неділя, березня 03, 2013

НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

Сегодня я хочу ознакомить своего читателя с размышлениями капитана 1- го ранга Вадима Тимофеевича Кулинченко,бывшего старпома атомной субмарины Северного Флота, о проблемах  морской политики России.Прежде чем разместить данный материал. мне бы хотелось поблагодарить Вадима Тимофеевича за сотрудничество с блогом и присланный материал. (Вячеслав Мазуренко)
 Автор-Вадим Кулинченко ,капитан 1- го ранга,п.Купавка,Московская обл.

         Для Российского Флота события, которые произошли на рубеже 20 – 21 веков, несомненно, войдут в его историю.
         Впервые в России на государственном уровне положено начало формированию национальной морской политики как долговременной, комплексной и системной государственной политики в области морской деятельности, освоении и использовании ресурсов и пространств Мирового океана, консолидации внутригосударственных и международных интересов России в сфере использования Мирового океана. Но доктрина есть, а дела нет…. Нет и чёткой идеи – Какой же Флот нам нужен?

                                                М О Р С К А Я    Д О К Т Р И Н А.


         Несомненно, что в «Военной доктрины Российской Федерации» должна была стать морская составляющая. О значении сегодня Военно-морских сил в мировой политике спорить не приходится. С каждым годом их роль возрастает, не только в военном противостоянии, но и в защите экономических интересов государств в мировом океане. (Не будим углубляться, но даже борьба с морским пиратством говорит о многом). Но этого не произошло.
         Ещё в 2001 году 27 июля Президент РФ утвердил «Морскую доктрину Российской Федерации» на период до 2020 года. Исходя из положений «Морской доктрины» был принят и ряд других документов, направленных на развитие морской деятельности государства. Как отмечали ответственные тогда деятели ВМФ РФ «Закономерность разработки и принятия этих документов было обусловлено многими факторами, среди которых главными и определяющими являлось значение Мирового океана для устойчивого развития Российской Федерации, потребности  защиты жизненно важных национальных интересов и необходимость формирования в государстве и обществе морской культуры». Прошло 12 лет. И что же, заявления остались только на бумаге.
         До принятия общей «Морской доктрины Российской Федерации», а именно 4 марта 2000 года Указом Президента РФ были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области  военно-морской деятельности на период до 2010 года». Главным направлением политики РФ в области военно-морской деятельности «Основы» определяли совершенствование государственного управления военно-морской деятельностью. Предусматривалось усиление централизации управления военно-морской деятельностью в обеспечении интересов обороны и безопасности России, и её союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и развитие Военно-морского Флота как вида Вооружённых Сил. Всё было сделано до наоборот – вместо централизации Флот растащили по направлениям….
         Я напомнил два «основополагающих» документа, определяющих морскую политику России. Один после его завершения, другой на полпути к сроку завершения. И невольно возникает больной вопрос – Для чего они принимались? Для дела или пиара? Приходится констатировать печальный факт – эти документы, как были благими намерениями, так и остаются. Фактически это заявления к намерениям, но никак не для выполнения.
         Что сделано для усиления Военно-морского Флота за 12 лет? Фактически ничего. Флот вышел в океан (даже нельзя сказать, что вернулся – В.К.). Но что это за корабли?..
         В принятых Указом Президента РФ №1833 от 2 ноября 1993 года «Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» о ВМФ сказано было только одно: «Активизация диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений и ограничения военно-морской деятельности». Это положение в разделе «Политические основы военной доктрины», а во всём остальном тексте, в том числе и в «Военных основах военной доктрины» о Флоте ни слова, как будто его и нет в системе Вооруженных сил России. С тех пор, похоже, слово «сокращение» стало ключевым во всех реформах, проводимых как на Флоте, так и в Армии.
         Опираясь на вышеприведённое положение невольно задумываешься, почему мы, сокращая свой Флот, сквозь пальцы смотрим на усиление ВМС других стран (США спускают новый атомный авианосец «Буш», Франция – авианосец «Де Голль», Китай – усиливает свои ВМС по всем направлениям, не отстают и другие), а мы за 18 лет, сократив корабельный состав на 60%, не ввели в строй ни одного значимого корабля. Одни только громкие заявления. К тому же известны намерения, из 240 частей и соединений ВМФ оставить только 123. Это значит, что сократится и корабельный состав.
         Поражает и то, что сокращаются и некоторые первичные офицерские должности на подводных лодках. Это могут делать только те чиновники, в погонах и без оных, которые даже не видели подводных лодок, а не то, что служили на них. Это прямой путь к новым авариям на подводных лодках. Почему? Разъяснения займут много места, но специалисты поймут и без объяснений.
         Даже на первый взгляд, всё что делается сегодня под благовидным предлогом оптимизации ВМФ противоречит положениям «Морской доктрины», принятой 27  июля 2001 года, а её никто не отменял. Например, как понимать то:
-  обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства (падает не только военно-морской, но и вообще морской потенциал России, этого не видит только слепой);
-  концентрация усилий по строительству и развитию инфраструктуры российского флота на территориях субъектов Российской Федерации, традиционно связанных  с мореплаванием, унификация  этой инфраструктуры для военных и хозяйственных нужд (здесь вообще нонсенс – не только создаются новые базы, но закрываются и старые);
-  сохранение и совершенствование системы подготовки кадров, обучение и воспитания молодёжи (о чём здесь можно сказать, если рушится вся система подготовки специалистов без всяких оснований).
         Я привёл только три принципа из тринадцати названных в «Морской доктрине», но на все остальные тоже есть возражения.
         В разделе «Осуществление военно-морской деятельности» записано – «Военно –морской Флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности с морских и океанских направлений». Но всё это как-то не вяжется с действительностью.
         Прежде чем заглядывать далеко в океан (теоретические разработки этого вопроса необходимы), политическому и военному руководству страны следовало бы конкретно разобраться с материальной и социальной базой Флота.
         Возникает вопрос: самое ли важное сейчас пустые заявления, не подкрепленные материально, если речь идёт уже не только о сокращении ВМФ, а о свёртывании кораблестроительных программ, а просто выживании, как всего ВМФ, так и отдельных его крупных кораблей, системы базирования, обеспечения, социальной защиты самых моряков.
         Я не привожу здесь глубокого анализа положения на Флоте, я хочу лишь напомнить о том, что уже были приняты ранее основополагающие документы по морской политике России, но похоже, что эти документы были приняты «для туману».
         Чтобы выйти за рамки некоего протокола о намерениях, доктрина, вероятно, должна базироваться на реальной морской идее, которая определяется конкретными государственными делами в общей системе политических целей страны, созданием Флота способного по настоящему защищать государственные интересы России.
         Ещё в 1956 году, когда стоял вопрос о «большом» Флоте С.Г. Горшков говорил на высоком совещании, что «Нам нужна чёткая и ясная программа создания нового флота, которая бы учитывала экономические возможности нашей страны, тенденции развития флотов крупных империалистических держав, а также опыт войны. В атомный век при проектировании и строительстве флота мы должны исходить из нашей доктрины с её оборонительной направленности и не копировать западные державы, идти своим путём с учётом возможностей нашей промышленности…». (С.Г. Горшков, «Во флотском строю», Спб, 1996г., стр.172-173). Сегодня, конечно, обстановка другая, но это не значит, что надо сводить роль ВМФ к нулю

            Указом Президента РФ Д. Медведева 5 февраля 2010 года новая Военная доктрина РФ большей ясности в развитие наших Вооружённых Сил не внесла, а наоборот размазала всю конкретику. Как не было ясности и прозрачности в военном вопросе, так и нет. А непонятные «военные реформы» продолжаются. Но, как заметил, генерал армии Игорь Родионов, бывший в 1996-1997 годах Министром обороны РФ, в одном из интервью, что «Сейчас общественности не предоставлена целостная и обоснованная концепция реформы, нет и сформулированного понимания военно-стратегических задач государства, видения реальных вызовов и угроз (то есть «Военной доктрины» - В.К.). А без этого никакой полезной реформы не получится». Так оно и случилось.
         Опять та же система келейного принятия столь важного документа, как «Военная доктрина РФ» приводит к мысли, что этот документ  мертворожденный, как и все предыдущие, скорее для теории, чем для практики.
         Поражает то, что при столь расплывчатой Военной Доктрине, а на последней коллегии Министерства Обороны Президент В. Путин призвал не ревизовать предыдущие решения, Верховному Главнокомандующему 29 января 2013 г. представляется «План обороны страны», который должен разрабатываться на основе Военной Доктрины, а она, как я сказал выше, благодаря «либералу» Д. Медведеву, мертво рождена. Будет ли толк от плана? 
         Чудны дела твои Господи в нашем Отечестве!

                                        ВАДИМ  КУЛИНЧЕНКО
                                        капитан 1 ранга в отставке.

   Адрес: 143920 Московская область
                             пос. КУПАВНА

Немає коментарів: