Сегодня я хочу ознакомить своего читателя с размышлениями капитана 1- го ранга Вадима Тимофеевича Кулинченко,бывшего старпома атомной субмарины Северного Флота, о проблемах морской политики России.Прежде чем разместить данный материал. мне бы хотелось поблагодарить Вадима Тимофеевича за сотрудничество с блогом и присланный материал. (Вячеслав Мазуренко)
Автор-Вадим Кулинченко ,капитан 1- го ранга,п.Купавка,Московская обл.
Для
Российского Флота события, которые произошли на рубеже 20 – 21 веков,
несомненно, войдут в его историю.
Впервые в России на
государственном уровне положено начало формированию национальной морской
политики как долговременной, комплексной и системной государственной политики в
области морской деятельности, освоении и использовании ресурсов и пространств
Мирового океана, консолидации внутригосударственных и международных интересов
России в сфере использования Мирового океана. Но доктрина есть, а дела нет….
Нет и чёткой идеи – Какой же Флот нам нужен?
М О Р С К А Я Д О К Т Р И Н А.
Несомненно, что в «Военной доктрины
Российской Федерации» должна была стать морская составляющая. О значении
сегодня Военно-морских сил в мировой политике спорить не приходится. С каждым
годом их роль возрастает, не только в военном противостоянии, но и в защите
экономических интересов государств в мировом океане. (Не будим углубляться, но
даже борьба с морским пиратством говорит о многом). Но этого не произошло.
Ещё в 2001 году 27 июля Президент РФ
утвердил «Морскую доктрину Российской Федерации» на период до 2020 года. Исходя
из положений «Морской доктрины» был принят и ряд других документов,
направленных на развитие морской деятельности государства. Как отмечали
ответственные тогда деятели ВМФ РФ «Закономерность разработки и принятия этих
документов было обусловлено многими факторами, среди которых главными и
определяющими являлось значение Мирового океана для устойчивого развития
Российской Федерации, потребности защиты
жизненно важных национальных интересов и необходимость формирования в
государстве и обществе морской культуры». Прошло 12 лет. И что же, заявления
остались только на бумаге.
До принятия общей «Морской доктрины
Российской Федерации», а именно 4 марта 2000 года Указом Президента РФ были
утверждены «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010
года». Главным направлением политики РФ в области военно-морской деятельности
«Основы» определяли совершенствование государственного управления военно-морской
деятельностью. Предусматривалось усиление централизации управления
военно-морской деятельностью в обеспечении интересов обороны и безопасности
России, и её союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и
развитие Военно-морского Флота как вида Вооружённых Сил. Всё было сделано до
наоборот – вместо централизации Флот растащили по направлениям….
Я напомнил два «основополагающих»
документа, определяющих морскую политику России. Один после его завершения,
другой на полпути к сроку завершения. И невольно возникает больной вопрос – Для
чего они принимались? Для дела или пиара? Приходится констатировать печальный
факт – эти документы, как были благими намерениями, так и остаются. Фактически
это заявления к намерениям, но никак не для выполнения.
Что сделано для усиления
Военно-морского Флота за 12 лет? Фактически ничего. Флот вышел в океан (даже
нельзя сказать, что вернулся – В.К.). Но что это за корабли?..
В принятых Указом Президента РФ №1833
от 2 ноября 1993 года «Основных положениях военной доктрины Российской
Федерации» о ВМФ сказано было только одно: «Активизация диалога по подготовке и
принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения
военно-морских сил и вооружений и ограничения военно-морской деятельности». Это
положение в разделе «Политические основы военной доктрины», а во всём остальном
тексте, в том числе и в «Военных основах военной доктрины» о Флоте ни слова,
как будто его и нет в системе Вооруженных сил России. С тех пор, похоже, слово
«сокращение» стало ключевым во всех реформах, проводимых как на Флоте, так и в
Армии.
Опираясь на вышеприведённое положение
невольно задумываешься, почему мы, сокращая свой Флот, сквозь пальцы смотрим на
усиление ВМС других стран (США спускают новый атомный авианосец «Буш», Франция
– авианосец «Де Голль», Китай – усиливает свои ВМС по всем направлениям, не
отстают и другие), а мы за 18 лет, сократив корабельный состав на 60%, не ввели
в строй ни одного значимого корабля. Одни только громкие заявления. К тому же
известны намерения, из 240 частей и соединений ВМФ оставить только 123. Это
значит, что сократится и корабельный состав.
Поражает и то, что сокращаются и
некоторые первичные офицерские должности на подводных лодках. Это могут делать
только те чиновники, в погонах и без оных, которые даже не видели подводных
лодок, а не то, что служили на них. Это прямой путь к новым авариям на
подводных лодках. Почему? Разъяснения займут много места, но специалисты поймут
и без объяснений.
Даже на первый взгляд, всё что
делается сегодня под благовидным предлогом оптимизации ВМФ противоречит
положениям «Морской доктрины», принятой 27
июля 2001 года, а её никто не отменял. Например, как понимать то:
-
обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное
использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности
государства (падает не только военно-морской, но и вообще морской потенциал
России, этого не видит только слепой);
-
концентрация усилий по строительству и развитию инфраструктуры
российского флота на территориях субъектов Российской Федерации, традиционно
связанных с мореплаванием, унификация этой инфраструктуры для военных и
хозяйственных нужд (здесь вообще нонсенс – не только создаются новые базы, но
закрываются и старые);
-
сохранение и совершенствование системы подготовки кадров, обучение и
воспитания молодёжи (о чём здесь можно сказать, если рушится вся система
подготовки специалистов без всяких оснований).
Я привёл только три принципа из
тринадцати названных в «Морской доктрине», но на все остальные тоже есть
возражения.
В разделе «Осуществление
военно-морской деятельности» записано – «Военно –морской Флот является главной
составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из
инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты
интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными
методами, поддержания военно-политической стабильности с морских и океанских
направлений». Но всё это как-то не вяжется с действительностью.
Прежде чем заглядывать далеко в океан
(теоретические разработки этого вопроса необходимы), политическому и военному
руководству страны следовало бы конкретно разобраться с материальной и
социальной базой Флота.
Возникает вопрос: самое ли важное
сейчас пустые заявления, не подкрепленные материально, если речь идёт уже не
только о сокращении ВМФ, а о свёртывании кораблестроительных программ, а просто
выживании, как всего ВМФ, так и отдельных его крупных кораблей, системы
базирования, обеспечения, социальной защиты самых моряков.
Я не привожу здесь глубокого анализа
положения на Флоте, я хочу лишь напомнить о том, что уже были приняты ранее
основополагающие документы по морской политике России, но похоже, что эти
документы были приняты «для туману».
Чтобы выйти за рамки некоего протокола
о намерениях, доктрина, вероятно, должна базироваться на реальной морской идее,
которая определяется конкретными государственными делами в общей системе
политических целей страны, созданием Флота способного по настоящему защищать
государственные интересы России.
Ещё в 1956 году, когда стоял вопрос о
«большом» Флоте С.Г. Горшков говорил на высоком совещании, что «Нам нужна чёткая и ясная программа создания нового флота, которая
бы учитывала экономические возможности нашей страны, тенденции развития флотов
крупных империалистических держав, а также опыт войны. В атомный век при
проектировании и строительстве флота мы должны исходить из нашей доктрины
с её оборонительной направленности и не копировать западные державы, идти своим
путём с учётом возможностей нашей промышленности…». (С.Г. Горшков, «Во флотском
строю», Спб, 1996г., стр.172-173). Сегодня, конечно, обстановка другая, но
это не значит, что надо сводить роль ВМФ к нулю
Указом
Президента РФ Д. Медведева 5 февраля 2010 года новая Военная доктрина РФ
большей ясности в развитие наших Вооружённых Сил не внесла, а наоборот размазала
всю конкретику. Как не было ясности и прозрачности в военном вопросе, так и
нет. А непонятные «военные реформы» продолжаются. Но, как заметил, генерал
армии Игорь Родионов, бывший в 1996-1997 годах Министром обороны РФ, в одном из
интервью, что «Сейчас общественности не предоставлена целостная и обоснованная
концепция реформы, нет и сформулированного понимания военно-стратегических
задач государства, видения реальных вызовов и угроз (то есть «Военной доктрины»
- В.К.). А без этого никакой полезной реформы не получится». Так оно и
случилось.
Опять та же система келейного принятия столь важного документа, как
«Военная доктрина РФ» приводит к мысли, что этот документ мертворожденный, как и все предыдущие, скорее
для теории, чем для практики.
Поражает то, что при столь
расплывчатой Военной Доктрине, а на последней коллегии Министерства Обороны
Президент В. Путин призвал не ревизовать предыдущие решения, Верховному
Главнокомандующему 29 января 2013 г. представляется «План обороны страны»,
который должен разрабатываться на основе Военной Доктрины, а она, как я сказал
выше, благодаря «либералу» Д. Медведеву, мертво рождена. Будет ли толк от
плана?
Чудны дела твои Господи в нашем
Отечестве!
ВАДИМ
КУЛИНЧЕНКО
капитан
1 ранга в отставке.
Адрес: 143920 Московская область
пос. КУПАВНА
Немає коментарів:
Дописати коментар