субота, березня 16, 2013

ОБ ЭТОМ ПИСАЛИ..(Архив.2006 г Из жизни подводного флота)

Субмарина только тлела... 




13 апреля в доке закрытого города Вилючинска (полуостров Камчатка) возникла пожарная ситуация на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота (ТОФ). По поводу этого из управления ТОФа во Владивостоке и из штаб-квартиры Военно-морского флота (ВМФ) в Москве поступала весьма противоречивая информация. Сначала о пожаре со ссылкой на источник на ТОФе поведали некоторые СМИ. Немедленно командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров опроверг данные сообщения, назвав их «не иначе как дезинформацией». «Никаких инцидентов на кораблях флота в минувшие дни не зафиксировано, – подчеркнул адмирал. – Все корабли и подводные лодки находятся в базах в готовности выйти в море по приказу командования. Часть из них проходит плановый ремонт».

Через три часа после этого помощник главкома ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало заявил, что имел место не факт пожара, а «на одной из подводных лодок произошло незначительное возгорание и задымление отсека при проведении сварочных работ». В телефонном разговоре с обозревателем «НВО» каперанг, ссылаясь на лежащий перед ним доклад командующего ТОФ, дополнительно сообщил, что субмарина действительно была атомная, а во время упомянутых работ на ней возгорелась и начала тлеть ветошь. «В результате чего было зафиксировано задымление одного из помещений отсека подводной лодки», – сказал Игорь Дыгало. На вопрос, почему же об этом умолчал адмирал Федоров, помглавкома ответил, что не по чину командующему говорить о тряпках. К тому же, по словам капитана 1 ранга, «согласно руководящим документам, случившееся не является ни происшествием, ни пожаром». «Да и опасности это не представляло, – отметил Игорь Дыгало. – Возгорание было тут же ликвидировано штатными средствами пожаротушения. Об угрозе взрыва или радиационного заражения говорить также не приходится. Отсек подводной лодки был проветрен и ремонтные работы продолжены. Никто не пострадал».
«Морякам, конечно, виднее, что считать чрезвычайным происшествием на сложной морской технике, а что к таковым не относить, – сказал «НВО», комментируя данный случай, историк отечественного и мирового подводного флота, автор недавно вышедшего шеститомника об истории субмарин Анатолий Тарас. – Известно, что аналогичные «возгорания ветоши» во время сварочных работ приводили к довольно серьезным ЧП, особенно если это случалось на атомных подводных лодках. В отдельных случаях доходило и до локальных экологических катастроф. Вообще любая авария на подлодке с ядерной силовой установкой почти всегда чревата радиоактивным заражением окружающей среды. Потому что вполне возможна разгерметизация спецотсека, где находится реактор. Конечно, там предусмотрены разные степени защиты, но всегда нужно судить по худшему варианту. Что касается угрозы ядерного взрыва, то это крайне маловероятно: за всю историю был один малый ядерный взрыв – где-то на самом начальном этапе эксплуатации АПЛ».
По словам эксперта, с 1950 года только отечественный флот знал не менее 40 возгораний на атомных и дизельных субмаринах, случившихся в результате короткого замыкания электропроводки, сварочных работ, взрывов и прочих причин. Эти ЧП привели к тем или иным серьезным последствиям, связанным с жертвами, в том числе и с многочисленными.
Наиболее значительные катастрофы вследствие пожаров на подводных лодках
14 января 1962 года потерпела катастрофу дизельная лодка Б-37 в Заполярье. Пожар начался в базе, локализовать его не удалось, что привело к взрыву 12 торпед. Субмарина мгновенно затонула. Погиб весь экипаж и все моряки, находившиеся в тот момент на пирсе, – всего 122 человека.
8 апреля 1970 года вспыхнул огонь на подводном атомоходе К-8. Субмарина шла на глубине 140 м. Лодка всплыла. К утру 9 апреля выяснилось, что из 125 человек экипажа погибли 30. Катастрофа развивалась, корабль затонул, и общее число жертв составило 52 человека.
24 февраля 1972 года начался пожар на атомной подлодке К-19 (той самой, о которой американцы сняли скандальный фильм). Огонь возник из-за лопнувшего трубопровода, масло из которого попало на фильтр очистки. Погибло 28 членов экипажа. Лодка осталась на плаву, но 12 человек оказались отрезанными в девятом и десятом отсеках, и пока субмарину буксировали, они провели там 23 дня без еды, потеряв при этом по 25–30 кг веса, во время эвакуации уже не могли самостоятельно передвигаться, их выносили на руках.
1980 год (точная дата неизвестна). Горит атомоход К-66. Радиоактивное заражение было такое, что лодку пришлось списать. Сведения о подробностях катастрофы и о числе погибших не обнародованы по сей день.
21 августа 1981 года. Возгорание на борту атомной подводной лодки К-122. Пожар привел к радиоактивному заражению корабля. Члены экипажа получили большую дозу облучения. АПЛ сумела вернуться на базу, но 14 моряков умерли от лучевой болезни. Субмарину списали.
10 августа 1985 года в поселке Дунай (Приморский край) на лодке К-431 Тихоокеанского флота во время замены отработанного топлива ядерного реактора в результате накопления значительной тепловой энергии произошел взрыв (не атомный), сорвало крышку. Точное число жертв неизвестно до сих пор. Специалисты полагают, что погиб весь экипаж К-431. Радиоактивному заражению подверглась не только эта лодка и ее останки, но и соседняя субмарина К-42. Она была списана, залита бетоном. Также подверглись заражению вся бухта и судоремонтный завод.
3 октября 1986 года. Пылает атомная подлодка стратегического назначения К-219. В результате короткого замыкания в четвертом отсеке возник пожар. Затем в ракетной шахте произошел мощный взрыв. Днем 5 октября АПЛ начали буксировать, но утром следующего дня она стала тонуть. Число жертв неизвестно. Имеются снимки этой субмарины в надводном положении, сделанные американской авиацией.
7 апреля 1989 года в Норвежском море тонет глубоководная экспериментальная АПЛ К-278 «Комсомолец», находящаяся в эксплуатации всего шесть месяцев. Пожар на этой современнейшей по тому времени субмарине вспыхнул под водой, затушить его не удалось, и лодка всплыла. Командование никак не хотело давать «добро», чтобы атомоход спасали норвежцы («Комсомолец» находился недалеко от берегов Норвегии). Огонь довольно быстро выжег несколько отсеков, и К-278 начала тонуть. Средства спасения оказались несовершенны – экипажу удалось раскрыть только один плотик. Люди оказались в ледяной воде. Помощь с Северного флота шла долго. 42 человека (в том числе и командир «Комсомольца») погибли главным образом в результате переохлаждения.



Немає коментарів: