неділю, березня 03, 2013

Откровения командира норвежской подлодки(из архива ,2006 года)

Не растерять бы то,о чем говорил командир норвежской подводной лодки за прошедшие годы после интерью.
 
"Для меня честь быть в России..."
Как уже сообщалось, в Североморске с неофициальным визитом побывала дизельная подводная лодка "Утстейн" ВМС Норвегии. "Хозяином визита" стала российская субмарина "Магнитогорск" из состава старейшей на Северном флоте Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады подводных лодок.
Командир норвежской подлодки капитан-лейтенант Томас Андерсен в эксклюзивном интервью рассказал военному обозревателю "Вечернего Мурманска" о себе и экипаже, о традициях норвежского подплава и впечатлениях от визита.
Радушие в крови у северян

Томас Андерсен родился в небольшом городке неподалеку от столицы норвежского королевства Осло. После окончания средней школы поступил в военный колледж, выдавший ему "путевку" в береговую артиллерию ВМС Норвегии. В "бомбардирах" Томас исправно прослужил несколько лет, однако не этого требовали задорный характер и романтическая натура парня. Океан манил! И Андерсен, как истинный норвежец, у которого в крови неизменно есть толика соленой морской воды, без колебаний поступил в военно-морское училище. С 1997 года началась карьера уже подводника Томаса Андерсена, кстати, первого военного моряка в своем роду, Изначально был штурманом на лодках типа "Ула". Служил добросовестно и стал командиром подводной лодки "Утстейн". Уже второй год у ее перископа.
Кстати, у нас в стране Томас не впервые. Несколько лет назад прилетал в Мурманск туристом, рыбачил на одной из семужьих рек Кольского полуострова. Впечатление о России очень хорошее. Все мурманчане, которых норвежский офицер встречал и в первый раз, и сейчас, - такие гостеприимные! Вообще, заключает Андерсен, ему все больше кажется, что радушие в крови у всех северных народов.
На Томаса произвели глубокое впечатление церемонии возложения венков к монументу Защитникам Заполярья в Североморске и к памятнику соотечественникам Андерсена - норвежским партизанам - в поселке Междуречье. Как раз в эти дни в Мурманской области отмечали 62-ю годовщину Петсамо-Киркенесской операции советских войск, в результате которой была освобождена от фашистских захватчиков и Северная Норвегия. Андерсен соглашается, что это общий праздник российского и норвежского народов.
А вообще, по мнению командира норвежской субмарины, использование подводных лодок в качестве посланцев доброй воли - это высшая степень доверия между государствами и народами.
- Вы женаты? - спрашиваю капитан-лейтенанта, чтобы сменить тему разговора и уйти от "официоза".
- Нет! - звучит мгновенно и даже, как мне показалось, с какой-то игривой гордостью.
- А какие увезете из России сувениры родным и близким?
- Увы, - разводит руками норвежец. - Программа визита настолько плотная, что об этом еще не думал. Однако, надеюсь, что-нибудь найду.
Томасу всего тридцать четыре года. Служить в подплаве, или, как выразился сам офицер, "работать командиром", капитан-лейтенант Андерсен намерен как можно дольше, ему это нравится. Возрастной предел? Как таковой границы не существует. Однако редко бывает, чтобы командир норвежской подлодки был старше сорока пяти лет.
- Капитан-лейтенант Андерсен - демократичный командир? - спрашиваю офицера и по мере перевода моего вопроса вижу, как расцвечивается улыбкой его лицо:
- О, норвежская подводная лодка, как, вероятно, и лодка любой другой страны, абсолютно не приспособлена для демократических отношений. Но с опытным и профессиональным экипажем проблем нет. На "Утстейне" каждый знает свое место и персональные должностные обязанности.
Мы все из суперэлиты
Младшему члену экипажа подлодки "Утстейн" унтер-офицеру Виктору Андрэ Дибу всего двадцать лет, а самому старшему - Томасу Андерсену и лейтенанту Руне Андре Лисету только исполняется по 34 года. Однако, несмотря на молодой средний возраст экипажа - 27 лет, - подлодка признана лучшей в подводных силах ВМС Норвегии, собственно, почему и была удостоена права посетить столицу Северного флота.
- В норвежском подплаве все экипажи довольно молодые, - рассказывает Томас. - Почти все офицеры на "Утстейне" - выпускники военно-морского училища в Хоконсверне. Остальные первоначально получили гражданское образование и теперь служат по контракту. У нас очень сложно стать подводником. Нужно все время доказывать, что вы самый лучший и профессиональная подготовка позволяет вам служить...
- ...в суперэлите ВМС Норвегии?
- Где? - недоуменно переспросил переводчика Томас.
...А это уже размышления не вслух: не нужно быть Лобачевским, чтобы подсчитать, что при численности одного экипажа в 22 человека, умноженной на шесть лодок типа "Ула", входящих в боевой состав королевского флота, так называемых чистых подводников всего 132 человека. У нас в России это численность экипажа всего лишь одного подводного ракетоносца...
- Да, - соглашается капитан-лейтенант, - подводников в Норвегии очень мало. Поэтому у нас очень строгие требования к отбору экипажей. Ну а если вы считаете, что мы суперэлита, то большое спасибо! Но у нас в национальных вооруженных силах все считают, что они самые лучшие и значимые!
В Норвегии очень престижно служить в подводных силах ВМС, в том числе и с точки зрения социально-экономической. Высокое денежное довольствие, хорошие условия и для самой службы, и для послепоходного отдыха. Для командира подводной лодки после окончания службы найти достойную работу на "гражданке" не проблема. Для командира, подчеркивает Томас, - легко. Поэтому все офицеры, служащие на лодках, в частности, штурманами, хотят в перспективе стать командирами.
Например, заместитель у Томаса - лейтенант Стиг Андре Сваневик. По-нашему - старший помощник. Он, вероятно, также жаждет стать командиром подлодки?
- К счастью, у меня новый заместитель, - смеясь, отвечает капитан-лейтенант Андерсен. - И ему еще нужно послужить несколько лет, чтобы получить опыт. Но точно знаю, он хочет стать командиром.
Подводный "ресторанчик от Ингве"
С питанием в подводных силах ВМС Норвегии все, как говорится, о’кей. Разнообразные продукты, в том числе свежие фрукты и овощи. Калории учтены и подсчитаны. Ну а на качество питания экипажу, как говорится, грех жаловаться: у них, по общему мнению, прямо суперкок - старший матрос Ингве Йеханссен.
Этот высокий светловолосый парень, оказывается, до службы в подплаве окончил институт, в котором обучают кулинарным премудростям. А затем работал в ресторанах гостиниц Бергена и Тронхейма. После пошел служить по контракту на подводную лодку. Почему в подплав? Говорит, что здесь интереснее, чем на надводном корабле. А может, просто захотел себя испытать. Любимое блюдо кока? У него их довольно много.
- Всем нравится рыба, - рассказывает Ингве, - поэтому готовлю рыбное ассорти дважды в неделю. Кроме того, есть традиционные норвежские блюда, в частности, с бараниной. Бывает ли, что командир заказывает какие-то конкретные блюда? Да,
если иногда он делает спецзаказ, я готовлю. Ну а если в день рождения командира лодка будет в море, то обязательно испеку шоколадный торт или пирожные.
"Утстейн" - "остров" с океанским опытом
Оказывается, все норвежские подводные лодки получили свои названия от маленьких местечек на побережье Норвегии или от прибрежных островов. Утстейн - это остров, расположенный в Северном море неподалеку от Ставангера. На нем есть маяк и... мужской монастырь. Символично, что сейчас, когда в экипаже нет женщин, "Утстейн" тоже напоминает своего рода мужской монастырь, только подводный. Хотя это, заверяет капитан-лейтенант Томас Андерсен, случайность:
- У нас служили женщины на борту. Некоторые, получив повышение, перевелись на берег, а другие, закончив срочную службу, ушли на "гражданку". Сейчас на подводных лодках типа "Ула" служат десять женщин. Конечно, присутствие женщины привносит в атмосферу прочного корпуса что-то особенное, всегда позитивно влияет на микроклимат в экипаже. По крайней мере, мужчины меньше ругаются.
А вообще дизельная подводная лодка "Утстейн" была заложена на судостроительном заводе в Германии. В боевой состав ВМС Норвегии вошла 14 ноября 1991 года. Место постоянной дислокации - главная военно-морская база Хоконсверн.
- Как часто экипаж выходит в море? - спрашиваю командира.
- Это зависит от уровня и масштабности учений, - отвечает Андерсен.
Вспомнили, что в летнем российско-норвежском "Поморе-2006" использовался имитатор подводной лодки. И высказали надежду, чтобы в следующем "Поморе" были задействованы реальные субмарины.
- Для меня честь быть командиром первой норвежской подводной лодки, побывавшей в России, - говорит капитан-лейтенант Томас Андерсен. - И конечно же, было бы очень интересно стать командиром первой субмарины, которая участвовала бы в таких учениях.
За последние три года подводная лодка "Утстейн" выполнила одну боевую службу в Средиземном море по плану операции НАТО. А в Северо-Восточной Атлантике и Северной морской зоне подлодка участвовала в одиннадцати учениях ВМС.
И еще один факт из биографии подводной лодки: 28 октября 2004 года в районе пролива Минч (в 18 милях от шотландского острова Льюис) она столкнулась с принадлежащим норвежской компании "Уткилен" танкером "Килстраум". В результате происшествия лодка получила незначительное повреждение одного из четырех кормовых рулей, танкер и его экипаж отделались легким испугом...
Крепость дружеских уз
На прощание я подарил командиру подводной лодки "Утстейн" книгу Николая Черкашина "Унесенные бездной" о трагедии экипажа АПРК "Курск". Пожелал, чтобы никогда подобная катастрофа не повторилась ни в одном из флотов мира. Томас Андерсен вручил мне сборник пьес знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена "Кукольный дом".
Помните, Томас сетовал, что из-за плотной программы не остается времени на приобретение сувениров? О сувенирах позаботились североморцы. На память о визите командир "Утстейна" увез декоративные тарелку, посвященную 100-летию российского подплава, и герб Северного флота. А также фотографии корабля "хозяина* визита" - подлодки "Магнитогорск", герб соединения дизельных подводных лодок СФ, многочисленные флотские вымпелы и водку "Русский стандарт". В ответ норвежцы скрепили дружеские узы... национальной водкой "Аквавит" крепостью 43 градуса.
Сергей ВАСИЛЬЕВ.
Выпуск №215 от 18 Ноября 2006
http://www.b-port.com/smi/2/2103/40155.html 

Немає коментарів: