неділя, березня 31, 2013

Как КПСС утопила подводную лодку

 
Как КПСС утопила подводную лодку
Любая информация об атомных подводных лодках в СССР была строго засекречена. Впервые советская пресса сообщила о гибели атомной подлодки лишь в 1986 году при Горбачеве, тогда канула в бездну Бермудского треугольника стратегическая АПЛ К-219. О том, что в 1983 году у берегов Камчатки затонул атомоход К-429, унеся на дно 16 человек, страна узнала лишь в середине 90-х.
Эта трагедия, на мой взгляд, в какой-то мере результат… торжества КПСС. Ничего не имею против этой партии, сам вступил в ее ряды еще в начале восьмидесятых, когда учился в военно-морском училище. Но многие исследователи склоняются к мысли, что в трагедии К-429 в немалой степени виновато время. То самое время, когда фраза "Иначе партбилет и погоны на стол положишь!" была самой страшной для любой карьеры.

Доступа к информации об этой аварии не имели даже старшие офицеры-подводники. Хотя по их мнению, если бы подробности о ней были своевременно доведены до личного состава флота, проведен полный анализ ситуации, то могло бы и не быть гибели К-219 в 1986-м, "Комсомольца" в 1989-м и даже "Курска" в 2000-м… Конечно, нельзя сравнивать технические аспекты этих катастроф — разная техника, разные глубины, разные люди. Тем не менее, историю эту надо знать. Хотя бы для того, чтобы вынести из неё уроки…
В наше время об этой трагедии написано немало: книги адмирала Николая Мормуля "Катастрофы под водой" и "Дело Суворова. К-429", статьи в интернете. По мнению почти всех авторов, справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор. Возможно, после прочтения этого материала, написанного по материалам интернета, свою личную оценку дадут и читатели "Правды.Ру"
…Весной 1983 года атомная подводная лодка К-429 проекта 670 вернулась из автономного плавания. Экипаж в большинстве разъехался по домам, лодку отправили на плановый межпоходовый ремонт. Из ремонта ее должен был принимать экипаж капитана I ранга Николая Суворова, чтобы осенью, выйти в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.
И вдруг совершенно неожиданный поворот: командование решило провести учения не осенью, а летом и выгнать не прошедшую положенных ремонтных процедур лодку в море для выполнения боевых упражнений. Иначе дивизии, а может, и всей флотилии штаб Тихоокеанского флота может не зачесть выполнение текущего плана боевой подготовки!
Не учли только одного — лодка всё еще находилась в режиме приёма-передачи от одного экипажа другому. Поэтому штатный состав пришлось набирать, что называется, с миру по нитке, с разных лодок. Угрозы адмиралов отобрать партбилеты оказали свое действие — 23 июня на К-429 собрали подводников с пяти разных лодок. Выяснились подробности: экипипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море.
Вспоминаю похожую историю, произошедшую на Северном флоте, где автор этих строк долгие годы служил на атомной подлодке. Старший лейтенант из "механических", командир группы спецтрюмных (отвечающей за атомные реакторы) после долгой автономки возвращался домой. Он уже предчувствовал горячие объятия жены, как вдруг в жилом поселке заполярной базы его остановил патруль. Проверив документы, повели в штаб флотилии. Грозный флагманский офицер приказал: срочно отправиться на борт такой-то, через два часа выход в море. На объяснения старлея, что, мол, я так только что из моря вернулся, флагманский жестко ответил: "Партбилет на стол!". Пришлось офицеру, не заходя домой, сразу отправиться в другую автономку на неродной подлодке, причем в должности командира турбинной группы, к которой, по понятным причинам, он был явно не готов.
Его жена, которая уже в окошко выглядывала, его ожидая, так своего мужа и не дождалась. Через сутки обратилась к его командиру, тот пожал плечами: с борта сходил, дома должен быть. Короче, по гарнизону был объявлен всеобщий розыск — офицер пропал! Бедная жена старлея не знала, что и думать. Муж, после "внеплановой" автономки, измотанный и усталый, появился дома лишь через два месяца… Мало того, ему еще "морских" не заплатили, так как в ведомость в "чужом" экипаже не внесли. А командир собственного корабля чуть под трибунал не отдал за долгое отсутствие! К счастью, ситуация разрулилась….Читали бессмертную сатирическую книгу Александра Покровского о флотском бытии "Расстрелять"? Там все правда…
Так вот, экипаж К-429 для суточного выхода в море формировался именно так! И это было нарушением всех инструкций. При замене 30 процентов экипажа лодка считается небоеготовой! Это и понятно, подчас на глубине всё зависит от коллективных действий, от слаженности экипажа, от чувства локтя. Ни о какой трёхсуточной базовой подготовке, предшествующей каждому выходу, речь и не шла. Не было даже времени на проверку работы систем и механизмов. Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Подлодку со сборным экипажем выставили в море, понадеявшись на русское "авось". Не обошлось…
В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки категорически протестовали начальник штаба дивизии капитан I ранга Алексей Гусев и только что назначенный командир капитан I ранга Николай Суворов. После адмиральского "Партбилет на стол!", оба написали рапорта о полной неготовности лодки к выходу в море. Но их, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, положено выполнять. Так К-429 вышла в море со сборным экипажем. На борту было 120 человек вместо штатных 87. Народ согнали на всякий случай — а вдруг кого подменить в море придется?
24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку лодки, как бы "взвесить" ее в морской воде, чтобы определиться, можно ли вообще погружаться. А дальше произошло то, что, собственно говоря, в этой ситуации и должно было произойти… Команда "к погружению" в отсеках не была выполнена, не закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В четвертом отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Приборы были отключены на заводе — лодка-то, по сути, находилась в межпоходовом ремонте! Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции. Надвигалась катастрофа. Субмарина, приняв в своё нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого сыграли аварийную тревогу. В этой ситуации командир Суворов отдал команду продуть цистерны главного балласта. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции, закрыл кингстоны. Вместо того, чтобы вытеснять воду из цистерн, воздух уходил прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой…Вскоре вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный пост. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня. Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубины достигают полукилометра, ее бы просто раздавило
…Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва и потери буй был намертво приварен к корпусу лодки. Подобная практика была широко распространена, во всяком случае, тогда. Потеряешь буй — не расплатишься и… партбилет на стол положишь! Знаю, что говорю, сам приваривал на своей лодке, будучи командиром дивизиона живучести. Позже оказалось, что точно так же приварена к корпусу и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа. К этому моменту вся команда четвертого отсека (14 подводников) была уже мертва.
Об аварийной ситуации на К-429 не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан I ранга Гусев принял волевое решение — через торпедные аппараты первого отсека отправить на поверхность двух подводников. Они вышли на поверхность с помощью ИДА-59 — спасательных дыхательных аппаратов. И поплыли к берегу.
Когда через несколько часов их заметили с проходившего мимо пограничного корабля, то приняли за вражеских диверсантов. И только через час допроса, командир "погранца" сообщил в штаб подводников: мол, у вас там случайно никакая подлодочка не затонула? Так в штабе узнали о гибели К-429.
Не будем утомлять читателя техническими подробностями спасательной операции. К счастью, из 120 человек, находившихся на борту, погибло только 16. Споры о том, кто же всё-таки виноват в этой трагедии, не утихают и по сей день. В 1983 году суд просто назначил виновных, ими оказались командир Николай Суворов и командир БЧ-5, то есть механик суворовского экипажа, Борис Лиховозов. Суворову дали 10 лет, Лиховозову — восемь. Под стражу взяли прямо в казарме, где проходил суд, даже с жёнами попрощаться не дали.
Начальник штаба флотилии Олег Ерофеев позже стал командующим Северным флотом. Именно при нём в 1989 году погибла атомная подводная лодка "Комсомолец". Насколько справедлив был суд? И кто еще должен был оказаться на скамье подсудимых? Споры не утихают до сих пор. Почему не задержали выход подлодки в море, чтобы ее окончательно подготовить? Вопрос вопросов, на который есть только один ответ: "Партбилет и погоны на стол!".
Уцелевших, спасшихся с затонувшей субмарины моряков некоторые чины в немалых погонах попытались было объявить преступниками. Особенно старался пребывавший в звании капитана I ранга секретарь партийной комиссии дивизии, известный тем, что нога его никогда не ступала на палубу боевого корабля. Ведь это ЧП грозило ему снятием с теплой должности. "Тыловая крыса", он накинулся на стоящих в строю спасенных моряков с бранью: "Преступники! Вас под суд отдать надо! Лодку утопили!". Остановила политотдельца только громко и по-военному четко, произнесенная мичманом фраза: "Пошел ты на хрен!"
Командир стал козлом отпущени. Суворов три года провел в колонии-поселении в Новгородской области. Освобожден по амнистии в сентябре 1987 года. Умер он 26 сентября 1998 года в Санкт-Петербурге…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Андрей Михайлов

Источник материала см.- 

http://www.pravda.ru/society/fashion/models/13-03-2013/1148223-submarin-0/

Немає коментарів: