суботу, березня 02, 2013

Первые российские командиры подводных лодок


  Ежегодно ветераны ВМФ 5 января встречаются на Корабельной Набережной, чтобы почтить память первых русских подводников, начавших отсчет истории боевого применения подводных лодок в Российской империи. На памятнике видим фамилии командиров и названия 13 подводных лодок, которыми они командовали.  Это сейчас, когда минуло более 100 лет легко рассуждать о планах применения подводных лодок, их переброске по Транссибу, эффективны они были или нет, оказали свое влияние при защите Владивостока или нет. А тогда все было впервые, неизвестность, даже понятие подводной лодки не существовало. Отдельный отряд миноносцев Владивостокского Отряда крейсеров и все.



Хотя если смотреть приказы тех лет то мы видим. К примеру: «…Приказ по Морскому ведомству № 94 от 30 апреля 1905 года гласит: …Государь Император, 25-го сего апреля Высочайше утвердить соизволил прилагаемые при этом Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок».
Итак декабрь 1904 года, завершается первый год Русско-японской войны. В железнодорожном тупике Эгершельда идет сборка и подготовка к плаванию прибывших подводных лодок. Первой была «Форель» командовал которой потомственный дворянин лейтенант Тимофей Рааб фон Тилен (друзья командиры как самого молодого называли его Тимоша).
К концу года прибывают еще 6 подводных лодок. По очередности «Налим» и «Скат» под командованием лейтенантов Федора Белкина и Михаила Тьедера, «Касатка» и «Ф.Г. Шереметев», командир «Касатки» лейтенант Александр Плотто. Завершают эту группу подводные лодки «Сом» и «Дельфин» под командованием князя Владимира Трубецкого и лейтенанта Георгия Завойко, Фамилии довольно известные не только в российском императорском флоте, но и в России.
Взять князя Владимира Владимировича Трубецкого, о нем будут вспоминать, как он отверг предложение  командования Сибирского флотского экипажа  разместить экипаж подводной лодки «Сом» в бывшей конторе Южно-Уссурийской железной дороги, брошенной за ненадобностью.
В отличие от прибывших ранее экипажей и разместившихся неподалеку в теплушках, стоящих на железнодорожных путях, Владимир Трубецкой принял другое неординарное для той поры решение. Он снял в городе частную квартиру для экипажа. Его примеру последовали другие командиры, чей достаток позволял это сделать.
Только самоотверженный труд экипажей подводных лодок во главе с их командирами позволил подводные лодки подготовить к плаванию весной 1905 года. Они выйдут в море для охраны побережья, несения дозорной службы в заливе Петра Великого. В течение 1905 года во Владивосток прибывают подводные лодки, которыми командовали: «Осетром» - лейтенант Илья Липхарт, «Кефалью» - лейтенант Борис Быков, «Бычком» - лейтенант Петр Панютин, «Палтусом» - лейтенант Петр Поярков, «Плотвой» - лейтенант Аполлинарий Никифораки, «Щукой» - лейтенант Карл Ден-2-й.
Кто же они первые командиры, как сложилась их судьба в дальнейшем, что стало с подводными лодками, попытаемся кратко осветить отдельные исторические фрагменты.
Князь Владимир Владимирович Трубецкой. Его служба, участие в 1-й Мировой войне достойны того, чтобы об этом вспомнить сегодня.
16 октября 1914г. в Черном море  у мыса Сарыч в бою встретились капитан 1 ранга Владимир Трубецкой и лейтенант Карл Дениц. Командуя дивизионом эсминцев В. Трубецкой на миноносце «Лейтенант Пущин» бесстрашно бросился в атаку на германский рейдер «Гебен», который сопровождал крейсер «Бреслау». Вахтенным офицером на «Бреслау» служил молодой лейтенант Карл Денниц. Так встретились участник Русско-японской войны впервые в истории Российской Империи на подводной лодке «Сом» преследовавший в Уссурийском заливе японские эсминцы и будущий подводник Германии, впоследствии дважды военнопленный. В 1916 году командуя крупнейшим линкором «Императрица Мария», Владимир Трубецкой атаковал крейсер «Гебен» у берегов Турции, который опять ускользнул от возмездия, пользуясь преимуществом в скорости и погодными условиями. Командовал Черноморским флотом в то время адмирал Колчак, находившийся также на борту линкора «Императрица Мария». Оставив свой след в истории Владивостокского подплава контр-адмирал В.В. Трубецкой скончался в 1931 году под Парижем. Из жизни ушел неординарный человек, по воспоминаниям его товарищей и друзей лихой, отчаянный командир, Тихоокеанскому же флоту, по новому исчислению от Охотского порта, исполнилось в ту пору 200 лет.
Мы знаем, что командовал первым отрядом подводных лодок во Владивостоке лейтенант Александр ПЛОТТО.
Не исключено, что после окончания Русско-японской войны, в связи с революционными событиями 1905 года, захлестнувшими Владивосток он подает прошение об отставке, убывает в отпуск и ждет своей дальнейшей судьбы.
С прибытием в С.-Петербург в марте 1906 года был вызван к морскому министру адмиралу А. А. Бирилеву, который лично разрешил ему взять прошение об отставке обратно и продолжить службу.
Командовал миноносцем, учебными судами, преподавал мины уайтхеда на минных офицерских классах. В Первую Мировую войну плавал капитаном в Добровольческом флоте, назначен начальником отряда транспортов ЧФ.
Во время Гражданской войны служил в белом ЧФ членом комиссии по приемке судов возвращаемых России иностранным командованием.
В эмиграции вместе с семьей жил в Афинах в Греции с 1920 года. Зарабатывал на жизнь, давая уроки музыки и настройкой музыкальных инструментов. Состоял членом Союза русских эмигрантов в Греции. Почетный член Федерации Союза русских инвалидов с 1945 года. Скончался в Афинах (Греция), погребен на Русском кладбище в Пирее. Его внук полный тезка Александр Владимирович Плотто в настоящее время живет во Франции.
Командир подводной лодки «Налим» лейтенант Федор Михайлович БЕЛКИН, дальний родственник адмирала Павла Степановича Нахимова. брат подводника Николая Михайловича Белкина, погибшего на подводной лодке «Камбала» в 1909 году на черном море.
Подводному плаванию, как и большинство командиров, обучался на «Дельфине» под руководством капитана 2 ранга Михаила Беклемишева.
С прибытием во Владивосток как один из требовательных и исполнительных командиров был назначен Ротным командиром команд отдельного отряда миноносцев.
В октябре 1905 года, во время его дежурства по отряду миноносцев в караульном помещении произошла драка пьяных матросов с пьяными мастеровыми. При прекращении беспорядка «нанес нескольких ударов по лицу караульному начальнику и караульному матросу», за что временным военно- морским судом Владивостокского порта был приговорен к содержанию на гауптвахте на один месяц и две недели без ограничения прав и преимуществ.
В дальнейшем переведен на БФ. Командовал подводной лодкой «Окунь», дивизионом подводных лодок.
Первую мировую войну встретил в корпусе гидрографов, служил начальником морской охраны побережья Ботнического залива
После окончания гражданской войны работал Начальником гидрографического Невского отряда, неоднократно арестовывался органами ОГПУ, был выслан в Сибирь, впоследствии, реабилитирован.
Интересные подробности, характеризуют многосторонние дарования Федора Михайловича Белкина. Участвовал в гидрографических экспедициях на Байкале, Сухумском рейде.
Подарил Николаевской Главной физической обсерватории пять своих картин, изображающих северные сияния.
Избран действительным членом Вост.-Сиб. отдела Императорского РГО.
Удостоен звания чл.-корреспондента Императорской Академии Наук.
Занимался живописью. Выставлял свои картины на художественных выставках в Иркутске, С.-Петербурге. Изобрел инструмент для производства съемки местности в закрытых местах и тембровое устройство для граммофонов. В личной жизни так и остался холостым.
«Кефалью» недолго командовал лейтенант БЫКОВ Борис Александрович, обеспечив ее подготовку и перевозку во Владивосток из Либавы в июле 1905 года, в конце года он убывает в отпуск с последующим переводом на БФ.
В Первую Мировую войну командует эсминцем «Быстрый»
Уволившись после революции, работает служащим в Главном управлении кораблестроения. После гражданской войны  по сведениям родственников жил в Финляндии, во Франции, при этом дочери вышли замуж в России и впоследствии похоронены в Комарово под Ленинградом.
Командир подводной лодки «Фельдмаршал Граф Шереметев» лейтенант ЗАБОТКИН Дмитрий Дмитриевич известен тем, что в 1900 году командуя десантной ротой с крейсера «Россия» участвовал в подавлении восстания ихэтуаней в Китае, был ранен в ногу.
Окончание Русско-японской войны встретил во Владивостоке, в конце 1905 года возвратился в Санкт-Петербург, в Гвардейский экипаж, в 1913 году был уволен от службы.
В Первую мировую войну призван из запаса, сказался опыт участия в боевых действиях в Китае. Командует Черноморским морским полком и отдельной бригадой Черноморской дивизии.
Буржуазная революция забрасывает его интендантом на флотилию СЛО.
В Гражданскую войну командует сводным отрядом судовых команд в Петрограде.
Арестовывался Кронштадской ЧК в 1919 году, освобожден.
С окончанием гражданской войны командовал крейсером «Богатырь», в 1926 году по болезни был уволен со службы.
Необычна судьба командира «Дельфина» лейтенанта ЗАВОЙКО Георгия Степановича, внука героя обороны Петропавловска–Камчатского, участника Наваринского сражения адмирала Василия Степановича Завойко. Его бабушка Юлия Георгиевна была племянницей выдающегося исследователя Дальнего Востока и Аляски адмирала Ф.П. Врангеля; двоюродной теткой командующего Белой армией в Крыму во время Гражданской войны генерала П.Н. Врангеля.
Штурманским офицером на эскадренном броненосце «Петропавловск», как и лейтенант Заботкин, участвовал в подавлении Боксерского восстания в Китае. В 1900 году уволился в запас, с началом Русско-японской войны был призван обучающимся на ПЛ «Дельфин». Вместе с подводной лодкой прибыл во Владивосток.
Михаил Беклемишев по итогам плавания подводных лодок в 1905 году дает характеристику Георгию Завойко: «…бравый и усердный Завойко, хорошо управлявшийся с лодкой и внушавший полное доверие».
После войны командир не смог сдерживать себя в рамках флотской службы. Документы свидетельствуют.
Собрание офицеров отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта в ноябре 1905 года постановило «просить начальника отряда ходатайствовать перед командиром порта об увольнении лейтенанта Завойко в отставку без прошения за ряд неблаговидных поступков». Причиной такого решения послужили карточные долги и злоупотребление алкоголем. Это постановление было объявлено лейтенанту 3авойко с просьбой не появляться в кают-компании отряда. Он был отстранен от командования миноносцем «Дельфин» и списан в Сибирский флотский экипаж.
Назначенный заведующим эшелоном № 1 морских команд Сибирского флотского экипажа в селе Спасском. По приказанию Морского министра подал прошение об увольнении в отставку 18.03.1906 года. За неисполнение приказаний заведующего морскими командами в с. Спасском и уклонение от своих обязанностей арестован на гауптвахте на пять суток 26.03.1906. В этот же день совершил попытку самоубийства и в тяжелом состоянии доставлен в 20-й полевой запасной госпиталь в селе Спасском, где и скончался 31.03.1906. Следствие выяснило, что им были растрачены казенные деньги на сумму 1823 руб. 62 коп. Погребен в селе Спасском, впоследствии перезахоронен в С.-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Командир подводной лодки «Плотва» лейтенант НИКИФОРАКИ Аполлинарий Николаевич, сын Ставропольского губернатора, Русско-японскую войну встретил ревизором крейсера» Дон». Пройдя обучение в Учебном отряде подводного плавания, во Владивосток прибыл с подводной лодкой уже после окончания Русско-японской войны.
Оставив свой след во Владивостоке он, тем не менее дольше других командиров посвятил себя службе в подводном флоте. Это мы видим из его послужного списка.
В январе 1906 года убыл в отпуск, перейдя служить на Балтийский флот. Командовал подводными лодками «Почтовый», «Сиг». Первую Мировую войну встретил в УОПП обучая плаванию офицеров, командовал подводной лодкой «Крокодил», дивизионом. Окончание войны встретил начальником УОПП. В августе 1918 года покинул службу, убыл на Украину. Судьба забросила его в Англию на пересыльный пункт, откуда он попал в Эстонию, где заведовал санитарной частью. После окончания гражданской войны оказался во Франции, где скончался в возрасте 48 лет, так и не обустроив свою личную жизнь, оставшись холостым.
Непростая судьба, связанная с личной жизнью сложилась у командира подводной лодки «Осетр» лейтенанта Ильи Оскаровича Липхарта. В 1903 году лейтенантом участвовал в гидрографических работах по описи финских шхер. Из-за размолвки с женой проживал временно отдельно от нее. В ноябре 1903 года, на вечернем представлении в модном Панаевском театре расположенном на Адмиралтейской набережной увидел свою жену «в обществе лица, его оскорбившего». Сходил к знакомому за револьвером и, вернувшись в театр, выстрелил в свою жену, нанеся ей легкое ранение головы. После чего пытался покончить жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера, но остался жив, причинив себе рану около правого уха. Через 3 дня зачислен в запас флота, началось следствие.
С началом РЯВ призван на военную службу. За покушение на убийство в состоянии раздражения и покушение на самоубийство приговорен к заключению в крепости на один месяц и две недели без всякого ограничения прав 24.05.1904. Содержание в крепости заменено содержанием на гауптвахте, и срок содержания сокращен на одну треть.
По личному желанию назначен командиром «Осетра», из Владивостока, в январе 1906 года убыл в отпуск с назначением слушателем УОПП. С его окончанием снова прибыл во Владивосток командовать «Осетром».
Один из немногих командиров Владивостокского подплава первой волны командовавший после РЯВ подводными лодками «Плотва», «Фельдмаршал Граф Шереметев», ставший в 1912 году начальником дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии.
Первую Мировую войну встретил во Владивостоке командиром канонерской лодки «Манджур», командирован в г. Одессу в распоряжение командующего транспортной флотилией Черного моря.
Во время Гражданской войны произведен в капитаны I ранга, служил в белом ЧФ председателем комиссии по демобилизации судов торгового флота в г. Одессе. Эвакуировался с семьей из Одессы в Константинополь на пароходе «Грегори» 11.1920. В эмиграции жил во Франции, скончался в госпитале Бусико в Париже в 1936 году.
Командир подводной лодки «Бычок» лейтенант ПАНЮТИН Петр Константинович сын участника Синопского сражения и обороны Севастополя, один из старейших командиров, уже в возрасте 46 лет был призван из запаса (капитан 2 ранга) с началом Русско-японской войны с присвоением чина лейтенанта. Прибыл во Владивосток в эшелоне с подводной лодкой и сразу подал рапорт на увольнение в запас.
Нам остался известен тем, что за короткий промежуток времени, окончив курсы подводного плавания, обеспечил перегон подводной лодки во Владивосток. Интересный факт из биографии Петра Панютина его младшая сестра Екатерина была замужем за одним из главных инициаторов создания и первым начальником Морского генерального штаба вице-адмиралом Львом Алексеевичем Брусиловым, братом генерала А. А. Брусилова.
Оставаясь всю жизнь холостым, умер в 1909 году в возрасте 50 лет.
Командир подводной лодки «Скат» лейтенант ТЬЕДЕР Михаил Михайлович из дворян Великого Княжества Финляндского.
С началом Русско-японской войны подал рапорт о назначении для службы на подводные лодки. Приняв в командование подводную лодку «Скат» прибыл во Владивосток в декабре 1904 года.
Будучи разносторонне одаренным человеком, он, тем не менее, не сумел грамотно решать финансовые вопросы при взаимоотношениях со своими сослуживцами. Командуя подводной лодкой, временно исполнял должность вахтенного начальника крейсера «Жемчуг» и успел закончить 1-й курс офицерского факультета Восточного института. Кстати крейсер «Жемчуг» еще не раз оставит свой след в судьбах подводников, достаточно вспомнить вахтенного  начальника подводной лодки «Дельфин» Михаила Мычелкина служившего на крейсере старшим баталером и чудом оставшимся живым при его торпедировании в Пенанге германским крейсером «Эмден» 15.10.1914 года.
Вернемся к Михаилу Тьедеру, при сдаче должности командира подводной лодки «Скат» в 1907 году обнаружилось, что он должен 598 руб. двум нижним чинам своей лодки, 300 руб. указателю мастерских отряда ПП по минной части Р. Гребенщикову и 400 руб. зав. аккумуляторной мастерской Владивостокского порта Е. М. Дейло. Как оказалось, деньги брал в долг для оказания помощи своему брату Борису, который занимался частной предпринимательской деятельностью во Владивостоке.
К сожалению попытки смешивать служебные дела с бизнесом, которые мы наблюдаем в настоящее время зарождались еще в те далекие годы.
Приговором суда 16.08.1907 за проступок, заключавшийся в том, что брал у нижних чинов вверенной ему ПЛ «Скат» деньги, приговорен в дисциплинарном порядке к аресту на гауптвахте на три недели без ограничения прав и преимуществ.
По постановлению Совета посредников за неаккуратность в денежных делах и за заем в долг денег у нижних чинов и мастеровых предложено подать в отставку. В сентябре 1907 года подал прошение об увольнении от службы.
Отбыл наказание на гауптвахте Московского комендантского управления. Подал прошение об определении вновь на службу 17.06.1908, которое было отклонено 28.07.1908. В дальнейшем неоднократно подавал прошения о производстве в следующий чин с правом ношения мундира в отставке, о перечислении из отставки в запас флота в 1908, 1909 и 1910, которые были отклонены. После увольнения проживал в Москве, работал в издательствах разных московских газет.
В Первую Мировую войну призван из морского ополчения и назначен старшим офицером ПЛ «Ягуар». После революции командуя спасательным  судном «Волхов» при эвакуации флота из Гельсингфорса в Кронштадт остался в Финляндии. Некоторое время проживал в Москве, Эстонии и Латвии, Франции. С 1928 жил в Польше, где под Вильно организовал рыборазводное предприятие. В 1940 после смерти жены уехал с сыном в Финляндию, проживал в Хельсинки в 1940-1962. Занимался литературным трудом, писал статьи по рыбоводству для газет. Скончался в Хельсинки, где и погребен 22.04.1962
Командир «Палтуса» лейтенант ПОЯРКОВ Петр Петрович прибыл во Владивосток в сентябре 1905 года, Один из немногих командиров, продолживший службу во Владивостоке после окончания войны.
Командуя подводной лодкой, исполнял должность ротного командира отряда подводных лодок. В 1906 году находился в командировке в с. Спасском командиром 1-й роты 3-го эшелона морских команд.
Что не бывает особенно в командировках с молодыми офицерами, тем более в летнее время. За неприличное поведение в публичном месте на станции Евгеньевка Уссурийской ж. д. в июне 1907 года арестован с содержанием на гауптвахте на две недели. В дальнейшем, оставаясь в занимаемой должности, временно заведовал подводными лодками «Плотва», «Сом», «Кефаль».
В 1909 году был уволен со службы с должности ревизора канонерской лодки «Манджур» так и оставшись холостым.
РААБ-ТИЛЕН Тимофей Леонидович, фон-дер. Потомок древнего дворянского рода из Вестфалии, который корнями уходит вглубь веков, к рыцарям тевтонского ордена, командир «Форели», по иронии судьбы построенной в германии на средства Ф. Круппа.
В августе 1906 года назначен на Балтийский флот командиром подводной лодки «Окунь», отправлен в командировку в Севастополь, где командуя подводной лодкой «Судак» обучал экипаж премудростям подводного плавания.
Возвратившись на Балтику как представитель МТК контролировал строительство ПЛ «Дракон» на заводе Крейтона (1908-1909 г.г.).
Участвовал в заводских испытаниях ПЛ «Кайман» помощником командира.
Как видим Тимофей Леонидович принимал активное участие в испытаниях подводных лодок, обучении экипажей подводному плаванию, кроме того был дважды командирован  в Германию и Францию с секретными поручениями.
Первую Мировую войну встретил в должности командира ЭМ «Инженер-Механик Зверев».
После революции командуя транспортом «Рига», при эвакуации флота из Гельсингфорса в апреле1918 задержался из-за погрузки, при выходе из порта был задержан подошедшей германской эскадрой и возвращен в порт. Остался в Финляндии. Впоследствии вместе с женой находился в эмиграции во Франции. Скончался под Парижем в апреле 1929 года в возрасте 49-ти лет.
Необычна судьба командира «Щуки» лейтенанта Ден Карла Иоакимовича - из потомственных дворян Эстляндской губернии.
После окончания морского корпуса назначен на суда эскадры флота Тихого океана. Вахтенным начальником на ЭБР «Сисой Великий» в 1900 году оказался в центре военно-политических событий в Китае. Командуя отрядом десанта из 74 матросов с кораблей во время восстания ихэтуаней в Китае участвовал в обороне осажденной российской миссии в Пекине. За храбрость произведен в лейтенанты, не робкого десятка оказался молодой офицер приобретший боевой опыт.
РЯВ встретил в должности вахтенного начальника императорской яхты «Штандарт». Подал рапорт и был назначен помощником командира подводной лодки «Сом», участвовал, в первой атаке японского отряда под командованием князя Трубецкого.
С прибытием во Владивосток «Щуки» назначен ее командиром, вступив в командование как оказалось, всего на 5 месяцев, убыв вскоре в С.-Петербург в Гвардейский экипаж.
Будучи прикомандированным в 1907 году к собственному Ее Императорского Величества  сводному пехотному полку он познакомился с фрейлиной Юлией Александровной Смульской, правнучкой Михаила Иллаорионовича Кутузова, которая в молодости была представлена ко двору как одна из семьи высокопоставленных потомков Кутузова и была пожалована фрейлиной.
Выйдя замуж, она осталась во дворце, как близкая приближенная императрицы Александры Федоровны, более того, как ее любимая подруга. Конечно же, она вносила соответствующие коррективы в прохождение службы мужа. Из которых, мы видим назначение его вахтенным начальником и далее старшим офицером на императорских яхтах «Александрия», «Царевна».
Первую Мировую войну Карл Ден встретил, командуя эсминцем «Войсковой».
В 1916 году судьба снова забрасывает его во Владивосток. Назначенный командиром крейсера «Варяг», выкупленного у Японцев, он вступает в командование им и переходит в порт Александровск (Полярный) в состав флотилии СЛО.
В конце февраля 1917 года вышел в Англию для ремонта крейсера. Февральская революция застала его в море. Остался в Англии, впоследствии переехал с семьей в Польшу, где и скончался в 1932 году в возрасте 55 лет.
Кстати до назначения в подплав из всех 13 командиров трое участвовали в подавлении боксерского восстания в Китае в 1900-1901 годах: Карл Ден, Дмитрий Заботкин (ранен в ногу), Рааб-Тилен.
Подводя итоги мы видим:
1.      Все командиры из дворян за исключением Дмитрия Заботкина сына генерал-майора, инженера строителя, статус морского офицера требовал того.
2.      с началом РЯВ призваны из запаса и по личному желанию направлены для службы на подводные лодки лейтенанты Константин Панютин (Бычок), Георгий Завойко (Дельфин) и Илья Липхарт (Осетр), Дмитрий Заботкин (Ф.Г. Шереметев).
3.      По возрастному цензу призванный из запаса 46 летний Панютин был одним из старейших командиров, самыми молодыми были 24-летние Никифораки и Рааб-Тилен.
4.      После окончания РЯВ, не видя перспективы в дальнейшей службе на подводных лодках, в связи с прошедшими и продолжающимися революционными волнениями во Владивостоке и как следствие упадком воинской дисциплины и правопорядка на флоте, большинство командиров подали рапорта с просьбой о переводе к новому месту службы, убыв в итоге из Владивостока в конце 1905 – начале 1906 годов. Петр Панютин командир «Бычка» был уволен от службы чином капитана 2 ранга.
5.      Во Владивостоке продолжили службу: Петр Поярков и Михаил Тьедер.
6.      Из всех командиров только четверо продолжили службу в подводном флоте и приняли участие в боевых действиях 1-й МВ Аполлинарий Никифораки (Крокодил), Михаил Тьедер (спк Ягуар), Федор Белкин и Борис Быков (в управлении ПП).
7.      В гражданскую войну:
В белом флоте служили Плотто, Липхарт, Никифораки, Трубецкой;
На сторону революции перешли Борис Быков, Федор Белкин и Дмитрий Заботкин.
Не принимали участия в войне Михаил Тьедер, Карл Ден и Тимофей Рааб-Тилен
В итоге гражданская война расставила свои вехи в судьбе командиров подводных лодок Владивостокского подплава.
В России остались Борис Белкин, Дмитрий Заботкин и Петр Поярков.
Во Францию судьба забросила пятерых – Быкова, Липхарта, Никифораки, Трубецкого и Рааб-Тилена.
В Финляндии на своей исторической родине оказался Михаил Тьедер, в греческих Афинах контр-адмирал Александр Плотто и в Польше волею судьбы Карл Ден командир «Щуки» и «Варяга».
С окончанием Русско-японской войны во Владивостоке собирается «Чертова дюжина» подводных лодок, экипажи которых до Первой Мировой войны отрабатывают основы подводного плавания, изучают морской театр, закладывают традиции русских подводников, базируясь в летнее время в бухте Разбойник где занимаются  учебно-боевой подготовкой.
В отчетах о плавании подводных лодок в 1905 году Михаил Беклемишев, дает краткую характеристику лодкам и командирам.
В лучшую сторону выделялась пл «Сом», командир Владимир Трубецкой по своим офицерским и морским качествам – выше всяких похвал.
Из офицеров «Касаток» лучше всех управляли лодкой командир самой «Касатки» Александр Плотто и его помощник Николай Смирнов назначенный по просьбе Александра Плотто с должности преподавателя минных офицерских классов.
Общий итог деятельности подводных лодок: «…от лодок хотели получить, чего они дать не могли, а те качества, которые они имели, остались мало использованными».
Подводники согласились с тем, что имеемые на вооружении Российского флота подводные лодки к боевым единицам причислены быть не могут и должны использоваться как учебные. Если научиться на таких ходить и стрелять, то на других, более новых лодках делать то и другое будет несравненно легче.
Вместе с тем с началом 1-й Мировой войны подводные лодки Сибирской флотилии начинают готовить к отправке на запад.
Первыми к концу 1914 года отправляются на Черноморский флот в Севастополь наиболее боеготовые и хорошо зарекомендовавшие себя подводные лодки «Налим», «Скат», «Сом» и «Щука».
В Санкт-Петербург в конце 1915 года убывают после ремонта подводные лодки «Касатка» и «Ф.Г. Шереметев» войдя в состав БФ.
«Дельфин» отправленный  на следующий год (23.5.1916 г.) на флотилию Северного Ледовитого океана вошел в состав дивизиона подводных лодок особого назначения с базированием в Александровске ныне Полярном. Получается, что первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» первой осваивала не только Тихий океан, но и Северный Ледовитый (вместе с ПЛ № 1). Там же она была сдана на слом местному порту.
При передислокации подводной лодки из Владивостока в Архангельск в пути с ней произошел курьезный случай.
В послужном списке командира подводной лодки старшего лейтенанта Михаила Ломана об этом сказано следующее: «…при попустительстве начальника эшелона М. Ломана, команда еще в Маньчжурии закупила большое количество спирта, залив его в цистерны ПЛ, а помощник командира ПЛ лейтенант Мычелкин Михаил Алексеевич на станции Пограничная был задержан Таможней с 3 ведрами контрабандного спирта и оштрафован на 160 рублей. Во время следования эшелона команда пьянствовала и продавала спирт на станциях. В советское время спирт под названием «шило» был твердой валютой при взаимоотношениях с рабочими в ходе ремонта подводных лодок. Тогда же, из-за пьянства специально назначенного от Ижорского завода для обслуживания транспортера с ПЛ проводника-смазчика Ефремова, во время движения эшелона загорелась ось транспортера от расплавившегося подшипника, что едва не привело к катастрофе. Следствие по этому делу было прекращено в связи с политическими событиями 1917 года. Революция спасла командира от трибунала, что не помешало арестовать его в 1933 году.
Остается добавить, что родился Михаил Ломан ни где-нибудь а во Владивостоке в семье Адьютанта Сибирского флотского экипажа Владимира Ломана, в последующем заведующего плавучим доком Владивостокского порта.
Во Владивостоке осталась в ожидании своей дальнейшей судьбы «рыбная флотилия» подводных лодок: «Форель», «Кефаль», «Осетр», «Бычок», «Плотва» и «Палтус». Построенные в США и Германии они к 1922 году были сданы на слом, внеся определенную лепту в подготовку российских подводников на Дальнем Востоке.
Первыми боевое крещение получили подводные лодки Черного моря, неся дозорную службу, охраняя побережье Крыма и действуя у Турецкого побережья. Кроме ПЛ «Скат» потопившей артиллерией несколько турецких парусников, боевого успеха никто не достиг, хотя и были выходы в торпедную атаку «Налима» у турецкого побережья и безуспешная атака «Касаткой» немецкого транспорта на Балтике.
В дальнейшем «Сом» и «Щука» были отправлены на Балтийский флот, где уже действовали две тихоокеанских лодки «Касатка» и «Ф.Г. Шереметев» в «Кету».
Затянувшаяся 1-я МВ, революция 1917 года и гражданская война разбросали подводные лодки, уготовив каждой свою судьбу.
Подводная лодка «Сом» погибла не в бою а затонула в результате столкновения в перископном положении со шведским транспортом «Ингенмарланд». Командовал подводной лодкой лейтенант Бугураев Хрисанф Константинович.
Если первая подводная лодка США «Аддер» типа Холланд дала начало подводному флоту день рождения которого они отмечают с 11 апреля 1900 года, то седьмая, завершившая эту серию «Фултон» превратившись в «Сома» стала первой подводной лодкой России вступившей в боевое соприкосновение с японскими эсминцами в Уссурийском заливе в 1905 году. И командовал ею 46 летний князь Владимир Трубецкой.
«Щука» войдя в состав красного флота после революции была захвачена германскими войсками в Ревеле и вывезена в Германию на металлолом.
«Касатка» в ходе гражданской войны через Астрахань оказалась Баку в составе красного флота, где и была сдана на слом с ее окончанием.
«Ф.Г. Шереметев» затонула в Петрограде на Неве во время наводнения в 1924 году, в дальнейшем, после подъема была сдана на слом.
«Налим» вместе с другими подводными лодками был затоплен на внешнем рейде Севастополя. Во избежание захвата силами красных в 1919 году. Поднят в 1932 году сдан на металлолом.
Единственной подводной лодкой из «чертовой дюжины» Владивостокского подплава сохранившейся до настоящего времени является «Скат» найденный в 2008 году членами черноморского клуба дайвинга на дне внешнего рейда Севастополя на глубине 70 метров, где он сейчас и покоится.
Пронесшиеся ураганом по России ветры революции и Гражданской войны уничтожили остатки подводного флота во Владивостоке, на Черном море и Кольском полуострове.
И только Петербург ставший колыбелью подводных лодок России позволил не угаснуть новому роду сил военно-морского флота. Из подводных лодок Балтийского флота и возродился в будущем новый подводный флот России.
Но это как принято говорить совсем другая история.
2012.10.31.
Вице-адмирал А. Конев
Список использованной литературы:
    • Пожарский А.М. Подводное плавание в России (1834-1918 г. г.). Изд. С.-Петербург. 2011.
    • Ковалев Э.А. Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава. Изд. Москва-Санкт-Петербург. 2005.
    • Илларионов Г.Ю., Турмов Г.П. Подводные лодки в Русско-японской войне 1904-1905 г. г. Изд. Владивосток 2003.


Немає коментарів: