Для
переброски и передислокации были отобраны «челны» типа «ИВ»:
U-9,U-18,U-19,U-20,U-23 и U-24, которые принимали участие в боевых
действиях на Балтике ив 1941 году потопили там три советские подводные
лодки: М-78, М-94 и М-99. Весной и осенью 1942 года отобранные подводные
лодки двумя тройками перешли из Готенхафена в Киль, где были поставлены
в сухой док. Там с них сняли аккумуляторные батареи, электромоторы,
дизели и демонтировали рубки. Затем лодки опрокидывали на борт и
окружали шестью специальными понтонами, образующими как бы ящик. В этом
«ящике» их буксировали Кильским каналом и по Эльбе до Дрездена. Отсюда
425 км «челны» «плыли» по автостраде до Ингольштадта на Дунае на
специальных 18-осных транспортёрах тоже на боку. Спущенные на Дунае
лодки опять заключили в понтонные ящики и буксировали в румынский порт
Галц. Там корабли полностью собирались и своим ходом переходили в
Констанцу. Общая протяжённость маршрута транспортировки равнялась 2 400
км.
Первыми к осени 1942 года в Констанцу прибыли подводные лодки: U-9
(командир обер-лейтенант Шмид-Вейхерт), U-10 (командир обер-лейтенаит
Гауде) и U-24 (командир обер-лейтенант Петерсен). Корабли были сведены
во вновь сформированную 30-ю флотилию подводных лодок Кригсмарине,
командиром которой был назначен капитан-лейтенант Розенбаум.
|
Летом 1943 года (6 мая, 7 мая и 3 июня)
прибыла вторая партия «челнов»: U-18 (командир обер-лейтенант Фляге),
U-20 (командир обер-лейтенант Шолер) и U-23 (командир обер-лейтенант
Вален). Отправлялось на Чёрное море не какое-то подразделение, а
«отборные» подводные лодки, уже участвовавшие в боях.
Основным пунктом базирования 30-й флотилии стала главная румынская
военно-морская база Констанца.
Боевые походы совершались так же из Севастополя и Феодосии.
Передислоцированные подводные лодки начали боевые действия поздней
осенью 1942 года.
Первой ушла в боевой поход 27 октября 1942 года подводная лодка U-10
(Петерсен), которая 5 ноября в районе Туапсе торпедировала танкер
«Москва», всадив ему торпеду в левый борт. Танкер загорелся, но был
потушен силами судов Туапсинской военно-морской базы и буксирами
служебно-вспомогательного флота порта Туапсе. 9 ноября лодка вернулась в
базу.
Второй 11 ноября 1942 года ушла в боевой поход U-9 (Шмидт-Вейхерт) на
позицию в район Поти-Батуми. Эти оба выхода, в принципе, были пробными.
Лодки не были снабжены радиолокаторами, трассы перехода советских судов
ещё не были изучены, а визуальный поиск тёмными южными ночами был
затруднён.
Тем не менее, U-9 атаковала транспорт, стоящий у причала в Батумском
порту. Однако атака закончилась тем, что торпеды взорвались в молу. Не
дожидаясь возвращения U-9 в базу, 24 декабря в этот же район уходит U-24
в свой второй боевой поход, но уже под командой обер-лейтенанта Шолера.
На этот раз, не имея боевого соприкосновения с транспортами и ко¬раблями
Черноморского флота, лодка безрезультативно находилась в отведённом
районе. 1 декабря с позиции возвращается U-9, так же совершив
безрезультативный поход. Зато команде был предоставлен двухнедельный
отдых.
16 декабря возвращается из похода и U-24. На смену ей вновь уходит U-9.
Пробыв в море до 7 января 1943 года, она возвращается в базу.
Таким образом в 1942 году «челны» совершили всего четыре боевых выхода
на позицию в район Поти-Батуми и Туапсе, добившись повреждения танкера
«Москва», где обнаруживались несколько раз и подвергались обстрелу
береговой артиллерии и атакам наших самолётов. Есть предположение, что
U-9 попала под бомбовый удар и получила повреждения, так как длительное
время в поход не выходила.
|
Тем не менее, эти походы были не бесполезны
для немецких подводников. Своеобразие местных условий - малые глубины,
ограниченные возможности крупнотоннажных судов и т.д. заставляло
командование Черноморского флота и группы войск использовать для
перевозки плавсредства - буксиры, баржи, шаланды, парусно-моторные
шхуны.
Разобравшись с этим положением, немцы перестали ожидать «морских
гигантов» и принялись кроме торпед использовать свои 20-миллиметровые
зенитные автоматы против любых плавающих средств.
Как указывалось выше, летом 1943 года на Чёрное море прибыла вторая
партия «челнов». Все прибывшие на театр военных действий подводные лодки
уже участвовали в боях. Определившись с обстановкой на театре, с января
1943 года подводные лодки немцев начали активней действовать на наших
коммуникациях. Далее пойдёт повествование о действиях каждой немецкой
подводной лодки чётко в хронологическом порядке последовательности
выхода лодок на позиции, произведённых атаках и их результатах и сроках
возвращения ло¬док в базу.
|
Первой
18 января 1943 года (далее год не будет указываться, так как речь
пойдёт о 1943 годе) на позицию в район коммуникации Адлер-
Сочи-Новороссийск ушла U-24 (Шолер). Вслед за ней 21 января на позицию
Туапсе-Сочи уходит U-19 (Гауде).
Первый успех, выпавший немецким подводникам в 1943 году достался
командиру U-19 обер-лейтенанту Гауде, который 14 февраля около порта
Поти торпедировал «стоящий без хода, ранее повреждённый транспорт
«Красный Профинтерн». 18 февраля, не имея боевого соприкосновения с
нашими судами, возвратилась U-24, а ещё через день, 19 февраля в базу
вернулась и U-19. 14 марта в поход на позицию в район Гагры-Туапсе вновь
уходит U-24, а через три дня -17 марта в море уходит и U-19, и после
непродолжительного отдыха команды командир флотилии капитан-лейтенант
Розенбаум вновь 14 апреля отправляет её на позицию в район Туапсе-Гагры.
На другой день, 15 апреля, так же не имея боевого успеха, в базу
возвращается U-24. 17 апреля на позицию в район Туапсе-Новороссийск
выводит свою U-9 обер-лейтенант Шмидт (это он 9 мая 1940 года, действуя в
Северном море, потопил французскую подводную лодку «Дорис»). Однако в
этом походе ему счастье не улыбнулось. Зато счастье было близко от
командира U-19 и на этот раз. Находясь в районе Гагр 20-30 апреля, лодка
всплыла в непосредственной близости от нашей подводной лодки Л-6
(командир капитан-лейтенант Б.В. Гремяко), которая выходила в поход на
боевую позицию в район Крымского побережья. Оба корабля обнаружили друг
друга и срочно погрузились. U-19 по данным акустики выстрелила одной
торпедой, но промахнулась.
|
Опасаясь, что Л-6 даст оповещение
противолодочным кораблям о нахождении подводной лодки противника в
районе Гагр, U-19 покинула позицию и 4 мая возвратилась в базу, а вслед
за ней, также не вкусив победы в базу возвратилась и U-9.
Былые победы не дают покоя командиру U-9 и, пробыв в базе всего десять
дней, он снова 20 мая уходит в очередной боевой поход на пози¬цию в
район мыса Уч-Дере-Сухуми.
26 мая в свой первый боевой поход выходит U-18 (Фляйге), которая займёт
позицию в районе коммуникации Сухуми-Гагры-Поти.
5 июня на позицию в район Геленджика, но уже под командовани¬ем
обер-лейтенанта Петерсена, уходит подводная лодка U-24. Таким образом,
немцы к середине 1943 года стали держать на позициях мини¬мум три лодки.
9 июня в базу возвращается U-18, однако её почти сразу же 11 июня вновь
отправляют на позицию в район Туапсе. Следует отметить, что порт Туапсе
возбуждал особый интерес у командования 30-й флотилии Кригсмарине.
Поэтому здесь подводные лодки появлялись довольно часто, даже покидая
отведённые им позиции в другом районе, но информируя об этом
командование флотилии и находящиеся в море «челны» (нашим подводникам до
определенного времени категорически запрещалось покидать отведённый
район). 12 июня с моря возвращается U-9, а на смену ей 16 июня в район
Батуми уходит U-19.
Первым значительным кораблём Черноморского флота, погибшим от торпед
немецких подводных лодок, стал быстроходный гвардейский тральщик БТЩ-441
«Защитник». 15 июня он вышел из Туапсе в Сухeми для усиления конвоя
танкера «Стахановец», но в пути получил приказ следовать в Батуми.
Находящаяся в это время на позиции в 20 милях от Сухуми U-24 обнаружила в
перископ идущий полным ходом корабль, вышла в удобную позицию и
произвела торпедный залп. В 15.20 с БТЩ заметили на расстоянии чуть
больше мили (немцы стреляли акустическими торпедами со значительного
расстояния) белый круг на воде, и сра¬зу же тральщик потряс сильный
взрыв. Торпеда попала в корму, которую взрывом оторвало. Тральщик встал
вертикально и в 15.45 затонул. Погибла половина команды, в живых
остались 26 человек, которых подо¬брали подоспевшие катера. Это
произошло 16 июня.
19 июня в свой первый поход выводит U-23 обер-лейтенант Вален
(на его счету потопление английского миноносца «Даринг»). 22 июня во
вторую годовщину начала войны с Советским Союзом в свой первый
боевой поход уходит U-20, которую принял обер-лейтенант Шолер (ранее
командовал U-24).
23 июня находящийся на позиции в районе Сухуми «чёлн» обер-лейтенанта
Фляйге U-18 обнаружил стоящий на рейде пароход «Ленинград», который был
потоплен у Евпатории, но поднят и прибуксирован в Сухуми. Стоящий
неподвижно повреждённый пароход представлял из сей классическую мишень, и
конечно же Фляйге не промахнулся.
В этот период немцы нашли ещё одно применение подводным лодкам, вернее
их палубной артиллерии. Дело в том, что на перегоне Туапсе-Сочи железная
дорога из-за гористой местности практически прохо¬дит на всём
протяжении почти вплотную к кромке берега, будучи не защищенной даже
деревьями. По этой дороге постоянно двигались к району боевых действий
нефтяные цистерны из Баку и эшелоны с грузами и личным составом войск.
Используя это, немецкие подводники с определенной периодичностью стали
обстреливать двигающиеся составы из 20-мм зенитных автоматов,
установленных на палубе. Правда, серьезных перерывов в движении поездов
они не добились, но зато «заставили», может быть впервые в практике
движения железнодорожных составов, да и морской тоже, конвоировать
поезда боевыми кораблями.
29 июня в базу возвращаются сразу две подводные лодки U-20,U-24, а 10
июля покидает позицию и возвращается в базу и U-19.
Пополнив боезапас и взяв на борт 10 мин ТМВ, U-20 уходит в район Поти на
минную постановку.
20 июля в базу возвращается U-23, а 22 июля -U-18. На смену им в
море, на позицию к Гаграм уходит 25 июля U-19, а 26 июля на коммуникацию
Сухуми-Сочи уходит U-24.
На этот раз Петерсен увеличивает счёт своих побед. 30 июля, когда U-24
находилась в указанном районе на рейде порта Сухуми, командир в перископ
обнаружил танкер, стоящий на якоре. По неподвижной цели Петерсен
выстрелил торпедой и зафиксировал сильный взрыв. В январе 1942 года в
районе Камыш-Буруна прямым попаданием авиабомбы был серьёзно повреждён
танкер «Эмба». Танкер прибуксировали в Сухуми и использовали как
плавучую емкость. Его-то окончательно и добила U-24 (забегая вперёд,
следует констатировать, что немецкие подводники до¬били почти все суда,
приведённые на отстой в Сухуми).
Поставив мины в районе Поти, U-20 5 августа возвращается в базу. 20
августа на позицю в район мыс Кодор-Батуми-Поти уходит в очередной поход
U-23, а вслед за ней 21 августа уходит в море и U-18, которой определён
район действий на коммуникации Батуми-Туапсе-Геленджик. На этот раз
лодки уходят из Феодосии, куда передислоцировалась флотилия.
|
22 августа U-24, находившаяся в море почти
месяц, перехватила недалеко от мыса Пицунда два десантных мотобота ДБ-36
и ДБ-37 (большие деревянные моторные шлюпки № 363 и № 365). Караван
следовал из Сочи в Сухуми на буксире сторожевого катера СКА-0188.
Сблизившись с караваном, невзирая на светлую лунную ночь, U-24 открыла
огонь из 20-миллеметровых зенитных автоматов. В 02.30 оба мотобота,
изрешечённые снарядами, затонули. Что делал в это время сторожевой
катер, осталось загадкой.
24 августа в базу возвращается U-19. В этот же день у порта Поти U-23
устроила целую артиллерийскую баталию. Четырьмя днями ранее, 20 августа
из Поти в боевой дозор вышел военно-лоцманский бот - гидрографическое
судно «Шквал». Этот небольшой деревянный кораблик с экипажем в пять
вольнонаёмных матросов под командованием лейтенанта Ф.В. Бакчевникова
передали в подчинение Охране Водного Района (ОВР). На корабль пришли ещё
четверо военных моряков, принеся с собой круп¬нокалиберный пулемёт ДШК и
радиостанцию.
Из книги Германа Салова - "Подводные лодки военно-морского флота в Великой
Отественной Войне 1941-1945 годов (хроника боевых действий).
Черноморский флот", 2005г.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар