имел: 1 линейный корабль, 5 крейсеров, 17 лидеров и эскадренных миноносцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 сторожевых катера, 78 торпедных катеров, 44 подводные лодки и 625 самолётов. Главную опасность для наших конвоев и транспортов представляла авиация противника, аэродромы которой находились в 300-350 км от берега, и за один час она могла достигать района наших морских путей. С занятием немецко-фашистскими войсками аэродромов Кубани это время уменьшилось до 30 минут. Ввиду большой опасности налётов вражеской авиации плавание транспорта происходило только на участке Батуми-Туапсе. На участке Туапсе-Геленджик перевозку осуществляли только малотоннажные суда, баржи, катера и парусно-моторные шхуны. Именно этот район и выбрали немецкие подводники, прибывшие на Черноморский театр военных действий. Сформированные в 30-ю флотилию подводных лодок Кригсмарине, имея уже боевой опыт ведения подводной войны в Северном и Балтийском морях, «челноки» (так называли немецкие U-боты) доставили определённые неприятности нашей противолодочной обороне и движению конвоев на упомянутой выше комму¬никации в Чёрном море.
О действии флотилии немецких, румынских и итальянских подвод¬ных лодок на Чёрном море и пойдет речь.
Боевой опыт в начальный период Великой Отечественной войны на Чёрном море показал, сколь важны различные виды обеспечения и, в частности, эффективная разведка на театре военных действий. Соответствующие органы Черноморского флота не смогли полностью обеспечить командование флота достоверной информацией о противнике. Так, в разведотделе Черноморского флота считали, что на театре находятся 10-12 неприятельских подводных лодок к началу военных действий. Этой ошибочной информацией пытались объяснить случаи потери транспортов. В телеграмме командующего флотом вице-адмирала Ф. Октябрьско¬го, направленной 26 июня 1941 года командирам Военно-морских баз, к числу... «главных и сильных врагов», кроме авиации, причислялись и подводные лодки, которых, как указывалось в телеграмме, «немцы притащили в Чёрное море, видимо, не один десяток». Несуществующие подводные лодки с началом войны неоднократно «обнаруживались» на подходах к нашим базам: только 25 июня 1941 года по ним «проводились» атаки - у Новороссийска, Батуми, Сарыча, а 26 июня 1941 года у Севастополя мнимая подводная лодка была, по докла¬ду, даже «потоплена». Преувеличение подводной угрозы на театре созда¬вало излишнее напряжение сил противолодочной обороны флота. Какова же была действительность? Наличие литературы, как отечественной, так и зарубежной, появившейся в последнее время о деятельности подводных лодок стран, принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, позволяет сделать с определённой точностью следующий вывод. Фактически до лета 1942 года на Черноморском театре военных действий противник имел только одну подводную лодку «Делфинул», принадлежащую Румынскому Военно-морскому флоту, которая в начале войны не сделала ни одного выхода в море на коммуникации, а всего лишь несла патрульную службу в 60 милях от Главной военно-морской базы Оси на Чёрном море - Констанце.

Немає коментарів: