понеділок, березня 25, 2013

Из воспоминаний капитана 1-го ранга ,ветерана-подводника Голованова Эрика Викторовича

Прорыв  из  ледового  плена
 
В  сентябре,  после «освоения  новых  мест  базирования»,  ПЛ С-44 ушла в ремонт. Ушла и ПБ “Неман”, а С-142 и наша С-45 должны были зимовать на Новой Земле. Кстати, старпомом на С-142 был  мой  однокашник  старший лейтенант  Рудик Сахаров.

Из  губы  Чёрной  привели  плавказарму  ПКЗ-104,  на которой  разместились  два  наших  экипажа. Наступили холода, лед сковал гавань, начались сильные метели и снегопады. Ветер достигал такой силы, что идти было невозможно. Мы использовали метод от столба к столбу.  Хорошо,  что  столбы  стояли вдоль дороги.  Несет  тебя  ветром,  зацепишься  за  столб,  затем  летишь  к  следующему.
В  конце  октября  убыл  в  отпуск  во  Владивосток  самолётом  через  Амдерму  мой  командир  капитан  3  ранга  Белый  Иван  Сергеевич.  В  период  испытаний  при  хорошей  погоде  самолёты  АН-2  летали  часто  и  доставляли  нам  скоропортящиеся  продукты  и  даже  фрукты  из  Архангельска. 
           5  ноября  1957  года  на  дивизионе  было  проведено  торжественное  собрание,  посвящённое  40-й  годовщине  Октябрьской  революции.  После  собрания  командир  дивизиона  убыл  к  лётчикам  в  губу  Рогачёва.
          Около  23  часов  мне  сообщили,  чтобы  я  срочно  позвонил  оперативному  дежурному.  Одел  шубу  и  вышел  на  плавпричал.  Дул  сильный  ветер,  шёл  снег,  было  совсем  темно.  Лодки  уже  стояли  во  льду  толщиной  20  сантиметров  и  отапливались  паром  с  ПКЗ.  С  большим  трудом  добрался  до  выбросившегося  на  берег  во  время  войны  транспорта «Туранда», на котором  несли  службу  телефонисты. Позвонил  ОД.  Он  сообщил,  что  получена  шифровка,  подписанная  НШ  КСФ:  «6.11  в  10.00  быть  готовыми  в  обеспечении  ледокола  выйти  из  губы  Белушья  и  следовать  в  Северодвинск  на  ремонт».
          Бегом  помчался  на  лодку.  Построил  личный  состав  и  поставил  задачу:  до  6.00  всё  своё  имущество  перегрузить  с  ПКЗ  на  ПЛ.  С  6.00  до  8.00  окончательное  приготовление  ПЛ  к  походу.  В  10.00  будет  ледокол.  Не  успеем  приготовиться,  будем  зимовать  здесь,  а  не  гулять  по  Северодвинску.  Личный  состав  всё  понял.
          У  другой  стороны  плавпричала  стоял  транспорт  «Немирович-Данченко»,  на  который  было  погружено  демонтированное  после  испытаний  оборудование  и  приборы.  За  ним-то  и  пришёл  ледокол,  а  мы  уж  попутно.
            Под  руководством  замполита  и  помощника  командира  началось  перетаскивание  лодочного  имущества  и  личных  вещей  с  ПКЗ  на  лодку.  Я  и  штурман  пошли  к  ОД  брать  обстановку.
  В  это  время  пришла  новая  шифровка:  «Следовать  в  Полярный  для  выгрузки  боевых  торпед,  затем  в  Северодвинск  на  ремонт.  Переход  обеспечивать  Кичёву.  Затем  он  идёт  в  отпуск.  Орёл».                                          
             Контр-адмирал  Орёл  был  тогда  командующим  подводными  силами  Северного  флота.
             Интересно  упомянуть,  что  незадолго  до  выхода  на  Новую  Землю  у  меня  была  с  ним  довольно-таки  своеобразная  встреча.  Однажды  командир  бригады  решил  показать  офицерам  бригады,  как  надо  содержать  в  казарме  кубрик  личного  состава.  Выбор  пал  на  нашу  лодку.  Мы  в  течение  недели  готовились  к  этому  показательному  мероприятию.  В  воскресенье  с  утра  начался  показ.  Собралась  большая  группа  офицеров,  а  я  с  умным  видом  показывал  и  рассказывал,  как  нужно  заправлять  койки  и  вешалки,  содержать  вещи  в  тумбочках  и  рундуках  в  баталерке,  какие  должны  быть  надписи,  бирки  и  так  далее.
           К  обеду  управились.  Вроде  бы  всё  прошло  нормально.  После  обеда    пришёл  в  каюту,  расположенную  рядом  с  кубриком,  в  которой  жили  все  офицеры.  Достал  из  сейфа  какую-то  инструкцию  и  начал  её  изучать.  Вдруг  слышу:  «Смирно!  Товарищ  адмирал…»  и  так  далее  докладывал  дневальный.  Запихнув  инструкцию  под  подушку,    выскочил  в  коридор.  А  там  командующий  подводными  силами  и  с  ним  несколько  офицеров,  в  том  числе  и  командир  береговой  базы  с  мешком.  Я  подошёл  и  доложился.  Орёл  сразу  ко  мне  в  каюту.  Увидел,  что  подушка  на  кровати  смята,  сунул  под  неё  руку  и  вытаскивает  инструкцию. «Почему  секретный  документ  не  в  сейфе?».  Объясняю,  что  услышав  доклад  дневального,  выскочил  встречать  адмирала.  Он  посмотрел  на  меня,  подумал  и  сказал:
           --  А  вообще-то,  старпом,  похвально,  что  в  воскресенье  после  обеда  занимаешься.  Пойдём  посмотрим,  как  у  тебя  кубрик.
           Какая  удача,  что  мы  перед  этим  готовили  кубрик  к  показу.  Орёл  с  комиссией  всё  внимательно  осмотрели.  Вроде,  нормально.  Подошёл  к  вешалкам  с  шинелями  и  бескозырками.  Обнаружил  две  перешитых  бескозырки,  указал  на  них  пальцем.  Командир  бербазы  взял  их,  проткнул  ножом  и  бросил  в  мешок,  который  держал  в  руках.  Затем  адмирал  увёл  меня  в  мою  каюту  и  там  один  на  один  стал  отчитывать  за  перешитые  бескозырки.  При  этом  он  бросил  взгляд  на  вешалку  и  увидел  мою  новую  фуражку  с  большим  кожаным  козырьком,  сшитую  по  индивидуальному  заказу.  Орёл  подошёл  к  вешалке,  взял  фуражку,  предмет  моей  гордости,  и  выкинул  её  через  форточку  на  улицу.
 -- Вот  откуда  все  безобразия! --  проговорил  он  и  пошёл  к  выходу.
 Я  брякнул  «Смирно!»,  затем  вышел  на  улицу,  нашёл  фуражку,  почистил  её  и  водворил  на  прежнее  место  на  вешалке.
Орёл  был  строгим,  но  отзывчивым  человеком.  Позднее  мне  пришлось  встречаться  с  ним  по  службе  не  один  раз.    
            Вернувшись  от  оперативного,  увидел,  что  вся  команда  работает  с  огоньком.  Всё  успели  перегрузить  и  в  6.00  начали  приготовление  корабля  к  бою  и  походу.  К  8.00  я  уже  был  со  своими  офицерами  на  береговой  базе.  В  каждый  отдел  направил  офицера  по  своему  заведованию.  К  10.00  были  выписаны  и  получены  все  аттестаты.  Таким  образом,  мы  исключительно  быстро  рассчитались  с  Новоземельской  ВМБ  и  прибыли  на  ПЛ.  
 В назначенное время подошел ледокол  и  начал  обкалывать лёд  в  бухте  и  в  районе  причала.  Мы  попрощались  с  личным  составом  ПЛ     С-142,  пожелали  им  счастливой  зимовки.  Я  выразил  сочувствие  Рудику  Сахарову.  Все  оставшиеся  на  зимовку  завидовали  нам. Ледокол   стал  выводить  «Немировича-Данченко»  через  колотый  лёд.  Уже  темнело,  мороз  усилился,  обколотый  лёд  начал  потихоньку  смерзаться.
К  вечеру  прибыл  из  губы  Рогачёва   командир дивизиона капитан 2 ранга  .Кичев В.Г.  Он обеспечивал  меня  на переходе.  Успев  уже  получить  на  базе  отпускные  деньги,  он  поднялся  на  мостик  и  скомандовал:
--  Старпом,  отходи!
 Лодка  медленно  отошла  от  ПЛ  С-142  в  полынье,  уже  немного  смёрзшейся,  развернулась  и  легла  на  пробитый  ледоколом  фарватер.  Но  дальше  не  пошла,  так  как  упёрлась  носом  в  лёд.  Даже  при  работе  двух  моторов  «полный  вперёд»  не  двигалась.  Комдив  говорит:
-- Переходи  в  позиционное  положение  и  готовь  дизеля.
Я  отошёл,  насколько  можно  назад  по  полынье,  перешёл  в  позиционное  положение,  приняв  главный  балласт,  кроме  средней  группы  ЦГБ,  и  запустил  оба  дизеля  одновременно.  По  инструкции  было  положено  запускать  дизеля  поочерёдно,  но  для  шика  у  нас  был  отработан  пуск  обоих  дизелей  одновременно,  что  нам  тут  очень  пригодилось.  Оба  дизеля  дружно  фыркнули  и  набрали  обороты.  Дал  дизелям  малый  ход  вперёд  одновременно.  ПЛ  медленно  двинулась  вперёд,  набирая  ход,  и  уткнулась  носом  в  смёрзшийся  фарватер,  продолжая  движение.  Затем  нос  лодки  зашёл  под  лёд,  дифферент  вырос  до  полутора  градусов  на  нос. Подводная  лодка  своим  корпусом  и  валом  отбрасываемой  вперёд  волны  начала  ломать  и  крошить  лёд.  Это  сопровождалось  жутким  грохотом.
Через  какой-то  промежуток  времени  ПЛ  стала  замедлять  ход.  Потеря    движения  вперёд  грозила  вмерзанием  в  лёд.  Дал  обоим  дизелям  средний  ход,  и  лодка  снова  пошла  хорошо.  Но  положение  было  опасным.  На  мостике  находились  комдив,  я  и  вахтенный  сигнальщик,  стоявший  у  рубочного  люка  в  готовности  его  закрыть  и  задраить,  если  лодка  начнёт  погружаться. 
Впереди  по  курсу  маячили  вдалеке,    освещённые  электрическими  огнями  «Немирович-Данченко»  и  ледокол.  Казалось,  что  нас  они  бросили. У  нас  были  включены  ходовые  огни.  А  вокруг  была  кромешная  темень.  Мы  прорывались  по  замёрзшему  уже  фарватеру  со  страшным  рёвом  и  буханьем  льдин.  Надо  было  вырваться  из  ледового  плена,  иначе  --  зимовка. 
Начали  нагонять  впереди  идущий  караван,  чтобы  его  обойти,  даю  команду:  «Право  руля».  ПЛ  упирается  в  правую  кромку  толстого  льда  и  не  идёт  вправо.  А  «Немирович-Данченко»  приближается.  Командую:  «Право  на  борт!».  С  большим  трудом  лодка  стала  крошить  толстый  лёд.
Описав  коордонат  вправо  в  дистанции  не  более  50-ти  метров  мы  стали  обходить  транспорт.  На  палубу  высыпал  народ,  чтобы  поглазеть,  как  одна  только  рубка  с  ходовыми  огнями,  диким   рёвом  дизелей   и  грохотом   ломаемого  льда  в  ночной  полярной  тишине  обгоняет  их,  круша  лёд  на  своём  пути.  Кичёв  прокричал  на  транспорт:  «Уважаёте  подводников!»  и  помахал  рукой.
Мы  обошли  транспорт,  а  затем  ледокол.  Вскоре вышли изо льда,  началась  шуга.  Продули главный балласт  и  всплыли  в  крейсерское  положение. Оказалось, пробили   две   цистерны  главного  балласта.
 Подошли  к  выходу  из  губы,  прошли  мыс  Лилье  и  вышли  в  Баренцево  море.  Сразу  попали  в  сильную  бортовую  качку.  Волна  баллов  пять,  но  шли  полной  скоростью.  Поэтому    к  4.00  седьмого  ноября  подошли  к  Екатерининской  гавани.  Боны  оказались  закрытыми.  Пришлось  ждать.  Наконец,  пришёл  буксир,  открыл  боновые  заграждения,  и  мы  в  6.30  ошвартовались  к  борту  плавбазы  у  девятого  причала  в  Полярном.
Нас  ждал  сюрприз:  подготовлен  кубрик  с  застланным  на  койках  чистым  бельём,  каюты  для  офицеров  и  баня.  Приведя  механизмы  в  исходное  положение  по-швартовному,  свободные  от  вахты  устремились  первым  делом  в  баню.  Только  подводник  может  понять,  какое  это  удовольствие  после  двух  бессонных  ночей,  тяжёлого  перехода  морем  в  морозной  штормовой  погоде,  попасть  в  тёплый  гальюн  и  принять  горячий  душ.
Итак,  мы  своевременно были  готовы    встретить  праздник  торжественным  подъёмом  военно-морского  флага  в  9.00.
9  ноября  я  перешвартовался  ко  второму  плавпричалу  и  начал  выгрузку  боевых  торпед.  Тогда  разрешалось  старпомам,  имеющим  допуск  к  самостоятельному  управлению  кораблём  на  ПЛ  первой  линии,  перешвартовываться  в  гавани  и  производить  погрузку  и  выгрузку  боезапаса. 
С  противоположной  стороны  плавпричала  первым  корпусом  стояла  ПЛ  611  проекта.  Помощником  командира  на  этой  лодке  был  однокашник  Толя  Белобров. На  ней  шло  проворачивание  механизмов.  При  проворачивании  в  электрическую,  гидравликой  и  воздухом  задавили  носовыми  горизонтальными  рулями  молодого  матроса.  Он  залез  в  надстройку  для  проверки  НГР,  а  их  стали  заваливать.  Его  успели  довезти  до  госпиталя,  но  он  скончался. 
После  этого  случая  в  инструкции   было  записано,  что  при  проворачивании  механизмов  в  электрическую,  гидравликой  и  воздухом  на  мостике  должен  находиться  помощник  командира  ПЛ  или  вахтенный  офицер.  Не  зря  говорят,  что  все  изменения  в  инструкции  пишутся  кровью.  Так  и  есть. 
Только  увезли  с  причала  в  госпиталь  раненого  матроса, прибыл  командир  дивизиона  Кичёв  и  спрашивает:
--  Голованов,  кого  у  тебя  тут  покалечило?
Я  объяснил,  что  не  у  меня,  а  у  соседа.  Мы  производили  выгрузку  боевых  торпед,  поэтому  Кичёв  дополнительно  меня  проинструктировал.  Потом  сказал:
--  Завтра  уходим  в  Северодвинск,  --  и  ушёл.  
Источник материала см

Немає коментарів: