вівторок, квітня 09, 2013

Честь Имею представить .ветерана-подводника с Каменя(Россия) мичмана Василия Васильевича Иляхина

Василий Иляхин успешно закончил Каменский совхоз-техникум. Но диплом получала его
мама, потому что в этот же день выпускник должен был явиться на краевой сборно-призывной пункт.
Высокий, спортивного сложения, симпатичный паренек привлек внимание и местного военного начальства, и прибывших за новой сменой. Василия вызвали первым, сразу же предложили морфлот, при этом спросив, не пугает ли его трехлетняя разлука с домом, друзьями. Призывник уверенно отчеканил: «Абсолютно нет, хочется быть самостоятельным, испытать себя, посмотреть мир».
Из Барнаула призывников отправили в Новосибирск. Оттуда до Владивостока будущих флотских доставили воздушным лайнером. В июле 1987 года Василий прибыл в 51 отряд учебного центра. После пятимесячной необходимой подготовки—вновь медкомиссия, после чего определили на атомную подводную лодку на должность рулевого сигнальщика.

—В экипаж, куда меня направили,—рассказывает Иляхин,—я попал один из роты, с которой обучался в центре. Подводная лодка базировалась в бухте «Стрелок». Служил, как все. На подлодке иначе нельзя. Здесь мы—одна семья, и у нас одна дорога, одна цель и на время службы—одна судьба».
Через год экипаж отправили в учебный центр в Обнинск, где моряки повышали свое мастерство, умение принимать решения в непредвиденных экстремальных ситуациях, бороться с пожаром и т. д., словом, как экипажу остаться в живых в любом случае.
После Обнинска у Василия была уже новая должность. Он стал машинистом-турбинистом.
—Каждый моряк-подводник должен знать полностью свой корабль, всю матчасть, ну и обслуживать, естественно, доверенный определенный участок. Я, например, был в ответе за работу турбины в четвертом отсеке. Турбинист—это тяжелая специальность, хотя на службе легких не бывает.
Походы были всякими, и недолгими, и дальними, в Японское море, Тихий океан и пр. Свыкся Василий Васильевич с подлодкой, слился с командой и служба уже так затянула, что не представлял себя в других войсках.
—Прежде всего, служба, тем более на подводной лодке, воспитывает мужество, терпение, чувство настоящей мужской дружбы...
Море—оно изумительное, заколдовывает, привораживает. Но Василия все это время не покидало желание увидеть свой родной город, близких, вдохнуть сибирский обской воздух. Душа тосковала по запыленным кленам и «летящим» тополям, по снежным зимам, которых не бывает на Востоке.
За три месяца до «дембеля» сибиряка стали агитировать остаться на флоте. Говорили, что такие ребята, как он, здесь очень нужны, именно таким, сдержанным, сильным, способным выполнить любое задание, Отчизна доверяет охрану морских рубежей. Василий Иляхин написал рапорт остаться сверхсрочно. Вскоре за отличное несение службы он получил звание мичмана.
Василий Васильевич охотно рассказывал о своих друзьях-сослуживцах, с которыми держит постоянную связь. Но очень кратко говорил о службе. «Мы всегда были в боевой готовности, что предполагало уничтожение любого врага, где бы он ни находился. Естественно, на связи с лодкой были те, кому это положено знать. В походах с нами обязательно были врач-хирург, представитель Федеральной Службы (ФСБ). Свободного времени, можно сказать, в походе не было—вахта, тренировки и все остальное. Ни офицеры, ни мичманы, ни матросы без дела не сидели. Естественно, задания были разные, подолгу не видели неба, земли, родного пирса. Иногда по 3-4 месяца не всплывали. Но когда возвращались в свою бухту, на базу, такие чувства охватывали, что не передать словами. Это может понять только подводник».
В 1992 году, приехав домой в отпуск, моряк женился на сестре своего друга, которую в детстве катал на санках на другой берег Оби. Оля поехала с мужем в Приморский край. Как другие морячки, она с нетерпением ждала мужа из походов. 17 лет ее сердце было охвачено тревогой и ожиданием. В 1997 году за отличную службу моряку присвоили звание старшего мичмана.
21 год Василий Васильевич прослужил на атомной подводной лодке. На его парадном мундире поблескивают награды: «За дальний поход», «100 лет подводному Российскому флоту», «Подводник МВФ», «За отличную военную службу» третьей, второй, первой степеней (за 5, 10, 15 лет).
В 2008 году Василий вернулся в Камень. «В Приморье хорошо, но дом есть дом,—говорит он,—и я счастлив, что снова здесь».
На вопрос, какие планы на будущее, он ответил: «Сначала нужно закончить ремонт дома, потом немного отдохнуть, порыбачить, побывать в лесу. Ягоды, грибы—это моя слабость. А потом, конечно, пойду работать. Думаю, с этим проблем не будет».
Напоследок я спросила: «Ну а как же море, подлодка, скучать не будете?». Прищурив свои васильковые глаза, улыбаясь, Василий ответил:
—Это на всю оставшуюся жизнь. Думаю, мне долго будет сниться наша родная красавица и мой родной экипаж.



Немає коментарів: