четвер, березня 28, 2013

Боевые действия немецких, румынских и итальянских подводных лодок на Черном море в период ВОВ 1941-1945гг.(часть третья)

А что же Германия? 
К весне 1942 года немецкому верховному командованию стало ясно, что только силами авиации, слабого румынского флота и карликовыми итальянскими подводными лодками вести эффективную борьбу на коммуникациях в Чёрном море невозможно. К этому времени определилась позиция Турции, она по-прежнему симпатизировала Германии, но вступать в войну на её стороне не собира¬лась, равно как, руководствуясь конвенцией 1936 года, заключённой в Монтё, и пропускать через проливы Босфор и Дарданеллы немецкие военные корабли. Поэтому весной 1942 года немцами были начаты работы по пере¬броске легких сил, в том числе и подводных лодок, на Чёрное море сухопутным путём.
Траспортировка немецких подлодок к черному морю
Для переброски и передислокации были отобраны «челны» типа «ИВ»: U-9,U-18,U-19,U-20,U-23 и U-24, которые принимали участие в боевых действиях на Балтике ив 1941 году потопили там три советские подводные лодки: М-78, М-94 и М-99. Весной и осенью 1942 года отобранные подводные лодки двумя тройками перешли из Готенхафена в Киль, где были поставлены в сухой док. Там с них сняли аккумуляторные батареи, электромоторы, дизели и демонтировали рубки. Затем лодки опрокидывали на борт и окружали шестью специальными понтонами, образующими как бы ящик. В этом «ящике» их буксировали Кильским каналом и по Эльбе до Дрездена. Отсюда 425 км «челны» «плыли» по автостраде до Ингольштадта на Дунае на специальных 18-осных транспортёрах тоже на боку. Спущенные на Дунае лодки опять заключили в понтонные ящики и буксировали в румынский порт Галц. Там корабли полностью собирались и своим ходом переходили в Констанцу. Общая протяжённость маршрута транспортировки равнялась 2 400 км. Первыми к осени 1942 года в Констанцу прибыли подводные лодки: U-9 (командир обер-лейтенант Шмид-Вейхерт), U-10 (командир обер-лейтенаит Гауде) и U-24 (командир обер-лейтенант Петерсен). Корабли были сведены во вновь сформированную 30-ю флотилию подводных лодок Кригсмарине, командиром которой был назначен капитан-лейтенант Розенбаум.
Летом 1943 года (6 мая, 7 мая и 3 июня) прибыла вторая партия «челнов»: U-18 (командир обер-лейтенант Фляге), U-20 (командир обер-лейтенант Шолер) и U-23 (командир обер-лейтенант Вален). Отправлялось на Чёрное море не какое-то подразделение, а «отборные» подводные лодки, уже участвовавшие в боях. Основным пунктом базирования 30-й флотилии стала главная румынская военно-морская база Констанца. Боевые походы совершались так же из Севастополя и Феодосии. Передислоцированные подводные лодки начали боевые действия поздней осенью 1942 года. Первой ушла в боевой поход 27 октября 1942 года подводная лодка U-10 (Петерсен), которая 5 ноября в районе Туапсе торпедировала танкер «Москва», всадив ему торпеду в левый борт. Танкер загорелся, но был потушен силами судов Туапсинской военно-морской базы и буксирами служебно-вспомогательного флота порта Туапсе. 9 ноября лодка вернулась в базу. Второй 11 ноября 1942 года ушла в боевой поход U-9 (Шмидт-Вейхерт) на позицию в район Поти-Батуми. Эти оба выхода, в принципе, были пробными. Лодки не были снабжены радиолокаторами, трассы перехода советских судов ещё не были изучены, а визуальный поиск тёмными южными ночами был затруднён. Тем не менее, U-9 атаковала транспорт, стоящий у причала в Батумском порту. Однако атака закончилась тем, что торпеды взорвались в молу. Не дожидаясь возвращения U-9 в базу, 24 декабря в этот же район уходит U-24 в свой второй боевой поход, но уже под командой обер-лейтенанта Шолера. На этот раз, не имея боевого соприкосновения с транспортами и ко¬раблями Черноморского флота, лодка безрезультативно находилась в отведённом районе. 1 декабря с позиции возвращается U-9, так же совершив безрезультативный поход. Зато команде был предоставлен двухнедельный отдых. 16 декабря возвращается из похода и U-24. На смену ей вновь уходит U-9. Пробыв в море до 7 января 1943 года, она возвращается в базу. Таким образом в 1942 году «челны» совершили всего четыре боевых выхода на позицию в район Поти-Батуми и Туапсе, добившись повреждения танкера «Москва», где обнаруживались несколько раз и подвергались обстрелу береговой артиллерии и атакам наших самолётов. Есть предположение, что U-9 попала под бомбовый удар и получила повреждения, так как длительное время в поход не выходила.
Тем не менее, эти походы были не бесполезны для немецких подводников. Своеобразие местных условий - малые глубины, ограниченные возможности крупнотоннажных судов и т.д. заставляло командование Черноморского флота и группы войск использовать для перевозки плавсредства - буксиры, баржи, шаланды, парусно-моторные шхуны. Разобравшись с этим положением, немцы перестали ожидать «морских гигантов» и принялись кроме торпед использовать свои 20-миллиметровые зенитные автоматы против любых плавающих средств. Как указывалось выше, летом 1943 года на Чёрное море прибыла вторая партия «челнов». Все прибывшие на театр военных действий подводные лодки уже участвовали в боях. Определившись с обстановкой на театре, с января 1943 года подводные лодки немцев начали активней действовать на наших коммуникациях. Далее пойдёт повествование о действиях каждой немецкой подводной лодки чётко в хронологическом порядке последовательности выхода лодок на позиции, произведённых атаках и их результатах и сроках возвращения ло¬док в базу.
командир U-18 Карл Флиге
Первой 18 января 1943 года (далее год не будет указываться, так как речь пойдёт о 1943 годе) на позицию в район коммуникации Адлер- Сочи-Новороссийск ушла U-24 (Шолер). Вслед за ней 21 января на позицию Туапсе-Сочи уходит U-19 (Гауде). Первый успех, выпавший немецким подводникам в 1943 году достался командиру U-19 обер-лейтенанту Гауде, который 14 февраля около порта Поти торпедировал «стоящий без хода, ранее повреждённый транспорт «Красный Профинтерн». 18 февраля, не имея боевого соприкосновения с нашими судами, возвратилась U-24, а ещё через день, 19 февраля в базу вернулась и U-19. 14 марта в поход на позицию в район Гагры-Туапсе вновь уходит U-24, а через три дня -17 марта в море уходит и U-19, и после непродолжительного отдыха команды командир флотилии капитан-лейтенант Розенбаум вновь 14 апреля отправляет её на позицию в район Туапсе-Гагры. На другой день, 15 апреля, так же не имея боевого успеха, в базу возвращается U-24. 17 апреля на позицию в район Туапсе-Новороссийск выводит свою U-9 обер-лейтенант Шмидт (это он 9 мая 1940 года, действуя в Северном море, потопил французскую подводную лодку «Дорис»). Однако в этом походе ему счастье не улыбнулось. Зато счастье было близко от командира U-19 и на этот раз. Находясь в районе Гагр 20-30 апреля, лодка всплыла в непосредственной близости от нашей подводной лодки Л-6 (командир капитан-лейтенант Б.В. Гремяко), которая выходила в поход на боевую позицию в район Крымского побережья. Оба корабля обнаружили друг друга и срочно погрузились. U-19 по данным акустики выстрелила одной торпедой, но промахнулась.
Опасаясь, что Л-6 даст оповещение противолодочным кораблям о нахождении подводной лодки противника в районе Гагр, U-19 покинула позицию и 4 мая возвратилась в базу, а вслед за ней, также не вкусив победы в базу возвратилась и U-9. Былые победы не дают покоя командиру U-9 и, пробыв в базе всего десять дней, он снова 20 мая уходит в очередной боевой поход на пози¬цию в район мыса Уч-Дере-Сухуми. 26 мая в свой первый боевой поход выходит U-18 (Фляйге), которая займёт позицию в районе коммуникации Сухуми-Гагры-Поти. 5 июня на позицию в район Геленджика, но уже под командовани¬ем обер-лейтенанта Петерсена, уходит подводная лодка U-24. Таким образом, немцы к середине 1943 года стали держать на позициях мини¬мум три лодки. 9 июня в базу возвращается U-18, однако её почти сразу же 11 июня вновь отправляют на позицию в район Туапсе. Следует отметить, что порт Туапсе возбуждал особый интерес у командования 30-й флотилии Кригсмарине. Поэтому здесь подводные лодки появлялись довольно часто, даже покидая отведённые им позиции в другом районе, но информируя об этом командование флотилии и находящиеся в море «челны» (нашим подводникам до определенного времени категорически запрещалось покидать отведённый район). 12 июня с моря возвращается U-9, а на смену ей 16 июня в район Батуми уходит U-19. Первым значительным кораблём Черноморского флота, погибшим от торпед немецких подводных лодок, стал быстроходный гвардейский тральщик БТЩ-441 «Защитник». 15 июня он вышел из Туапсе в Сухeми для усиления конвоя танкера «Стахановец», но в пути получил приказ следовать в Батуми. Находящаяся в это время на позиции в 20 милях от Сухуми U-24 обнаружила в перископ идущий полным ходом корабль, вышла в удобную позицию и произвела торпедный залп. В 15.20 с БТЩ заметили на расстоянии чуть больше мили (немцы стреляли акустическими торпедами со значительного расстояния) белый круг на воде, и сра¬зу же тральщик потряс сильный взрыв. Торпеда попала в корму, которую взрывом оторвало. Тральщик встал вертикально и в 15.45 затонул. Погибла половина команды, в живых остались 26 человек, которых подо¬брали подоспевшие катера. Это произошло 16 июня. 19 июня в свой первый поход выводит U-23 обер-лейтенант Вален (на его счету потопление английского миноносца «Даринг»). 22 июня во вторую годовщину начала войны с Советским Союзом в свой первый боевой поход уходит U-20, которую принял обер-лейтенант Шолер (ранее командовал U-24). 23 июня находящийся на позиции в районе Сухуми «чёлн» обер-лейтенанта Фляйге U-18 обнаружил стоящий на рейде пароход «Ленинград», который был потоплен у Евпатории, но поднят и прибуксирован в Сухуми. Стоящий неподвижно повреждённый пароход представлял из сей классическую мишень, и конечно же Фляйге не промахнулся. В этот период немцы нашли ещё одно применение подводным лодкам, вернее их палубной артиллерии. Дело в том, что на перегоне Туапсе-Сочи железная дорога из-за гористой местности практически прохо¬дит на всём протяжении почти вплотную к кромке берега, будучи не защищенной даже деревьями. По этой дороге постоянно двигались к району боевых действий нефтяные цистерны из Баку и эшелоны с грузами и личным составом войск. Используя это, немецкие подводники с определенной периодичностью стали обстреливать двигающиеся составы из 20-мм зенитных автоматов, установленных на палубе. Правда, серьезных перерывов в движении поездов они не добились, но зато «заставили», может быть впервые в практике движения железнодорожных составов, да и морской тоже, конвоировать поезда боевыми кораблями. 29 июня в базу возвращаются сразу две подводные лодки U-20,U-24, а 10 июля покидает позицию и возвращается в базу и U-19. Пополнив боезапас и взяв на борт 10 мин ТМВ, U-20 уходит в район Поти на минную постановку. 20 июля в базу возвращается U-23, а 22 июля -U-18. На смену им в море, на позицию к Гаграм уходит 25 июля U-19, а 26 июля на коммуникацию Сухуми-Сочи уходит U-24. На этот раз Петерсен увеличивает счёт своих побед. 30 июля, когда U-24 находилась в указанном районе на рейде порта Сухуми, командир в перископ обнаружил танкер, стоящий на якоре. По неподвижной цели Петерсен выстрелил торпедой и зафиксировал сильный взрыв. В январе 1942 года в районе Камыш-Буруна прямым попаданием авиабомбы был серьёзно повреждён танкер «Эмба». Танкер прибуксировали в Сухуми и использовали как плавучую емкость. Его-то окончательно и добила U-24 (забегая вперёд, следует констатировать, что немецкие подводники до¬били почти все суда, приведённые на отстой в Сухуми). Поставив мины в районе Поти, U-20 5 августа возвращается в базу. 20 августа на позицю в район мыс Кодор-Батуми-Поти уходит в очередной поход U-23, а вслед за ней 21 августа уходит в море и U-18, которой определён район действий на коммуникации Батуми-Туапсе-Геленджик. На этот раз лодки уходят из Феодосии, куда передислоцировалась флотилия.
22 августа U-24, находившаяся в море почти месяц, перехватила недалеко от мыса Пицунда два десантных мотобота ДБ-36 и ДБ-37 (большие деревянные моторные шлюпки № 363 и № 365). Караван следовал из Сочи в Сухуми на буксире сторожевого катера СКА-0188. Сблизившись с караваном, невзирая на светлую лунную ночь, U-24 открыла огонь из 20-миллеметровых зенитных автоматов. В 02.30 оба мотобота, изрешечённые снарядами, затонули. Что делал в это время сторожевой катер, осталось загадкой. 24 августа в базу возвращается U-19. В этот же день у порта Поти U-23 устроила целую артиллерийскую баталию. Четырьмя днями ранее, 20 августа из Поти в боевой дозор вышел военно-лоцманский бот - гидрографическое судно «Шквал». Этот небольшой деревянный кораблик с экипажем в пять вольнонаёмных матросов под командованием лейтенанта Ф.В. Бакчевникова передали в подчинение Охране Водного Района (ОВР). На корабль пришли ещё четверо военных моряков, принеся с собой круп¬нокалиберный пулемёт ДШК и радиостанцию.
Из книги  Германа Салова - "Подводные лодки военно-морского флота в Великой Отественной Войне 1941-1945 годов (хроника боевых действий). Черноморский флот", 2005г.

Немає коментарів: